Сделай Сам Свою Работу на 5

Знакомство с атласами и картами, определение географических координат





Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Биологический факультет

Кафедра ботаники и экологии

 

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ»

 

 

Методические указания

для студентов биологического факультета специальностей

1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)»,

1-02 04 04-01 «Биология. Химия»,1-02 04 06-01 «Химия. Биология»,

1-02 04 01 «Биология (ОЗО)»,1-33 01 01 «Биоэкология»,

1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)»

 

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина


УДК 911 + 504.55(476) + 631(07)

ББК 26.82 + 26.89

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Составители

кандидат биологических наук Ю.Ф. Рой

кандидат биологических наук В.И. Бойко

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, директор СПК «Остромечево» Брестского района

А.С. Скакун

 

доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры географии Беларуси

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

М.А. Богдасаров



Лабораторно-практическиеработы по курсу «Основы общего землеведения» : метод. указания для студ. биол. фак. специальностей G 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», А 1-02 04 04-01 «Биология. Химия», А 1-02 04 06-01 «Химия. Биология», А 1-02 04 01 «Биология (ОЗО)» / [сост.: Ю.Ф. Рой]; Брест: Изд-во БрГУ, 2011. – 24 с.

В методических рекомендациях в соответствии с типовой программой излагаются содержание и методика проведения лабораторно-практических занятий по разделам «Земля и Вселенная», «План и карта», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Гидросфера» и др.

Выполнение студентами предложенных заданий предполагает более глубокое усвоение и закрепление теоретических знаний, а также формирование у них профессиональных умений работы с картой, проведения опытов с самоанализом результатов.

Предназначены для студентов биологического факультета специальностей G 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)», А 1-02 04 04-01 «Биология. Химия», А 1-02 04 06-01 «Химия.Биология», А 1-02 04 01 «Биология (ОЗО)», 1-33 01 01 «Биоэкология», 1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)».



 

УДК 911 + 504.55(476) + 631(07)

ББК 26.82 + 26.89

 

ISBN © «Брестский государственный

Университет имени А.С. Пушкина», 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………

1 Лабораторная работа № 1

ЗНАКОМСТВО С АТЛАСАМИ И КАРТАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ…………………………………………

2 Лабораторная работа №2

ВСЕЛЕННАЯ, ГАЛАКТИКА "МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ" И СОЛНЕЧНАЯ

СИСТЕМА…………………………………………………………………….

3 Лабораторная работа №3

ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА. ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ……………….

4 Лабораторная работа №4

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА…………………………………

5 Лабораторная работа №5

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ…………………………….

6 Лабораторная работа № 6

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА……………

7 Лабораторная работа №7

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА……………………...

8 Лабораторная работа № 8

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЛЬЕФЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЬЕФА…

9 Лабораторная работа № 9

АТМОСФЕРА……………………………………………………………….

10 Лабораторная работа № 10

ВОДА В АТМОСФЕРЕ. КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ…………………………

11 Лабораторная работа № 11

ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН. ВОДЫ СУШИ ……………......

12 Лабораторная работа № 13

БИОСФЕРА………………………………………………………………….

13 Лабораторная работа № 14

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА……………………………………..

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ………………………………….

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации предназначены для организации эффективной работы студентов на практических занятиях по землеведению. Содержание лабораторных работ и методика проведения занятий должны способствовать лучшему усвоению материала по курсу. Выполнение практических заданий предполагает формирование умений и навыков, необходимых при проведении аналогичных занятий в школе.



Задания лабораторных и практических работ по землеведению направлены на формирование и понимание общих закономерностей, происходящих во вселенной, солнечной системе, географической оболочке и носят практико-аналитический характер. Тематика занятий охватывает все основные вопросы программы.

Основной принцип построения материала курса «Землеведение»: от частного к общему.

Изучение курса начинается со знакомства с современными представлениями о составе, строении и происхождении Вселенной, ее иерархической структуры.

При разработке заданий использовались современные научные взгляды на состав, строение и развитие рельефа Земли, биосферы и географической оболочки.

В каждой лабораторной работе определена цель и поставлены задачи, выполнение которых должно привести к достижению цели.

К каждому занятию студенты и лаборант готовят оборудование, в перечень которого включены: письменные принадлежности, инструменты, учебные пособия, таблицы и др.

Для проверки студентами собственных знаний по изучаемой теме и самооценки в методических рекомендациях приводятся вопросы для самоконтроля. В конце рекомендаций приводится список основной и дополнительной литературы, необходимой для выполнений заданий.

Рекомендации содержат 15 лабораторных и практических занятий по «Основам общего землеведения» и предназначены для студентов 1-3 курсов дневного и заочного отделения биологического факультета, обучающихся по специальностям «Биология (научно-педагогическая деятельность)», «Биология. Химия», «Биология. Экология» «Химия. Биология», «Биология (ОЗО)», «Биология. Экология (ОЗО)», 1-33 01 01 «Биоэкология», 1-33 01 01 «Биоэкология(ОЗО)».

Кроме того, в рекомендации содержат список наиболее употребляемых в землеведении терминов и понятий.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Знакомство с атласами и картами, определение географических координат

 

Цели и задачи: формирование основных географических понятий: географическая карта, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты, масштаб. Познакомиться с атласами и картами. Научиться определять географические координаты пункта и находить пункты по географическим координатам.

Материалы и оборудование: географические атласы мира, глобусы, линейки, калькуляторы, карандаши, циркули-измерители, таблицы, литература.

Задание 1.Познакомиться с географическими картами и атласами и найти с помощью указателей атласов следующие пункты: Чимкент, Пржевальск, Андижан, Белфаст, Мекка, Вальпараисо, Милуоки.

Задание 2.Определить географические координаты методом интерполяции координат следующих пунктов:

1. г. Брест 5. м. Дежнева 9. м. Челюскин
2. г. Минск 6. м. Игольный 10. г. Вашингтон
3. г. Москва 7. г. Пекин 11. г. Владивосток
4. г. Берлин 8. г. Париж 12. г. Токио

Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяются методом интерполяции.

Пример. Найти координаты пункта М (рис. 1). Для вычисления широты места этого пункта измеряется линейкой расстояние АВ и АМ. Расстоянию АВ на чертеже соответствует 10° широты АВ – 10°, АМ – х, х = АМ 10°/АВ. Подставив значения АВ и АМ и решив простое уравнение с одним неизвестным, определим количество градусов, соответствующее расстоянию АМ. Затем эту величину прибавляем к 40° и получаем широту точки М. Вместо расстояния АМ можно измерить расстояние ВМ. Но в этом случае для определения широты полученную величину нужно отнять от 50° .

Методом интерполяции находим и долготу точки М. Измеряем расстояние СД и СМ. Затем решаем уравнение

СД – 10°, СМ – х, х=СМ 10°/СД. Прибавив величину СМ (в градусах) к 60°, находим долготу точки М.

Задание 3. По данным географических координат найти города:

Таблица 1 – Географические координаты

№ п/п φ λ № п/п φ λ
1. 56°13' с. ш 43°49' в. д 6. 39°54' с. ш. 116°28' в. д.
2. 50°35' с.ш. 137°05' в. д. 7. 06°08' ю. ш 106°48' в. д.
3. 50°05' с. ш. 14°25' в. д. 8. 37°50' ю. ш 144°58' в. д.
4. 40°25' с. ш 03°41' з. д. 9. 33°56' ю. ш 18°25' в. д.
5. 48°50' с. ш. 02°20' в. д. 10. 00°15' ю. ш. 78°30' з. д.

Вопросы для самоконтроля (для домашней подготовки):

1. Объект и предмет изучения общего землеведения.

2. Методы исследований.

3. Основные этапы развития науки.

4. Номенклатура (океаны и моря).

Примечание. С первого же занятия начинается самостоятельная работа студентов по изучению географической номенклатуры. Это изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения различных географических объектов.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.