Сделай Сам Свою Работу на 5

Мемуары гос. и полит. деятелей СССР.





Мемуары— специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность, которая основывается на свидетельских показаниях мемуаристов.

-воспоминания способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников

-мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события

Воспоминания — это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Их субъективность есть объективно присущее им свойство.

-мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения

-они неизбежно несут на себе печать своего времени

-искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары

-немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист

-иногда это имеет решающее значение



-мемуаристу нередко в первую очередь хочется показать свою роль в этом событии, отношение той или иной выдающейся личности к мемуаристу

-особенности советских мемуаров: идеологическая заданность, стремление быть сопричастным к тому или иному событию, формирование образа врага

-к мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход

-необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий -важно установить положение, занимаемое автором воспоминаний в происходивших событиях

-важным вопросом критического анализа мемуаров является также установление источников осведомленности автора (отрывки из писем, дневников, периодической печати)

-большое значение имеет время, прошедшее со времени события до повествования о нем мемуариста, так как чем длительнее временное расстояние, тем больше вероятность искажения материала

-одним из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров является их сопоставление с другими источниками

-значение мемуаров зависит от темы, к разработке которой они привлечены. Для написания биографии писателя, для воссоздания политической истории страны, мемуары – важный источник.



-по истории советского общества существует большое количество мемуаров: мемуары Н.С. Хрущева, воспоминания Сахарова, воспоминания дочери Маршалла Жукова, «Записки об А. Ахматовой» Л.К.Чуковской.

 

38. Художественная литература как источник по истории России новейшего времени.

По (Цимбаева Е.Н.Исторический анализ литературного текста, 2005)

Художественную лит-ру как один из видов исторических источников следует рассматривать в ряду трад. источников личного происхождения: мемуаров, дневников, писем. Особенности: выше уровень субъективности худож. текста; но в то же время и уровень его объективности оказывается выше (!), причем именно благодаря тому, что реальность, отображенная через посредство живых образов, неизбежно типизируется, чего никогда не происходит в мемуарах или, тем более, в дневниках.

Худ лит-ра делится на две группы.

1. Отличия между ними не принципиальны. Лит-ра - источник по истории общественной жизни. Разделение на группы определяется только тем, какие истор. данные возможно извлечь из текста. К первой группе относятся произведения, в которых описана соврем. автору эпоху, - они ценный источник для изучения повседневных забот людей, обычаев, взаимоотношений, их восприятия значимых проблем окружавшего их мира. Наиб. ценность в этом плане имеют, конечно, произведения, созданные в реалистическом ключе.

2. Ко второй группе - произведения, изобр.события, лично не известные автору, отделенные от него временем. Достовер. Историч. сведений из них не почерпнуть. Но они - источник для изучения представлений самого автора, его среды, его современников о проблемах или явлениях истории. Стили и жанры в данном случае не имеют никакого значения, поскольку любое произведение представляет собой опыт жизни или общественной мысли



Современнику легче замечать явления повседневной жизни, а масштабные истор. процессы, становятся заметнее на расстоянии.

Полезность истории: так как дополняет его собств. представление о прошлом, отдаленном или только что миновавшем. Историк - не читатель. Историк - собрат писателя, конкурент писателя в воссоздании прошлого. Он сопоставляет худ. видение реальности с научным, он извлекает из худ. текста нужные ему факты, анализирует его идеи в сопоставлении с идеями, известными ему из других источников, докум. и литер-ых; он включает худ. произведение в контекст эпохи, оценивает степень его созвучия обществ. обращается с ним так же, как со всеми другими истор. источниками.

И точно так же, как при работе с другими источниками личного происхождения, при изучении литер. текста историку всего важнее понять первичный замысел писателя, тех мыслей и чувств, которые заставили его взяться за перо. Биография, характер, взгляды автора - приобретают для историка первостепенную важность. Важно изучение биографии писателя. Подробное ее знание может многое сообщить о писателе как об обществ. фигуре, как о мыслителе, как о представителе некоего социального круга; это поможет приблизиться к пониманию его творчества, но отсюда еще окажется далеко до понимания созданного им худож. произведения, которое, собственно, и есть изучаемый источник.

Второй сложный момент -- это взаимоотношение действительности, окружавшей литератора, и ее отражения в тексте. Восстановление исходного замысла литератора -- важнейший и необходимый этап включения литер. Произведения в круг истор. источников. Часто для реконструкции смысла приходится прибегать к анализу доп. источникам.

Писатель хочет вызвать опред. реакцию читателя - естественно, из числа своих современников. Редко обращается к последующим поколениям.

Понять книгу можно по-разному. Поколения понимают по-своему. Так, например, немало произведений, созданных с серьезными, полемическими или сатирическими целями, весьма быстро включались в круг детского чтения . Бывало и наоборот: детская сказка, книга воспринималась взрослыми как философская или политическая аллегория. Историку приходится задаваться закономерным вопросом: к какой цели стремился сам автор, для кого писал?

 

39. Публикация в 1917 – нач 1950-х гг. письменных источников новейшего времени. Важную роль играла КПСС. Документы, которые печатаются. 1) решения Съездов партии. Наиболее важное: КПСС в резолюциях и решениях съездов партии – 1922 г. Всего было 9 изданий. Съезды протоколировались и стенографировались. Начиная со 2ого Съезда велись протоколы, а с 7ого стенограммы. Воспоминания Бажанова: Стенографич текст проходил переработку – стенографистка, потом оратор, потом руководящ оргна.

В сент 19 г. – создалась комиссия - ИСТПАРТ – потом превращена в отдел ЦК ВКП (б) – первая занималась публикацией документов. Потом с 31 г. слилась с Институтом Маркса и Энгельса, который объединился с институтом Ленина (много делал для сбора документов). Занимались публикацией документов партийных съездов. Ими издано: «Пролетарская революция», «Бюллетень Истпарта» и др. С 24 г. переиздают документы съездов и конференций, Переиздавались партийные газеты. В годы Хрущевской оттепели переиздаются протоколы. Важную роль сыграл пленум ЦК партии – заявили. Что опубликовано не достаточно. Всего ок 130 публикаций – 10 % от всего. Во время хрущевской оттепели публикуются довольно полно. Эпоха перестройки.

Сигизмунд Натанович Валк подготовил проект правил издания трудов – началась теоретическая основа. Важны документы Краковско-Поронинского архива В.И.Ленина и ЦК РСДРП. В 1920 г. начинается издание «Собрание сочинений Ленина – 1,5 тыс. Ленинских произведений. С 25 до 32 г. выходит 2ое и 3ее собрание сочинений, они идентичны по содержанию. Большую роль в издании сыграл Каменев (с 1923-26 директор Института Ленина, редактор его первого собрания сочинений). Печатаются архивные материалы, мемуары, объем научно-справочного материала – 300 печатных листов – 20/22 стр. Во втор полов 30-х гг. работы Ленина малодоступны. В 4ом издании отсутсвует раздел: приложения.

 

40. Публикация в середине 1950-х – нач 2000-х гг. письменных источников новейшего времени.

Формы изданий документов:

Корпус

История индустриализации СССР: Документы и материалы/АН СССР. Ин-т истории СССР, Ин-т экономики, ИМЛ при ЦК КПСС, ГАУ при СМ СССР и др. — 4 сводных тома. 1926—1941 гг. — М., 1969—1973. Сборник:Культурное строительство в Коми АССР. 1938 - 1960 гг.— Сыктывкар, 1984.Альбом:Альбом по истории СССР- 1861 - февр. 1917: Пособие для учителей.- М., 1978.Гвенцадзе А. Г. Советская Грузия: [Фотоальбом]. Тбилиси, 1987. Груз.Плакат:Октябрь в нашем крае: К пятидесятилетию Октября/АО Тюменского облисполкома. Тюмень, 1967.Публикация в периодическом или продолжающемся издании:Ф. Э. Дзержинский о просвещении работников транспорта // Coв. архивы..- 1987 - № 5. – С. 70-72. Переписка А.Н. Крылова с непременным секретарем АН СССР академиком С.Ф. Ольденбургом (1926) // Вопр. Истории, естествознания и техники. - 1982. - №1. С. 97-104.

 

Способы издания документов. Исторические документы издаются типографским и нетипографским способами. К типографским относятся наборный (шрифтовый) и фотомеханический. Факсимильные издания. По степени адекватности воспроизведения оригинала различают издания высшей степени факсимильности (“собственно факсимильные”) и издания высокой и средней степени факсимильности (издания “факсимильного типа”). Типы, виды и формы изданий кинофотофонодокументов. Кинофотофонодокументы могут быть изданы типографским, нетипографским и смешанным способами. Типы типографских изданий кинофотофонодокументов. В зависимости от целевого назначения и характера публикуемых документов выделяются научный, научно-популярный и учебный типы издания. Научное издание кинофотофонодокументов предполагает издание всего комплекса документов, относящихся к событию или явлению, полное раскрытие их содержания, точную передачу технических особенностей кинофотоизображений и звукозаписи, наличие оптимального научно-справочного аппарата, являющегося результатом источниковедческого, искусствоведческого и археографического анализа. Ленин В. И. Собрание фотографий и кинокадров. В 2-х т. - 2-е изд., доп. и испр. - М., 1980.Издания по проблемам кинематографа, фото-, теле- и радиожурналистики рассчитаны на специалистов и способствуют расширению источниковой базы исследований.

– —?

1957 г., после 20 съезда печатаются следующие издания. V издание – ПСС (Полное Собрание Сочинений). Задача: собрать все ленинские работы. Значительная часть публиковалась впервые. Записки, ремарки, не обязательно статьи, часть текста публиковалась с купюрами. – все про Ленина, см ? 19

В 20 в. возрастает количество делопроизводственных документов. Начиная с 30 –х гг. проникает статистика, Не менее четверти всей производственной документации. Одним из них является плановая документация (документы органов планирования). Стандартизация делопроизводственных документов, прилагались образцы бланков производства. В 1973 г. гос комитет по науке и технике осн приложения по статистике делопроизводства 9опреативные, длительные, постоянные). ЭВМ и компьютеры. С 91 г. огромная работа по рассекречиванию архивных документов. Сейчас 30 летний срок.

Главная особенность политико-историографической ситуации, сложившейся после 1991 г. – доселе невиданный доступ к источникам, к архивным документам. К нас 21 в. Архивный фонд России увеличился более чем вдвое и насчитывает свыше 460 млн дел. Самой массовой форомй научного использования архивных источников в последнее десятилетие прошлого века стала подготовка сборников докуметов, главным образом по ситории 20 в. Только за 1992-1997 гг. было издано более 285 сборников архивных документов, плюс тысячи публикаций в периодических изданиях. Отличительная черта: взаимодействие отечественных и иностр ученых в рамках международ проектов и работа, осущ специальными научными фондами. Обширный поток публикаций новых документов поставил вопрос об упорядочении и организации этой работы. – в 1999 г. Федеральной архивной службой России и отделением истории РАН была проведена конференция. В зависимотси от происхождения и состава публикуемых архивных документов сборники подразделяются на 3 вида: пофондовые, видовые, тематические 9подавл бол-во) Видовые 6 публикация протоколов президиума ВСНХ, протоколы Реввоенсовета за 1918-1919 гг.

Методические приемы публикации комплкса информацион документов были разработаны при источниковедческом изучении рассекреченных документов ВЧК-ОГПУ. Итог работы – изменение изначальных хронологич рамок первого тома публикации, отказ от подготовки сугубо видового издания. Второй и последующий включают тематические сводки, спецсообщения. Докладные записки. Полное издание осуществляется в рамках многотомного издания «Совершенно секретно: лубянка – Сталину о положении в стране (1922-1934 гг)». Подготовка публикации ведется Институтом российской истории РАН и ЦА ФСБ.

Особенность- включение нового научно-справочного аппарата. Совместная работа архивистов и историков по созданию электронных справочников. В рамках международных проектов и подпрограммы «Архивы России». Рассчит на 2001-2005 гг. предлагается провести компьютеризацию архивов Коминтерна и СЭВ.

 

Интервью.

-особое место среди жанров журналистской работы занимает интервью – один из способов получения инф. путем беседы (вопрос-ответ) журналиста с носителем инф., а также форма (жанр) публикации извлеченных сведений периодической печатью

-интервью берутся с целью сообщить читателю о решении предстоящих полит., эк. или иных задач, либо, о событиях прошлого; рассказать о творческих успехах ученых, писателей; подробно разъяснить какой-либо факт, вызвавший общ. резонанс

-критическому анализу интервью помогает определение места того или иного интервью в ряду подобного жанра газетного материала: по авторству, содержанию, форме, полноте передачи

-это позволяет глубже проанализировать информационные возможности источника

-требуется также выяснить подлинность интервью, нередки случаи мнимых интервью

-интервью стало популярным жанром подачи материала

-иногда – это форма организации материала, когда никакого интервью и не проводилось

-при анализе интервью следует учитывать, что оно дается для опубликования, поэтому интервью может в силу различных причин прибегать к попыткам передать информацию сознательно искаженной, а также недоговоренной

-в ходе интервью активны оба участника

-в ходе беседы важную роль имеют невербальные формы изложения информации

-важна и техника подготовки и ведения интервью

Устная история – запись устных воспоминаний на пленку.

Нередко можно встретить утверждение о том, что газеты – это материал нужный, но не самый важный, а, скорее, второстепенный. Но все зависит не столько от источника, сколько от избранной темы исследования. Например, для изучения политической истории, общественного сознания газета – важнейший и незаменимый источник. Даже газетная ложь – показатель культурного развития общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.