|
Владимир Познер, известныи тележурналист
В наше время не только солидные банки, но и всемирно известные фирмы нередко ведут себя как мелкие жулики, стремящиеся облапошить своих клиентов и потребителей. Они стремятся заработать любой ценой, действуя по принципу «После нас хоть потоп!».
Многие товары намеренно делаются менее прочными и менее долговечными только для того, чтобы заработать на запасных частях либо заставить потребителей снова покупать то же самое. Такое расточительство не только аморально, но и губительно для окружающей среды. Самое ужасное, что делается это вполне сознательно. Оказывается, концепции «Запланированного» и «Вынужденного устаревания» вещей были
разработаны еще полвека назад. И не членами Римского клуба, а теоретиками большого бизнеса. «Запланированное устаревание» – это производство недолговечных вещей. Но для того, чтобы заставить людей выбрасывать на свалки и вполне годные изделия придумано «Вынужденное устаревание». Это когда навязчивая реклама заставляет людей бесконечно менять модели обуви и одежды, бытовой техники и автомобилей. В наше время сторонники такого расточительства доминируют и преуспевают. Особенно в ведущей экономической державе. Согласно данным, приведенным в документальном фильме «История вещей с Анни Леонард» (The story of stuff with Annie Leonard) львиная доля купленных товаров уже через полгода оказываются в отходах или на свалке. В результате, имея всего 5 процентов мирового населения США производят 30 процентов всех отходов.
Каждый американец сегодня потребляет за восьмерых жителей Земли. Страшно представить, что случится, когда эпидемия потребительского идиотизма охватит весь мир и все человечество станет так же безумно расточительно, как и пресловутый «золотой миллиард». Сейчас миллионы людей живущие в развитых странах поставлены в условия бессмысленной выматывающей гонки: они производят все больше и больше товаров для того, чтобы выбрасывать их все быстрей и быстрей.
Порой уже и сами производители не выдерживают этих сумасшедших темпов: стоимость продукции катастрофически падает и всемирно известные фирмы с вековой историей оказываются на грани банкротства. Еще 20 лет назад никто бы не подумал, что фотокамера с функцией высококачественной видеосъемки может стоить так дешево. И никто бы не поверил, что само существование столь знаменитых компаний как «Кодак» и «Олимпус» окажется под вопросом.
Что же делать в этой ситуации? Как вырваться человечеству из этого замкнутого круга? Вероятно, надо вернуть то, чего больше всего не хватает. Вернуть любовь и совесть. Ибо без любви плохо не только человеку, но и экономике. В современном бизнесе не осталось ни любви, ни совести. А ведь в минувшие века все это было! Тогда пекарь выпекал свои булочки на совесть и с любовью их продавал. Жители округи любили булочки и любили самого пекаря. Примерно так же работали портные и сапожники. В средние века они объединялись в цеха и принимали уставы, по которым обман потребителей и нечестная конкуренция сурово карались. Кроме того, они договаривались о квотах на выпуск товаров, чтобы не вредить друг другу.
Нашему напыщенному и самонадеянному миру стоит поучиться и морали, и сообразительности у средневековых мастеров! Почему бы не выработать всеобщие правила честной игры для банков и бизнеса? Разумеется, с учетом интересов клиентов и потребителей. Почему бы не вернуть любовь и совесть в экономику? Почему бы, наконец, не создать всемирные объединения производителей, которые бы установили квоты на выпуск основных изделий, обязательно отдавая некоторую долю новичкам. Ведь понятно, что даже самая назойливая реклама не заставит людей менять фотоаппараты, холодильники или телевизоры каждый месяц. Стало быть, реальные потребности можно подсчитать и ориентироваться именно на них. Безумию и расточительству рынка надо противопоставить элементы разумной плановой экономики. А тем, кого возмутит идея производственных ограничений, могу сообщить, что международное квотирование уже давно и небезуспешно применяется в некоторых сферах. Скажем, при добыче нефти и выловах рыбы.
Необходимость радикальных перемен
«Те, кто серьезно относятся к любви, как единственному разумному ответу на проблему человеческого существования, должны приити к выводу о необходимости важных и радикальных перемен в нашеи социальнои структуре, если любви предстоит стать общественным, а не исключительно индивидуальным и маргинальным явлением...
Наше общество управляется менеджерскои бюрократиеи, профессиональными политиками; люди подвергаются массовому внушению, их цель, вернее самоцель - больше производить и больше потреблять. Все виды деятельности подчинены экономическим целям, средства становятся целями, человек является автоматом - хорошо накормленным, хорошо одетым, но без какого-либо высшего интереса к своим характерным человеческим качествам и функциям. Если человек в состоянии любить, он должен занять свое высшее положение».
Эрих Фромм, «Любовь и ее распад в современном обществе»
Важнейшей частью маховика, раскручивающего безумное потребление, является реклама. В США на человека обрушивается по 3000 рекламных материалов в день. Подсчитано, что даже американские дети смотрят по 20.000 рекламных роликов в год. Этот «двигатель торговли» преследует повсюду: в почтовых ящиках и в Интернете, на улице и в транспорте, в офисах и в частных квартирах, в прессе и телепрограммах. Реклама не только навязывает массу ненужных вещей, но и значительно увеличивает их цену. Ведь она стоит огромных денег. Например, в США затраты на рекламу в полтора раза превышают все затраты на общественное образование! А ежегодные мировые расходы в этой сфере уже вплотную приближаются к 500 миллиардам долларов! И все эти деньги берутся не с неба, а из наших же карманов! Получается, что распространение эпидемии потребительского идиотизма принуждают оплачивать самих же потребителей!
Остановить эту опасную для мира гонку и гармонизировать экономику невозможно без радикальных ограничений рекламы и даже полного запрета некоторых ее форм. Почему во многих странах навязывать женщине любовь считается недопустимым и даже преступным, а навязывать ненужный товар вполне приемлемым и нормальным? Человек должен иметь полную свободу выбора! В наше время это можно обеспечить с помощью Интернета. Вместо навязчивого психологического давления в виде рекламных слоганов и циклопических банеров, должна быть объективная информация о товаре: сравнительные технические данные, результаты тестирования, достоинства и недостатки, рейтинги продаж. Только так можно сделать разумный выбор.
Каждый товар и продукт должен быть представлен в специальном виртуальном каталоге, где его можно сравнить с аналогичными. Все производители должны иметь равный доступ к такой системе информирования. Это особенно важно для новичков, которым бывает трудно состязаться с влиятельными корпорациями, даже имея лучший по качеству товар или продукт.
Систему информирования о фильмах, спектаклях, выставках, книгах необходимо сохранять и расширять, но при этом должно соблюдаться одно простое правило – предлагаться должно не что-то одно, а сразу несколько. То есть надо сделать альтернативные варианты обязательными, чтобы исключить любое навязывание и предоставить потребителям реальную возможность выбора.
Запрет навязчивой рекламы не только заметно снизит стоимость товаров и услуг, но и высвободит колоссальные творческие силы для более продуктивной и полезной деятельности. Конечно, в современных условиях запрет или радикальное ограничение рекламы кажется совершенно нереальным. Ведь от банков и большого бизнеса зависят не только средства массовой информации, но даже правительства.
Информация к размышлению
Установлено, что из 100 крупнеиших экономик мира 51 – это корпорации. Национальные правительства их нередко раздражают. Возможно, именно поэтому возникла идея создания мирового правительства. Монополии хотели бы править миром безраздельно. Никто не должен им мешать толкать нашу планету в пропасть глобальнои катастрофы...
Казалось бы, корпорации и банки – это огромная сила, которой не всегда могут противостоять даже правительства целых стран, а уж миллионы разрозненных потребителей и подавно. Однако отдельные граждане не так уж бессильны, как это кажется на первый взгляд. Давайте разберемся на чем основывается мощь банков и корпораций. В чем сила их влияния на правительства и средства массовой информации? Прежде всего в деньгах! Но откуда они поступают? От миллионов простых потребителей, то есть от нас с вами! Так что, если все дружно перестанут покупать продукцию какой-то корпорации или заберут свои вклады из какого-то банка, их всесилие на этом быстро кончится.
Если Мировой Pазум откроет людям глаза и организует их борьбу за свои истинные интересы, простые потребители получат реальную возможность диктовать свои условия и банкам, и корпорациям. Главная задача Мирового Pазума – разработка новой модели развития человечества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|