Юридических учебных заведений
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы:
Г. И. Богуш,канд. юрид. наук — общая библиография, разд. 3 (в соавторстве с М. Н. Голоднюк); тема 2 (в соавторстве с Ю. Г. Козловым); тема 9, приложения (в соавторстве с Н. Ф. Кузнецовой и Г. К. Мишиным);
М. Н. Голоднюк,канд. юрид. наук — разд. 3 (в соавторстве с Г. И. Богушем); Ю. Г. Козлов,канд. юрид. наук — темы 2 (в соавторстве с Г. И. Богушем), 16 и17 (в соавторстве с Г. К. Мишиным);
Н. Ф. Кузнецова,д-р юрид. наук — предисловие, введение, темы 1, 3-8, 14, приложения (в соавторстве с Г. И. Богушем и Г. К. Мишиным); А. А. Матвеева,канд. юрид. наук — темы 11, 18;
Г. К. Мишин,канд. юрид. наук —темы 12, 15; темы 16 и 17 (в соавторстве с Ю. Г. Козловым); приложения (в соавторстве с Г. И. Богушем и Н. Ф. Кузнецовой);
Э. Ф. Побегайло,д-р юрид. наук — тема 10; Л. И. Романова,д-р юрид. наук —тема 13.
Научный редактор— доктор юридических наук, профессор Н. Ф. Кузнецова.
Криминология: учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; под К82 ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 328 с.
ISBN 5-482-00448-1
В учебном пособии изложены основы криминологии, а также содержатся методические материалы, необходимые для изучения данной учебной дисциплины. В состав пособия помимо тезисов лекций входят учебная программа по курсу «Криминология», библиография, вопросы к зачетам и экзаменам, темы курсовых и дипломных работ, методические рекомендации по их написанию, а также приложение, содержащее проекты федеральных законов о борьбе с преступностью, справки, таблицы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.
УДК 343.98(075.8) ББК 67.52я73
?> Коллектив авторов, 2006 ISBN 5-482-00448-1 О ООО «Издательство Проспект», 2006
Цель учебного пособия по криминологии — ознакомление с основами этой дисциплины и обучение навыкам профессиональной профилактики преступлений и правонарушений. Оно рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.
Практикум по криминологии поможет развить навыки самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, овладеть социологическими и математическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь анализировать проекты правовых актов, компетентно выступать в государственных органах различных уровней с оценкой состояния преступности и рекомендациями по разработке систем ее предупреждения. Ему необходимо освоить методы составления планов профилактики преступлений на различных уровнях — от федерального до муниципального, механизма их исполнения, контроля за результативностью планов.
Студенты и слушатели должны уметь самостоятельно составлять криминологические правовые акты, по материалам архивных и опубликованных уголовных дел давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами, писать проекты постановлений и предостережений органов прокуратуры и внутренних дел.
Использование на семинарах деловых игр на материалах реальной деятельности органов прокуратуры, внутренних дел, суда, муниципальных органов и парламента позволяет приобрести навык публичных выступлений по проблемам преступности и ее предупреждения как в целом, так и по отдельным категориям дел, например связанных с преступностью несовершеннолетних, экономической, организованной преступностью, преступлениями насильственного характера, коррупцией, криминальным наркотизмом.
Читателям предлагаются вопросы и задачи на базе уголовно-статистического материала, фабул уголовных дел и профилактических актов. Устные групповые дискуссии целесообразно сочетать с системой докладов и рефератов по наиболее сложным проблемам криминологии. Многолетний опыт проведения семинаров по криминологии показывает, что богатый материал для дискуссий дает изучение вопросов криминологического учения о преступности, а также исследование таких тем, как . «Преступность несовершеннолетних», «Насильственная преступность», «Организованная преступность»,
4 • Предисловие
«Экономическая преступность», «Коррупция», «Терроризм», «Криминальный наркотизм», «Сопоставление характера преступности в США, ФРГ, Франции, Японии и России».
Многие преподаватели в лекциях успевают осветить вопросы лишь Общей части криминологии. Это неверная практика. Акцент должен делаться как раз на Особенную часть, на криминологическую характеристику самых опасных на сегодняшний день преступлений: корыстных должностных преступлений, вооруженного насилия, организованной преступности, коррупции, криминального наркотизма. Семинары можно планировать таким образом, чтобы они опережали лекции. В последнее время издано много учебников и иных публикаций по криминологии. Обучить студентов самостоятельному освоению криминологии — тоже важная задача семинаров.
При освещении криминологической проблематики на семинарах следует избегать общих рассуждений, к чему иногда склонны участники дискуссий. Криминологический профессионализм юриста предполагает конкретизацию исследования преступности, ее причин и предупреждения на основе прежде всего статистического материала, умения разрабатывать четкие профилактические рекомендации, касающиеся нормотворчества и деятельности правоохранительных органов, адресно, последовательно, применяя механизм контроля за исполнением.
Для самостоятельного усвоения предмета продуктивно написание студентами рефератов с последующим их обсуждением на семинарах и обязательным заключением преподавателя.
Изучение курса завершается экзаменом. Билеты по криминологии содержат два теоретических вопроса — один по Общей, другой по Особенной части и задачу из числа рекомендуемых в пособии или по усмотрению экзаменатора.
ПРОГРАММА
по курсу «Криминология» для студентов и слушателей высших
юридических учебных заведений
Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|