ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА
Цели и задачи:формирование представлений о строении Земли как планеты. Изучить внутренне строение Земли и литосферы.
Оборудование: тектоническая карта Мира, миллиметровая бумага, линейки, физическая карта Азии, таблицы по внутреннему и внешнему строению планеты Земля.
Вопросы для собеседования:
1. Внутреннее строение и состав Земли. Физические свойства и химический состав ядра, мантии и земной коры. Дифференциация вещества Земного шара.
2. Состав и строение литосферы, ее отличительные черты в северном и южном полушариях. Понятие о литосферных плитах.
3. Теория неомобилизма. Образование материков и океанических впадин, перемещение литосферных плит и значение срединно-океанических хребтов.
4. Эпейрогенические и орогенические движения литосферы. Геохронология и эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Платформы и геосинклинали.
5. Современные тектонические процессы. Их причины, географическое распространение.
Задание 1. Зарисовать схему внутреннего строения планеты Земля.
Задание 2. Дать анализ гипсографической кривой Земли (рисунок 2), используя данные таблицы 5. Указать: а) какие площади занимают горы, плоскогорья, низменности, материковая отмель, материковый склон, ложе океана, глубоководные океанические желоба; б) какие ступени высот и глубин на Земле наиболее характерны. Определить среднюю высоту суши и среднюю глубину океана.
Рисунок 2 – Гипсографическая кривая Земли (по Ф.Н. Милькову)
Таблица 5 – Соотношение площадей земной поверхности, лежащих на различных высотах и глубинах (по Пашкангу К.В.)
Суша, высота в м
| Площадь ступеней высот, млн. км2
| Море, глубина в м
| Площадь ступеней глубин, млн.км2
| 8848–3000
| 8,4
| 0–200
| 27,1
| 3000–2000
| 11,2
| 200–1000
| 16,0
| 2000–1000
| 22,5
| 1000–2000
| 15,8
| 1000–500
| 28,7
| 2000–3000
| 30,8
| 500–200
| 39,7
| 3000–4000
| 75,8
| 200–0
| 37,6
| 4000–5000
| 114,7
|
|
| 5000–6000
| 76,8
|
|
| Более 6000
| 5,0
|
Домашнее задание: рельеф Земли. Номенклатура: «Азия: мысы, острова, полуострова»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
Общие сведения о рельефе. Классификация рельефа
Цели и задачи:формирование представлений о постоянно меняющейся поверхности Земли. Выработать умения узнавать формы рельефа по внешнему виду и слагающим породам, схематического изображения форм рельефа.
Оборудование:геоморфологические карты (атлас ФГАМ), атласы учителя, тектоническая карты мира, физическая карта Азии, таблицы форм рельефа, карандаши.
Вопросы для собеседования:
1. Мегарельеф Земли. Закономерности размещения крупнейших геотекстур и морфоструктур.
2. Экзогенные процессы в литосфере. Проявления внешних процессов на поверхности литосферы.
3. Рельеф суши.
4. Рельеф дна океана.
Задание 1. Познакомиться с классификацией рельефа, разработанной И.П. Герасимовым и Ю.А. Мещеряковым, выявить принципы, положенные в ее основу. Используя предложенные генетические классификации типов экзо- и эндогенного рельефа, приведите примеры различных категорий геотектур, морфоструктур и морфоскульптур. Пользуясь простым карандашом, изобразить основные формы рельефа.
Задание 2.Дать анализ таблицы 6. Указать, какие типы геотектуры и морфоструктуры (равнинно-платформенные или горные) наиболее распространены на поверхности суши, какое соотношение между ними в пределах каждого материка.
Таблица 6 – Площади основных типов геотектуры и морфоструктуры (по Беляковой Г.М.)
Типы геотектуры и морфоструктуры
| Площадь по материкам, %
| Европа
| Азия
| Африка
| Северная Америка
| Южная Америка
| Австралия
| Суша в целом
| Равнинно-платформенные области
| 70,3
| 43,0
| 84,1
| 61,0
| 76,6
| 73,8
| 64,0
| Горные области
| 29,7
| 57,0
| 15,9
| 39,0
| 23,4
| 26,2
| 36,0
|
Домашнее задание: атмосфера. Номенклатура «Азия: рельеф».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Атмосфера
Цели и задачи:формирование представлений о строении атмосферы. Изучить строение атмосферы, закономерности распределения годовой величины радиационного баланса и температуры.
Оборудование:географический атлас для учителей средней школы, ФГАМ, школьный атлас 7 и 8 класс, физическая карта Азии.
Вопросы для собеседования:
1. Происхождение, эволюция, состав, строение и значение атмосферы. Изучение атмосферы.
2. Солнечная радиация. Виды солнечной радиации. Радиационный и тепловой баланс земной поверхности, атмосферы и Земли в целом.
3. Температурный режим подстилающей поверхности и атмосферного воздуха. Географические закономерности распределения.
4. Атмосферное давление и барические системы. Барическое поле в приземных слоях атмосферы.
5. Ветер, характеристики ветров. Постоянные, переменные, местные ветры. Ветры в свободной тропосфере и стратосфере.
6. Воздушные массы. Географическое распределение и свойства главных типов воздушных масс. Атмосферные фронты.
7. Общая циркуляция атмосферы.
Задание 1.Изучите карту среднего многолетнего распределения годовой величины радиационного баланса (R) у земной поверхности и проведите ее анализ (Географический атлас для учителей средней школы, с. 36, карта 1; физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 23). В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:
1. Как изменяется годовая величина радиационного баланса в зависимости от широты места?
2. На каких широтах годовая величина радиационного баланса наибольшая, на каких наименьшая и почему?
3. В чем различие в ходе изолиний радиационного баланса на океанах и на суше? Где – на океанах или на суше – радиационный баланс распределен более равномерно и почему?
4. На каких территориях и акваториях радиационный баланс максимальный, на каких – минимальный? Почему?
Задание 2.Изучите и проанализируйте карты месячных величин радиационного баланса у земной поверхности для января и для июля (Неклюкова Н.П. Общее землеведение, ч. I, с. 92–93; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 23).
В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:
1. а) Как распределяется радиационный баланс в январе в Южном полушарии? б) Как он изменяется по широтам?
2. а) Как распределяется радиационный баланс в январе в северном полушарии? Как он изменяется по широтам? Объясните ход изолиний радиационного баланса в экваториальных, тропических, умеренных, субполярных и полярных широтах. б) На какой широте проходит изолиния нулевого значения радиационного баланса? Что она показывает? в) С какой широты радиационный баланс становится положительным? г) Проанализируйте ход изолиний радиационного баланса по широтам – от 20° с. ш. до 60° с. ш.
Задание 3.По картам температуры воздуха в январе проследите и опишите ход изотерм 0°, –8°, –32°, –40°. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
1. Как изменяется среднеянварская температура воздуха в зависимости от широты?
2. В каком полушарии (Северном или Южном), на суше или на море в распределении температуры лучше прослеживается зональность? Каковы ее причины? Где ход изотерм близок к широтному? Где отклонение от широтного положения наибольшее и почему?
3. Есть ли различия в ходе изотерм над океаном и над сушей? И каковы они?
4. Выделите области с самыми высокими и самыми низкими температурами, а также полюс холода и полюс жары. Где они располагаются и каковы причины их образования?
5. Выясните связь и охарактеризуйте влияние теплых и холодных течений на ход изотерм.
Домашнее задание: атмосфера. Номенклатура «Азия: реки, озера»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|