История управления и делопроизводства в 1945—1990 гг.
Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения.
Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести к началу 60-х гг. Утверждение некоторых исследователей относительно качественного повышения уровня разработок в этой области по сравнению с периодом 20-х гг. представляется малодоказательным и справедливо лишь отчасти для исследований по проблемам управления и документационного обеспечения управления, проведенных в 70-х гг. Отставание нашей страны в 80-90-е гг., когда теоретические разработки в области кибернетики, математических методов управления, информатики и технической элементной базы привели к широкой информатизации общественно-политической и экономической жизни промышленно развитых стран Запада, внедрению в реальную управленческую деятельность новых технологий, к разработке концепции «безбумажного офиса».
В июне 1960 г. в Москве сост Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата
- подтверждена актуальность созд спец-ного института для разработки Единой системы делопроизводства
- сформулировано понятие НОТ (научн орг-ции труда)
- обозначены осн напр исследований.
=> активизац работы ученых и практиков управления
Определенной вехой в развитии вопросов работы с документами стала утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР «Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР», в которой основной акцент сделан на унификации делопроизводственных работ.
В этот период усиливается влияние Главного архивного управления (ГАУ) при Совете Министров СССР. С 1958 г. ГАУ стало правомочно контролировать постановку документальной части делопроизводства учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет служили руководством для служб документации и архивов и способствовали упорядочению их деятельности.
Принятие 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР»
- главн архивному управл и др гос комитетам и институтам поручалась разработка ЕГСД (Единой государственной системе делопроизводства)
=> подготовка в 1965 «Материалов к ЕГСД»
В 1966 г. в рамках Архивной службы учрежден Всесоюзный научно-исслед институт документоведения и архивного дела для завершения разработки данного док-та.
В 1967 г. ВНИИДАД разработал только методическую программу исследований
В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД
В сентябре 1973 г. «Основные положения ЕГСД» одобрил Госкомитет СССР по науке и технике. ЕГСД носила комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению.
=> Реализация ее положений повысила общ культуру управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать стр-ру и штатную численность управленческого аппарата
Cоздание новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной начальником Главного архивного управления в 1988 г.
Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы. Значение некоторых ГОСТов проявилось в полной мере позднее в 90-х гг.
ð улучшило оформлен док-ции
ð рационализировало процедуры поиска, учета и хранения информации
ð подгот почву для автоматизации управленческих функций
В 90-е гг. та же печальная участь постигла и концепцию информатизации нашего общества. Но если идеи ОГАС были частично реализованы, то концепция информатизации до настоящего времени окончательно не сформулирована. Отсутствие стройной теории и четкой программы информатизации сдерживают решение прикладных вопросов.
В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям, и Основные положения по ведению системы классификаторов и УСД. Поскольку в новой редакции ГСДОУ была изменена концепция подхода к определению структуры и штатной численности сотрудников служб документационного обеспечения управления, К сожалению, с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их внедрение. Получившие весьма широкое распространение компьютерные программы подготовки документов имеют, как правило, в своем составе комплекты шаблонов документов, адаптированные на русский язык, и полностью игнорируют отечественные нормативы и традиции в области создания и оформления документов.
Необходимо отметить существенную особенность государственного делопроизводства в советское время. Во всех высших, центральных и местных органах государственной власти и управления помимо общего делопроизводства велось секретное, охватывавшее широкий круг вопросов
примерная классификация делопроизводственной документации:
1. Организационная документация определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Это — положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения.
2. Распорядительная документация служит для реализации управленческой деятельности. Это продолжение документации организационной. Сюда можно отнести решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы и пр.
3. Особый вид организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы заседаний коллегий, собраний, съездов, конференций и пр.
4. Текущая переписка предприятий и учреждений (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма трудящихся в государственные и общественные органы.
5. Плановая документация.
6. Учетная документация.
7. Контрольная документация.
8. Отчеты, в том числе статистическая документация
Организационно-распорядительные документы органов госуправления, частных предприятий, общ орг-ций, политич партий как историч источник
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ документы
Организационно-правовые документы - правовая основа деятельности организации, содержащая положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения
К ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ документам относятся УСТАВ, ПОЛОЖЕНИЕ, РЕГЛАМЕНТ
В О-П док-тах фиксир орг-ная деят учреждения, содержащих правила, нормы, положения, определяющ статус орг-ции, ее компетенцию, структуру, штатную численностьи должностной состав, функ-ное содержание деятельности орг-ции в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты
О-П док-ты утвержд вышестоящей орг-цией, руководителем орг-ции, коллегиальным органом. Датой О-П док-та явл дата его утверждения.
С т-ки зрения срока действия О-П док-ты относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых
Их разрабатывает руководство или подразделения с привлечением юрид службы и специалистов
Текст большинства О-П док-тов состоит из разделов, имеющ собственные заголовки и разделенных на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами
Обязательные реквизиты: 1) наименование орг-ции (также указывается наименование подразделения, если документ утверждается руководителем подразделения), 2)наименование вида док-та, 3)дата, 4)номер док-та, 5)заголовок к тексту, 6)подпись, 7)гриф утверждения.
УСТАВ
- свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности
Устав относится к учредительным док-там юрид лица. Обязательно:
- наименование юридического лица
- место его нахождения
- порядок управления деятельностью юридического лица
- др сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида
- в учред док-тах некоммерч орг-ций и унитарных предпр, а в предусмотренных законом случаях и др коммерч орг-ций должны быть определены предмети цели деятельностиюр лица
СОДЕРЖАНИЕ:
I Общие положения
- цель орг-ции
- точн адрес
- есть ли филиалы
- предметн деятельность
- хар-ка всех направл деятельн
II Управление
III Финанс деятельность (уставн капитал)
IV Учет, отчетность, контроль
V Порядок ликвидации, реорганизации, приостановлен деятельности
Устав утверждается учредителями (участниками) юрид лица. Гриф утверждения на уставе заверяется печатью орг-ции.
На титул листе устава указ: вид документа (УСТАВ), орг-но-правовую форму юрид лица, его индивидуальное название, место составления, гриф утверждения устава учредителями или участниками, который заверяется печатью организации. На подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава. Отметка о регистрации устава заверяется печатью регистрирующего органа.
ПОЛОЖЕНИЕ– правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности и структуру
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие положения (полное официальное наименование подразделения, кто возглав, чем руководств в своей деят)
- Основные задачи.
- Функции.
- Права и обязанности.
- Ответственность.
- Взаимоотношения
РЕГЛАМЕНТ
- свод правил
- правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа
РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – это док-ты, в которых фиксируются решения админ и оргвопросов деятельности орг-ции. Они регул и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспеч реализ поставленных перед ним задач
Независимо от организационно-правовой формы, хар-ра и содержания деятельности орг-ции, ее компетенции, стр-ры и др факторов руководство любой орг-ции наделяется правом осущ исполнительно-распорядительную деят-ть и издавать распорядит док-ты
Распорядит док-ты содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления
Основанием для издания распорядительного документа может быть:
- необ-ть исполнения принятых законодательных, нормативных правовых актов и иных решений;
- необ-ть осущ собственной исполнительно-распорядительной деятельности, обусловленной фун-циями и задачами орг-ции
ПРИКАЗ– правой акт, издаваем рук-лем орг-ции, действующим на основании единоначалия в целях разрешения осн и оперативн задач, стоящих перед данным органом.
В приказах текст излагают от первого лица единственного числа ("приказываю", "предлагаю", "прошу»
Текст приказа состоит из двух частей: КОНСТАТИРУЮЩЕЙ (преамбулы, может и отсутствовать) и РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ
Преамбула может начинаться словами "В целях", "Во исполнение"
Констатирующая часть отделяется от распорядительной словом "ПРИКАЗЫВАЮ"
Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения
РАСПОРЯЖЕНИЕ – правовой акт, издаваем единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа госуправления в целях разрешения оперативных вопросов, имеет огранич срок действия и касается узкого круга орг-ций должностных лиц и граждан.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ – это правовой акт, принимаемый высш и нек-ми центральными органами фед исполнит власти, действующ на основе коллегиальности в целях разрешения важных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. (принимается коллегиально)
распорядительная часть отделяется от констатирующей словом "ПОСТАНОВЛЯЕТ" или "ПОСТАНОВИЛИ"
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|