Сделай Сам Свою Работу на 5

Логика изложения материала в параграфе 1.1.





Первый параграф начинается с аннотации. Аннотация [от латинского annotatio – примечание, пометка] – краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение и другие особенности. Цель аннотации – зафиксировать для памяти основную мысль или основные идеи, положения аннотируемой работы. Объем аннотации, как правило, равен одному небольшому абзацу и зависит от объема аннотируемой работы. В оптимальной по размеру аннотации содержится 3-5 единиц информации, то есть это 3-5 фраз, в которых отражаются основные положения данной работы.

Аннотация к главе курсовой/дипломной работы включает количество единиц информации равное количеству параграфов в данной главе. По сути, это связное изложение названий параграфов данной главы.

Аннотация к параграфу представляет собой своеобразный план параграфа, в котором отражается логика изложения его содержания.

В первом параграфе первой главы, как говорилось выше, дается характеристика ключевого понятия исследования. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы исследования в педагогической теории, а также для того, чтобы показать, как подходит исследователь к трактовке данного понятия. В этом параграфе на основе анализа литературных источников кратко представляется история вопроса, разрабатывается понятийный аппарат исследования, раскрывается содержание ключевого понятия, (которое отражено в теме исследования) и понятий, являющихся для него базовыми. Если, например, ключевым понятием исследования, зафиксированным в теме, является представление учащихся о нравственных ценностях, то базовыми для него (то есть требующими отдельного рассмотрения) будут понятия «нравственность», «нрав», «ценности», «представления». Следовательно, с раскрытия в теоретическом плане содержания данных понятий начинается первый параграф первой главы. Для этого проводится анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях; раскрывается связь исследуемых понятий с другими им тождественными, характеризуется мера и точность, с которой они выражают сущность педагогических процессов и явлений.



Первоначально значение каждого понятия выписывается из разных словарей (толкового словаря русского языка, словаря иностранных слов, всех философских словарей, всех психологических и педагогических словарей, энциклопедий по соответствующим наукам и энциклопедических словарей, а также других словарей, в которых могут рассматриваться базовые понятия: по этике, по эстетике, по социологии и пр.). На основании анализа всех выписанных определений исследователь выявляет наиболее важные для себя аспекты ключевого понятия своего исследования и выбирает ту трактовку, которой будет пользоваться в своем исследовании, В случае, если ни одно из выписанных определений не соответствует позиции исследователя или не отвечает его требованиям, то исследователь имеет полное право сформулировать свое собственное определение нужного ему понятия.



Далее дается анализ исследований других авторов по данной проблеме, осуществляется сравнение их позиций, выявляется общее и различное в этих позициях. Это необходимо для того, чтобы сделать вывод о том, позиция какого исследователя более близка к позиции автора курсовой/дипломной работы (студента) или на какую позицию будет ориентироваться студент.

Если ключевое понятие исследования (то есть курсовой/дипломной работы) требует рассмотрения психофизиологических и возрастных особенностей младших школьников (или учащихся другой возрастной категории), то в данном параграфе дается характеристика тех особенностей детей данного возраста, которые являются наиболее важными для ключевого понятия исследования.



Завершается первый параграф первой главы, как правило, представлением определения и характеристикой ключевого понятия исследования, принятого в данной курсовой/дипломной работе, которым автор будет руководствоваться в своих дальнейших рассуждениях.

Логика изложения материала в параграфе 1.2.

Второй параграф первой главы посвящен, как говорилось выше, описанию педагогического опыта решения заявленной в исследовании проблемы. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы в педагогической практике.

Второй параграф первой главы также начинается с аннотации, в которой кратко в обобщенном плане говорится о том, какой опыт будет представлен.

Описание педагогического опыта можно строить как на результатах констатирующего эксперимента (проведенного самим исследователем или по его плану учителем), так и на обобщении опыта учителей, описанного в литературе (в периодических педагогических изданиях (журналах), в книгах серии «Из опыта работы учителя», по статьям из сборников научно-практических конференций, журналов соответствующего профиля и прочих тому подобных изданий). При этом необходимо указывать точный полный «адрес» описываемого опыта, то есть фамилию, имя, отчество и координаты учителя, опыт которого анализируется; при возможности представить характеристику класса, с которым работает данный учитель и пр.

Описание педагогического опыта можно строить, отвечая на следующие вопросы.

1. Что данный учитель делает для решения проблемы, аналогичной проблеме заявленной в данном курсовом/дипломном исследовании?

2. На каких принципах строит свою работу?

3. Какие использует методы для решения аналогичных задач?

4. Каким образом организует образовательный (педагогический) процесс?

5. На какие исходные теоретические и методические предпосылки опирается автор описываемого педагогического опыта в своей практической работе?

6. Как автор описываемого педагогического опыта отслеживает результаты своей практической работы? Какими пользуется диагностическими методами и методиками?

7. Что в описываемом педагогическом опыте (опыте данного учителя) приемлемо для решения проблемы, заявленной в данном курсовом/дипломном исследовании (то есть возможно использовать для реализации педагогических условий, разработанных автором данного курсового/дипломного исследования)?

Методическое указание. Поскольку первая глава строится на основе анализ прочитанных литературных источников и представляет собой их обзор, постольку в тексте должно быть названо много фамилий. Этим автор курсовой/дипломной работы показывает, насколько он изучил степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Следует помнить, что курсовая/дипломная работа – это не конспект чужих работ, а исследование (!). Это значит, что при изложении текста в форме цитат или свободного пересказа позиции других авторов необходимо выделять главное, сравнивать позиции разных авторов по признакам сходства и различия, аргументировать свое отношение к цитируемым или излагаемым положениям, определять подходы, наиболее близкие к Вашему, оценивать современность (актуальность) поставленных в работах других авторов вопросов и проблем и т. д. (см. раздел «Требования к анализу литературы»).

При этом не допускается так называемое «слепое цитирование», когда переписываются фрагменты текста из литературных источников и при этом не упоминается фамилии их авторов. Во многих исследовательских работах в последнее время (даже в диссертациях) сплошь и рядом можно наблюдать такое некорректное отношение к авторским текстам. Это нетактично и свидетельствует о неуважительном отношении исследователя к авторам используемых литературных источников, или о его исследовательской небрежности, или об отсутствии исследовательской культуры. Следует помнить, что в студенческих научно-исследовательских работах «слепое цитирование» является серьезным недостатком и отражается на оценке курсовой/дипломной работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.