ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА
Цели и задачи:формирование представления об особенностях движения Земли вокруг солнца. Изучить движение Земли по орбите; выявить следствия изменения угла падения солнечных лучей на определенную широту Земли при ее годовом движении; выработать умение вычислять и определять высоту полуденного Солнца в разную пору года для разных территорий сформировать практические навыки демонстрации движения Земли вокруг Солнца в аудиторных условиях.
Оборудование: атласы учителя; школьный учебник 6 кл. Герасимовой Т.П., 1990. – С. 150; циркули; транспортиры; линейки; цветные карандаши; буссоль; физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:
1. Общее понятие о годовом движении Земли (эклиптика, орбита, скорость движения Земли, звездный год, тропический год, високосный год, афелий, перигелий, дни равноденствий, дни солнцестояний).
2. Явления прецессии и нутации.
3. Закономерности смены времен года.
4. Пояса освещения (или астрономические тепловые) пояса.
5. Календарь.
6. Раскрыть понятия тропик, полярный круг.
Задание 1. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, плоскость эклиптики, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону.
Задание 2. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария.
На чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.
Задание 3. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90°; 180°; 136°; 105°30'; 90°15'.
Задание 4.Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 93°30'; 135°; 83°30'.
Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором– в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 X 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№ 5
ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ
(суточное вращение Земли)
Цели и задачи:формирование представлений о следствиях, связанных с вращением Земли, выработать навыки демонстрации и объяснения следствий вращения Земли.
Оборудование: таблицы Брадиса, карта часовых поясов, теллурий, глобусы, физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:
1. Общее понятие о суточном вращение Земли.
2. Доказательства вращения Земли:
I. Опыт Фуко. II. Отклонение падающих тел.
III. Смена дня и ночи.
3. Следствия суточного вращения. Географические значения суточного вращения Земли:
I. Вращение Земли (вместе с шарообразной формой) определяет широтное протяжение природных зон.
II. Оборот Земли вокруг оси создает благоприятную для жизни смену нагревания и охлаждения земной поверхности Солнцем.
III. Благодаря вращению Земли вокруг оси объективно определяются две постоянные точки – полюсы. Это дает объективную основу для построения градусной сетки. Определение географических координат.
IV.Создает основную единицу времени – сутки – и обуславливает разделение их на две главные части – день и ночь.
V. Кажущееся отклонение тел от направления их движения – Кориолисова сила (Кориолисово ускорение).
VI.Фигура планеты.
VII. Образование приливной волны.
Задание 1.Определить минимальную скорость вращения точки на северном тропике, г. Бресте, северном полярном круге.
Задание 2. Определить величину кажущегося поворота плоскости качания маятника в точке на северном тропике, г. Бресте, северном полярном круге.
Задание 3. Используя таблицу 4, определите, сколько времени на 30° з. д., 75° в. д., 28°32’ з. д., 107°56’ в. д., 21°15’ з. д., если на начальном меридиане 16 ч по местному времени.
Таблица 4 – Соотношение долготных и временных единиц
Долгота
| Время
| 15°
| 1 час
| 1°
| 4 мин
| 15’
| 1 мин
| 1’
| 4 с
| 1’’
| 0,07 с
| Задание 5. На нулевом меридиане местное время 12 часов. Чему равно местное время на (по вариантам):
I. 30°з.д., 30° в.д, 105°з.д.;
II. 15°з.д., 15°з.д., 140°в.д. 65°з.д.;
III. 20°з.д., 20°в.д., 95°з.д., 50°в.д.;
| IV. 10°в.д.,10°з.д., 90°в.д., 45°з.д.;
V. 25°з.д., 25°в.д., 80°з.д., 50°в.д.
| Задание 6.Сколько времени в Лондоне, если: а) на 48°31' з. д. 16 ч 28 мин, б) на 103°04' в. д. 4 ч 21 мин, в) на 32°17' в. д. 23 ч 59 мин, г) на 34°30'45" в. д. 10 ч 20 мин, д) на 27°30'30" в. д. 22 ч 44 мин, е) на 158°32'15" в. д. 0 ч 17 мин?
Задание 7. Используя формулу перевода местного времени в поясное и обратно (Tn=Tm+N–λ°; Tm=Tn–N+λ°, где Tn – поясное время, Tm – местное время, N – номер часового пояса, λ° – географическая долгота, выраженная в часовой мере) или по разнице координат определите:
а) чему равно поясное время в г. Бресте, если местное 13 ч 30 мин ?
б) чему равно местное время в г. Бресте, если поясное 12 ч?
Задание 8. Какова разница между поясным временем и средним солнечным временем в Москве, в Ленинграде, в Бресте?
Домашнее задание: Общая характеристика поверхности Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Номенклатура «Азия: моря, заливы, проливы»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ПЛАН И КАРТА
Цели и задачи:формирование основных географических понятий: план местности, масштаб, азимут, абсолютная и относительная высота, горизонтали; выявление отличительных особенностей плана местности, карты и глобуса (по содержанию, масштабу, способам картографического изображения); развитие представлений о способах изображения географических объектов и процессов на плане и карте; формирование умения определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек; развитие умения ориентироваться на местности; формирование умения составления простейшего плана местности.(аудитории, двора).
Оборудование: топографические карты, компасы, физические карты, теллурий, глобусы, таблицы по теме, литература по теме.
Практические задания:
1. Определите географические координаты точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерьте расстояний на плане, карте и глобусе между предложенными объектами.
2. Прочтите предложенный план местности, карты с использованием «языка» условных знаков.
3. Определите направления и (или) азимуты на плане и карте.
4. Решите практические задачи по топографическому плану.
5. Сориентируйтесь на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определите расстояния и направления на местности.
6. Составьте простейший план (аудитории) либо проведите простейшую съемку местности.
Контрольные вопросы по теме:
1. Дать определение карты, плана, профиля.
2. Что называют масштабом карты?
3. Перечислить виды масштабов и дать их характеристику.
4. Что называют азимутом, румбом, дирекционным углом?
5. Пояснить зависимость между азимутами, румбами и дирекцион-ными углами.
6. Показать на карте основные формы рельефа.
7. Дать определение горизонталей, высоты сечения рельефа, уклона и наклона местности, заложения и превышения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|