Типология источников новейшего времени
Этапы развития источниковедения истории России новейшего времени (по лекции).
XVIII в. - из зарубежн. исследователей, работавших с источниками можно назвать Миллера, Шлецера. Из отечественных Татищев, Ломоносов. Однако, в самост. научн. дисциплину источниковедение превратилось только в посл. трети 19 в. В это время формир. две школы – Московская и Петербургская. Московская школа сильна, прежде всего, созданием концепций (теорий), а Петерб. школа занималась методологией.
30 – е гг. – госаппарат существенно вырос (бюрократия), потребность в специалистах, умеющих работать с документами. 1930 г. создание историко-архивного института, который готовил чиновников. В нем работали лучшие источниковеды.
40 – е гг. новая концепция источниковедения: большее внимание уделяется социальнойприроде источника (любой источник – продукт соц. деятельности).
40 – е гг. Тихомиров, Никитин – первый учебник по источниковедению. Задача источниковедения по Тихомирову и Никитину – вести практическое изучение источника.
80 – е гг. – источниковеды стали обращать внимание на неравномерность в изучении источников. Наименее изученным, в источниковедческом плане, периодом явл. советский период.
55 г. – Академик Тихомиров впервые заявил о необходимости изучать источниковедение советского времени.
В 80 – е гг. – интерес появляется к изучению личных воспоминаний. Меняется представление об источниках личного происхождения, как о субъективных.
80 – е гг. - ВАРШАВЧИК - пособие по изучению документов КПСС (Источники КПСС начали масштабно изучать только с конца 1980)
Сам термин «источник» в России долгое время не использовался. Этот термин был впервые введен в немецкой историографии. В России этот термин ввели Шлецер, Карамзин и т.д.
?
XVIII– ШЛЕЦЕР, МИЛЛЕР (Германия), формирование принципов работы с источниками
- в России ТАТИЩЕВ, ЛОМОНОСОВ
послед треть 19 в.– становление источниковедения как самостоят научн дисциплины
МОСКОВСК ШКОЛА (СОЛОВЬЕВ, КЛЮЧЕВСКИЙ). КЛЮЧЕВСКИЙ – одни из первых самостоятельн курсов источниковедения
СПб ШКОЛА. М. ШКОЛА сильна в теории, СПб ШКОЛА сильна в методике работы с источниками. Основатели: БЕСТУЖЕВ-РЮМИН, ПЛАТОНОВ, ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ
- разработка теорий источниковедения, определение источника
- сформир на спец-семин в универ группу студентов
- сформир щколу источниковедов
- работа после рев-ции (ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ умер в 1919, ШКОЛА осталась)
1930-е – архивы закрываются
- необходимы специалисты по работе с документами – бюрократизация госаппарата
1930 – откр МОСКОВ ГОС ИСТОРИЧ-АРХИВН ИНСТИТУТА
- школа Источниковедения сохран
- лекции читают: ВЕСЕЛОВСКИЙ, ЧЕРЕПНИН, ЧУЛКОВ
1 пол 20 в –новая концепция источниковедения
- внимание социал ус-виям создания источника
- Источник – продукт обществ борьбы
1940 – учебник ТИХОМИРОВА и НИКИТИНА
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ – это самостоятельн наука (раньше – только вспомогательн дисциплина), ее задач явл дать обзор и критику источника, вести практич работу по изучен источника
УВАРОВ: Историк берет из источника информацию, котор нужна ему по теме, а источниковед должен выявить всю информац.
1980– ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ – спец отрасль историч знаний, наука об историч источниках. Новые задачи:
- Нужно преодолеть сложившуюся неравномерность: есть хорошо-, а есть малоизученные источники
ВАРШАВЧИК - пособие по изучению документов КПСС (Источники КПСС начали масштабно изучать только с конца 1980)
- интерес к воспоминаниям
- развитие устной истории
- переиздание статистич исследований
ИСТОЧНИК
Термин ИСТОЧНИК в России не использовался (в начале XIX века он появил в Германии)
КАРАМЗИН – первый кто использовал термин ИСТОЧНИК
КЛЮЧЕВСКИЙ: ИСТОЧНИК – письменный или вещественный памятник, в котором отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ
Конец XIX в, схема: ИСТОРИЧ РЕАЛЬНОСТЬ -> ИСТОЧНИК
ЛАППО-ДАНИЛЕВСК вводит 3 элемент:
ИСТОР РЕАЛЬН -> ЛИЧНОСТЬ ИСТОРИКА -> ИСТОЧНИК
Нач 20 в –нужно использ не только письмен и веществ источники
МАЙСТЕР (нем) – ИСТОЧНИК – все, из чего можно черпать историч знание
1920е– ИСТОЧНИК= остатки, памятники
1930 ГРЕКОВ:ИСТОЧНИК – буквально все, из чего можно черпать историч знание
1970 ПУШКАРЕВ:кажд источн – единство объективного и субъективного
1980 КОВАЛЬЧЕНКО:усоверш идеи школы Анналов:
БЛОК: источники: намеренные и ненамеренные
КОВАЛЬЧЕНКО: источники содержат не только прямонамеренную, но и скрытую информацию. Задача историка – извлечь скрытую информацию. 3 аспекта источника:
1)ПРАГМАТИЧЕСК – преслед опред цели (закон - контроль), 2) СЕМАНТИЧЕСК – с т-ки зрен содержан в истор источн содерж безграничн объем скрытой информации (статистика), 3) СИНТАКСИЧЕСКАЯ – СП-бы отражения реальности, анализ языка формы текста
кон 1990х -Ольга Мих МЕДУШЕВСКАЯ: культоролог толкование
ИСТОЧНИК (опора на ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО) – реализован продукт чел психики, пригодн для изучен историч фактов. ИСТОЧНИК – продукт культуры. ГЛ ЗАДАЧА историка – реконструировать прошлое. ИСТОЧНИК – продукт целенаправлен чел деятел, используем для получен данных о человеке и обществе
СХЕМА:
чел-к прошлого -> тексты -> историк (умеет читать тексты, есть свой опыт и методология) -> текст -> чел-к настоящего
Типология источников новейшего времени
Классификация — это упорядоченная система объектов какой-либо области знания и представляет собой совокупность делений объема понятия на классы и подклассы.
Классификация используется для ориентировки в многообразии объектов и выявления связи и различий между ними как классами определенной системы. Классификация — важнейшее средство организации познавательной деятельности.
Существуют различные уровни и формы классификации. Но нужно помнить, что любая классификация условна и не в состоянии вобрать в себя многообразие жизни. Вообще универсальная классификация невозможна.
Вот примерная схема классификации источников по типам и подтипам, предложенная в 1985 г. С.О. Шмидтом:[4]
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
а) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
б) изобразительно-графические;
в) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
а) разговорная речь;
б) памятники устного творчества (фольклор);
в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы видов и разновидностей.
К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие "речь" человека.
4. Конвенциональные источники во всем их многообразии.
Сюда можно отнести все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и пр.).
5. Поведенческие источники.
Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, Семен-бытовые, праздничные и пр.).
6. Звуковые или аксиальные источники.
Это звуки в широком и узкомузыкальном смысле.
Данная классификация вполне приемлема и правильна, однако, здесь как бы на задний план уходит и теряется основная группа источников – письменные источники. Более простая классификация была предложена Л. Н. Пушкаревым, историком и филологом, долгие годы занимавшимся вопросами теории источниковедения. Он предложил семь типов источников, поставив письменные на первое место.
1. Письменные источники.
2. Вещественные.
3. Устные (фольклорные).
4. Этнографические.
5. Данные языка (или лингвистические, по старым классификациям).
6. Кинофотодокументы.
7. Фонодокументы.
Схема, как видно, далеко не всеобъемлющая, она, например, не учитывает разнообразия материалов изобразительных, графических и пр.
??
нач 20 в.БЕРНГЕЙМ:
1) Остатки
- данные, обычаи, нравы (акты, протоколы, монеты, медали)
2) Традиции
- УСТНЫЕ (песни, саги, легенды, анекдоты)
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ (иконы, рисунки, живопись, скульпт, планы)
- ПИСЬМЕННЫЕ (мемуары, биограф, газеты)
МАРК БЛОК1. Намеренные2. Ненамеренные
КАРСАВИН, ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ПЕЧЕТА?
1) Вещ-ные
2) Устные
3) Письменные
1940 – ТИХОМИРОВ – 1 учебник по источниковедению (идеи ПЕЧЕТЫ)
1) Вещ
2) Устные
3) Письмен
а) Памятники литературы (летопись, хроника)
б) Памятники авторского характера
4) Этнографические
5) Лингвистическ
- географич топономия
- вперв примен хронологич принцип делен письмен источников (6 гр) Древн, Киев, Феод, Моск…
1920-30 – формиров принципа квалификац истор источ по происхожден
1930 –СААР: тематич деление:
1) Док по истории гос-ва
2) Док по истор экон развития
3) Док по истор рев движен
после WWIIИСТОРИКо-АРХИВ ИНСТИТУТ разраб курс источниковедения
ЗИМИН:
-классификация по содержанию
1) Источн по соц-экон истории
2) Источн по истор внутр и внеш политики
3) Источн по истор общес-пол мысли
=> критика ЯЦУНОВСКОГО
1962 – КАШТАНОВ, КУРНОСОВ
1970 – утвержд сист делен по типам и видам, в основе – делен по периодам с учетом цели источника
ЯЦУНОВСКИЙ, МЕДУШЕВСКАЯ, ПУШКАРЕВ:
- выдел
7 типов:
1) ПИСЬМЕН
а) Докумен (род)
- картографич, статистич, канцеляр записи
б) Повествов
- личн (разряд): письма, дневники, мемуары; худож: лирика; историч: повести, летописи; научн: труды философ-соц хар-ра
2) ВЕЩ
3) УСТН
4) ЭТНОГРАФИЧ
5) ЛИНГВИСТИЧ
6) КИНО-, ФОТО докум
7) ФОНО документы
Еще одно деление
Источники также делятся на ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ и ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ включ в себя: Источники Личного происх, Художествен, Историч, Научн
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ: картографич, статистич, актовые, канцелярские
Картографич: карты, планы
Статистич: демография, статистика труда
Актовые: полит, экономич
Канцелярские: грамоты, указы, деловая переписка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|