Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
Исходя из условий задач, необходимо дать квалификацию преступлений, установить, какие виды преступлений были совершены. По каждому эпизоду необходимо назвать причины и условия, способствующие совершению преступлений. Следует более подробно остановиться на криминогенной мотивации преступлений и криминогенной ситуации, которая предшествовала преступным деяниям. Необходимо дать криминологическую характеристику всем преступникам, обратить внимание на свойства личности, которые их объединяют. Дать типологию личности преступника.
Задание № 1.
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?
Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Появилась «привычка» к легким деньгам. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится как может - делает свой «бизнес». Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.
Задание № 2.
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Крестова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?
Крестову нравится видеть страдания других, ему это очень приятно. Даже когда вспоминает о чем-то таком, у него улучшается настроение. А уж когда он сам совершает насильственные действия - «это настоящая жизнь»! Ему нравится угрожать, видеть, что человек-то боится. Перед тем как избить, он наслаждается видом паники. Иногда у избитых он забирает вещи или деньги - право сильного. Но это не главное. Главное совсем в другом.
Задание № 3.
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность преступника. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенного им преступления?
Ильяс и Гурген вот уже третий день в Москве. Везде их останавливают милиционеры, проверяют документы (за документы они заплатили по триста долларов - так что не придерешься). Очень хочется курить. «От такой жизни не только курить - пить начнешь!» Они подходят к киоску, где продаются сигареты, просят пачку «Мальборо». Но какой-то нахал и здесь не дает им жизни, делает замечание - сейчас его очередь. «Аллах свидетель, я этого не хотел. Но такой наглости не выдержит ни один настоящий мужчина!» Гурген выхватил нож и нанес обидчику 15 ножевых ранений.
Задание № 4.
Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Оксана живет в коммунальной квартире. Сосед любит выпить. Денег на выпивку, как обычно, не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять ее ликеры.
Говорила по-хорошему. Угрожала. Обращалась к участковому. Никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана - химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Моя комната, что хочу, то и храню в своем шкафу.
Сосед выпил этот ликер. Через три дня его хоронили. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей.
Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили за убийство. Это настоящая трагедия.
Задание № 5.
Прочтите описание преступного поведения. Дайте юридическую квалификацию деяния Красовского. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Красовский очень любит заниматься садоводством. Он нежно ухаживает за яблонями и за грушами. Поливает и подкармливает их минеральными удобрениями. Борется с вредителями. И каждый раз, когда подходит время урожая, ему не достается ничего. Кто и как обрывает, он не может уследить.
От отчаяния он решается на крайнее средство. Поверх забора он пускает оголенный провод и на ночь подает на него напряжение. На заборе он написал предупреждение: «Проволока под током». «Понравятся ли вам такие яблочки в 220 вольт?!»
Утром у забора он нашел мертвого паренька из соседнего поселка.
Задание № 6.
Прочтите описание преступного поведения. Дайте юридическую квалификацию деяния Кондратьева. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Кондратьев - бывший военный, теперь на пенсии. Занимается пчеловодством. В глухом местечке в лесу у него пасека. О такой жизни он мечтал все тридцать лет службы (и когда командовал ротой, и когда командовал полком). В лесу совсем не одиноко тому, кто умеет чувствовать природу. Ну, а в случае чего - у него с собой ружье и тридцать патронов с жаканами (можно уложить тридцать медведей).
Ночью в его избушку постучали.
- Открывай.
- А что тебе надо?
-Да открывай, говорят.
Первый напор дверь выдержала. Но еще несколько хороших ударов - и она полетит. Не дожидаясь этого, Кондратьев выстрелил через дверь. С той стороны - ни звука. Он перезарядил ружье и напряженно вслушивался в тишину. Когда стало рассветать, вышел из дома. У двери лежал убитый им человек. Ни вещей, ни оружия у того не было.
ТЕМА 7. ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Вопросы семинарского занятия:
1.Виктимология как раздел криминологии. Понятие и предмет виктимологии. Возникновение и развитие виктимологии.
2. Понятия «жертва» и «потерпевший от преступления», соотношение этих понятий. Социально-демографическая характеристика жертв преступлений. Социально-психологическая типология жертв преступлений.
3. Виктимизация. Понятие виктимологической ситуации и ее составляющие. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме преступления.
4. Задачи правоохранительных органов по устранению и нейтрализации криминогенных ситуаций.
5. Виктимологическая профилактика преступлений. Общая и индивидуальная виктимологическая профилактика.
Темы докладов и рефератов:
1. Виктимология хулиганства: жертвы и ситуации.
2. Виктимология преступлений против собственности.
3.Виктимологическая профилактика преступлений.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Проблема жертвы – одна из основных в криминологии. Слушателям необходимо разобраться с такими основными понятиями как «Виктимность», «Виктимология», «Виктимизация».
Уяснить значение и роль жертвы в совершении преступления. Обратить особое внимание на типологию жертв преступления: универсальный тип, избирательный тип, ситуативный тип, случайный тип, профессиональный тип.
Рассматривая вопрос о социально-демографической характеристике жертв преступлений необходимо обратить внимание на основания их классификации по: полу, возрасту, ролевому статусу, их отношение к преступнику, нравственно-психологическим признакам и т.д. Социально-психологическая типология жертв (потерпевших от преступления) подразделяется на: агрессивный тип потерпевшего, активный тип потерпевшего, инициативный тип потерпевшего, пассивный тип потерпевшего, некритичный тип потерпевшего, нейтральный тип потерпевшего.
При изучении данной темы также необходимо уделить внимание на виктимологическую ситуацию и ее составляющие.
Рассматривая вопрос о виктимологической профилактике преступлений необходимо обратить внимание на ее особенности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|