Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды идентификации. Значимость установления групповой принадлежности объекта в процессе доказывания.





Идентификация по идеальным отображениям признаков объекта чаще всего осуществляется при предъявлении для опознания живых лиц, трупов и предметов. Опознающее лицо отождествляет объект по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Мысленный образ служит идентифицирующим, а сам объект идентифицируемым.

Другой достаточно распространенный вид идентификации установление целого по частям. При решении этой задачи фрагментированные части объекта (осколки, обломки, детали, обрывки документов и т.п.) совмещают друг с другом и изучают взаимное совпадение признаков внешнего строения на разделенных поверхностях.

Понятие целого трактуется криминалистами довольно широко. Напр., охватываются объекты, имеющие монолитное строение (различные изделия и материалы) или биологическую природу (растения, кусочки древесины), а также механизмы и агрегаты, состоящие из нескольких взаимодействующих частей. Сюда же относятся материальные компоненты, комплекты вещей, которые составляют объект единого целевого назначения (пистолет и кобура, пиджак, жилет и брюки и т.п.).

При идентификации целого по частям идентифицируемым объектом выступает предмет, каким он был до разделения (расчленения), а идентифицирующими его части в их состоянии на данный момент. Разделение может произойти и в ходе преступного события (излом кинжала в момент ранения потерпевшего, потеря ножен от него на месте происшествия), и до этого. Так, обнаруженный неподалеку от трупа пыж изготовлен из страницы журнала, найденного при обыске у подозреваемого. В подобных случаях определение целого по частям позволяет установить связь между совершенным преступным действием (удар кинжалом, выстрел) и фактом разделения целого на части, а в итоге причастность лица к расследуемому преступлению.



Наряду с идентификацией широко распространено установление групповой принадлежности объектов к определенному классу, роду, виду, то есть некоторому множеству. Однородными считаются объекты, которые при всех различиях наделены совпадающим набором групповых признаков (напр, ножи, имеющие одинаковые внешние параметры и целевое назначение). Установление групповой принадлежности может быть как начальным этапом идентификации, так и самостоятельной задачей отнесением конкретного объекта к определенной группе.



Отнесение объекта к некоторой совокупности проводится на основе изучения его групповых признаков и сопоставления их с теми же признаками других объектов этого класса. Напр, форма гильзы, ее размеры и конструктивные особенности, а также следы, оставшиеся при заряжании, производстве выстрела и разряжании, позволяют судить о том, в оружии какой системы (модели) она использована. Следующим этапом может стать отождествление оружия, если оно будет предоставлено в распоряжение эксперта. Определением групповой принадлежности приходится ограничиваться и тогда, когда в следах нет совокупности признаков, необходимой для индивидуального отождествления искомого объекта.

Разновидностью установления групповой принадлежности считается определение общего источника происхождения, когда решается вопрос об относимости двух и более объектов к одной массе. В качестве примера можно назвать пасту в авторучке и в штрихах текста письма; дробь, изъятую из трупа и обнаруженную в патронах, найденных при обыске у субъекта, заподозренного в убийстве. Здесь сопоставление происходит по признакам, характеризующим внутренние, структурные свойства.

В других случаях общий источник происхождения определяется путем сопоставления внешних признаков. Напр, по следам, отображающим процесс изготовления и признаки производственных механизмов, решается вопрос о принадлежности объектов к одной промышленной партии, выпущенной на определенном оборудовании за интересующий следствие период времени. Такие исследования особенно характерны в отношении изделий массового производства (гвозди, шурупы, проволока, пуговицы, стеклотара и т.п.).



 

Виды следов транспортных средств. Их значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия.

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

К следам транспорта относятся: 1) следы ходовой части колес, гусениц, полозьев; 2) следы неходовой части — отпечатки бампера, решетки радиатора, крыла на преграде или препятствии (напр, куче снега, песка); 3) отделившиеся части и частицы (осколки стекла и пластмассы, глушитель, кусок бампера, сколы лакокрасочного покрытия, капли и потеки ГСМ, тормозной жидкости, тосола).

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы ходовой части, имеющие большое криминалистическое значение, бывают объемными и поверхностными, статическими и динамич-ми, образовавшимися в результате наслоения и отслоения. Динамические следы возникают при резком торможении, пробуксовках, наездах, столкновениях, опрокидывании транспортного средства.

Изучение следов транспорта позволяет: 1) установить особенности использованного транспортного средства, его модель, тип, вид; 2) выяснить направление движения транспорта, его скорость, тормозил ли водитель и другие обстоятельства; 3) идентифицировать конкретное транспортное средство.

Судить о виде и модели автомобиля можно по: а) числу осей и колес на каждой из них; б) ширине колеи; в) базе автомобиля; г) рисунку протектора. По четким следам протектора, в которых отобразились индивидуализирующие особенности (потертости, порезы, проколы), возможна идентификация конкретного транспортного средства.

Обнаружение следов транспорта обычно особых сложностей не вызывает, за исключением мельчайших частичек стекла и пластмассы от разбившихся фарных рассеивателей и стоп-сигналов; лакокрасочного покрытия, капелек горюче-смазочных материалов.

Способы фиксации: протоколирование, составление планов и схем, фотографирование, в том числе специальной фотограмметрической установкой, позволяющей компьютеризировать восстановление обстановки и обстоятельств ДТП, в частности, выполнить масштабный план места происшествия; изготовление слепков с объемных и копирование поверхностных следов; изъятие в натуре: осколков, капелек, чешуек лакокрасочного покрытия, частиц перевозившегося груза. Особое внимание следует уделить обследованию одежды и тела потерпевшего, на котором, как правило, эти следы есть.

В распоряжение эксперта-трасолога должны быть представлены: копия протокола осмотра, схема, план, масштабные фотоснимки, слепки и копии следов, а также шины, в крайнем случае — отпечатки их протекторов с помощью типографской краски на рулонах белой бумаги. Перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы: 1) не оставлены ли следы ходовой частью данного транспортного средства; 2) к какому типу (виду, марке) относится автомобиль, оставивший следы; 3) в каком направлении двигалось транспортное средство и с какой скоростью; 4) горел в фарах ближний или дальний свет и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.