Расчет зубьев на контактную прочность
Расчеты на контактную прочность базируются на формуле Герца
, (4.4)
где q– нагрузка на единицу длины контактной линии;
Е = 2*Е1*Е2/( Е1+Е2)– приведенный модуль упругости материалов зубчатых колес; ρпр = ρ1*ρ2/( ρ1+ρ2)– приведенный радиус кривизны контактирующих элементов; μ – коэффициент Пуассона.
Опуская промежуточные выкладки (они описаны в приведенной литературе), запишем условия контактной прочности: прямозубых передач
; (4.5)
косозубых передач
. (4.6)
Здесь aw = a– межосевое расстояние; Т2 – крутящий момент на валу зубчатого колеса;
b2– ширина колеса; u– передаточное отношение пары зацепления;
KH = KHa* KHβ* KHv – комплексный коэффициент. KHa – учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями; KHβ – учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; KHv – зависит от скорости и степени точности передачи. Значения коэффициентов даны в литературе.
Допускаемое контактное напряжение [σ]H определяется по формуле
[σ]H = σН lim b*KНL/[n]Н , (4.7)
где σН lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения;
KНL –коэффициент, учитывающий число циклов ( в большинстве случаев принимают KНL = 1); [n]Н – коэффициент безопасности; для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают [n]Н= 1,1…1,2; при поверхностном упрочнении зубьев [n]Н= 1,2…1,3.
σН lim bопределяются по формулам (см. таблицу 4.1).
Таблица 4.1
Способы термохимической
обработки зубьев
| Твердость
поверхностей
зубьев
| Сталь
| σН lim b,
МПа
| Нормализация или улучшение
| < НВ 350
| Углеродистая и легированная
| 2 НВ + 70
| Объемная закалка
| 38…50 НRС
| Углеродистая и легированная
| 18 НRС + 150
| Поверхностная закалка
| 48…54 НRС
| Углеродистая и легированная
| 17 НRС + 200
| Цементация и нитроцементация
| 56…63 НRС
| Низкоуглеродистая
| 23 НRС
| Азотирование
| 57…67 НRС
| Легированная (38ХМЮА)
|
|
В таблице НВ– твердость по Бринеллю; НRС– твердость по Роквеллу. 1 НRС ≈ 10 НВ
Предположим, Вы применили углеродистую Сталь 45, термообработка – нормализация, твердость НВ 200. Тогда σН lim b = 2 НВ + 70 = 470 МПа. Эта же сталь при объемной закалке может дать твердость 40 НRС. В этом случае
σН lim b = 18 НRС + 150 = 870 МПа. А если Вы применили Сталь 12ХН3А, термообработка – цементация и закалка, твердость 60 НRС, то
σН lim b = 23 НRС = 1380 МПа. Разница весьма существенная. Учитывая, что межосевое расстояние (aw) обратно пропорционально допускаемому напряжению (формулы 4.5 и 4.6), габаритные размеры в 1-м и 3-ем случаях будут отличаться почти в 3 раза. Если бы шестерни в коробках передач автомобилей делали из не термообработанной стали, то коробки пришлось бы возить в кузове.
Для косозубых передач рекомендуется допускаемое контактное напряжение определять по формуле
[σ]H = 0,45*([σ]H1 + [σ]H2), (4.8)
где [σ]H1 и [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения соответственно для шестерни и колеса.
По формулам (4.5) и (4.6) проводится проверочный расчет. При проектировочном расчете из формул выделяют aw. При этом ширина колеса b2 заменяется выражением b2 = Ψba* aw. Ψba – коэффициент ширины зубчатого венца. Рекомендуется:
для прямозубых передач Ψba = 0,125…0,25; для косозубых передач
Ψba = 0,25…0,40. В результате получают формулы для проектировочного расчета:
прямозубых передач
(4.9)
косозубых передач
(4.10)
В формулах (4.5); (4.6); (4.9); (4.10) для получения требуемой размерности крутящий момент Т2 следует подставлять в Н*мм.
После определения межосевого расстояния выбирают стандартный нормальный модуль в интервале
m = mn = (0,01…0,02)*aw..
Определяют суммарное число зубьев, предварительно задавшись углом наклона зубьев (для косозубых колес) в интервале β = 8…15о.
z∑ = 2*aw*cos β/mn (4.11)
Определяют числа зубьев шестерни и колеса
z 1 = z∑/(u + 1); z 2 = z 1* u (4.12)
При расчетах числа зубьев могут получиться не целыми. Их округляют до ближайших целых чисел и уточняют: для прямозубых передач – межосевое расстояние; для косозубых – угол наклона зубьев.
Затем, по зависимостям, приведенным в п.4.1.1, определяют все остальные элементы шестерни и колеса.
В завершение проводят проверку контактных напряжений по формулам (4.5) или (4.6). В случае невыполнения условия прочности увеличивают b2 (при малых расхождениях σH и [σ]H) или увеличивают aw (при значительных расхождениях σH и [σ]H).
Расчет зубьев на изгиб
В силовых зубчатых передачах (m ≥ 1мм) расчет зубьев на изгиб является , как правило, проверочным расчетом, а в приборных устройствах (m < 1мм) – проектировочным расчетом. Условие прочности имеет вид
σF = YF*Yβ*KFα*KFβ*KFv*2T1/(z12*ψba*m3) ≤ [σ]F, (4.13)
где ψba =b1/d1.
Коэффициент YF зависит от числа зубьев и имеет следующие значения:
Z… 17 20 25 30 40 50 60 80 100 и более
YF …4,28 4,09 3,90 3,80 3,70 3,66 3,62 3,61 3,60
Yβ – учитывает угол наклона зубьев. Yβ = 1 – β/140
KFα – учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
KFβ – учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба.
KFv – коэффициент динамичности, зависит от скорости и степени точности передачи.
Зависимости коэффициентов и их численные значения приведены в литературе.
Допускаемое напряжение определяется по формуле
[σ]F = σ0F lim b/[n]F (4.14)
[n]F – коэффициент запаса прочности. [n]F = [n]F'*[n]F''
Значения [n]F' приведены в таблице 2. [n]F'' – учитывает способ получения заготовки колеса: для поковок и штамповок [n]F'' = 1; для проката
[n]F'' = 1,15; для литых заготовок [n]F''= 1,3
σ0F lim b очень сильно зависит от термообработки зубьев.
Значения σ0F lim b приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Способы термохимической
обработки зубьев
| Твердость
поверхностей
зубьев
| Сталь
| σ0F lim b,
МПа
| [n]F'при вероятноси неразрушения
| 99%
| >99%
| Нормализация
или улучшение
| < НВ 350
| Углеродистая
и легированная
| 1,8 НВ
| 1,75
| 2,2
| Объемная закалка
| 38…50 НRС
| Углеродистая
и легированная
| 500…550
| 1,8
| 2,2
| Поверхностная закалка
| 48…54 НRС
| Углеродистая
и легированная
|
| 1,75
| 2,2
| Цементация
и нитроцементация
| 56…63 НRС
| Низкоуглеродистая
и легированная
|
| 1,55
| 1,95…2,2
| Азотирование
| 57…67 НRС
| Легированная (38ХМЮА)
| 300+1,2 НRС
сердцевины
| 1,75
| 2,2
|
В случае не выполнения условия прочности или при проектировочном расчете определяют модуль по формуле
m = 3√ YF*Yβ*KFα*KFβ*KFv*2T1/(z12*ψba*[σ]F) (4.15)
После этого определяют все геометрические параметры (элементы) шестерни и колеса, как было показано выше.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|