ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТА В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ
Состояние ажитации и кратковременного ступора у пилотов при авиационных происшествиях
Согласно статистическим данным авиалайнеры являются одним из самых безопасных видов транспорта.Главную роль в этом играет не только высокий уровень современной техники, но и специальная психологическая подготовка пилотов. Как показывают наблюдения, в условиях угрозы для жизни эмоциональная неустойчивость может развиться и у тех лиц, у которых в предшествующей деятельности не отмечалась психическая напряженность.
Состояние психической неустойчивости, граничащее с неврозом, возникает в результате астенизации нервной системы, вызываемой нарушением режима труда и отдыха, различными потрясениями, травмирующими психику, и т.д. Особенно отчетливо психическая неустойчивость в условиях угрозы для жизни выявляется в аварийной обстановке. Четко выделяются две формы таких реакций: состояние ажитации и кратковременный ступор.
Цель статьи –рассмотреть состояние ажитации и кратковременного ступора у пилотов при авиационных происшествиях.
Анализ научных исследований и публикаций.
Психологическую деятельность человека в стрессовых ситуациях изучали такие ученые как Эндлер Норман, Франкенхаузер Мариэн, Лазарус Ричард, Селье Ганс. Р. Нордланд писал: «В момент большого нервного напряжения, находясь под угрозой, способность рассуждать нарушалась. В результате возникала масса крупных ошибок, которые не можно было ни предусмотреть, ни объяснить». Один из известных психологов современности, специалист в области методов исследования резервных возможностей человека, психотерапии, а так же поведения людей в боевых стрессовых ситуациях и разработки методов диагностики и коррекции состояния человека в экстремальных условиях жизнедеятельности – Ю.А. Бубеев заслуженный врач РФ и руководитель международного проекта «Марс-500».По его мнению, не каждый человек в условиях угрозы для жизни способен работать устойчиво и продуктивно.
Основные материалы исследования.
При ажитированном состоянии в ответ на раздражители, сигнализирующие об опасности для жизни, на первый план выступает беспокойство, тревога. Возбуждение выражается главным образом в суетливости, в возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей. Мыслительные процессы при этом замедленны. Способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, нарушается. У человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук и др. В состоянии ажитации нарушается восприятие времени, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом. Примером может служить случай, когда во время полета загорелся самолет. В составе экипажа кроме пилота находились еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении также были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал команду оставить самолет, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составлял лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапультированию. Переоценка длительности временного интервала здесь совершенно очевидна. Доли секунды субъективно были восприняты как минуты, что и привело к гибели двух членов экипажа. Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характеризуется внезапным оцепенением, застыванием на месте, при этом сохраняется интеллектуальная деятельность. Приведем самонаблюдение летчика, у которого во время полета произошло самовыключение обоих двигателей: «Остановка двигателей сопровождалась сильным хлопком. Этот звук вызвал ощущение, что самолет вот-вот взорвется. Я весь сжался, ноги одеревенели. Я решил катапультироваться, но меня охватило оцепенение, так что я не мог перенести ноги на катапультное сиденье. Когда рассеялась пыль от возникшей отрицательной перегрузки, я увидел, что снижаюсь без крена под углом 45-50 градусов. За это время я потерял 1500 м. Придя в себя на высоте 8000 м, я произвел запуск двигателей и благополучно произвел посадку на свой аэродром».
Обоснование полученных научных результатов.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что для предотвращения возникновения аффекта (ажитации или ступора) необходима специальная психологическая подготовка пилотов к действиям в экстремальных условиях.
Выводы. В условиях экстремальной ситуации важно уметь быстро перестраивать психическую деятельность на фоне и возникшего эмоционального напряжения, уметь контролировать себя, свои действия. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.
ГЛАВА 2. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
2.1 ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА
АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аварийно - спасательная подготовка (АСП) - система знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных членам экипажей ВС для выполнения их обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке.
Цель АСП - достижение такого уровня подготовленности членов экипажа, при которой обеспечивается надежность их как элементов системы спасания людей при возникновении на борту воздушного судна аварийной обстановки. Под такой системой понимается комплекс технических средств и организационных мероприятий на борту ВС и вне его, призванных обеспечивать спасание людей при авиапроисшествиях.
Предмет (курс) АСП - это учебная дисциплина, предназначенная для подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации к действиям по обеспечению спасания людей в случае возникновения на борту ВС обстановки, угрожающей их безопасности.
После прохождения курса АСП члены экипажа ВС должны:
- иметь достаточное понимание о системе поиска и спасания пассажиров и членов экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие;
- знать типовые аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации (особенности проявления, развития и влияние на человеческий организм);
- знать основной порядок (базовые алгоритмы) действий в типовых аварийных ситуациях;
- иметь твердые навыки применения бортового аварийно - спасательного оборудования ВС, знать основы его конструкции и особенности работы с учетом возможных отказов;
- иметь навыки организации взаимодействия между членами экипажа на примере типовых аварийных ситуаций;
- уметь принимать правильные решения при быстром развитии аварийных ситуаций;
- иметь навыки руководства пассажирами, знать принцип предотвращения и подавления паники;
- иметь навыки выполнения своих обязанностей в аварийных ситуациях при воздействии стресса;
- обладать психологической устойчивостью к неожиданному возникновению аварийных ситуаций;
- иметь навыки по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования после авиапроисшествия;
- иметь навыки оказания доврачебной медицинской помощи.
Аварийно - спасательная подготовка экипажей ВС ГА включает 4 этапа:
- первоначальное обучение;
- переподготовка на другой тип ВС;
- ежегодная подготовка;
- водная подготовка.
Водная подготовка проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
Типовая программа АСП содержит минимальные объемы учебного плана по этапам обучения.
На основе типовой программы и методики АСП в авиационных учебных центрах составляются рабочие программы и методики преподавания курса АСП с учетом особенностей и условий практической деятельности, имеющихся технических средств обучения и специализации конкретных категорий экипажей ВС ГА.
Рабочие программы курса АСП утверждаются руководителем авиационного учебного центра (АУЦ) и согласовываются руководителем службы ПАСОП регионального управления (РУ) или Центральной комиссией по аттестации поисковых и аварийно - спасательных служб, формирований, спасателей и учебных заведений ФАС России (ЦАК СПАСОП ГА).
Оценка знаний слушателей производится по цифровой пятибалльной системе: 5 (пять), 4 (четыре), 3 (три), 2 (два), 1 (единица).
Зачетными отметками для экипажей по АСП являются только 5 (пять) и 4 (четыре).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН АВАРИЙНО – СПАСАТЕЛЬНОЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|