Сделай Сам Свою Работу на 5

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЛИТОСФЕРА

Цели и задачи:формирование представлений о строении Земли как планеты. Изучить внутренне строение Земли и литосферы.

Оборудование: тектоническая карта Мира, миллиметровая бумага, линейки, физическая карта Азии, таблицы по внутреннему и внешнему строению планеты Земля.

Вопросы для собеседования:

1. Внутреннее строение и состав Земли. Физические свойства и химический состав ядра, мантии и земной коры. Дифференциация вещества Земного шара.

2. Состав и строение литосферы, ее отличительные черты в северном и южном полушариях. Понятие о литосферных плитах.

3. Теория неомобилизма. Образование материков и океанических впадин, перемещение литосферных плит и значение срединно-океанических хребтов.

4. Эпейрогенические и орогенические движения литосферы. Геохронология и эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Платформы и геосинклинали.

5. Современные тектонические процессы. Их причины, географическое распространение.

Задание 1. Зарисовать схему внутреннего строения планеты Земля.

Задание 2. Дать анализ гипсографической кривой Земли (рисунок 2), используя данные таблицы 5. Указать: а) какие площади занимают горы, плоскогорья, низменности, материковая отмель, материковый склон, ложе океана, глубоководные океанические желоба; б) какие ступени высот и глубин на Земле наиболее характерны. Определить среднюю высоту суши и среднюю глубину океана.

Рисунок 2 – Гипсографическая кривая Земли (по Ф.Н. Милькову)

 

Таблица 5 – Соотношение площадей земной поверхности, лежащих на различных высотах и глубинах (по Пашкангу К.В.)

Суша, высота в м Площадь ступеней высот, млн. км2 Море, глубина в м Площадь ступеней глубин, млн.км2
8848–3000 8,4 0–200 27,1
3000–2000 11,2 200–1000 16,0
2000–1000 22,5 1000–2000 15,8
1000–500 28,7 2000–3000 30,8
500–200 39,7 3000–4000 75,8
200–0 37,6 4000–5000 114,7
    5000–6000 76,8
    Более 6000 5,0

 

Домашнее задание: рельеф Земли. Номенклатура: «Азия: мысы, острова, полуострова»



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Общие сведения о рельефе. Классификация рельефа

 

Цели и задачи:формирование представлений о постоянно меняющейся поверхности Земли. Выработать умения узнавать формы рельефа по внешнему виду и слагающим породам, схематического изображения форм рельефа.

Оборудование:геоморфологические карты (атлас ФГАМ), атласы учителя, тектоническая карты мира, физическая карта Азии, таблицы форм рельефа, карандаши.

Вопросы для собеседования:

1. Мегарельеф Земли. Закономерности размещения крупнейших геотекстур и морфоструктур.

2. Экзогенные процессы в литосфере. Проявления внешних процессов на поверхности литосферы.

3. Рельеф суши.

4. Рельеф дна океана.

Задание 1. Познакомиться с классификацией рельефа, разработанной И.П. Герасимовым и Ю.А. Мещеряковым, выявить принципы, положенные в ее основу. Используя предложенные генетические классификации типов экзо- и эндогенного рельефа, приведите примеры различных категорий геотектур, морфоструктур и морфоскульптур. Пользуясь простым карандашом, изобразить основные формы рельефа.

Задание 2.Дать анализ таблицы 6. Указать, какие типы геотектуры и морфоструктуры (равнинно-платформенные или горные) наиболее распространены на поверхности суши, какое соотношение между ними в пределах каждого материка.

 

Таблица 6 – Площади основных типов геотектуры и морфоструктуры (по Беляковой Г.М.)

 

Типы геотектуры и морфоструктуры Площадь по материкам, %
Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Суша в целом
Равнинно-платформенные области 70,3 43,0 84,1 61,0 76,6 73,8 64,0
Горные области 29,7 57,0 15,9 39,0 23,4 26,2 36,0

 

Домашнее задание: атмосфера. Номенклатура «Азия: рельеф».

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Атмосфера

Цели и задачи:формирование представлений о строении атмосферы. Изучить строение атмосферы, закономерности распределения годовой величины радиационного баланса и температуры.

Оборудование:географический атлас для учителей средней школы, ФГАМ, школьный атлас 7 и 8 класс, физическая карта Азии.

Вопросы для собеседования:

1. Происхождение, эволюция, состав, строение и значение атмосферы. Изучение атмосферы.

2. Солнечная радиация. Виды солнечной радиации. Радиационный и тепловой баланс земной поверхности, атмосферы и Земли в целом.

3. Температурный режим подстилающей поверхности и атмосферного воздуха. Географические закономерности распределения.

4. Атмосферное давление и барические системы. Барическое поле в приземных слоях атмосферы.

5. Ветер, характеристики ветров. Постоянные, переменные, местные ветры. Ветры в свободной тропосфере и стратосфере.

6. Воздушные массы. Географическое распределение и свойства главных типов воздушных масс. Атмосферные фронты.

7. Общая циркуляция атмосферы.

Задание 1.Изучите карту среднего многолетнего распределения годовой величины радиационного баланса (R) у земной поверхности и проведите ее анализ (Географический атлас для учителей средней школы, с. 36, карта 1; физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 23). В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменяется годовая величина радиационного баланса в зависимости от широты места?

2. На каких широтах годовая величина радиационного баланса наибольшая, на каких наименьшая и почему?

3. В чем различие в ходе изолиний радиационного баланса на океанах и на суше? Где – на океанах или на суше – радиационный баланс распределен более равномерно и почему?

4. На каких территориях и акваториях радиационный баланс максимальный, на каких – минимальный? Почему?

Задание 2.Изучите и проанализируйте карты месячных величин радиационного баланса у земной поверхности для января и для июля (Неклюкова Н.П. Общее землеведение, ч. I, с. 92–93; Физико-географический атлас мира (ФГАМ), карта 23).

В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:

1. а) Как распределяется радиационный баланс в январе в Южном полушарии? б) Как он изменяется по широтам?

2. а) Как распределяется радиационный баланс в январе в северном полушарии? Как он изменяется по широтам? Объясните ход изолиний радиационного баланса в экваториальных, тропических, умеренных, субполярных и полярных широтах. б) На какой широте проходит изолиния нулевого значения радиационного баланса? Что она показывает? в) С какой широты радиационный баланс становится положительным? г) Проанализируйте ход изолиний радиационного баланса по широтам – от 20° с. ш. до 60° с. ш.

Задание 3.По картам температуры воздуха в январе проследите и опишите ход изотерм 0°, –8°, –32°, –40°. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как изменяется среднеянварская температура воздуха в зависимости от широты?

2. В каком полушарии (Северном или Южном), на суше или на море в распределении температуры лучше прослеживается зональность? Каковы ее причины? Где ход изотерм близок к широтному? Где отклонение от широтного положения наибольшее и почему?

3. Есть ли различия в ходе изотерм над океаном и над сушей? И каковы они?

4. Выделите области с самыми высокими и самыми низкими температурами, а также полюс холода и полюс жары. Где они располагаются и каковы причины их образования?

5. Выясните связь и охарактеризуйте влияние теплых и холодных течений на ход изотерм.

Домашнее задание: атмосфера. Номенклатура «Азия: реки, озера»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.