Сделай Сам Свою Работу на 5

В-3.1 Внешняя среда и организация. Характеристики внешней среды

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. Внешнее окружение изучаются управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:



- взаимосвязанность факторов внешней среды, т.е. уровень силы с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность внешней среды, т.е. число факторов на которые предприятие обязано реагировать, а так же вариативность каждого фактора;

- подвижность внешней среды. Внешнее окружение современных фирм изменяется с нарастающей скоростью. В одной организации уровень подвижности внешней среды для различных подразделений может быть дифференцируемым;

- неопределенность факторов внешней среды, т.е. соотношение количества информации, которой владеет фирма с ее достоверностью, чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать управленческие решения.

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

В-3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия

Влияние внешней среды рассматривается как прямое и косвенное воздействие на отдельно взятое предприятие.

Внешняя среда прямого воздействия включает в себя все факторы, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия; к ним относятся: учредители, контрагенты, вкладчики и акционеры; рынок труда, деятельность профсоюзов, система законодательства, государственный контроль, конкуренты, отношения с поставщиками, покупатели и т.д.

Как правило, внешняя среда прямого воздействия формирует внутреннюю среду компании.

Под средой косвенного воздействия понимают те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование.

Внешняя среда косвенного воздействия – это такие факторы, как:

- уровень инфляции;

- общее состояние экономики страны и региона в целом;

- научно-технический прогресс;

- социокультурные и политические изменения;

- уровень культуры в обществе.

Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий.

В-3.3 Внутренняя среда и необходимость ее анализа. Элементы внутренней среды

Внутренняя среда организации – это переменный фактор, напрямую влияющий на ее лицо. Внутреннюю среду образует совокупность средств производства, персонал, с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.

На предприятии должен идти непрерывный процесс анализа внутренней среды на основе обновляющейся информации. Анализ внутренней среды позволяет вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, основные навыки и умения, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной рыночной борьбе. Результаты деятельности организации помимо внешнего выхода – производства продукции, оказания услуг, т.е. удовлетворения интересов потребителей, - направлены и вовнутрь, на создание социальных условий сотрудникам, их экономическую и духовную реализацию.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

- персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

- организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, каналы распределения и сбыта, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы; нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в т.ч. учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

2. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

3. Что Вы понимаете под факторами внешней среды прямого воздействия?

4. Что Вы понимаете под факторами внешней среды косвенного воздействия?

3. Опишите параметры внутренней среды организации.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.