Знакомство с атласами и картами, определение географических координат
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Биологический факультет
Кафедра ботаники и экологии
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ»
Методические указания
для студентов биологического факультета специальностей
1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»,
1-02 04 04-01 «Биология. Химия»,1-02 04 06-01 «Химия. Биология»,
1-02 04 01 «Биология (ОЗО)»,1-33 01 01 «Биоэкология»,
1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)»
Брест
БрГУ имени А.С. Пушкина
УДК 911 + 504.55(476) + 631(07)
ББК 26.82 + 26.89
Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Составители
кандидат биологических наук Ю.Ф. Рой
кандидат биологических наук В.И. Бойко
Рецензенты:
доктор экономических наук, директор СПК «Остромечево» Брестского района
А.С. Скакун
доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры географии Беларуси
УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
М.А. Богдасаров
Лабораторно-практическиеработы по курсу «Основы общего землеведения» : метод. указания для студ. биол. фак. специальностей G 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», А 1-02 04 04-01 «Биология. Химия», А 1-02 04 06-01 «Химия. Биология», А 1-02 04 01 «Биология (ОЗО)» / [сост.: Ю.Ф. Рой]; Брест: Изд-во БрГУ, 2011. – 24 с.
В методических рекомендациях в соответствии с типовой программой излагаются содержание и методика проведения лабораторно-практических занятий по разделам «Земля и Вселенная», «План и карта», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Гидросфера» и др.
Выполнение студентами предложенных заданий предполагает более глубокое усвоение и закрепление теоретических знаний, а также формирование у них профессиональных умений работы с картой, проведения опытов с самоанализом результатов.
Предназначены для студентов биологического факультета специальностей G 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», А 1-02 04 04-01 «Биология. Химия», А 1-02 04 06-01 «Химия.Биология», А 1-02 04 01 «Биология (ОЗО)», 1-33 01 01 «Биоэкология», 1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)».
УДК 911 + 504.55(476) + 631(07)
ББК 26.82 + 26.89
ISBN © «Брестский государственный
Университет имени А.С. Пушкина», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………
1 Лабораторная работа № 1
ЗНАКОМСТВО С АТЛАСАМИ И КАРТАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ…………………………………………
2 Лабораторная работа №2
ВСЕЛЕННАЯ, ГАЛАКТИКА "МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ" И СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА…………………………………………………………………….
3 Лабораторная работа №3
ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА. ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ……………….
4 Лабораторная работа №4
ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА…………………………………
5 Лабораторная работа №5
ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ…………………………….
6 Лабораторная работа № 6
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА……………
7 Лабораторная работа №7
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА……………………...
8 Лабораторная работа № 8
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЛЬЕФЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЬЕФА…
9 Лабораторная работа № 9
АТМОСФЕРА……………………………………………………………….
10 Лабораторная работа № 10
ВОДА В АТМОСФЕРЕ. КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ…………………………
11 Лабораторная работа № 11
ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН. ВОДЫ СУШИ ……………......
12 Лабораторная работа № 13
БИОСФЕРА………………………………………………………………….
13 Лабораторная работа № 14
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА……………………………………..
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ………………………………….
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические рекомендации предназначены для организации эффективной работы студентов на практических занятиях по землеведению. Содержание лабораторных работ и методика проведения занятий должны способствовать лучшему усвоению материала по курсу. Выполнение практических заданий предполагает формирование умений и навыков, необходимых при проведении аналогичных занятий в школе.
Задания лабораторных и практических работ по землеведению направлены на формирование и понимание общих закономерностей, происходящих во вселенной, солнечной системе, географической оболочке и носят практико-аналитический характер. Тематика занятий охватывает все основные вопросы программы.
Основной принцип построения материала курса «Землеведение»: от частного к общему.
Изучение курса начинается со знакомства с современными представлениями о составе, строении и происхождении Вселенной, ее иерархической структуры.
При разработке заданий использовались современные научные взгляды на состав, строение и развитие рельефа Земли, биосферы и географической оболочки.
В каждой лабораторной работе определена цель и поставлены задачи, выполнение которых должно привести к достижению цели.
К каждому занятию студенты и лаборант готовят оборудование, в перечень которого включены: письменные принадлежности, инструменты, учебные пособия, таблицы и др.
Для проверки студентами собственных знаний по изучаемой теме и самооценки в методических рекомендациях приводятся вопросы для самоконтроля. В конце рекомендаций приводится список основной и дополнительной литературы, необходимой для выполнений заданий.
Рекомендации содержат 15 лабораторных и практических занятий по «Основам общего землеведения» и предназначены для студентов 1-3 курсов дневного и заочного отделения биологического факультета, обучающихся по специальностям «Биология (научно-педагогическая деятельность)», «Биология. Химия», «Биология. Экология» «Химия. Биология», «Биология (ОЗО)», «Биология. Экология (ОЗО)», 1-33 01 01 «Биоэкология», 1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)».
Кроме того, в рекомендации содержат список наиболее употребляемых в землеведении терминов и понятий.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Знакомство с атласами и картами, определение географических координат
Цели и задачи: формирование основных географических понятий: географическая карта, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты, масштаб. Познакомиться с атласами и картами. Научиться определять географические координаты пункта и находить пункты по географическим координатам.
Материалы и оборудование: географические атласы мира, глобусы, линейки, калькуляторы, карандаши, циркули-измерители, таблицы, литература.
Задание 1.Познакомиться с географическими картами и атласами и найти с помощью указателей атласов следующие пункты: Чимкент, Пржевальск, Андижан, Белфаст, Мекка, Вальпараисо, Милуоки.
Задание 2.Определить географические координаты методом интерполяции координат следующих пунктов:
1. г. Брест
| 5. м. Дежнева
| 9. м. Челюскин
| 2. г. Минск
| 6. м. Игольный
| 10. г. Вашингтон
| 3. г. Москва
| 7. г. Пекин
| 11. г. Владивосток
| 4. г. Берлин
| 8. г. Париж
| 12. г. Токио
| Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяются методом интерполяции.
Пример. Найти координаты пункта М (рис. 1). Для вычисления широты места этого пункта измеряется линейкой расстояние АВ и АМ. Расстоянию АВ на чертеже соответствует 10° широты АВ – 10°, АМ – х, х = АМ 10°/АВ. Подставив значения АВ и АМ и решив простое уравнение с одним неизвестным, определим количество градусов, соответствующее расстоянию АМ. Затем эту величину прибавляем к 40° и получаем широту точки М. Вместо расстояния АМ можно измерить расстояние ВМ. Но в этом случае для определения широты полученную величину нужно отнять от 50° .
Методом интерполяции находим и долготу точки М. Измеряем расстояние СД и СМ. Затем решаем уравнение
СД – 10°, СМ – х, х=СМ 10°/СД. Прибавив величину СМ (в градусах) к 60°, находим долготу точки М.
Задание 3. По данным географических координат найти города:
Таблица 1 – Географические координаты
№ п/п
| φ
| λ
| № п/п
| φ
| λ
| 1.
| 56°13' с. ш
| 43°49' в. д
| 6.
| 39°54' с. ш.
| 116°28' в. д.
| 2.
| 50°35' с.ш.
| 137°05' в. д.
| 7.
| 06°08' ю. ш
| 106°48' в. д.
| 3.
| 50°05' с. ш.
| 14°25' в. д.
| 8.
| 37°50' ю. ш
| 144°58' в. д.
| 4.
| 40°25' с. ш
| 03°41' з. д.
| 9.
| 33°56' ю. ш
| 18°25' в. д.
| 5.
| 48°50' с. ш.
| 02°20' в. д.
| 10.
| 00°15' ю. ш.
| 78°30' з. д.
| Вопросы для самоконтроля (для домашней подготовки):
1. Объект и предмет изучения общего землеведения.
2. Методы исследований.
3. Основные этапы развития науки.
4. Номенклатура (океаны и моря).
Примечание. С первого же занятия начинается самостоятельная работа студентов по изучению географической номенклатуры. Это изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения различных географических объектов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|