Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура источниковед исследования и его основные этапы





ПОЗИТИВИСТЫ

Согласно концепции ЛАНГЛУА и СЕНЬОБОСА, в историческом познании различ 3 осн этапа:

1, Этап "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ" (ЭВРИСТИКА)

- отыскание и собирание документов, необходимых историку

2, "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ" – 2 научно-исслед этап в историч познании

- внеш (подготовит) критика источника, относящаяся к его происхождению и авторству

- внутр критика, понимаемая как его истолкование и критика достоверности. Главным критерием последней служит суждение о точности и искренности автора док-та.

Анализ источ-ка в рамках данного подхода заканч препарированием содержащихся в нем данных, отделен заслужив довер фактов от недостоверн.

Предварительн аналитический этап необходим и достаточен для последующего, более сложного этапа работы историка, который назыв в данной концепции СИНТЕЗОМ,

3, «СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

- На этом высшем этапе отдельные факты систематизируются, осуществляется историческое построение, создаются общие формулы и, наконец, дается историческое изложение.

=> ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗ-ТОВ исследования завершает создание ИСТОРИЧ НАРРАТИВА.



Эти основные этапы изучения источника, обобщавшие практический опыт исследования, не поднимались до уровня теоретического обобщения. Они оставались в целом обобщением эмпирического опыта исследовательской практики. Главное состояло в том, что данная позитивистская методика рассматривала источник не как целостный феномен, а только как средство получения так называемых фактов. Извлекая их из источника, исследователь уже не обращался к источнику. При таком подходе методика внешней и внутренней критики оставалась вспомогательным и ограниченным процессом систематизации информационных блоков, не ставился вопрос о более глубокой интерпретации самого понятия источника. Такой подход не дает возможности изучать исторический источник концептуально и целостно.

СЕГОДНЯ (МЕДУШЕВСКАЯ)

Метод источниковедения имеет целью:

1, установить инф-ные возм-ти источника (или ряда однородных источников) для получен фактич сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных)

2, аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения. В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель.



Материальный объект, созданный в результате целенаправленной деятельности человека, представляет собой отвечающее данной цели произведение и в то же время источник социальной информации. Он материален (т. е. доступен для непосредственного восприятия), но, в отличие от других материальных объектов, возникших под воздействием природных сил, является неким изделием с определенной, целенаправленно созданной структурой. Он обладает свойствами, выражающими телеологическое единство (единство цели его создания), более или менее полно и завершение выражает мысль и цель своего творца.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (по МЕДУШЕВСКОЙ):

1, . Исторические условия возникновения источника

- изуч соц орг-ции и механизмов фун-ния тех общ ус-вий, в которых возник изучаемый источник. Этот этап имеет целью утвердить исследовательский подход к источнику как к произведению, возникновение которого было вызвано: ус-виями, в которых сущ данный тип соц орг-ции; целями, которые это общество перед собой ставило; возможностями, которыми оно располагало для реализации своих целей.

2, Проблема авторства источника – выяснен автора

3, Выяснен обстоятельств создания источника

4, Авторский текст – выявлен того, как функционировало произведение в социокультурной общности. Цель: критическое прочтение того сообщения, которое хотел передать автор произведения, делая это осознанно и целенаправленно.



5, Фун-ние произведения в культуре. Изучая авторские варианты текста, возможно установить более полно историю авторского замысла и его последующей реализации под влиянием тех или иных обстоятельств. Однако произведение имеет и собственную судьбу: оно может переписываться (как тексты "ПВЛ")

6, Интерпретация источника. Цель: установить тот смысл, который вкладывал в произведение его автор.

7, Анализ содержания. Взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователю человека другого времени

8, Источниковедческий синтез. В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информ-ные возм-ти источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму

– —?

Количество и разнообразие источников бесконечно, и каждый требует своего подхода, особой методики в каждом конкретном случае. Поэтому не может быть универсальных, готовых на все случаи, приемов. Хотя, конечно, некоторые самые общие сведения, более или менее характерные и устойчивые для определенных совокупностей документов, дать можно.

Итак, мы устанавливаем основные этапы источниковедческой работы: исторические условия возникновения источника; авторство; обстоятельства создания источника; история текста источника; история его публикации; анализ содержания.

С помощью этого набора приемов мы выясняем три главнейших момента: достоверность источника, его информационные возможности, методы наиболее рационального извлечения информации (это особенно относится к массовым источникам, требующим выработки определенной статистической обработки).

Из всего арсенала источниковедческой техники анализа одни источники, в зависимости от вида, требуют преимущественного использования приемов, менее обязательных для других видов. Скажем, такой элемент источниковедческой работы, как изучение

исторической обстановки, в которой появился документ, гораздо важнее для законодательных источников, нежели для делопроизводственных, допустим, таких, как протокол.

Как вид документа, протокол более независим, самостоятелен, сравнительно отчужден от эпохи, больше привязан к форме. А посему протокол 20-х годов мало чем отличается от протокола 70-80-х годов. И в том, и в другом случае это краткая фиксация в более или менее удовлетворительном изложении сути происходящего (доклад, обмен мнениями, решение).

Исследователю, приступившему к анализу источника, особенно опубликованному в сборниках документов, всегда нужно остерегаться возможной предвзятости, которая может возникнуть при знакомстве с предисловием, комментариями и пр. Тем самым мы можем сформулировать данный вопрос как проблему интерпретации первоисточника. Здесь присутствуют три аспекта.

1. Содержание самого источника (условно говоря, "самотолкование" источника).

2) Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник.

3) Ваше собственное понимание источника.

Вопросы источниковед анализа законодат источников. Основн стадии их подготовки. Публикации законов.

Закон – нормативн акт, имеющ высш юрид силу, который принимется высшим органом законод власти, и регул важн стороны жизни. Кажд закон имеет 3 атрибута: название, полн назван должн и имени лица, подтвердивш его, дата

Законодательство относ к важнейшим документам по истории любого общества, поскольку составляет правовую основу любого гос-ва; оно регулирует и направляет всю повседневную работу гос-ных и общественных орг-ций, вводит отношения между гражданами и орг-циями в опред юрид норму.

Источниковед анализ законодательства может проводиться в нескольких плоскостях. В каждом случае будет ставится специфическая задача: изуч истории текста акта, установлен роли того или иного лица в его разработке, анализ места акта в системе законодательства, выяснение характера законодател нормы, господсвующ правовых представлений; исслед закон акта как отражения в нем тех или иных аспектов соц-истор действительности; анализ его реализации, толкован других аспектов его жизни до момента утраты им юридической силы.

Методика работы с закон-вом лучше чем с другими видами источников поддается обобщению. Причина: устойчивая на протяжен значит времени стр-ра законодат акта и наличие иерархич системы его прохожден при создании.

Общая стр-ра законодат акта:

1, Название закон акта

2, Кем и когда принят

3, Текст

3,1, Преамбула

3, 2, Нормативн статьи с подпунктами и разъяснит примечан к нек из них

3,3, Приложения

4, Заверительн подпись верховной власти

Суть и сила закона – в безусловности его выполнения всеми членами общества

 

Источники права. Для советского права источником права считался нормативно правовой акт + юридическая наука, обычай

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.