Вода в Атмосфере. Климаты Земли
Цели и задачи:формирование представлений о испарении и испаряемости, атмосферных осадках, погоде, климате.
Оборудование:карта количества осадков (год),физическая карта Азии.
Вопросы для собеседования:
1. Вода в атмосфере. Испарение, испаряемость, конденсация, сублимация. Их значение и географическое распределение.
2. Атмосферные осадки. Влияние природных факторов на формирование и географическое распределение атмосферных осадков. Атмосферное увлажнение.
3. Погода, климат. Климатообразующие процессы и факторы. Изменения и колебания климата.
4. Классификация климатов. Климатические пояса и области.
Задание 1.Проанализируйте мировую карту годовых сумм осадков. Как изменяется их количество по широтам? Выявите зоны с максимальной и минимальной величиной атмосферных осадков. Определите влияние рельефа суши и океанических течений на распределение осадков.Для анализа используйте карту годового количества осадков (Неклюкова Н. П. Общее землеведение, ч. I, 1976, с. 130-131; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 42–43).
Задание 2.Изучите карту климатических поясов и областей Земли (Неклюкова Н.П. Общее землеведение, ч. 1, с. 144; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 22) и объясните причины изменения испаряемости с широтой. Сравните карту испаряемости и карту годового количества осадков, определите регионы со значительным превышением величины испаряемости над количеством осадков и наоборот.
Домашнее задание: гидросфера, Мировой океан. Номенклатура: «Северная Америка».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
Гидросфера. Мировой океан, Воды суши
Оборудование:линейки, миллиметровая бумага, карта океанов, ФГАМ, контурная карта Мира, цветные карандаши, физическая карта Северной Америки.
Вопросы для собеседования:
1. Общие сведения и гидросфере. Происхождение и распределение природных вод Земли. Их свойства.
2. Мировой океан как большая часть гидросферы. Части мирового океана, его морфометрические показатели и значение.
3. Физико-химические свойства воды Мирового океана. Их географические закономерности.
4. Динамика вод Мирового океана: причины, виды и географические закономерности.
5. Биологические ресурсы Мирового океана. Закономерности размещения живых организмов и состояние биоты в Мировом океане.
6. Подземные воды. Условия формирования и их виды. Географическое распределение.
7. Реки. Морфология рек и речных бассейнов. Движение воды и работа рек.
8. Питание и режим рек. Географическая классификация рек по гидрологическому режиму.
9. Озера. Происхождение озерных котловин. Физико-химические свойства озерных вод. Органический мир. Классификация озер.
10. Криосфера. Типы, географическое распространение и значение современного оледенения.
Задание 1. Рассмотрите общую схему поверхностных течений океанов и установите их связь с общей циркуляцией атмосферы.Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие причины вызывают поверхностные течения в океанах?
2. На какие типы делятся течения в зависимости от их происхождения, продолжительности, физических свойств воды?
Рассмотрите карты течений в одном из атласов и обратите внимание на наличие в океанах двух замкнутых колец течений – в северном и южном полушариях. Характер распределения течений в океанах (за исключением северной части Индийского океана и Северного Ледовитого океана) обусловлен одной причиной. Вспомните особенности и различия в циркуляции атмосферы в тропических широтах. Это же сравнение приведите и для умеренных широт Северного и Южного полушарий.
Рассмотрите обобщенную схему течений океанов и установите связь распространения дрейфовых течений с циркуляцией атмосферы. Перерисуйте в свои тетради эту схему, отмечая разным цветом течения – теплые и холодные. Подпишите типы течений на вашей схеме.
Таблица 7– Поверхностные течения Мирового океана
Тихий океан
| Северное Пассатное (Экваториальное)
| Аляскинское
| Куросио
| Калифорнийское
| Северо-Тихоокеанское
| Камчатское
| Южное Пассатное (Экваториальное)
| Ойя-Сиво
| Межпассатное (Экваториальное противотечение)
| Течение Западных Ветров
| Восточно-Австралийское
| Течение мыса Горн
| Эль-Ниньо
| Перуанское (Гумбольдта)
| Атлантический океан
| Северное Пассатное (Экваториальное)
| Лабрадорское
| Гвианское
| Португальское
| Карибское
| Канарское
| Флоридское
| Южное Пассатное (Экваториальное)
| Антильское
| Межпассатное (Экваториальное противотечение)
| Гольфстрим
| Бразильское
| Северо-Атлантическое
| Фолклендское
| Ирмингера
| Течение Западных Ветров
| Норвежское
| Бенгельское
| Нордкапское
| Течение мыса Игольного
| Шпицбергенское
| Гвинейское
| Восточно-Гренландское
|
| Индийский океан
| Муссонное
| Мадагаскарское
| Сомалийское
| Мозамбикское '
| Южное Пассатное (Экваториальное)
| Течение Западных Ветров
| Межпассатное (Экваториальное противотечение)
| Западно-Австралийское
| Северный Ледовитый океан
| Течение Арктического дрейфа
| Восточно-Гренландское
| Лабрадорское
| | | | | Задание 2.Изучите карту распространения солености поверхностных вод Мирового океана, выявите и запишите в тетрадь следующие закономерности:
а) области океанов, характеризующиеся наиболее высокой соленостью поверхностных вод;
б) области, имеющие наименьшую соленость поверхностных вод;
в) изменение солености вод океанов по широтам: от экватора к полярным областям;
г) соленость воды морей разных типов (окраинных, материковых, островных).
Выявите факторы, влияющие на формирование солености и их взаимосвязь.
Задание 3.Постройте график внутригодового распределения расходов воды р. Ясельда и ее притоков (таблица 8). Проанализируйте построенные типовые графики колебания уровня воды. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Какие фазы водного режима можно выделить на графике?
2. К какому типу водного режима можно отнести р. Ясельда и ее притоки?
3. Какой вид питания преобладаем на исследуемых реках?
4. Какие уровни воды считаются характерными?
Таблица 8 – Внутригодовое распределение расходов воды на р. Ясельда и ее притоках, м3/с
Река – пост
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| I
| II
| 1. Ясельда –
с. Хорево
| 8,42
| 14,63
| 4,43
| 2,01
| 1,41
| 0,77
| 0,48
| 1,21
| 1,89
| 2,58
| 1,53
| 0,93
| 2. Ясельда –
г. Береза
| 11,89
| 20,65
| 6,26
| 2,84
| 1,99
| 1,08
| 0,68
| 1,71
| 2,67
| 3,64
| 2,16
| 1,31
| 3. Ясельда –
с. Сенин
| 47,94
| 83,38
| 25,01
| 12,04
| 8,34
| 4,63
| 2,78
| 7,18
| 11,35
| 14,82
| 8,8
| 5,33
| 4. кан. Винец – c. Рыгали
| 3,65
| 1,77
| 0,79
| 0,35
| 0,21
| 0,15
| 0,18
| 0,29
| 0,48
| 0,48
| 0,28
| 0,34
| 5. Жегулянка – с. Нехачево
| 5,69
| 2,77
| 1,23
| 0,55
| 0,32
| 0,24
| 0,28
| 0,45
| 0,74
| 0,75
| 0,43
| 0,53
| 6. Меречанка – с. Красеево
| 2,75
| 1,34
| 0,6
| 0,26
| 0,16
| 0,12
| 0,14
| 0,22
| 0,36
| 0,37
| 0,21
| 0,26
| Задание 4.Постройте график высоты снеговой линии на разных широтах по данным таблица 9. Объясните различие высотного положения снеговой линии по широтам.
Таблица 9 – Высота снеговой линии на разных широтах земного шара
Широта, градусы
| Высота снеговой линии, м
| Широта, градусы
| Высота снеговой линии, м
| Северное полушарие
| Южное полушарие
| Северное полушарие
| Южное полушарие
| 90-80
|
|
| 40-30
|
|
| 80-70
|
|
| 30-20
|
|
| 70-60
|
|
| 20-10
|
|
| 60-50
|
|
| 10-0
|
|
| 50-40
|
|
|
|
|
|
Высоту снеговой линии для Северного и Южного полушария покажите двумя кривыми, построенными в одной системе координат. На горизонтальной оси отложите географическую широту, на вертикальной – высоту снеговой линии. Масштаб горизонтальный: в 1см – 5°; вертикальный: в 1 см – 500 м.
Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Какие причины вызывают изменение солености поверхностных вод океанов в сторону ее повышения или понижения?
2. С чем связана пониженная соленость вод Северного Ледовитого океана?
3. Какова закономерность изменения солености в океанах по широтам, чем она определяется?
4. В чем состоит особенность в распределении солености вод Атлантического и Тихого океанов и с чем она связана?
5. Чем объясняются различия в солености разных морей?
6.. Каковы широтные закономерности в распространении высоты снеговой линии?
Домашнее задание: биосфера. Номенклатура: «Африка»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
Биосфера
Оборудование: почвенные разрезы, ФГАМ (количество солнечной радиации, количество осадков), физическая карта Африки.
Вопросы для собеседования:
1. Понятие о педосфере. Почвообразующие факторы и процессы почвообразования.
2. Географические закономерности распространения основных типов почв. Их свойства. Антропогенное влияние на качество почв.
3. Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ее состав.
4. Биологический круговорот вещества. Биопродуктивность. Роль живого вещества в географической оболочке.
Задание 1.На основании данных таблица 10 выясните (предварительно вычислив %):
а) где больше биомасса в океане или на суше – и во сколько раз?
б) каково соотношение биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане?
Полученные выводы объясните.
Таблица 10 – Живая биомасса геосферы (млрд. т сухой массы) (по Рябчикову А.М.)
Компоненты биомассы
| Земля в целом
| Суша
| Океан
| общая масса
| продуктивность в год
| общая масса
| продуктивность в год
| общая масса
| продуктивность в год
| Фитомасса
|
| 198,7
|
| 128,7
| 0,22
|
| В том числе леса
|
| 79,0
|
| 79,0
| –
| –
| Зоомасса
|
| 62,0
|
| 56,0
| 7,00
|
| Вся биомасса
|
| 260,7
|
| 184,7
| 7,20
|
|
Задание 2. Сопоставьте используя карту ежегодного прироста органического вещества растительности на земной поверхности с картами распределения солнечной радиации и количества осадков. Выявите общие закономерности. В каких районах наблюдается прямая зависимость прироста фитомассы от количества солнечного тепла? В каком тепловом поясе прирост наибольший, в каком – наименьший? Чем вызваны изменения прироста фитомассы в одном и том же тепловом поясе? Для анализа используйте данные таблица ?.
Таблица 11 – Характеристики природных зон (по Пашкангу К.В.)
Зоны
| Радиационный баланс, ккал/см², год
| Увлажнение, %
| Продуктивность фитомассы, ц/га
| Тундровая
|
|
|
| Таежная
|
| 149-100
|
| Широколиственных лесов
|
| 149-100
|
| Лесостепная
|
| 99-60
|
| Степная
|
| 59-30
|
| Субтропических лесов
|
| 99-60
|
| Пустынная
| 50-70
| 29-13
|
| Саванновая
|
| 99-30
|
| Гилея
|
| 150-100
|
|
Задание 3.Проанализируйте рисунок 3 и объясните причины изменения биологической продуктивности Мирового океана на разных широтах. Как влияют на биологическую продуктивность температура, соленость, вертикальная циркуляция воды.Дайте письменную характеристику биологической продуктивности в полярных, умеренных, тропических и экваториальных широтах.
Рисунок 3 – Схема биологической продуктивности Мирового океана.
Домашнее задание:Географическая оболочка. Человек и географическая оболочка. Номенклатура: «Австралия, Антарктида»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13
Географическая оболочка
Оборудование: карта климатических поясов, карта географических поясов, схема географических поясов и основных зональных типов ландшафтов на гипотетическом материке, циркули, цветные карандаши, карта океанов, физическая карта «Австралии», карта Антарктиды.
Вопросы для собеседования:
1. Что такое географическая оболочка? Каковы ее особенности как своеобразной материальной системы? Каковы границы географической оболочки?
2. Как соотносятся друг с другом географическая оболочка и биосфера? Какие существуют на этот счет взгляды?
3. Перечислите основные закономерности географической оболочки и дайте их определение?
4. Раскрыть содержание следующих закономерностей географической оболочки: целостности, ритмики развития, круговорота вещества и энергетики, полярной асимметрии, зональности и азональности.
5. Какие факторы определяют проявление зональности и азональности в географической оболочке?
6. Каковы формы проявления азональности в географической оболочке?
7. В каких физико-географических поясах годовая ритмика и долготная дифференциация выражена ярче, в каких слабее?
8. Что такое высотная поясность? Что такое спектр высотной поясности? Какая существует связь между горизонтальной зональностью и высотной поясностью и каковы между ними различия?
9. Современные взгляды на происхождения человека. Периодизация взаимодействия общества и географической среды.
10. Современный этап взаимодействия общества и географической среды. Положительные и отрицательные результаты техногенеза в географической оболочке.
11. Понятие о природных условиях и ресурсах, их виды. Природопользование и охрана природы.
12. Понятие об устойчивости природных комплексов.
13. Ландшафтная сфера. Классификация ландшафтов, их значение в формировании географической обололочке.
Задание 1.
а) На основании анализа карты географических поясов в сопоставлении с картой климатов Земли (по Алисову) выявите принципы, положенные в основу выделения этих поясов.
б) Где географические зоны имеют протяжение, близкое к широтному, и где их отклонение от широтного протяжения наибольшее? Объясните причины.
в) Как отражено на карте влияние абсолютной высоты и рельефа на дифференциацию географической оболочки?
Задание 2.Постройте круговую диаграмму (%) соотношения площадей, занимаемых географическими поясами (таблица 12). Площади, занимаемые аналогичными поясами в Северном и Южном полушариях, покажите одним цветом, но разной штриховкой.
Письменно ответьте на следующие вопросы:
а) Какие географические пояса занимают на Земле наибольшие площади и какие – наименьшие? Почему?
б) Какие наблюдаются различия в распределении географических поясов по полушариям? Объясните их.
Таблица 12 – Соотношение географических поясов в разных полушариях
Полушарие
| Пояс
| Площадь
| Полушарие
| Пояс
| Площадь
| млн. км2
| %
| млн. км2
| %
| Северное
| Арктический
| 14,45
|
| Южное
| Антарктический
| 26,19
|
|
| Субарктический
| 17,62
|
|
| Субантарктический
| 23,93
|
|
| Умеренный
| 53,22
|
|
| Умеренный
| 34,47
|
|
| Субтропический
| 39,72
|
|
| Субтропический
| 33,78
|
|
| Тропический
| 80,77
|
|
| Тропический
| 95,10
|
|
| Субэкваториальный
| 38,65
|
|
| Субэкваториальный
| 30,11
|
| | Экваториальный
| 22,07
|
| Всего
| | 510,08
|
|
Домашнее задание: географическая оболочка. Человек и географическая оболочка.
Литература
Основная литература:
1. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению / К.В. Пашканг. – М.: Высш. школа, 1982. – 223 с.
2. Грядунова О.И. Методические рекомендации по курсу «Общее землеведение» для студентов специальности «география» / О.И. Грядунова. – Брест.: изд-во БрГУ, 2008.
3. Любушкина С.Г. Естествознание: Землеведение и краеведение, пособие для студ. пед. вузов. / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М.: Владос, 2002.
4. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение / М.А. Никонова, П.А. Данилов. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.
5. Ратобыльский, Н.С. Общее землеведение и краеведение/ Н.С. Ратобыльский, ., Л.А.Лярский. – Минск.: Вышэйшая школа, 1978. – 128 с. 1987.
6. Шапортов Д.А. Естествознание. Раздел: землеведение /Д.А. Шапортов. – Курс лекций. Ч.1. – Тверь, 2005.
Дополнительная литература:
7. Карлович, И.А. Геология / И.А. Карлович. – М., 2003.
8. Музафоров, В.Г. Определитель минералов и горных пород / В.Г. Музафоров. – М.Просвещение, 1979.
9. Неклюкова, Н.П. Общее землеведение / Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1967.
10. Шубаев, Л.П. Общее землеведение / Л.П. Шубаев. – М., 1977.
11. Южанинов, В.С. Картография с основами топографии / В.С. Южанинов: учебное пособие. . – М., 2001.
12. Галант Т.Г. Практические занятия по землеведению и краеведению / Т.Г. Галант, Е.М. Гурвич. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.
13. Любушкина С.Г. Общее землеведение / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг, А.В. Чернов. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
14. Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению / Н.П. Неклюкова. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
15. Матвеева Н.П. Практикум по общему землеведению / Н.П. Матвеева. – М.: Просвещение, 1981. – 109 с.
16. Савцова Т.М. Общее землеведение / Т.М. Савцова. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
17. Рябчикова А.М. Физическая география материков и океанов / А.М. Рябчикова. – М.: Высшая школа, 1988. – 592 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|