Сделай Сам Свою Работу на 5

В-1.1 Управление как вид деятельности. Предмет и метод менеджмента





Теория управления

 

 

Учебное пособие

 

 

 


УДК ________

ББК _________

 

Автор

А.Е. Ероян – кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет».

Рецензенты:

Жуков Б.М. доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации и мировой экономики АНО ВПО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента»;

Беляев Ю.М. – доктор экономических наук, профессор кафедры производственного и регионального менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет».

 

Ероян А.Е.

Теория управления: Учебное пособие / А.Е. Ероян, 2013. – ___ с.

ISBN

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, аспирантов, а также лиц, интересующихся современными тенденциями управленческой деятельности.



 

 

ISBN Ероян А.Е., 2013


Содержание

Введение  
Сущность и содержание теории управления  
Управление как вид деятельности. Предмет и метод управления  
Виды и функции управления  
Методы и принципы управления  
Критерии успеха управления  
Научные школы и подходы в менеджменте  
Школа научного управления  
Административная (классическая) школа управления  
Школа человеческих отношений и поведенческой науки  
Современные школы менеджменты  
Процессный подход в менеджменте  
Системный подход в менеджменте  
Ситуационный подход в менеджменте  
Развитие менеджмента в России  
Внешняя и внутренняя среда фирмы  
Внешняя среда и организация. Характеристика внешней среды  
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия  
Необходимость анализа внутренней среды. Элементы внутренней среды  
Организационные структуры управления  
Понятие, элементы и принципы управления организационных структур  
Линейная структура управления  
Функциональная структура управления  
Линейно- функциональная структура управления  
Линейно-штабная структура управления  
Матричная структура управления  
Дивизионная структура управления  
Коммуникации и их роль в менеджменте  
Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса  
Виды коммуникаций  
Основные проблемы развития коммуникаций  
Пути улучшения коммуникаций  
Мотивация и ее роль в менеджменте  
Сущность мотивации. Содержательная теория Абрахама Маслоу  
Теория потребностей Д. МакКлелланда  
Двухфакторная теория Герцберга  
Сущность теории ожидания  
Теория справедливости. Модель Портера – Лоулера  
Теория Макгрегора (X - Y), Оучи – Z  
Управление персоналом организации  
Понятие и принципы управления персоналом  
Методы управления персоналом  
Профессиональная ориентация и адаптация персонала  
Кадровое планирование организации  
Особенности управления персоналом в фирмах США и Японии  
Инновационный менеджмент  
Сущность и методология инновационного менеджмента  
Инновационный потенциал организации  
Формы малого инновационного предпринимательства  
Цели, идеи, проекты и программы в инновационном менеджменте  
Основные этапы инновационного процесса  
Разновидности агрессивных (наступательных) стратегий в инновационном менеджменте  
Критерии отбора нововведений  
Инновационная деятельность и риски  
Конфликты в организации  
Сущность и типы конфликтов  
Причины и последствия конфликтов в организации  
Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе  
Стратегический менеджмент  
Сущность стратегического менеджмента и его отличия от оперативного менеджмента  
Основные этапы стратегического менеджмента  
Анализ внешней среды в стратегическом менеджменте  
Стадии и факторы выбора стратегии  
Виды стратегий  
Сущность и уровни стратегических изменений  
Власть и влияние в организационном развитии предприятия  
Сущность организационного развития и формы участия в нём  
Власть и влияние в организации  
Управление неформальными организациями  
Цели в системе современного менеджмента  
Понятие цели и её роль в управлении  
Виды целей  
«Цена» достижения целей  
Управление по целям  
Процесс принятия управленческих решений  
Содержание и виды управленческих решений  
Процесс принятия решений  
Методы принятия решений  
Индивидуальные стили принятия решений  
Условия эффективности управленческих решений  
Организация и контроль выполнения решений  
Организационная культура  
Понятие и элементы организационной культуры  
Функции организационной культуры  
Виды организационных культур  
Имидж организации  
Список литературы  

Тема 1 Сущность и содержание теории управления





1. Управление как вид деятельности. Предмет и метод управления.

2. Виды и функции управления.

3. Методы управления.

4. Критерии успеха управленческой деятельности.

В-1.1 Управление как вид деятельности. Предмет и метод менеджмента

Формирование в России рыночных отношений невозможно без коммерциализации хозяйственной деятельности и без подготовки управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль в этом процессе принадлежит менеджменту и менеджеру.

Менеджмент (management) переводится с английского как управление. Глагол «to manage» (управлять) произошел от латинского «manus» (рука). Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем, данным термином стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об управлении людьми. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения.

Однако менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. Менеджмент – междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

В американском учебнике для студентов дается следующее определение: «Менеджмент – это процесс (система действий) оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей».

Менеджмент представляет собой последовательность определенных действий, руководящих работников предприятия, направленных на достижение определенных экономических целей.

Менеджмент – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных принципов функций и методов экономического стимулирования.

В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в конце 80-х начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от административно – командной системы управления к рыночной потребовал изменений как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере. Необходимо было пересмотреть сложившуюся ранее систему управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра.

Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократические методы работы; новые взаимоотношения «руководитель-подчиненный»; следование жестким правилам рынка, конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.

К 1993г. в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни тысяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, директоров заводов, партийных и комсомольских работников предприняли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес», возникли мелкие и крупные банки и соответственно банкиры, управляющие крупными компаниями, руководители небольших заводов, магазинов и других коммерческих организаций.

Финансовый кризис 17 августа 1998г. подорвал материальную основу ряда предпринимательских организаций и привел к уменьшению их количества, но не приостановил самого процесса движения.

Большие возможности для развития предпринимательства открылись в результате приватизации (при всех ее издержках и злоупотреблениях), которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потребовали появления не только предпринимателей, но и профессиональных управляющих – менеджеров.

В наше время понятия «менеджер» и «бизнесмен» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной литературе. Такое соседство понятий вносит путаницу в определение функций этих лиц.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли. Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостачно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует наличие профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности – профессиональный менеджер.

Менеджер- это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.

Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода.

В настоящее время к современным менеджерам предъявляются серьезные требования относительно их квалификации:

1. глубокое знание основных видов менеджмента на предприятии;

2. владение практическими навыками в отдельных аспектах менеджмента;

3. свободное владение английским языком;

4. владение современной компьютерной технологией;

знание юридических аспектов выбранной специализации.

Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-технического прогресса в производительную силу, а с другой – в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.

Предмет менеджмента как науки определился исторически сравнительно недавно – в середине ХХ века и охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления, однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей.

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:

1. Управление – как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

2. Объект управления – люди, техника и технологии, предприятие и др.;

3. Субъект управления – личность или кибернетическое устройство.

В основе метода менеджмента лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому.

В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации, поэтому метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.