Сделай Сам Свою Работу на 5

Вода в Атмосфере. Климаты Земли

Цели и задачи:формирование представлений о испарении и испаряемости, атмосферных осадках, погоде, климате.

Оборудование:карта количества осадков (год),физическая карта Азии.

Вопросы для собеседования:

1. Вода в атмосфере. Испарение, испаряемость, конденсация, сублимация. Их значение и географическое распределение.

2. Атмосферные осадки. Влияние природных факторов на формирование и географическое распределение атмосферных осадков. Атмосферное увлажнение.

3. Погода, климат. Климатообразующие процессы и факторы. Изменения и колебания климата.

4. Классификация климатов. Климатические пояса и области.

Задание 1.Проанализируйте мировую карту годовых сумм осадков. Как изменяется их количество по широтам? Выявите зоны с максимальной и минимальной величиной атмосферных осадков. Определите влияние рельефа суши и океанических течений на распределение осадков.Для анализа используйте карту годового количества осадков (Неклюкова Н. П. Общее землеведение, ч. I, 1976, с. 130-131; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 42–43).

Задание 2.Изучите карту климатических поясов и областей Земли (Неклюкова Н.П. Общее землеведение, ч. 1, с. 144; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 22) и объясните причины изменения испаряемости с широтой. Сравните карту испаряемости и карту годового количества осадков, определите регионы со значительным превышением величины испаряемости над количеством осадков и наоборот.

Домашнее задание: гидросфера, Мировой океан. Номенклатура: «Северная Америка».

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

Гидросфера. Мировой океан, Воды суши

Оборудование:линейки, миллиметровая бумага, карта океанов, ФГАМ, контурная карта Мира, цветные карандаши, физическая карта Северной Америки.

Вопросы для собеседования:

1. Общие сведения и гидросфере. Происхождение и распределение природных вод Земли. Их свойства.

2. Мировой океан как большая часть гидросферы. Части мирового океана, его морфометрические показатели и значение.

3. Физико-химические свойства воды Мирового океана. Их географические закономерности.



4. Динамика вод Мирового океана: причины, виды и географические закономерности.

5. Биологические ресурсы Мирового океана. Закономерности размещения живых организмов и состояние биоты в Мировом океане.

6. Подземные воды. Условия формирования и их виды. Географическое распределение.

7. Реки. Морфология рек и речных бассейнов. Движение воды и работа рек.

8. Питание и режим рек. Географическая классификация рек по гидрологическому режиму.

9. Озера. Происхождение озерных котловин. Физико-химические свойства озерных вод. Органический мир. Классификация озер.

10. Криосфера. Типы, географическое распространение и значение современного оледенения.

Задание 1. Рассмотрите общую схему поверхностных течений океанов и установите их связь с общей циркуляцией атмосферы.Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие причины вызывают поверхностные течения в океанах?

2. На какие типы делятся течения в зависимости от их происхождения, продолжительности, физических свойств воды?

Рассмотрите карты течений в одном из атласов и обратите внимание на наличие в океанах двух замкнутых колец течений – в северном и южном полушариях. Характер распределения течений в океанах (за исключением северной части Индийского океана и Северного Ледовитого океана) обусловлен одной причиной. Вспомните особенности и различия в циркуляции атмосферы в тропических широтах. Это же сравнение приведите и для умеренных широт Северного и Южного полушарий.

Рассмотрите обобщенную схему течений океанов и установите связь распространения дрейфовых течений с циркуляцией атмосферы. Перерисуйте в свои тетради эту схему, отмечая разным цветом течения – теплые и холодные. Подпишите типы течений на вашей схеме.

Таблица 7– Поверхностные течения Мирового океана

Тихий океан
Северное Пассатное (Экваториальное) Аляскинское
Куросио Калифорнийское
Северо-Тихоокеанское Камчатское
Южное Пассатное (Экваториальное) Ойя-Сиво
Межпассатное (Экваториальное противотечение) Течение Западных Ветров
Восточно-Австралийское Течение мыса Горн
Эль-Ниньо Перуанское (Гумбольдта)
Атлантический океан
Северное Пассатное (Экваториальное) Лабрадорское
Гвианское Португальское
Карибское Канарское
Флоридское Южное Пассатное (Экваториальное)
Антильское Межпассатное (Экваториальное противотечение)
Гольфстрим Бразильское
Северо-Атлантическое Фолклендское
Ирмингера Течение Западных Ветров
Норвежское Бенгельское
Нордкапское Течение мыса Игольного
Шпицбергенское Гвинейское
Восточно-Гренландское  
Индийский океан
Муссонное Мадагаскарское
Сомалийское Мозамбикское '
Южное Пассатное (Экваториальное) Течение Западных Ветров
Межпассатное (Экваториальное противотечение) Западно-Австралийское
Северный Ледовитый океан
Течение Арктического дрейфа Восточно-Гренландское Лабрадорское
       

Задание 2.Изучите карту распространения солености поверхностных вод Мирового океана, выявите и запишите в тетрадь следующие закономерности:

а) области океанов, характеризующиеся наиболее высокой соленостью поверхностных вод;

б) области, имеющие наименьшую соленость поверхностных вод;

в) изменение солености вод океанов по широтам: от экватора к полярным областям;

г) соленость воды морей разных типов (окраинных, материковых, островных).

Выявите факторы, влияющие на формирование солености и их взаимосвязь.

Задание 3.Постройте график внутригодового распределения расходов воды р. Ясельда и ее притоков (таблица 8). Проанализируйте построенные типовые графики колебания уровня воды. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие фазы водного режима можно выделить на графике?

2. К какому типу водного режима можно отнести р. Ясельда и ее притоки?

3. Какой вид питания преобладаем на исследуемых реках?

4. Какие уровни воды считаются характерными?

Таблица 8 – Внутригодовое распределение расходов воды на р. Ясельда и ее притоках, м3

Река – пост III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II
1. Ясельда – с. Хорево 8,42 14,63 4,43 2,01 1,41 0,77 0,48 1,21 1,89 2,58 1,53 0,93
2. Ясельда – г. Береза 11,89 20,65 6,26 2,84 1,99 1,08 0,68 1,71 2,67 3,64 2,16 1,31
3. Ясельда – с. Сенин 47,94 83,38 25,01 12,04 8,34 4,63 2,78 7,18 11,35 14,82 8,8 5,33
4. кан. Винец – c. Рыгали 3,65 1,77 0,79 0,35 0,21 0,15 0,18 0,29 0,48 0,48 0,28 0,34
5. Жегулянка – с. Нехачево 5,69 2,77 1,23 0,55 0,32 0,24 0,28 0,45 0,74 0,75 0,43 0,53
6. Меречанка – с. Красеево 2,75 1,34 0,6 0,26 0,16 0,12 0,14 0,22 0,36 0,37 0,21 0,26

Задание 4.Постройте график высоты снеговой линии на разных широтах по данным таблица 9. Объясните различие высотного положения снеговой линии по широтам.

 

Таблица 9 – Высота снеговой линии на разных широтах земного шара

Широта, градусы Высота снеговой линии, м Широта, градусы Высота снеговой линии, м
Северное полушарие Южное полушарие Северное полушарие Южное полушарие
90-80 40-30
80-70 30-20
70-60 20-10
60-50 10-0
50-40      

 

Высоту снеговой линии для Северного и Южного полушария покажите двумя кривыми, построенными в одной системе координат. На горизонтальной оси отложите географическую широту, на вертикальной – высоту снеговой линии. Масштаб горизонтальный: в 1см – 5°; вертикальный: в 1 см – 500 м.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие причины вызывают изменение солености поверхностных вод океанов в сторону ее повышения или понижения?

2. С чем связана пониженная соленость вод Северного Ледовитого океана?

3. Какова закономерность изменения солености в океанах по широтам, чем она определяется?

4. В чем состоит особенность в распределении солености вод Атлантического и Тихого океанов и с чем она связана?

5. Чем объясняются различия в солености разных морей?

6.. Каковы широтные закономерности в распространении высоты снеговой линии?

Домашнее задание: биосфера. Номенклатура: «Африка»

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

Биосфера

Оборудование: почвенные разрезы, ФГАМ (количество солнечной радиации, количество осадков), физическая карта Африки.

Вопросы для собеседования:

1. Понятие о педосфере. Почвообразующие факторы и процессы почвообразования.

2. Географические закономерности распространения основных типов почв. Их свойства. Антропогенное влияние на качество почв.

3. Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ее состав.

4. Биологический круговорот вещества. Биопродуктивность. Роль живого вещества в географической оболочке.

Задание 1.На основании данных таблица 10 выясните (предварительно вычислив %):

а) где больше биомасса в океане или на суше – и во сколько раз?

б) каково соотношение биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане?

Полученные выводы объясните.

Таблица 10 – Живая биомасса геосферы (млрд. т сухой массы) (по Рябчикову А.М.)

Компоненты биомассы Земля в целом Суша Океан
общая масса продуктивность в год общая масса продуктивность в год общая масса продуктивность в год
Фитомасса 198,7 128,7 0,22
В том числе леса 79,0 79,0
Зоомасса 62,0 56,0 7,00
Вся биомасса 260,7 184,7 7,20

Задание 2. Сопоставьте используя карту ежегодного прироста органического вещества растительности на земной поверхности с картами распределения солнечной радиации и количества осадков. Выявите общие закономерности. В каких районах наблюдается прямая зависимость прироста фитомассы от количества солнечного тепла? В каком тепловом поясе прирост наибольший, в каком – наименьший? Чем вызваны изменения прироста фитомассы в одном и том же тепловом поясе? Для анализа используйте данные таблица ?.

Таблица 11 – Характеристики природных зон (по Пашкангу К.В.)

Зоны Радиационный баланс, ккал/см², год Увлажнение, % Продуктивность фитомассы, ц/га
Тундровая
Таежная 149-100
Широколиственных лесов 149-100
Лесостепная 99-60
Степная 59-30
Субтропических лесов 99-60
Пустынная 50-70 29-13
Саванновая 99-30
Гилея 150-100

Задание 3.Проанализируйте рисунок 3 и объясните причины изменения биологической продуктивности Мирового океана на разных широтах. Как влияют на биологическую продуктивность температура, соленость, вертикальная циркуляция воды.Дайте письменную характеристику биологической продуктивности в полярных, умеренных, тропических и экваториальных широтах.

 

Рисунок 3 – Схема биологической продуктивности Мирового океана.

Домашнее задание:Географическая оболочка. Человек и географическая оболочка. Номенклатура: «Австралия, Антарктида»

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

Географическая оболочка

 

Оборудование: карта климатических поясов, карта географических поясов, схема географических поясов и основных зональных типов ландшафтов на гипотетическом материке, циркули, цветные карандаши, карта океанов, физическая карта «Австралии», карта Антарктиды.

Вопросы для собеседования:

1. Что такое географическая оболочка? Каковы ее особенности как своеобразной материальной системы? Каковы границы географической оболочки?

2. Как соотносятся друг с другом географическая оболочка и биосфера? Какие существуют на этот счет взгляды?

3. Перечислите основные закономерности географической оболочки и дайте их определение?

4. Раскрыть содержание следующих закономерностей географической оболочки: целостности, ритмики развития, круговорота вещества и энергетики, полярной асимметрии, зональности и азональности.

5. Какие факторы определяют проявление зональности и азональности в географической оболочке?

6. Каковы формы проявления азональности в географической оболочке?

7. В каких физико-географических поясах годовая ритмика и долготная дифференциация выражена ярче, в каких слабее?

8. Что такое высотная поясность? Что такое спектр высотной поясности? Какая существует связь между горизонтальной зональностью и высотной поясностью и каковы между ними различия?

9. Современные взгляды на происхождения человека. Периодизация взаимодействия общества и географической среды.

10. Современный этап взаимодействия общества и географической среды. Положительные и отрицательные результаты техногенеза в географической оболочке.

11. Понятие о природных условиях и ресурсах, их виды. Природопользование и охрана природы.

12. Понятие об устойчивости природных комплексов.

13. Ландшафтная сфера. Классификация ландшафтов, их значение в формировании географической обололочке.

 

Задание 1.

а) На основании анализа карты географических поясов в сопоставлении с картой климатов Земли (по Алисову) выявите принципы, положенные в основу выделения этих поясов.

б) Где географические зоны имеют протяжение, близкое к широтному, и где их отклонение от широтного протяжения наибольшее? Объясните причины.

в) Как отражено на карте влияние абсолютной высоты и рельефа на дифференциацию географической оболочки?

Задание 2.Постройте круговую диаграмму (%) соотношения площадей, занимаемых географическими поясами (таблица 12). Площади, занимаемые аналогичными поясами в Северном и Южном полушариях, покажите одним цветом, но разной штриховкой.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

а) Какие географические пояса занимают на Земле наибольшие площади и какие – наименьшие? Почему?

б) Какие наблюдаются различия в распределении географических поясов по полушариям? Объясните их.

Таблица 12 – Соотношение географических поясов в разных полушариях

Полушарие Пояс Площадь Полушарие Пояс Площадь
млн. км2 % млн. км2 %
Северное Арктический 14,45 Южное Антарктический 26,19
  Субарктический 17,62   Субантарктический 23,93
  Умеренный 53,22   Умеренный 34,47
  Субтропический 39,72   Субтропический 33,78
  Тропический 80,77   Тропический 95,10
  Субэкваториальный 38,65   Субэкваториальный 30,11
  Экваториальный 22,07 Всего   510,08

 

 

Домашнее задание: географическая оболочка. Человек и географическая оболочка.

Литература

 

Основная литература:

1. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению / К.В. Пашканг. – М.: Высш. школа, 1982. – 223 с.

2. Грядунова О.И. Методические рекомендации по курсу «Общее землеведение» для студентов специальности «география» / О.И. Грядунова. – Брест.: изд-во БрГУ, 2008.

3. Любушкина С.Г. Естествознание: Землеведение и краеведение, пособие для студ. пед. вузов. / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М.: Владос, 2002.

4. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение / М.А. Никонова, П.А. Данилов. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.

5. Ратобыльский, Н.С. Общее землеведение и краеведение/ Н.С. Ратобыльский, ., Л.А.Лярский. – Минск.: Вышэйшая школа, 1978. – 128 с. 1987.

6. Шапортов Д.А. Естествознание. Раздел: землеведение /Д.А. Шапортов. – Курс лекций. Ч.1. – Тверь, 2005.

Дополнительная литература:

7. Карлович, И.А. Геология / И.А. Карлович. – М., 2003.

8. Музафоров, В.Г. Определитель минералов и горных пород / В.Г. Музафоров. – М.Просвещение, 1979.

9. Неклюкова, Н.П. Общее землеведение / Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1967.

10. Шубаев, Л.П. Общее землеведение / Л.П. Шубаев. – М., 1977.

11. Южанинов, В.С. Картография с основами топографии / В.С. Южанинов: учебное пособие. . – М., 2001.

12. Галант Т.Г. Практические занятия по землеведению и краеведению / Т.Г. Галант, Е.М. Гурвич. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

13. Любушкина С.Г. Общее землеведение / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг, А.В. Чернов. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

14. Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению / Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.

15. Матвеева Н.П. Практикум по общему землеведению / Н.П. Матвеева. – М.: Просвещение, 1981. – 109 с.

16. Савцова Т.М. Общее землеведение / Т.М. Савцова. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

17. Рябчикова А.М. Физическая география материков и океанов / А.М. Рябчикова. – М.: Высшая школа, 1988. – 592 с.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.