Сделай Сам Свою Работу на 5

В- 10.3 Управление неформальными организациями





В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику первой организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами.

Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами; законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией).



Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый "тайный" телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).



Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены "на колени" несанкционированным менеджментом (сюда не включаются и забастовки, так как они санкционированы профсоюзом и носят законный характер).

Несанкционированное установление производственных норм – это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

Влияние неформальных отношений может контролироваться, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения.

Для начала менеджер должен понять, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди взаимодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие порождает чувства, а из чувства рождается консенсус. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.



Таким образом, неформальная организация людей может работать на Вас или против Вас. Как заставить ее работать на Вас?

Во-первых, менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует.

Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько неформаль­ная организация может быть ценной, чтобы помочь менедже­ру достичь своих целей.

В-третьих, выявить неформальных лидеров и управлять ими.

В-четвертых, необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организаций.

В-пятых, менеджер должен понять и согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные органи­зации продолжают существовать.

Причины, побуждающие вступать людей в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:

1) чувство принадлежности.Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности - одна из самых сильных наши* эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к не­формальным организациям, чтобы эти контакты обрести;

2) взаимопомощь.Естественно, можно обратиться за по­мощью к своему формальному начальнику. Однако одни счи­тают, что начальник может плохо о них подумать (здесь сра­батывает принцип "не создавай проблемы начальству"), другие боятся критики и т.п. В этих и других случаях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег;

3) защита.Люди всегда знали, что сила - в единстве. В I илу этого важной причиной вступления в неформальную орга­низацию является осознанная потребность в защите;

4) общение.Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство наме­ренно скрывает от своих подчиненных определенную информа­цию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной организации;

5) симпатия.Люди часто присоединяются к неформаль­ным группам просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

Характеристики неформальных организаций. Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выдвинуть признаки, характеризующие неформальные организации:

1) социальный контроль.Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм - групповых эталонов при­ем немого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.

Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формаль­ной организации;

2) сопротивление переменам.В неформальных организацияхвсегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;

3) неформальные лидеры.Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области.

Опора неформального лидера - признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

Неформальный лидер выполняет две первостепенные фун­кции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

Неформальные группы могут вести себя непродуктивно, что может мешать достижению формальных целей организации, по неформальным каналам распространяются ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения, к руководству организации. Принятые группой нормы могут снижать продуктивность труда отдельных сотрудников. Тенденция к сопротивлению изменениям может сдерживать инновационный процесс на предприятия. Однако зачастую непродуктивное поведение является реакцией на справедливое отношение руководства к подчинённым.

Существование неформальных групп в организации - вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.

Преданность группе часто перерастает в преданность организации, и многие сотрудники отказываются от высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что не хотят нарушать социальные взаимосвязи, сложившиеся в неформальной организации.

Цели неформальной группы могут совпадать с целями самой организации, а нормы эффективности превышать нормы организации, что приводит к повышению производительности труда. Неформальные каналы связи иногда дополняют формальную систему коммуникаций. Современные исследователи проблем управления утверждают, что необходимо признание существования неформальных организаций, сотрудничать с неформальными лидерами, т.к. разрушение неформальной организации может привести к распаду самой фирмы.

Необходимо выслушивать мнение членов неформальных групп и их лидеров. При осуществлении управленческих мероприятий руководство должно прогнозировать возможную реакцию со стороны неформальных групп, как отрицательную, так и положительную.

Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под властью?

2. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?

3. Как Вы понимаете баланс власти руководителей и подчиненных?

4. Использование какой формы власти является наибо­лее затратным?

5. Для какой формы власти весьма нежелательны оши­бочные решения менеджера?

6. Что такое харизма?

7. Какая власть наименее гуманна?

8. Что такое убеждение?

9. Назовите способы влияния руководителя на подчиненного.

10. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?

11. Какие способы положительного влияния руководителя на подчиненных Вам известны?

12. Как Вы понимаете авторитет менеджера?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.