Сделай Сам Свою Работу на 5

В-3.1 Внешняя среда и организация. Характеристики внешней среды





Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. Внешнее окружение изучаются управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.



При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды, т.е. уровень силы с которой изменение одного фактора воздействует на другие;



- сложность внешней среды, т.е. число факторов на которые предприятие обязано реагировать, а так же вариативность каждого фактора;

- подвижность внешней среды. Внешнее окружение современных фирм изменяется с нарастающей скоростью. В одной организации уровень подвижности внешней среды для различных подразделений может быть дифференцируемым;

- неопределенность факторов внешней среды, т.е. соотношение количества информации, которой владеет фирма с ее достоверностью, чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать управленческие решения.

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

В-3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия

Влияние внешней среды рассматривается как прямое и косвенное воздействие на отдельно взятое предприятие.

Внешняя среда прямого воздействия включает в себя все факторы, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия; к ним относятся: учредители, контрагенты, вкладчики и акционеры; рынок труда, деятельность профсоюзов, система законодательства, государственный контроль, конкуренты, отношения с поставщиками, покупатели и т.д.

Как правило, внешняя среда прямого воздействия формирует внутреннюю среду компании.

Под средой косвенного воздействия понимают те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование.

Внешняя среда косвенного воздействия – это такие факторы, как:



- уровень инфляции;

- общее состояние экономики страны и региона в целом;

- научно-технический прогресс;

- социокультурные и политические изменения;

- уровень культуры в обществе.

Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий.

В-3.3 Внутренняя среда и необходимость ее анализа. Элементы внутренней среды

Внутренняя среда организации – это переменный фактор, напрямую влияющий на ее лицо. Внутреннюю среду образует совокупность средств производства, персонал, с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.

На предприятии должен идти непрерывный процесс анализа внутренней среды на основе обновляющейся информации. Анализ внутренней среды позволяет вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, основные навыки и умения, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной рыночной борьбе. Результаты деятельности организации помимо внешнего выхода – производства продукции, оказания услуг, т.е. удовлетворения интересов потребителей, - направлены и вовнутрь, на создание социальных условий сотрудникам, их экономическую и духовную реализацию.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

- персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

- организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, каналы распределения и сбыта, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы; нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в т.ч. учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

2. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

3. Что Вы понимаете под факторами внешней среды прямого воздействия?

4. Что Вы понимаете под факторами внешней среды косвенного воздействия?

3. Опишите параметры внутренней среды организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.