Сделай Сам Свою Работу на 5

Отношение к праву земель. Законы о проведении в жизнь.





Zitelmann, Z. Qrenzstreit zwisclien Reichs-und Landesrecht, i902. Новейший подроб­ный комментарий: Keidel в Staudmger, 1929, Teil VI, Art. 55 ff; см. также нише, § 42.

I. По отношению к праву земель действует, хотя и не без изъя­тий, принцип кодификации: «частноправовые нормы права земель теряют силу, поскольку иное не установлено в Г. У. или в настоя­щем законе», гласит ст. 55 Вводного закона. Если оставить в сто­роне особые изъятия, так называемые оговорки, то из сказанного

вытекает следующее.

1. Отмена распространяется на (частноправовые) нормы «зако­нов земель». Под законами земель понимается также общегерман­ское право, так как оно не основано на имперских источниках права и потому находится по отношению к имперскому праву в том же положении, что и законы земель. Отменены, таким образом, общет-германское (пандектное) право и партикулярное право всякого рода, включая (общее и партикулярное) обычное право и автоному-ное право, так как под законом в Г. У. и во Вводном законе над|

лежит разуметь всякую правовую норму Ч —--- '

2. Существующее действующее частное право земель не только отменяется, но и исключается самая возможность образования в будущем частного права земель (вывод из ст. 3, 218). В это поло­жение не вносит никаких изменений ст. 7, № 1,абз.12. предлож. 1, имперской конституции 1919 г. Правда, империи в области граж­данского права противостоят союзные государства (земли), сохра­няющие свое право издавать законы, пока и поскольку империя не пользуется своим правом законодательства. Но империя уже воспользовалась своим правом законодательства, и не только в том отношении, что издала Г. У., но и в том отношении, что установила ст. 55 Вводного закона, которая исключает частное



10 Превосходное собрание важнейших ичперскпх гражданских законов в новейшей редакции дает Jaeger, Reichszmlgesetze, 6 Autl , 1928. См. также ссылки у Schlegelber-ger-Hache, Das Becht der Neuzeit, letzte Aull., 1930.

1 Вводный закон, от. 2: «Закон в смысле Г. У. и настоящего заьона есть всякая

правовая норма».



ВВЕДЕНИЕ


ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ К НЕМУ ЗАКОНЫ



 


право земель. Сказанное относится также к партикулярному обычному праву.

3. Частное право земель отменяется в целом, значит не только поскольку оно противоречит Г. У, или касается правоотношений, которые единообразно регулируются в Г. У. и во Вводном законе,, но и тогда, когда соответствующие вопросы вообще не затраги­ваются в Г. У2. Пробелы Г. У. надлежит восполнять не из права земель (и не из общегерманского права), а исходя пз духа самого Г. У. 3



4 Однако отмена в целом относится только к «частноправо­вым», а не к публпчноправовым постановлениям законов земель, (см. ниже, § 31). Вопрос о том, когда имеется налицо публично-правовое право земель, разрешается по общим принципам, с уче­том особенностей правопорядка данного союзного государства (земли). Правоотношения, которые регулируются Г. У., тем са­мым причисляются к частному праву 4, хотя бы ohti при рассмо­трении в отдельности (как, например, в § 80, 795 и т. д.) предста­вляли собой положения публичного права 5.

II. Ряд правовых вопросов согласно Вводному закону (ст. 56— 152) полностью или частично оставлен в пределах компетенции права земель. Ошибочным явилось бы утверждение о «списке потерь германского имперского единства», так как империя, по ст. 7 имперской конституции 1919 г. (так же как и по прежней конституции), может в любое время подвергнуть оставленные за правом земель вопросы законодательному регулированию и тем самым исключить право земель. Оговорки в пользу права земель очень различны по объему, —например, нормы права земель о се­мейных фидеикомиссах, ленах, родовых имениях сохранены в пол­ном объеме (ст. 59), в то время как постановления о возмещении ущерба за вред, нанесенный животными из охотничьего заповед­ника, остаются в силе только в некоторых точно указанных отно­шениях (ст. 71).



1. Поскольку имеется такого рода оговорка, не только остается в силе действующее право земель, но союзные государства (земли) сохраняют право законодательства л в дальнейшем (ст. 3, 218).

В этих пределах законодательство союзных государств не ограничено только такими постановлениями, которые основаны "на каких либо особен-

2 Таким образом, ст 53 означает нечто иное л идет дальше, чем ст 13 имперской конституции

л Например, Г У и Вводный закон не содержат постановлении о трактовке обяза­тельств частным между на родным правом, решение вопроса о гом, какое право подлежит примеяению, нужно обосновывать не ссыльои на прежнее право земель, а основными принципами международного частного права, выводимыми из предписании Вводноге закона, а также исходя из существа обязательства, какнм оно представляется по Г V.

4 Другое мнение выражено в предыдущем изданпп настоящего труда (§ 14, I, 4).

5 См также Tuhr, S 12, Endemann, §18, Anm 8.


ростах:' напротив, оно о/кет в этон оставленной за ним области вторгаться и в общие основоположения Г. У., например принимать особые, отклоняю­щиеся от имперских постановления о давности, о течении сроков, ошибке, приобретении права собственности °а, даже давать предписания о необ­ходимости или отсутствии необходимости внесения известных актов в по­земельные книги и пользоваться институтами, отмененными Г. У., как дав­ность с незапамятных времен или восстановление в прежнем состоянии; но до сих пор такие случаи были редкими.

2. Поскольку особых норм права земель по вопросам, оста­
вленные за союзными государствами (землями), нет или по­
скольку в них оказывается пробел, вступает в действие, в ка­
честве восполняющих норм, право Г. У., а не прежнее общее право
земель 6. Согласно ст. 4 Вводного закона, это правило действует
и тогда, когда подпадающий под действие оговорки закон земель
прямо ссылается на отмененные предписания этих законов; даже
тогда, следовательно, нельзя считать, что вследствие ссылок
эти предписания становятся частью специального, содержащего
ссылку закона 7.

3. Совсем другой вопрос — как надлежит истолковывать те
•общие правовые понятия и выражения, которые встречаются
в законах земель, подпадающих под оговорки. Вопрос должен
разрешаться точно так же, как и для более раннего имперского
права. Законы, подпадающие под оговорки, истолковываются,
прежде всего, по их внутренней сущности. Если же они имеют
в виду использовать какое-нибудь понятие так, что смысл его

5* См , например, М Wolft, Sachenrecht § 78, Bd III, 2

6 Даже самые широкие по объему оговорки свидетельствуют только о том, ^то «нормы права земель > касающиеся книги фндеикомиссов и ленов (ст 59), остаются нетро­нутыми Поскольку Г У во многих случаях само различает общие и особенные нормы (и при этом даже несколько степеней их общая часть, общие нормы о недвпжимостях и т д ), то под нормалт о фидепкомпссах может подразумеваться только особенное право, а не общее право земель, если оно находит применение и к фцдепкомиссам. Это подтвер­ждается, по-моему (другого мнения—Цятельман), тем вытекающим из буквального толко­вания текста соображением, что закон, которын стремится, насколько это возможно, установить единство права, не может иметь в виду неприкосновенность права земель в отношении предусмотренных оговорками оставченных за правом земель вопросов из пяти областей права Если поэтому предписания общего права земель, даже относительно предусмотренных оговорками вопросов, не подпадают под оговорки, они отменены ст 5^. См. также Zitelmann, S 11 If Иначе — Dernburo, I, § 13, VII.

7 Мыслимо, во всяком случае, такое положение, что отдельное предписание, касаю­щееся предусмотренного оговоркой предмета, настолько тесно связано с отдельными общими предписаниями соответствующего права земель, что оно без них, т е только на основе Г У , раз\мно не может быть применено В таком случае логическое толкование оговорки приводит к тому, что и общее предписание должно быть признано применимым к той области, к которой относится оговорка Но такие случаи редки См также Мотивы к Вводному закону (стр 148) и протокол VI, стр. 363, 600, допускающие дальней­шее действие общих предписании для областей, к которым относятся оговорки, если общие предписания образуют составною часть особого права «или если они составляют особый случай применения данного закона» Но эта воля, конечно, не поддается установ­лению (см Zitelmann, S 39). Мне, однако, кажется, что в основе неправильной форму­лировки лежит правильная мыслъ( см также Tuhr, S 14)


должен быть объяснен на основе общего гражданского права,, тогда решает Г. У.

4. Оговорки, сделанные в пользу законов земель, относятся только к Г. У., Вводному закону и, в силу особых постановлений, к тем законам, которые выше — § 13, II — обозначены как допол­нительные законы к Г. У., а именно: Устав о поземельных книгах (§ 83 GBO), Закон о принудительной продаже с торгов и о прину­дительном управлении имуществом' (§ 2 Вводного закона к нему, ZwVG) и Закон о добровольной подсудности (§ 189 FrGG), но не к другим имперским законам. Таким образом, постановления, например Устава гражданского судопроизводства или Конкурс­ного устава, не могут быть изменены законами о семейных фидеико-миссах или о родовых имениях.

5. Оговорки не обосновывают для соответствующего союз­ного государства, как уже упомянуто выше, особо оставленного за ним права. Позднейшими имперскими законами они могуг поэтому быть отменены или изменены (см. ст. 7, абз. 12, предлож. 1, имперской конституции 1919 г.).

6. Об отдельных оговорках речь будет идти при рассмотрении: отдельных правовых вопросов.

Здесь дается только краткий обзор оговорок, разбитых на группы по-их основаниям:

а) многочисленные оговорки относятся к частноправовым вопросам, которые тесно связаны с местными (в большинстве случаев аграрными) условиями, например к праву рентных имений, наследственной аренды,, единонаследия в сельских землях (Anerbenrecht)*, к водному праву, к праву строить плотины и шлюзы, к горному праву, к праву охоты и рыбной ловли, к срокам освобождения помещений при найме, к уставу о челяди (Gesin-derecht) (см., однако, т. II, § 146. прим. J), к праву на получение пенсии; б) другие оговорки имеют в виду отношения, которые связаны с госу­дарственными и политическими учреждениями союзных государств (зе­мель), например ответственность государства и общин за должностных лиц, права должностных лиц на оклады содержания, дарения членам рели­гиозных орденов, заем под заклад имущества, выплата государственных: долгов, конверсия и выкуп;

в) есть много оговорок, которые имеют целью разрешить сомнения в том,
относится ли данный вопрос и к частному праву или в какой мере он не
относится к нему и, следовательно, по своей публично-правовой природе
должен остаться в ведении права земель; оговорки этого последнего рода
являются не изъятиями, а разъяснениями; таковы, например, постановле­
ния о публичных сберегательных кассах, о возврате неправильно взыскан­
ных налогов, об отчуждении (для нужд государства и т. д.):

г) издательское и страховое право были оговорены, так как предпола­
галось, что будут выработаны особые имперские законы, которые действи­
тельно были изданы впоследствии.

7. При коллизии прав нескольких земель соответственно при­меняются нормы международного частного права 8.

* Anerbenrecht — безраздельный переход сельского участка к одному из несколь­ких сонаследников преимущественно перед другими сонаследниками; цель этого инсти­тута — обеспечить налоговую платежеспособность крестьян. — Прим ред

8 См, также RGE, 92, S. 75; 116, Ann., S. 29; 122, S. 199.


 


ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ

f III. Г. У. и Вводаый закон в некоторых отношениях предпо-цагают дополнения со стороны законов или административных распоряжений земель, так, например, в отношении законодатель-о союзах и права депозита; по некоторым другим вопросам Изменения, вносимые законом земель, по меньшей мере, допустимы

I., например, § 85, 233, 907, 1315, 1784 и т. д.). Щ Но и в вопросах, законодательство по которым вообще оста-|влено за союзными государствами (землями), необходимо было ^немедленно внести отдельные изменения или дать новую регла-!"ментацию, вследствие некоторых часто глубоких вторжений в эту • область со стороны Г. У. Наконец, некоторые законы земель тре-I буют видоизменения, допускаемого ст. 213, постольку, поскольку ', они, по переходным постановлениям Вводного закона, остаются в "„силе для существующих уже правоотношений; в особенности оказа-; лось целесообразным почти повсюду преобразовать существующие " имущественные отношения между супругами соответственно си-^стеме имущественных прав, установленной Г. У. 9 Эти разнообраз­ные цели осуществляются законами и указами о проведении в жизнь, которые изданы некоторыми союзными государствами (землями) в 1899 г. «

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.