Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие права: его происхождение.





См. труды, приведенные выше, в § 27; затем Smngny, Berut Unserer Zelt Mr Gesetzge-bung und Rechtswissenschalt, 1814; 3 Aull., 1840; System, § 7 ft.; Puchta, Gewohnheits-recht, I, S. 133 II ; Zitelmann, Ziv. A., 66, S. 323 II ; Binding, Handbuch des Stralrecnta. I,§ 40 H ; Regelsberger, % 14 II ; JR. Loemng, UeberWurzel und Weseu des Rechts, 1907; Georg Jelhneh, Allg. Staatslehre, S 307 if.; Вт. Schmidt, Das Gewohnheisrecht als Form des Gemem-•willens, 1899; Sher-Somio, Die Voltsuberzeugung als Rechtsquelle, 1900; Ross, Theorie der Rechtsquellen, 1929 (с обширным обзором французских п английских учений); Geny, Methodes d'mterpretation, 2 ed , 1919; Dmstrjanshy, Das Problem des VolKsrechts, Ziv. A., 12, S. 267. Дальнейшая литература — см. ниже, § 30, 35.

I. Право покоится на воле общества *. Правовые положения суть веления и дозволения, т. е. волевые акты. Из этого одного следует, что право не может быть сведено только к убеждению (в обязательной силе правовых положений) Ч Право отличается от простого убеждения в праве так же, как веление от познания (или веры). Убеждение составляет только определяющее основа-' ние для правотворящей воли2, хотя и важнейшее, но не един­ственное: на правотворчество могут иметь влияние и другие, иногда достойные порицания мотивы3. Создается право только волей, и при этом волей изъявленной. Но чья же воля создает право?

1. Право не может быть сведено только к воле государства 4.
Это следует уже из того, что сама государственная организация
основана на праве. Поэтому возможно мыслить одновременное
возникновение государства и права (так что первоначально чисто
фактическое господство постепенно консолидируется в правовое),
но невозможно первоначальное зарождение права вывести из воли
государства. История говорит нам о праве, обычном праве, задолго
до того, как государство осознало,'что законодательство является
его задачей.



2. Право основано на воле общества, на общей воле 5**. По­
скольку над каждым отдельным лицом общество обладает выс-


 


но, см., между прочим: Than, Rechtsnorm, S, 7II.; Bierling, Kritik, I,S. 114 и Jur. Pr. L., t, S. 50 II.; Binding, Normen, 2 AuIl.,I,S. 63 H.,483 II ; Begelsberger, I, § 10, 3; Gterfte, D. Pr. R, I, § 15;Sohm,Kirchenrecht, II, S.481I.; Jelhneh (Allgem.Staatslehre, S. 304) требует, чтобы психологическая действенность правовой нормы была гарантирована, т. е. настолько подкреплена социально-психологическим авторитетом, чтобы можно было ждать ее осуществления, но сам при этом подчеркивает, что это может произойти и нод давлением нравов, профессии, печати, литературы и т. д. Поскольку право покоится на общей воле (см. ниже, § 29), то каждому приказу общей воли в этом смысле предоставлена гарантия ж нет нужды предъявлять особое требование таковой.



в Это относится, например, ко многим положениям об основных правах во второй части конституции 1919 г. См. Thoma, Grundrechte, I, 1929.

1 См. Than, S. 7 II ; ВгегНпд, Jur. Pr. L., I, S. 53 It.

8 cm. Sohm, Kirchenrecht, I, S. 2; Gterfte, I, § 15.

• Но я не могу согласиться е тем, как эта мысль выражена у Зома и Гирке, чтэ право «стремится к принудительному осуществлению» или «имеет тенденцию добиваться, действия' при помощи внешней силы», ибо тенденция права, несомненно, направлена прежде всего на то, чтобы действовать непосредственно своим велением. Только в слу­чае необходимости вмешивается принуждение (если это возможно).


* См. предисловие редакторов.

^ Пухта, Савиньи и более старая историческая школа сводили право к народному убе­ждению, к народному духу, как и некоторые современные теоретики права. Более под­робно — см. ниже, § 35.

2 Убеждение, необходимое для изменения закона, также убеждение не в том," что содержание предполагаемого закона есть право, а в том, что он должен стать правом.

» Фактическое соблюдение правовой нормы не всегда в конечном счете основано на убеждении в ее обязывающей силе, как полагает Jelhnek (Allg. Staatslehre, S. 303 II.); • скорее и здесь лежащий в основе соблюдения нормы волевой акт является решающим моментом, причем этот последний мошет быть основав на иных мотивах, чем на убеждении в обязывающей силе нормы (на страхе, удобстве и т. д ). В данном случае убеждение в силе нормы выступает только в качестве обычного, но не единственного мотива воли, напра­вленной на соблюдение нормы.



* Этот господствовавший в начале XVIII века взгляд, что единственно государство
порождает право, опровергнут в особенности Пухта и Савиньи. Неправильно утверждает
Дюги, что этот взгляд продолжает пользоваться всеобщим признанием в Германии.

5 См. Jhenng, Geist d. rom. Rechts, Bd 3, LX; Than, op. crt., S. 1; Binding, Handb , § 40; Bierlmg, Jur. Pr. L., 1, S. 19 II. ** См. предисловие редакторов.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ I. ПРАВО


ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА



 


шей властью, суверенитетом, основанным на привычном все­общем повиновении членов общества, оно может творить право (•основание значимости права). Общую волю не нужно, конечно, понимать так, будто общество имеет общую волю, отличную от воль отдельных лиц, и является, следовательно, живым суще­ством, самостоятельно мыслящим, с самостоятельной волей 6. Но в общении воля многих находится в постоянном взаимодействии, объединяется и, таким образом, может возвыситься до власти, господствующей над целым (включая даже и несогласных с этой волей). Объединенное целью множество предстает перед нами в его объединенной силе и действенности как духовное единство. Мы вправе, даже почти вынуждены мыслить господствующую в обществе волю как волю целостную, когда мы говорим об общей воле, о воле государства и т. п., и мы осуществляем это пред­ставление, не осознав его еще полностью.

Итак, мы понимаем под «волей общества» или, короче говоря, под «об­щей волей» не суммирование воль всех членов общества (представление, которое встречается у Аристотеля, Фихте и в последнее время у Мейрера, Шугше и др.), а господствующую в обществе волю, которая могла образо­ваться в силу различных причин (влияние отдельных личностей или груп­пировок, убеждение всех или значительного большинства, длительное при­менение и т. д.)'. Воли всех отдельных лиц совсем не требуется, если только общая воля проявляет себя как господствующая. Воля тех, которые желают правовую норму, может также иметь весьма различные мотивы. Одни хо­тят этой нормы, быть может, в сознании ее благодетельных последствий, другие — потому, что она всегда действовала, третьи — потому, что они боятся неприятных последствий, связанных с ее нарушением, четвертые, может быть большинство, — потому, что это уже так положено, и т. д.

П. Правосозидающая общая воля должна проявиться либо в прямом установлении нормы (законодательстве), либо молча­ливо, в самом процессе правовой жизни (обычное право).

1. Выраженное установление нормы всегда, прежде всего, исходит от определенных лиц — от одного или нескольких, — но посредственно оно основано на общей воле, если существуют законоположения, в силу которых установление воли этих

• Это представление выходит за пределы области человеческого познания и поэтому должно быть отклонено наукой права. В основном оно было выдвинуто уже Платоном, получило дальнейшее развитие у представителей исторической школы (под влиянием идей Шеллинга); путем признания постоянно действующего «народного духа» оно было, между прочим, принято Вундтом и Лассоном, но наиболее четко его выразил Гирке, 1, § 15, прим. 29: «Все это предполагает, естественно, признание общества как психической реальности. Это чистейшая мистика для сторонников того взгляда, которые реальность приписывают только индивидуумам». См., однако, Holder, Objett. u. subj R., S. 13, и в особенности—Jellmek, Allg Staatslenre, 1900, S. 122 It. Уще Arnold (Reeht und Wirtsehaft im geschichtlicner Anslcnt, 1863, S. 24) говорит: «Мы называем народным духом то, чего мы не знаем или не понимаем».

7 Близко подошел к этому пониманию в особенности Wundt, Volterpsycnologie, Bd 9. Все же он не совсем свободен от представления о народной душе. См. также Jellmek, Allg. Staatslehre, S. 152 It.


отдельных лиц признается как общая воля, как право. Поэтому выраженное установление норм мыслимо только в организованном обществе. Само по себе каждое организованное общество в состоя­нии устанавливать правила совместной жизни. Но сила этих правил простирается не дальше, чем власть этого общества. Пра­вом, т. е. безусловно всех обязывающей нормой, эти правила •становятся, следовательно, тогда, когда на данной территории обществу принадлежит господство в силу собственной его власти, либо если господствующая там власть допускает действие правил этого общества в качестве обязательных .

а) Господство, основанное на собственной власти, мы назы­
ваем «государственной властью»; общество, которому оно при­
надлежит на определенной территории, — «государством» 8; уста­
навливаемые государством нормы — «законом». Союзное государ­
ство, например Германская империя, осуществляет законода­
тельство и другие государственные функции только в определенных
областях; в остальном законодательство (и другие государ­
ственные функции) принадлежит отдельным государствам (зем-

.' лям). Имперскому закону противостоит, таким образом, терри­ториальный закон, или закон земель. Последний имеет силу лишь постольку, поскольку он допущен имперским правом.

б) Правовые нормы, издаваемые организованным обществом,
не являющимся государством, которые государство допускает
в качестве обязательных, называются автономным правом (авто­
номией). Современное государство, как правило, оставляет уста­
новление норм исключительно за собой. Автономные правомочия
являются, таким образом, исключением9.

2. Воля общества может быть также выражена молчаливо, в самом процессе правовой жизни (rebus ipsis et factis) (например,

7a Иначе решает Гирке вопрос о возникновении права. См. Gierhe, I, S. 112 Я., 150; как здесь, — Thur, I, S. 502, Е. Jacoby, Grundlehreu des Arbensrechts, S. 78 II.

8 Прежняя теория государства, которой некоторые придерживаются еще до сгос пор, выдвигает основным признаком понятия государства суверенитет. Но под суверени­тетом следует понимать высшую, неограниченную власть. Однако в современном союзном государстве государственная власть государств-членов подвергается разного рода огра­ничениям и все же из-за этого государства-члены не перестают быть государствами. Только в том случае, если власть объединения, входящего в состав другого объединения, осно­вана исключительно на власти этого высшего объединения (т. е. на его законодатель­ной, правительственной и судебной власти), следует отказать подобному объединению в призвании его государством; таковы, например, общины, провинции, власть которых не имеет самостоятельного характера, а покоится на власти государства. См. G. Меуег-AnscMUz, Staatsrecnt, I; Jelhnek, Staatslehre, S. 442. Впрочем, правильность приведенных выше соображений о возникновении права не зависит от того или иного понимания го­сударственной власти и суверенитета. В некоторых случаях потребовалось бы только несколько изменить форму выражения. Такого же мнения Anschutz, Kommentar zur Reichsverfassung, Erl. zu Art., 1: «Государственная власть исходит от народа». Земли ^Lander) являются государствами, но не суверенны.

9 Разграничение территориального закона и автономии вытекает из сказанного

в предыдущей примечании.



РАЗДЕЛ I. ПрАВО

_- *** *\a\J

в некоторых местностях крестьянские имения без какого-либо пред*-писания закона всегда наследует старший сын). Хотя воля в этих случаях направлена на конкретное правообразование, т. е. право­отношение (воля старшего сына — быть хозяином имения, и такова же воля всех, кого это касается; по меньшей мере, они признают его хозяином имущества),но в постоянной воле, направленной на то, чтобы право складывалось известным образом, в соответствии с опре­деленным правилом, с определенного момента начинается вместе с тем воля, направленная на само это правило, и эта воля выра­жается в том, что имеют место последствия, соответствующие данному правилу10. Если это явление всеобщее и постоянно повто­ряющееся, то оно становится выражением общей воли и порождает право, так называемое обычное право. Из этого обоснования обычно­го права вытекают, между прочим, следующие основные положения :

а) осуществление, фактическое применение соответствующей
нормы является не только средством познания обычного права, но
и необходимым условием его возникновения, ибо только фактиче­
ское осуществление содержитв себевеление, проявление общейволщ

б) о том, что правовую норму поддерживает воля общества,
можно, как правило, заключить только из постоянного и длитель­
ного применения ее;

в) в виде исключения, однако, общая воля может получить
прочное выражение в течение краткого срока, например когда
вновь образующееся государство получает общее признание вну­
три страны и вовне ее или когда, в результате революции или гра­
жданской войны, победившая партия приходит к власти и создан­
ное по ее воле новое право получает всеобщее признание, или если
октроированный избирательный закон рассматривается всеми
как норма, имеющая обязательную силуи. При германском
государственном перевороте 1918 г. эти предпосылки, несомненно,
были налицо11а. Подобный «революционный» фактор, поро­
ло Эта воля направлена не на то, чтобы это положение стало правовой нормой,

а на то, чтобы оно действовало, т. е. чтобы оно проявило в жизни свою правообрааующун> силу. Требуется воля к значимости, а не на правотворчество. К этому мы вернемся пра специальном рассмотрении обычного права в отдельности, см. ниже, § 35.

и Издаваемые победившей революцией правовые предписания являются законода­тельством (так правильно говорит Кгрр, в Wmdscheid, §15, Anm. 5). Если же новое пра­вительство утвердилось, то его указы действуют не благодаря их провозглашению, а только благодаря тому, что они встречают общее повиновение (rebus ipsis et factis), lla Такова и господствующая ныне теория ж практика, которые только частично подводят революционное правотворчество под понятие обычного права; см. Anschutz, Kommentar zur RV, 10 Aufl., S 3 fI; Graf zu Dohna, Die Revolution als Recntsbrucn unu Rechtsschopfung, 1923; Sckonfe Id, Die Revolution als Rechtsproblem, Arch. f. off. R., Bd. 12, S. 161 ff.; Stier-Somlo, Staatsrecht, Bd. I, S 215 ff , Thoma, Art «Staat» in HWB d St , 4 Aufl., Bd. 7, S. 747; Georg Jelhnek (Allg Staatslehre, S 337 ff ) говорит о «нормативной силе фактов» Против него выступали с ярко выраженной легитимистической точки зрения-Freytag-Lormghoven, Weimarer Verfassung in Lehre und Wirilichielt, 1924, S. IS, 20; Marschall von Bieberbtein, Der Eampf d Rechts gegen die Gesetze, 1927, S. 94, 126 ff ;. с изложенным сходится судебная практика RGB, 99, S 278, 100,3. 27,102,3. 423, 114,.


 

12*

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА

ждающий в короткий срок обычное право, имеется налицо и тогдаг когда общая народная воля недвусмысленно выступает против ставшего невыносимым закона. Пример: утрата силы установлен­ного валютного закона — «марка равна марке» в худшие времена германской инфляции, в 1923 г.;

г) ввиду того, что обычное право основано на общей воле
данного общества *, оно подлежит тем же ограничениям, как и
прямо установленное право этого общества. Оно действует безу­
словно только в том случае, если этому обществу принадлежит на
данной территории верховная власть; другими словами: действую­
щее на территории всего государства обычное право по своей силе
равно государственному закону; в других случаях оно действуег
только тогда, если государство не отказывает ему в обязательной
силе. Отсюда: государство может исключить образование парти­
кулярного обычного права;

д) по большей части обычное право складывается в организованном
обществе. Но нельзя согласиться с тем, чтобы это было необходимо, как
иногда утверждают. Наоборот, логически нет никаких препятствий к тому,
чтобы подобная правовая норма стала господствовать в кругу, не охвачен­
ном никакой организационной связью 116.

III. Право действует самовластно, т. е. независимо от воли отдельного лица, подчиненного норме12.

Мы свели право непосредственно (обычное право) или посредственно (установленное право) к воле, господствующей в обществе, т. е. к суверен­ной общей воле. Конечно, отношение отдельного лица к правовой норме-может быть различным. Один человек энергично проводит ее в жизнь, дру­гой признает ее потому, что все так делают, третий объявляет ее несправед­ливой, проклинает ее, но соблюдает ее во избежание последствий неподчи­нения ей. Но все трое содействуют своей волей (воля к проведению, призна­нию, повиновению) действию нормы, ибо они обеспечивают ей — безразлично-по каким мотивам — практическое действие.

1. Но ни в коем случае действие правовой нормы не может быть сведено к признанию (или воле) со стороны отдельного лица,, которого она касается13. В противном случае нужно было бьь

S. 6; RGStr 53, S 66; 54, S 157, 56, S. 259; OVG, Bd 77, S. 497. См за последнее-. время также Herrhardt (Revolution und Rechtswissenschaft, 1930), который, однако, под влиянием Бергбома, приходит к мало удовлетворительным результатам. См. Mamgh* Revolution und Ausbau des Staates, 1930. * См. предисловие редакторов.

"б Можно представить себе обычное право, возникшее в замкнутой долине, жителя которой принуждены общаться друг с другом, но. принадлежат к различным государ­ствам, далее, обычное право, которое образовалось для всей Германии во время отсут­ствия единой центральной власти или на территории, принадлежащей нескольким госу­дарствам; обычное право неорганизованной профессии, в особенности если действие его. распространяется на несколько государств, наконец, международное обычное право. I *. Искусственным и фактически неправильным было бы сводить во всех этих случаях обыч-' вое право к воле некоторых более крупных организованных обществ (государств)

\ 12 См. в особенности указанные выше (§ 27) работы Rudolph Stammler, затем Sohmr Sircheurecht, II, S 51. \ 13 Это имеет место особенно у Bwrhng, Jur- Рг L., 1, S. 19 ff.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ.РАЗДЕЛ I. ПРАВО


ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА



 


«граничить действие права членами правового общества, в то время как оно нередко применяется непосредственно также к другим лицам, даже там, где нет ни прямого ни косвенного признания «о стороны этих других лиц14. Далее, право не могло бы распро­страняться на недееспособных (детей, умалишенных), что также противоречит действительности15.

2. Право, наоборот, имеет действительную значимость, неза­висимо от добровольного подчинения ему отдельного лица. Этим оно отличается от нравов, а также от правил, установленных уста вами обществ (см. § 101) и правовыми сделками (см. ниже, § 136).

§ 30. Цельправа; естественное право, философия права.

Философия права — предмет особой дисциплины, которая, наряду с вопросом о цели права, выдвигает в качестве предмета научного исследова­ния ряд других вопросов, касающихся оснований значимости и сущност^. права (и государства). Подробное изложение этих вопросов не относится к общему учению о гражданском праве. Необходимо дать только некоторые общие указания. Из литературы см.:

Pfaff u. Hoffmann, Kommentar z. Oesterrelchischen BGB, I, S. 194, 206; Gterfce, Naturrechtund DeutschesRecht,1883, и BSchmoller'sJahrb VII,4, S.94fr.;A.Merftel,Elem. •a. allg. Rechtslehre в Holtzendorff's Enzyklopad , 5 Aufl., I, § 12—14; Lotmar, G. Rechte, das mit uns geboren, 1893; Jhermg, Zweck im Recbt, Bd I, II; Bergbohm, Jurisprudeiiz und Reehtsphilosophie, Bd I, 1892, Stammler, Wirtschalt undRecht, 5 Aufl.; Lehre vom tichtigen Recht, 1902, u. Theorie der Rechtswissenschaft, 2 Aufl., 1923; Rechtsphilosophie, 3 Aufl., 1928; Rechtsphilosophlsche Grundlragen, 1928; Salomon, Grundlegung zur Rechtsphi-losophie, 2 Aufl., 1925; Jung, Problem dee naturlichen Rechts, 1911; Landsberg, Gesch. d. •deutsch. Rechtswissenschalt, III, S. 1 ff , 435; KoWer, Rechtsphilosophie, 3 Aufl , 1923; W. Wundt, Votterpsychologle, Bd 9; Saner, Grundlagen d. Gesellschaft, 1924,Lehrbuch der Rechts und Sozialphilosophie, 1929; Mamgk, Wie stehen wit heute zum Naturrecbt, Arch. f. R. u. W. Phil., 19, S. 375 11.; Idee dee Naturrechte, Stammler Festschrift, 1926; Baumgarten, Wlssenschaft yom Recht, I, 1920, II, 1922, его же, Rechtsphllosophie, 1929; Binder, Philosophic d. Rechts, 1925 (к этому Mamgk, Jur. W.,1930, S. 234); Radbruch., Grund-zuge d. Rechtsphllosophie, 2 Aufl , 1922, Boss, Theorie der Rechtsquellen, 1929, S. 195 ft.; M. g. Mayer.iRechtsphilosophie, 1922, E. Kaujmann, Krltlk der neukautianischen Rechts-iphllosophie, 1921. ОСзор французской философской доктрины права: Boss, Theorie der Rechtsquellen, 1929, S. 15 ff. (Bonnecase, Geny, Suguit, Salleiles, Demogue и др.); об англий-•с кой «Jurisprudence», которая имеет не естественноправовые установки, а позитивно-аналитические, см. Boss, там же, стр. 75 ff. (Blackstone, в особенности Austin Lectures on Jurisprudence, 5 ed., 1885; Salmond, Holland, Maine, Gray).Поя влиянием Ausftn'a—Somlo, Juristische Grundlehre, 1917 Журналы: Archiv fur Rechts-und Wirtschaftsphilosophie", изд., Sauer, Briefs и Wenger Zeitschnft fOr Rechtsphllosophie, maxMolldack; Internationale •Zeitschrift fur Theorie des Rechts, изд. Duguit, Kelsen.

Право, согласно вышеприведенным рассуждениям, — это по­коящийся на воле общества порядок внешнего человеческого общежития, сам по себе обязательный в силу велений и дозволе-

14 Укажем на эмигрантов, которые порвали со своей родиной; на шайку разбойни­
ков, которые совершают нападение на территории чужого государства; на шпиона, кото­
рый снимает фотографию с пограничной крепости; на морского разбойника, который
•обстреливает приморские города.

15 Bierhng (цит. соч , стр. 121 ел.) думает опровергнуть убедительность этой аргу­
ментации тем, что он сводит к фикции действенность права в отношении детей и умали­
шенных. Но не была ли бы подобная фикция (если бы ее действительно следовало допу>


яий. Однако это определение не указывает, какую цель преслет дует этот жизненный порядок, и нимало не раскрывает цели права. I. Выяснение цели права составляет задачу философии, ибо -эта цель есть не что иное, как цель человеческого общежития, лишь одной стороной, одним элементом которого является право. Этика и философия права должны поэтому научно развить гос­подствующее в наше время представление о задаче отдельного •человека и всего человечества, исходя из всей нашей культурной жизни, в особенности из наших государственных учреждений и правовых институтов, из этических и религиозных представле­ний, из хозяйственных, научных и эстетических стремлений, ко­роче — из всех элементов нашей общественной жизни *. Этой общей этической задаче, признание которой заключает в своей основе веру в стоящий над человеком мировой порядок, служит также и право1. Оно должно обеспечить внешние основы, на которых

стить, что ни в какой мере не требуется) чем-либо иным, как особой формой выражения той мысли, что правовые нормы именно распространяются на детей и умалишенных. * См. предисловие редакторов.

1 Не признавая стоящего над человеком веления долга, нельзя обосновать обявы-вающее человека веление права, хотя, конечно, такие попытки неоднократно делались. В особенности нельзя свести веление права к эгоистическим стремлениям человека, как •стремление к самосохранению (Томас Гоббс) и стремление быть и действовать соответ­ственно собственной природе и соответственно этому полностью развернуть и умножить «вой силы (Спиноза, впрочем, понятию силы дает этическую окраску тем, что силу, действующую для удовлетворения страстей, называет бессилием и в качестве требования разума устанавливает, чтобы человек стремился к тому, что полезно для достижения наибольшего совершенства; таким образом, теория Спинозы в основе сводится все же к эти­ческому велению долга) или к стремлению к благополучию и счастью (эвдемонистические теории), безразлично, следует ли под этим понимать удовлетворение чувственного вожде­ления, или утонченное духовное наслаждение, или длительное духовное и телесное здо­ровье и благополучие. Ведь если бы право было не больше как средства для достижения эгоистической цели, то и сила его не выходила бы за пределы стремления к собственной вы­годе. Все эгоистические теории, таким образом, не выдерживают критики, если в отдельном случае, в виде исключения, разумный расчет склоняет к нарушению права. Гораздо пра-

|~ вильнее (как это делают, например, Гуго Гропий и Томазий) определять целью права благо

^человечества или (согласно Jhermg, Zweck im Recht) «создание и обеспечение жизненных

*• условий общества»; но здесь возникает вопрос* почему же благосостояние всех должно

«ыть высшим принципом для каждого отдельного человека, почему он должен подчинять

•собственное благо благу всех! А на этот вопрос нельзя ответить иначе, как возвратом

!* к этическому долгу. Выявляемый Иерингом в качестве источника этического долга и права дальновидный эгоизм, стремящийся к благу целого, так как лишь в нем он •обретет собственное благо, — является только расчетом на собственную -выгоду (предста-

• вителем эволюционистского альтруистического эвдемонизма является также Baumgarten,
#~
Rechtsphllosophie, S. 40 If.; Wissenschaft, 1, § 3 If.). Но при столь дальновидном эгоизме

результат расчета может оказаться различным для отдельных лиц и для целых слоев на­селения и тогда было бы неразумно с их стороны, если бы они, имея на то возможности, не нарушили права, поскольку долг и право в действительности — только решение урав­нения, от которого зависит собственная выгода. Наши нравственные воззрения — ведь

- не только создание общества. Правда, их содержание,1 как и все наши знания и веро­
вания, в известной мере определяется бесчисленными воздействиями на нас со стороны
•общества; но то, что мы сообща прислушиваемся к внутреннему голосу «ты должен»,
«ты не должен», воспринимаем голос нашей совести, — это дело внутреннего опыта, и




 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.