Основные стадии подготовки и публикации законов.
Законодательная инициатива
законодат инициатива на разных этапах развития гос-ва не была стабильным явлением. Только по Конституции 1936 г. законодательн инициатива стала принадлежать Верховн Совету СССР
Законопроект
- их появл как правило связано с деятельн спец комиссий. Есть комиссии учреждаем органами власти, а есть рабочие – в котор привлек специалисты. Рабочие комиссии создавали закон в целом или по частям(темам)
Обсуждение законопроектов
- Обсужден происх на разл уровнях: съезды Советов, ВЦИК, разл комиссии и п/комиссии, партийн фракции
Работа редакционных комиссий
- работа редакц комиссий отлич от рабочих тем, что они совершенствуют уже готовый текст законопроекта перед его окончательным утверждением
Окончательная редакция
- окончательн редакция для первых декретов не всегда тождественна первым публикациям
Публикация
ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНОВ - публикация законов в офиц гос-ных изданиях, необх ус-вие придания принятым законам юрид силы.
- на тер-рии РФ примен только те федеральные конституц законы, фед законы, акты палат Федерального Собрания, которые офиц опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ*.
Федеральн законы подлежат офиц опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры РФ, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Офиц опубликованием федерального констит закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания счит 1ая публикация его полного текста в РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ, ПАРЛАМЕНТСКОЙ ГАЗЕТЕ или СЗ РФ. Акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по ТВ и радио, разосланы гос-ным органам, должн лицам, предприятиям, учрежден, орг-циям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
- законодат акты с 25 окт 1917 публиковал в «Газете Времен Рабочего и Крестьянского Правительства», «Известиях ВЦИК». Научное издание первых декретов осущ серией «Декреты Советской власти» (с 1957 по нв вышло 14 томов). После образования СССР закон акты стали публиковаться в «Собрании законов и Постановлений Раб-Крест Прав СССР»
Вопросы анализа законодательных источников.
Законодательные актыхарактеризуют развитие государства.
-регулируют наиболее важные общественные отношения
законы делятся на: федеральные и республиканские
по отраслям права на: уголовные и гражданские
-оговаривается, кто может выступать с законодательной инициативой
-проходит обсуждение законодательного проекта
-на последнем этапе – официальная публикация закона от имени компетентных государственных органов и в государственном издании
2 вида систематизации законов:
1. инкорпорация – размещение в сборнике по темам (официальная и неофициальная)
«Свод законов» (издается с 1980 г.)
2. кодификация – упорядочение юридических норм в самом процессе законотворчества
самые 1-ый кодексы были разработаны в 1918 г.
3 компонента закона:
1. полное название закона
2. указание должностного лица, подписавшего закон
3. дата
-первичная единица закона – статья– выделение частей в виде самостоятельных абзацев
-исследователь должен изучать терминологию закона
-термин должен быть устойчивым
-должна присутствовать точность понятий и ясность изложения
-по содержанию законодательными могли называться воззвания, постановления, резолюции
-Совнарком издал большое количество законодательных актов
-в преамбуле объяснялась причина появления документа
Декреты Советской власти как законодател источник
Закон – нормативн акт, имеющ высш юрид силу, который принимется высшим органом законод власти, и регул важн стороны жизни. Кажд закон имеет 3 атрибута: название, полн назван должн и имени лица, подтвердивш его, дата
У большев большинство законов принималось правительством. Идея о раздел властей только в 1936. Законодатели – Верх совет или референдум. 2 крупн издания: АРХЕОГРАФИЧ ЕЖЕГОДНИК (ТИХОМИРОВ), ВСПОМ ИСТОРИЧ ДИСЦИПЛИНЫ (ВАЛК)
Декреты написаны в публицист стиле.
Декреты – условн назв серии законов, принятых в 1ые мес совет власти (постановлен, положен, воззвания). Пропагандистск ф-ция декретов
- никто их не исполнял, но они сп-ли тому, что на сторону большевиков становил люди
"Декретный" период характеризуется отсутствием устойчивой терминологии законодательных актов. Разнородные по содержанию и функциональному назначению документы имели иногда одинаковые обозначения, а однородные по содержанию акты именовались отлично друг от друга.
В создании многих первых советских декретов основная роль принадлежит главе советского государства Ленину. Он являлся автором важнейших декретов (о земле, о мире, "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и др.) или их инициатором.
Ленинские работы служили и важнейшим идеологическим обоснованием ряда законодательных актов.
24 ноября 1917 г. Совнарком принял решение об обязательной публикации декретов всеми советскими газетами.
следует учитывать, что иногда текст одного и того же декрета, опубликованного в одно и то же время, но в разных изданиях, передается по-разному.
ПУБЛИКАЦИЯ
законодат акты с 25 окт 1917 публиковал в «Газете Времен Рабочего и Крестьянского Правительства», «Известиях ВЦИК». Научное издание первых декретов осущ серией «Декреты Советской власти» (с 1957 по нв вышло 14 томов). После образования СССР закон акты стали публиковаться в «Собрании законов и Постановлений Раб-Крест Прав СССР»
Декреты советской власти как исторический источник.
Декрет(от лат. «постановление») – нормативный акт, изданный главой правительства
-в СССР до принятия Конституции 1936 г. – акты высших органов государственной власти и управления (СНК, ВЦИК)
Декреты Советской власти 1917-1918 гг.: 1917: Декрет о мире и о земле, Декрет о печати, Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, Декрет о национализации банков, Декрет о независимости Финляндии
1918 г.: Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии, Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, Декрет об аннулировании государственных займов
Конституции как источник по истории России новейшего времени
КОНСТИТУЦИЯ - осн закон гос-ва, нормативный правовой акт, обладающ высш юрид силой и регулирующ основы орг-ции гос-ва и общ-ва, в т.ч. основные принципы орг-ции и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, а также основные принципы избирательной системы, основы взаимоотношения государства и гражданина. Юридическая сущность К. проявляется в том, что ее нормы имеют приоритет по отношению к нормам законов и подзаконных актов. Поэтому К. является главным источником права и составляет основу национальной правовой системы.
Конституция хар-ует соотношение полит сил, существующ на момент её принятия, в ней согласованы полит интересы разных слоев общества. Конституция опред устр-во гос-ва, служит правовой основой полит системы.
Она регулирует основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также содержит основы организации самого государства. Конституция обладает высшей юридической силой.
Конституция характеризует соотношение политических сил, существующее на момент её принятия, в ней согласованы политические интересы разных слоев общества. Конституция определяет устройство государства, служит правовой основой политической системы.
После Октября 1917 г. в СССР было принято 5 Конституций (1918, 1924, 1936, 1977, 1993).
Частая смена конституций объяснялась кардинальными переменами в обществе.
Г.
-в 1962 г. была создана конституционная комиссия для пересмотра Основного закона
-на разработку нового проекта ушло 15 лет
1977 г. – принята новая конституция
-эта Конституция была юридически маломощной
-декларированные ею положения не были подтверждены в законодательстве
Содержание: - в преамбуле дается краткая характеристика общества развитого социализма
-Конституция делится на разделы и главы
-руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования (ст.16)
-отражение полновластия народа - «вся власть принадлежит народу» (ст.2)
-наличие специальной главы (гл.4) об основах внешней политики государства
-право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами
Г.
Конституция-законодательный акт. Она регулирует основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также содержит основы организации самого государства. Конституция обладает высшей юридической силой.
Конституция характеризует соотношение политических сил, существующее на момент её принятия, в ней согласованы политические интересы разных слоев общества. Конституция определяет устройство государства, служит правовой основой политической системы.
После Октября 1917 г. в СССР было принято 5 Конституций (1918, 1924, 1936, 1977, 1993).
Частая смена конституций объяснялась кардинальными переменами в обществе.
1977 г.
-в 1962 г. была создана конституционная комиссия для пересмотра Основного закона
-на разработку нового проекта ушло 15 лет
1977 г. – принята новая конституция
-эта Конституция была юридически маломощной
-декларированные ею положения не были подтверждены в законодательстве
Содержание: - в преамбуле дается краткая характеристика общества развитого социализма
-Конституция делится на разделы и главы
-руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования (ст.16)
-отражение полновластия народа - «вся власть принадлежит народу» (ст.2)
-наличие специальной главы (гл.4) об основах внешней политики государства
-право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами закрепление принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании
-снижение возраста избирательного права до 18 лет (ранее-21 год)
-право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов
В годы перестройки текст Конституции подвергался изменениям и дополнениям. Был создан Съезд Народных депутатов, введен институт президентства.
Г.
Конституция-законодательный акт. Она регулирует основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также содержит основы организации самого государства. Конституция обладает высшей юридической силой.
Конституция характеризует соотношение политических сил, существующее на момент её принятия, в ней согласованы политические интересы разных слоев общества. Конституция определяет устройство государства, служит правовой основой политической системы.
После Октября 1917 г. в СССР было принято 5 Конституций (1918, 1924, 1936, 1977, 1993).
Частая смена конституций объяснялась кардинальными переменами в обществе.
1993 г.
1990 г. – принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР
-её положения было поручено использовать при подготовке новой конституции
-была избрана конституционная комиссия под руководством Б.Н. Ельцина
1993 г. – созвано Конституционное Совещание
-проект Конституции был одобрен, был вынесен на референдум
1993 г. – впервые в России Конституция была принята на референдуме
Содержание: - впервые содержатся гарантии прав и свобод человека, а также механизмы их защиты
-президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
-Совет Федерации – верхняя палата парламента, форм. из представителей субъектов Федерации (по 1 от зак. и исп. власти)
-нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года)
Фед. собрание – орган зак. власти
-двухпалатный парламен
Г.
Для подготовки проекта Верховный Совет СССР образовал в 1962 г. Конституционную комиссию, в состав которой вошли члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, депутаты Верховного Совета СССР, видные ученые, представители всех социальных слоев советского общества. Об основных направлениях работы Конституционной комиссии было доложено делегатам XXV съезда. В соответствии с указаниями съезда КПСС был составлен проект Основного Закона. Этот проект обсуждался на Секретариате ЦК КПСС и на заседании Политбюро ЦК. Пленум ЦК КПСс (май 1977 г.) одобрил проект Основного Закона СССР и рекомендовал вынести его на всенародное обсуждение. Президиум Верховного Совета СССР 27 мая 1977 г. принял специальный указ. Для подведения итогов всенародного обсуждения и утверждения Конституции СССР намечалось созвать внеочередную сессию Верховного Совета СССР. Всенародное обсуждение проекта началось 4 июня 1977 г., после того как республиканские и областные газеты опубликовали его на страницах. Проект был издан в виде брошюр на языках народов СССР. Проект Конституции получил единодушную поддержку всех Советов. Итоги работы были подведены на заседании Конституционной комиссии 27 сентября 1977 г. Было принято решение обсудить проект Конституции в Президиуме Верховного Совета и в последующем вынести его на сессию Верховного Совета СССР. 3 октября Пленум ЦК КПСС рассмотрел проект Конституции с поправками и дополнениями и одобрил его. 7 октября была принята Декларация: «Верховный Совет СССР, действуя от имени советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Конституцию».
Отличительной частью является наличие преамбулы. В преамбуле дается характеристика основных этапов истории Советского государства - от октябрьской революции. Высшей целью по к. является «построение бесклассового коммунистического общества». Конституция 1977 г. в отличие от прежних состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству СССР и др.
- конституционные права и свободы
Конституция идет по линии дальнейшего расширения основных прав и свобод советских граждан. В ней зафиксированы предыдущие завоевания. Вместе с тем она предоставляет гражданам и новые права. Специальный второй раздел конституции называется «Государство и личность». Основой всех прав является право на труд. Право на отдых. Конституция провозглашает новое право - право на охрану здоровья. Закон запрещает детский труд. Конституция провозглашает право свободы научного, технического, художественного творчества. Предоставляется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, свобода совести. Конституция развивает дальше такие институты как неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки. Статьи 34 и 36 провозглашают равноправие граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Принцип интернационализма. Закрепляются и конституционные обязанности: обязанность уважать и права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам. Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Устанавливается, что правосудие в ССР осуществляется только судом. Новый закон о Верховном суде - подчеркивается, что Верховный суд, как высший судебный орган осуществляет надзор за деятельностью всех советских судов. Он отчитывается перед парламентом и докладывает о своей деятельности Президиуму Верховного Совета СССР.
- федеративное устройство. Органы государственной власти
Специальный раздел посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем закрепляется идея федерации. Конституция дает перечень прав Союза СССР: принятие новых республик, утверждение и изменение границ, обеспечение единства и т. д. Право свободного выхода. Теперь за каждой республикой закреплено право законодательной инициативы. Конституция устанавливает статус автономных республик и автономных областей. Она преобазует национальные округа в автономные. Статья 89. Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР,Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти. Статья 90. Срок полномочий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик и Верховных Советов автономных республик — пять лет. Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года. Статья 91. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
- избирательная система
Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане 344 СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года. Статья 97. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|