Сделай Сам Свою Работу на 5

Американская история Х, или неизвестная жизнь Генри Форда I





Недалекий, но упертый мальчуган Генри из американской провинции, он многого добился. Мировая история помнит его за переворот в индустрии транспорта, азартный предпринимательский нрав, и хлесткие фразы. Но как это часто случается с мифологами исторического наследия США, одна из сущностей Генри Форда I осталась в тени политкорректности и цинизма.

В сердце автомобильной индустрии Нового Света – Детройте – не найти более магического имени, чем Форд. В честь прославившегося промышленника названы улица, шоссе, муниципальный госпиталь, музей, школа, и, разумеется – транснациональный конгломерат. Родившись в скромном городке Дирборн, Юный Генри чувствовал с самого детства, что отцовская ферма уделом его мечтаний не является. В его крови зародились клетки бескомпромиссного реваншизма, и с приходом первых денег его и без того холодное, расчетливое сердце превратилось в кассовый аппарат. Впрочем, именно эта черта характера сделала из Форда того, кем он покинул сущий мир.

Личность Генри Форда – многоликая, во многом спорная. В глазах рядовых американцев он был ангелом праведного труда и благополучия, в глазах семьи и близких – циником и брюзгой. Евреи же считали его ярым и ненавистным антисемитом. И неспроста. В начале 1920-х годов Форд приобрел контрольный пакет акций одного из издательских домов родного Дирборна, и принялся за выпуск газеты «Dearborn Independent». В то время Адольф Гитлер, его будущий соратник, только подбирал к рукам власть над нацистской партией. В течение двух лет Форд опубликовал в газете целую плеяду материалов, посвященных «пагубному влиянию» евреев на различные стороны жизни американцев. Чуть позже появилась его первая книга «Мировое еврейство», а также сборник статей под названием «Еврейская деятельность в Америке». Они и зародили духовную связь между промышленником и будущим фюрером. Тот не преминул посвятить Форду несколько строк своей книги «Майн Кампф»: «Каждый год дает евреям все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации (США). Лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость»… Спустя много лет, один из обвиняемых на Нюрнбергском процессе признался, что на приход к нацизму его вдохновила литература Форда. И был им Бальдур Фон Широк – руководитель «Гитлерюгенда».





Форд поддерживал Гитлера не только на словах. Начиная с тридцатых годов, он ежегодно поздравлял своего соратника с днем рождения, непременно вручая подарки на сумму в пятьдесят тысяч рейхсмарок. По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности и до самого начала Второй мировой войны поставлял Гитлеру военную технику, за что фюрер наградил его «Большим Крестом Немецкого Орла» – самой высокой нацистской наградой для иностранных союзников. Форд был в восторге. Особенного от того, что крест на него надел немецкий консул, специально прибывший в Детройт.

Все это не могло не беспокоить еврейское сообщество США. В 1927 году евреи Нью-Йорка и других крупных городов Америки, объявили бойкот его автомобилям, не покупали. Падение сбыта заставило Форда принести публичные извинения. Он написал письмо лидеру американского еврейства, где отрекся от своих убеждений и даже пообещал публично сжечь книгу. Лицемерия хватило ненадолго. В канун Второй Мировой войны уже состарившегося Генри Форда заставили извиняться перед евреями вторично. На сей рез – по настоятельной просьбе Рузвельта. Поводом стал цинизм, с которым компания Форда зарабатывала на обеих воинствующих сторонах. Ford Motor Co. оснастила военным транспортом всю американскую армию, а с началом войны Гитлера против Советского Союза начала выпуск автомобилей, направляемых Красной Армии по ленд-лизу. Не менее ощутимый вклад вносился и в арсенал фашизма – уж очень надежным партнером был Гитлер. Форд переоборудовал свои германские предприятия в военное производство, выпускавшее технику для нацистов. В 1940 году он отказался собирать двигатели для авиации британских союзников, в то время как его новый завод во французском Пуасси начал выпуск аналогичного оснащения для гитлеровской армии. И это – лишь малая часть общей вакханалии…



Лишь на смертном одре к Генри Форду пришло покаяние. Когда в конце Второй мировой войны он просмотрел фильм о зверствах нацистов в концентрационных лагерях, столкнувшись тем самым с чудовищными последствиями антисемитизма, его хватил удар – последний и тяжелейший…

Наследники Форда приложили большие усилия для того, чтобы избавить автомобильную империю от антисемитской репутации его основателя. Генри Форд II финансировал несколько крупных еврейских организаций. Он же, несмотря на угрозу бойкота со стороны арабских партнеров, основал сборочный автозавод в Израиле. Еще одним шагом покаяния, предпринятым Ford Motor Co., стало спонсирование фильма «Список Шиндлера». Евреи Детройта говорили, что старик Форд, должно быть, перевернулся в гробу, когда эта трехчасовая кинокартина, заслужившая семь «Оскаров», демонстрировалась по национальному телевидению без единого рекламного спота. И ещё раз, говорили они, он перевернулся в гробу, когда праправнук основателя и владелец концерна Билл Форд назначил исполнительным вице-президентом Ford Motor Co. по производству Марка Филдса – еврея, соблюдающего все религиозные традиции. Несколько лет назад американский еврейский комитет, награждая внука основателя концерна Уильяма Клэя Форда-младшего за большие пожертвования еврейским организациям, отметил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это – лишь достояние истории».


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.