Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя





По каждой теме учебной дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий (лекций и семинаров), а также возможно проведение тестирования в целях оперативного контроля степени усвоения темы, и самостоятельная работа студентов.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными, социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами и, прежде всего, с дисциплинами «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика» и др.

Уровни обучения «иметь представление», «знать» реализуется в ходе каждого лекционного занятия, на семинарских занятиях, при организации самостоятельной работы студентов.

Структуризация учебного материала исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе.

В ходе занятий предполагается активное использование различных форм проблемного обучения.

В ходе проведения семинарских занятий используются такие формы, как круглые столы, аннотирование источников, дискуссии и диспуты. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.



Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущем занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем во вступительном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).



Изучение учебной дисциплины проводится в течение одного семестра и завершается принятием зачета.

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем. Задания для самостоятельной работы определены в настоящем УМК и технологической карте.

Виды контроля самостоятельной работы: входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины (срез знаний).

Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания.



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

 

№ 1. Понятие личности преступника.
Соотношение социального и биологического в личности преступника.

 

Личность человека, совершающего преступление, т.е. преступника – это одна из центральных проблем для изучения в криминологии. Под личностью преступника в общем случае понимается человек, совершивший противоправный поступок, который имеет антиобщественную направленность.

Человек – это двойственное существо, в котором объединены биологическое и социальное начала, но поскольку преступность – это общесоциальное понятие, поскольку преступление возможно лишь в обществе людей (в стаде животных говорить о преступлениях нельзя), постольку в понятии личности преступника закрепляются специфические социальные признаки. Личность человека – это то, кем человек стал в процессе общественного развития, в процессе формирования и деятельности в среде себе подобных.

В то же время в криминологическом понятии личности преступника отражается и биологическая составляющая личности человека, особенности которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При оценке личности преступника необходимо учитывать врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития человека свойства организма, поскольку некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от большинства людей).

Можно сказать, что каждая личность имеет свои, только ей присущие особенности, вызванные и социальными и биологическими причинами, но они рассматриваются криминологией в комплексе.

 

№ 2. Криминологическое планирование. Программа борьбы с преступностью.

 

Криминологическое планирование – это процесс выработки плана в котором намечаются пути решения задач борьбы с преступностью (в значительной мере путем ее предупреждения) и средства их выполнения на определенный период времени. Планирование реализуется в форме управленческих документов – планов и имеет несколько видов.

1) По уровняю и масштабу планирования – федеральное планирование, региональное планирование, планирование в масштабах отраслевого объекта.

2) По органу власти, утверждающему план.

3) По составу участников и их роли – комплексное, межведомственное и ведомственное. Причем комплексное и межведомственное планирование предусматривают разработку задач по борьбе с преступностью на определенной территории, в определенной сфере общественной жизни, в определенной отрасли народного хозяйства и координацию усилий различных субъектов предупреждения преступлений. Ведомственное планирование осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и другие в пределах своей компетенции.

4) По направленности – территориальное и отраслевое.

5) По предмету – охватывающее борьбу с преступностью в целом либо с отдельными видами преступлений.

6) По срокам – краткосрочное (на кварта, полугодие, год); среднесрочное и долгосрочное (исходят из краткосрочных планов и направлены на определение перспективы борьбы с преступностью).

Можно сказать, что планы детализируют задачи и функции отдельных субъектов борьбы с преступностью, предусматривают конкретные мероприятия, порядок и сроки исполнения, ответственных исполнителей. На стратегическом уровне борьбы с преступностью разрабатываются программы. В отличие от планов, они предусматривают мероприятия по борьбе с преступностью в комплексе с другими целями развития общества, их приоритетность и долю выделяемых ресурсов государства. Программы разрабатываются на комплексном уровне на длительный период.

 

№ 3. Классификация причин и условий преступности.

 

В криминологии принята следующая классификация причин и условий преступности.

1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления).

2) По уровню функционирования на общие причины (преступности в целом); причины видов преступлений; причины отдельных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.

3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие.

4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные.

5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.

6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).

 

№ 4. Понятие предупреждения преступности.

 

Понятие предупреждения преступности (профилактической деятельности) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно-теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

 

№ 5. Ситуация – понятие, виды и роль в механизме преступного поведения.

 

Криминогенная ситуация – это событие или состояние, вызвавшее у лица намерение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает промежуточное место между личностью преступника, окружающей средой и преступлением. Она предшествует преступлению.

– В криминологии выделяются следующие виды ситуаций:

– по периоду существования (разовая ситуация, краткая, относительно длящаяся, длящаяся);

– по степени внезапности возникновения (неожиданная для преступника, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником );

– по наличию или отсутствию повода (видимой причины) для совершения преступления.

Кроме того, по источникам возникновения криминогенные ситуации различаются на:

– заранее создаваемые преступником;

– непреднамеренно создаваемые преступником;

– возникшие в результате правонарушений или аморальных действий других лиц;

– возникшие в результате легкомысленных действий будущих потерпевших;

– созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности или неблагоприятным стечением обстоятельств;

– возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, неблагоприятных метеоусловий; стихийных сил.

Роль криминогенной ситуации в механизме преступления может быть различной. Она может играть решающую роль (как правило, в непредумышленных преступлениях). Возможны ситуации, которые стимулируют преступление; затрудняющие действия преступника, а также нейтральные ситуации.

 

№ 6. Статистические методы, применяемые в криминологии.

 

В целях выявления закономерностей возникновения преступлений и разработки мер противодействия им, в криминологии используются следующие основные статистические методы: статистическое наблюдение, статистическая сводка, статистическая группировка, получение обобщенных показателей. С помощью комплексного применения этих методов решаются следующие задачи: получается достоверная информации о состоянии преступности; о регистрации преступлений и эффективности мер борьбы с ними; определяются тенденции изменения преступности. Эти методы обычно применяются в следующем порядке:

1. Статистическое наблюдение – это сбор информации о массовых социальных явлениях и процессах, имеющих отношение к преступности.

2. Статистическая сводка – это обработка материалов статистического наблюдения в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления.

3. Статистическая группировка – это распределение изучаемых факторов и явлений по группам однородных признаков с помощью различных методик. В зависимости от задач исследования различают типологические, вариационные и аналитические группировки. Типологическая группировка – это распределение изучаемых явлений на типы по существенным, качественным признакам (например, по наличию судимости, по тяжести преступления). Вариационная группировка – это распределение типологически однородных групп по количественным, изменяющимся признакам (например, состав преступников по возрасту, образованию, числу судимостей, срокам лишения свободы). Аналитическая группировка – это распределение по степени зависимости, по связям между разными группами.

4. Получение обобщенных показателей, которые могут быть выражены в абсолютных (числах) величинах или в относительных (процентах), а также в средних величинах.

 

№ 7. Криминологическая характеристика личности преступника.

 

В криминологии принято оценивать личность преступника по следующим основным характеристикам: социально-демографическим, социально-психологическим и психофизиологическим.

Социально-демографическая характеристика личности преступника позволяет определить его положение в обществе и в значительной мере отношение к окружающим его людям. Она включает в себя пол, возраст, уровень его образования, положение в обществе и семье, род занятий, наличие специальности, отношение к профессии, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к определенной группе населения.

Социально-психологическая характеристика личности позволяет выявить внутреннее содержание личности – мировоззрение человека. Мировоззрение является системой взглядов, убеждений по основным вопросам жизни и деятельности общества, т.е. то, что делает человека личностью. Кроме того, при социально-психологической характеристики личности относятся оцениваются ее интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. К интеллектуальным свойствам личности относятся уровень умственного развития человека, широта его кругозора, содержание интересов, жизненный опыт. Эмоциональные свойства личности характеризуются степенью ее уравновешенности, динамичности, возбудимости, тем как человек реагирует на разнообразные внешние раздражители. Волевые свойства личности оцениваются по способности принимать и осуществлять принятые решения, по умению регулировать свое поведение и направленность своих действий, по степени обладания выдержкой, твердостью, настойчивостью.

Психофизиологическая характеристика личности выражает биологическую составляющую личности человека, особенности которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При психофизиологической характеристике учитываются врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития свойства организма, его нервной системы, антропологические свойства, и т.п. При этом важно учитывать, что некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от большинства людей, которые могут вызвать отклонения в развитии личности и привести его к преступлению). Это общие характеристики, применимые к преступной личности вообще, а в конкретных случаях применяются криминологические характеристики, наиболее соответствующие конкретному виду преступления.

 

№ 8. Понятие виктимологии.

 

Виктимология – это самостоятельное направление в криминологии, которое исследует характер и поведение жертвы преступления, ее связь и взаимоотношения с преступником до, во время и после совершения преступления. Задачей виктимологии является изучение личности пострадавшего, в т.ч. с точки зрения наличия у него таких качеств, которые могли спровоцировать само преступление. Конечной целью виктимологического исследования является повышение эффективности профилактики преступлений.

Виктимное поведение (т.е. такое, которое может вызвать преступление) может быть неосторожным, рискованным или объективно опасным для потерпевшего. Многие преступления вызваны виктимным поведением потерпевшего: особенностями психического или физического состояния, неадекватными действиями; небрежным или легкомысленным отношением к своей или чужой личности, чести и достоинству, а также имуществу; нежеланием сотрудничать с правоохранительными органами; вступлением в незаконную сделку; провоцирующим поведением.

 

№ 9. История развития криминологии в нашей стране и за рубежом.

 

Причинами возникновения преступлений и мерами борьбы с ними интересовались еще в древнем мире, особо выделяются работы Платона и Аристотеля в древней Греции, Цицерона и Сенеки в древнем Риме а в период Возрождения – Томаса Мора, Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Чезаре Беккариа. Однако эти работы составляли предысторию криминологии. История криминологии как самостоятельной науки начинается в XIX в. Ее становлению способствовали антропологические (Галль, Ломброзо, – идея наличия у некоторых людей врожденных качеств, вследствие которых они становятся преступниками); социально-экономические и социально-правовые (Ферри, Гарофало, Марро, – преступность обусловлена социальными явлениями: нищетой, безработицей, необразованностью и вызываемому ими аморальностью и безнравственностью); статистические (Хвостов, Герри, Дюкпетьо); исследования. К концу XIX в. криминология окончательно оформилась в самостоятельную от уголовного права науку.

В СССР после революции криминология как самостоятельная наука существовала с 60-х гг. В 60-70-х основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, с 80-х также углубленно анализировались внутренние характеристики преступности, процессы воздейстия преступности на различные сферы жизни. Крупнейшим научно-исследовательским криминологическим центром является НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ.

В зарубежной криминологии в XX в. существовали несколько направлений. Генетические теории причин преступности (Макс Шлапп, Эдвард Смит, Эдвард Подольски) – склонность к преступлению обусловлена врожденными факторами. Психиатрические концепции (основанные на теории Зигмунда Фрейда) – преступление есть результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом. Клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Э. Ферри и Р. Горафало), согласно которой преступника следует выводить из состояния повышенной склонности к преступлению, и на это время изолировать, разработанная в трудах Граматика, ди Тулио, Пинателя была популярна в 60-70 гг. XX в. Социологические концепции: теория множественных факторов (Кетле, Хили) – преступность обусловлена совокупность множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов, теория стигмы (интеракционистский подход), разработанная Сатерлендом, Таннебаумом, Беккером, Эриксоном видит причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение; теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) – преступное поведение появляется в результате контактов человека с окружением, в котором преобладают криминальные элементы, концепция о криминогенности научно-технического прогресса, марксистские теории.

 

№ 10. Общее предупреждение преступности

 

Общее предупреждения преступности (профилактическая деятельность) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, общее предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно-теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

 

 

№ 11. Социологические методы, применяемые в криминологии.

 

В современной криминологии широкое распространение получили следующие методы исследования общественных явлений: изучение документов; опросы (анкетирование и интервью); наблюдение; эксперимент.

К документам относятся статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях, жалобы, материалы экспертиз, исследований и другие документы.

Опросы проводятся либо заочно (анкета с перечнем вопросов), либо очно (интервью). Вопросы в анкетах могут носить либо закрытый (с ответами типа "да", "нет", "не знаю"), либо открытый (ответ может быть дан в любой форме) характер, часто используются их сочетания. В анкетах обычно содержаться контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Интервью – это беседа с преступником, потерпевшим, родственниками, правоохранителями или другими лицами. Интервью бывают индивидуальные и коллективные. По способу проведения различают формализованное интервью (исследователь задает вопросы интервьюируемым), программируемое (исследователь составляет для себя перечень вопросов и задает их в свободной беседе) и неформализованное (свободное без заранее подготовленных вопросов).

Наблюдение бывает нескольких видов. Внутренне наблюдение, когда наблюдатель реально участвует в какой-либо деятельности вместе с объектами наблюдения, не обнаруживая своих целей. Включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в среду наблюдения и реально не участвует в деятельности, но наблюдает за ней. Внешнее наблюдение, когда наблюдатель обнаруживает себя в этом качестве.

Эксперимент в криминологии не должен провоцировать преступление и, с другой стороны, не нарушать норм морали и закона. Кроме того применяются различные методы прогнозирования

 

 

№ 12. Понятие латентной преступности.

 

Латентная преступность – это скрытая, реально существующая преступность, но не отраженна в документах официальной отчетности.

Различают два вида латентной преступности: скрытую и скрываемую. Скрытая латентная преступность – та которая не выявлена правоохранительными органами в силу специфики преступлений (например, относительной сложности для раскрытия), несообщения потерпевшими о факте преступления, либо в силу иных обстоятельств. Скрываемая преступность не находит отражение в отчетности из-за неправомерных действий самих правоохранительных органов (неправомерное невозбуждение уголовных дел, сокрытие дел). уровень латентности различных видов преступлений различен. Наибольшая латентность характерна для преступления, не относящихся к тяжким (мошенничество, обман и т.п.), а наименьшая – для убийств, телесных повреждений и т.п.

Факторами, обуславливающими латентность преступности являются: нежелание огласки со стороны потерпевшего, малозначительность понесенного ущерба, отсутствие времени у потерпевшего, неуверенность в реальности наказания преступника, особые отношения потерпевшего или свидетеля с преступником, боязнь угроз с его стороны, дефекты правосознания.

Официальная статистика ведет учет по следующим показателям: количество заявлений и обращений о преступлениях; количество зарегистрированных преступлений; число выявленных лиц, совершивших преступления; число осужденных лиц, виновных в преступлениях согласно вступившим в силу приговорам.

 

№ 13. Понятие, предмет, задачи и система отечественной криминологии.

 

Криминология – это социально-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения, а также разрабатывает вопросы, связанные с профилактикой преступности. Предметом криминологии является исследование закономерностей и принципов развития общественных отношений, имеющих отношение к преступности. Предмет криминологии составляют 4 основных элемента: преступность как социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; личность преступника, его место и роль в преступлениях; причины и условия преступности, понимаемых как система экономических, демографических, психологических, политических и других процессов, порождающих преступность; профилактику преступности, понимаемых как систему государственных и общественных мер, направленных на ослабление или устранение преступности.

Целью криминологии является выработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с преступностью. Предмет и цель определяют следующие задачи криминологии: изучение факторов, влияющих на состояние, структуру, развитие преступности; социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними; изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступлений и типов личности преступников; определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Соответственно цели и задачам строится система криминологии, которая включает общую и особенную части. В общей части рассматриваются преступность, личность преступника, причины и условия преступности, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии как науки. В особенной части дается криминологическая характеристика по видам преступлений, по их содержанию или по особенностям контингента преступников.

 

№ 14. Методология отечественной криминологии.

 

Методология науки (в т.ч. криминологии) – это учение о путях, методах исследования присущих данной науке. Методологический подход зависит от предмета и объекта исследования. Криминология изучает преступность, и в ее методологии преступность рассматривается как социальное явление и используются методы социальных наук (социологии, психологии и т.д.). Соответственно, человек рассматривается не с биологических позиций, а как продукт и член общества. Преступность рассматривается как системное общественное явление во взаимосвязи с экономической, политической, социальной, духовной сферами жизни, причем в процессе ее движения, изменения, т.е. криминологией учитывается прошлое, изучается настоящее и прогнозируется будущее преступности и связанных с ней явлений. Это изменение преступности рассматривается как поступательное движение вперед, развитие вместе с обществом, а не просто повторение того, что было, поэтому требуется постоянная разработка новых методов борьбы с преступностью. При этом принимаются во внимание противоречия между разными сторонами преступности, ее внутренние противоречия и противоречия между преступностью и другими общественными явлениями, внешние противоречия, а также их связь.

На практике криминологические проблемы исследуются следующим образом, – в начале формулируется проблема, далее определяются цели и задачи исследования, выдвигаются гипотезы, затем предлагаются конкретные методики исследования и обобщения полученных данных. При обобщении вначале происходит обработка статистических и иных сведений, затем выделяется эмпирический факт и на его основе делается теоретический вывод.

 

№ 15. Методика криминологических исследований.

 

Методика – это совокупность методов исследования. Они определяются как система способов сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью изучения преступности. В криминологии применяются общенаучные и специальные методы.

К общенаучным методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный анализ, моделирование, математические методы.

К специальным методам относятся:

– аналитическое обследование – группировка (распределение изучаемых объектов на однородные группы по какому-либо признаку) и ранжирование (распределение по признаку общественной опасности);

– социологическое обследование – контент-анализ (оценка содержания текста по ключевому, наиболее часто повторяющемуся слову), выборочный метод (случайная выборка и целенаправленная: квотная, стихийная, выборка основного массива), метод экспертных оценок (обработка суждений нескольких специалистов);

– специальные социологические методы – опросы: анкетирование (анкета с перечнем вопросов), либо интервью: беседа с преступником, потерпевшим, родственниками, правоохранителями или другими лицами (различают индивидуальные и коллективные интервью, по способу проведения: формализованное, программируемое и неформализованное);

– статистический анализ – аппроксимация (приближение: замена одних математических объектов другими, более простыми, например, замена кривых линий в графиках ломаными), экстраполяция (распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть);

– функциональный анализ – дисперсионный и корреляционный.

 

№ 16. Понятие и признаки преступности.

 

Понятие преступности включает в себя несколько значений. В уголовно-правовом значении преступность представляет собой совокупность всех преступлений (т.е. общественно опасных и запрещенных законом действий), совершенных на определенной территории за определенный период времени и совокупность лиц, их совершивших, в отношении которых вынесен судебный приговор. В социально-правовом значении преступность – массовое негативное исторически обусловленное и изменчивое явление основу которого составляет совокупность деяний, содержащих признаки преступления и совершивших их лиц. Основными признаками преступности являются следующие. Системность – преступность не простое множество преступлений, совершаемых на определенной территории, она подразумевает устойчивые взаимосвязи и взаимовлияния между различными видами и группами преступлений. Преступность – это социальное явление, обусловленное другими социальными, экономическими, демографическими, политическими и другими процессами и явлениями (уровнем жизни, безработицы, нищеты, твердостью нравственных устоев и т.д.). Преступность исторически изменчива – уровень и структура преступности изменяются, и на разных этапах развития общества проявляется по-разному, в зависимости от направления и условий этого развития, которые определяют конкретные причины и условия возникновения преступности. Большое значение играют также социокультурные факторы, – тип культуры, обусловленный образом жизни, религией, традициями, особенностями психологии, географии и климата во многом определяет структуру и уровень преступности.

 

№ 17. Виды криминологических прогнозов.

 

Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности (ее уровня, структуры и динамики), имеющей вероятностный характер и выдача на основе этой оценки предложений и рекомендаций по профилактике преступности. Существует три основных вида криминологического прогнозирования: 1) прогноз развития криминологии как науки; 2) общее прогнозирование преступности и 3) индивидуальный прогноз. Прогнозирование развития криминологии как науки включает в себя прогнозы путей развития криминологических исследований и определение перспектив конкретных направлений в криминологии, их достоинств и недостатков. Общее прогнозирование преступности состоит из прогнозов следующих видов преступности: первичной и рецидивной преступности; преступности мужчин и женщин; отдельных видов и групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах; преступности на отдельных объектах и отраслях производства. Индивидуальный прогноз есть прогнозирование индивидуального преступного поведения, т.е. определение вероятности совершения преступления в будущем конкретным лицом.

 

№ 18. Показатели преступности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.