Сделай Сам Свою Работу на 5

В – 11.3 «Цена» достижения целей





Достижение целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников организации, т.е. совокупности поступков, активного поведения.

Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей.

Помимо эффективности, действия, направленные на достижение целей, характеризуются выгодностью и экономичностью. Первая заключается в получении определенного положительного результата; вторая показывает, сколько на единицу этого результата приходится затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее деятельность.

Экономичность и эффективность не одно и то же. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная – неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой.

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников) и т.д.



Как же достичь необходимой эффективности производственной и управленческой деятельности? Прежде всего, заранее следует создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных позиций в определенных областях.

Само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени.

Эффективная деятельность по достижению целей сегодня невозможна без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию.

Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня является ее максимальная автоматизация и компьютеризация, которые освобождают человека не только от тяжелой работы, но и от рутинных операций.

И, наконец, члены организации должны отождествлять цели организации с собственными.



В – 11.4 Управление по целям

Сегодня во многих западных фирмах с официальными целями, содержащимися в планах, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели-ориентиры. Они формулируются работниками с помощью непосредственных руководителей с учетом своих индивидуальных возможностей и способностей. Иными словами, официальное планирование дополняется системой индивидуальных целей и персональным их стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников.

Управление этими процессами, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой их реализации, получило название – управление по целям. (УПЦ). С его помощью обеспечивается более глубокое понимание персоналом целей организации или подразделения, а, следовательно, и лучшее исполнение им своих обязанностей. УПЦ дает возможность предоставить людям больше полномочий, повысить эффективность текущей работы, создать основы для более объективного контроля и поощрения работников.

Цикл УПЦ начинается с анализа того, что сделано на данный момент, определения желательных характеристик ожидаемого результата, детализации предстоящих действий.

Следующим шагом является создание так называемой Декларации – документа, содержащего систему индивидуальных и коллективной целей работников организации или подразделения.

Для того чтобы цели реально повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным направлениям работы организации, интересам персонала, быть достаточно трудными и увлекательными, пробуждать в людях азарт и стремление проявить себя.



Необходимо четко сформулировать цели, иначе их нельзя будет достичь, и выбрать реальный путь к успеху, избежать неудач из-за переоценки сил.

Затем составляется конкретный план действий по достижению каждой цели (сроки, ресурсы, промежуточные и конечные результаты) и определяются обязанности менеджера.

Подведение итогов деятельности работников в рамках УПЦ служит основой для нового цикла планирования. Оно включает определение критериев и целевых показателей, по достижению которых будет оцениваться деятельность работника в следующем периоде, и разработку мероприятий, направленных на их достижение.

Специалисты отличают следующие достоинства управления по целям:

1. УПЦ привязывает работу с персоналом к стратегическому планированию и даст возможность быстро реагировать на изменения внешних условий, позволяет работникам точно знать, что от них нужно, улучшает общение между руководителями и подчиненными;

2. цели, содержащиеся в Декларации, не являются уже чисто формальными, навязанными исполнителям «сверху». Это уже во многом их цели, а поэтому обычно реализуются с гораздо большей заинтересованностью, чем официальные;

3. производительность людей, имеющих конкретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены;

4. менеджер в системе УПЦ выступает по отношению к подчиненным преимущественно в роли контролера, регулярно встречается с ними для промежуточной оценки, которая проводится путем сопоставления достигнутых результатов с положениями Декларации и целями организации.

Менеджмент как взаимосвязанная система управления направлена на достижение всех совокупности целей и задач, стоящие перед организацией. У руководителя каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформированы конкретные цели. Цель определяется и исполняется на плановый период. Цели и задачи менеджмента всего предприятия согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Формирование целей процесса управления можно разделить на 4 этапа:

- определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней;

- разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей;

- составление реальных планов;

- контроль, измерение, оценка работы и показателей – корректировка заданий и целей.

Преимущества концепции управления по целям:

- повышение эффективности как следствие правильного представления менеджеров всех звеньев о целях своей работы и общих целях предприятия;

- усиление мотивации в результате согласования целей всеми руководителями;

- возможность планомерного пошагового продвижения к достижению конечного результата;

- благоприятный моральный климат в коллективе, налаженные взаимоотношения между руководителями и подчинёнными, своевременность контроля и оценки работы всех сотрудников.

Недостатки концепции и ограничения её эффективного применения:

- отсутствие эффекта применения, если цели не согласовывались менеджерами всех уровней;

- трудности в использовании при плохо разработанной системе мотивации;

- непродуманные объёмы и несвоевременность поступления информации; недоработки в организации контроля сильно снижают эффективность;

- внимание руководителей акцентируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, возможно в ущерб долгосрочным целям;

- при отсутствии соответствующих условий использование концепции может подавлять творчество и инициативу.

Контрольные вопросы

Дайте определение цели организации.

2. Какова роль цели в деятельности организации.

3. Какие факторы оказывают влияние на формулировку целей организации?

4. По каким критериям можно классифицировать цели организации?

5. Какие виды целей Вы знаете?

6. Какие функции выполняют цели организации?

7. Какие требования предъявляются к целям организации?

8. Что Вы понимаете под управлением по целям?

9. Назовите достоинства и недостатки управления по целям.

10. Какие этапы процесса формирования целей Вы знаете?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.