Неисправности задней цепной передачи
Шумы и стуки. При несвоевременной регулировке натяжения задней цепи в кожухе
слышны шумы и стуки, которые усиливаются при езде по неровной дороге, особенно по
булыжнику, так как провисшая часть цепи сильно раскачивается и задевает за стенки кожуха.
После установки нормального натяжения цепи эти явления исчезают.
Если цепь сильно изношена, то натяжение может не дать желаемых результатов. Цепь
считается изношенной, если ее звенья можно оттянуть пальцами более чем до половины высоты
зубьев задней звездочки (рис. 57). Замена цепи в этом случае неизбежна.
Рис. 57. Определение износа задней цепи
Источником стука может быть и сам кожух цепи, если у него износились резиновые
уплотнения на концах, входящих в удлинитель двигателя. Устраняется стук кожуха установкой
новых резиновых уплотнений на кожух и пружины между половинами кожуха.
Износ звездочек. После продолжительной эксплуатации или в результате неправильной
регулировки цепи изнашиваются звездочки. Износ звездочек может быть нормальным (как
следствие длительной эксплуатации или может происходить их односторонний износ или
скалывание зубьев в результате того, что звездочки находятся не в одной плоскости.
Звездочки, расположенные не в одной плоскости, изнашиваются больше с одной стороны
(с той, где давление работающей цепи больше). Заметив, что на звездочках происходит
скалывание вершин зубьев или их односторонний износ, следует установить звездочки в одну
плоскость. При сильном износе, а также при повреждении звездочек, их следует заменить.
Чрезмерный износ звездочек происходит при использовании изношенной цепи и при
чрезмерном натяжении новой цепи. Кроме того, при сильном натяжении цепи происходит
усиленный износ подшипников вторичного вала (шарикового и бронзового, установленного в
полости вала).
Ходовая часть
Рама
Устройство. Рама (рис. 58) служит для соединения всех узлов и агрегатов мотоцикла. Рама
- трубчатая, закрытого типа, одинарная; сварена из стальных труб прямоугольного сечения.
Рамы мотоциклов моделей 250 и 350 см3 одинаковы.
Рис. 58. Детали рамы:
1 - рама; 2 - ручка; 3 - резино-металлические блоки; 4 - стопорный винт; 5 - контргайка; 6 -
болты; 7 - правый кронштейн крепления двигателя; 8 – левый кронштейн крепления двигателя;
9 - пружинные шайбы; 10 – гайки.
К раме приварены кронштейны крепления верхних узлов подвески заднего колеса,
глушителей, трубок подножек водителя, подножек пассажира, ящиков (инструментального и
аккумуляторного), седла, гнезда оси задней качающейся вилки, две пластины крепления задней
части картера силового агрегата и ряд других мелких деталей.
Задняя качающаяся вилка
Устройство. Задняя качающаяся вилка (рис. 59) состоит из двух перьев, соединенных в
передней части. Она работает совместно с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами,
которые обеспечивают ход заднего колеса около 100 мм.
В передней части качающейся вилки запрессованы две втулки 2 и 3 вместе с защитными
стальными чашка 1 и 4 сальников.
С рамой задняя качающаяся вилка соединяется при помощи полой оси (пальца) 6,
проходящей через втулки.
Полая ось 6 (рис. 60) задней качающейся вилки установлена с небольшим натягом в гнездо
на раме 5 и закреплена от проворачивания винтом 16 с контргайкой 15. Конец винта при
завинчивании входит в специальное углубление на оси.
Рис. 59. Детали задней качающейся вилки:
1 и 4 - чашки сальников; 2 и 3 - втулки; 5 - тороидальные сальники; 6 - ось; 7 - грибок
маслопровода; 8 и 11 - резино-металлические блоки; 9 – оттяжка (фиксатор); 10 - гайки; 12-
вилка; 13-крышка; 14 - гайка и контргайка грибка маслопровода.
Ось и втулки задней качающейся вилки автоматически смазываются маслом из коробки
передач по специальному маслопроводу. Масло по маслопроводу из коробки передач поступает
вначале в полость 7 грибка 4, которые имеет два резиновых тороидальных сальника и 10,
крышку 11 и гайку 13 с контргайкой 12, а затем в полость оси и через отверстия, соединяющие
внутреннюю полость с наружной поверхностью оси с втулками вилки.
Шляпка гриба и крышка вместе с резиновыми сальниками и гайками только закрывают
внутреннюю полость оси задней вилки. Никакого отношения к люфтам в задней качающейся
вилке они не имеют. Чрезмерная затяжка гаек 12 и 13 приводит к обрыву трубки грибка.
Рис. 60. Разрез узла крепления задней качающейся вилки к раме мотоцикла:
1 и 10 - тороидальные сальники; 2 и 9 - втулки; 3 и 8 - чашки с тороидальными
сальниками; 4 - грибок маслопровода; 5 - рама мотоцикла; 6 - ось вилки; 7 - полость грибка; 11
- крышка; 12 и 13 - гайки грибка маслопровода; 14 - проушины вилки; 15 и 16 - фиксирующий
винт с контргайкой.
В задней части перьев качающейся вилки имеются продольные пазы для оси заднего
колеса. Для фиксации оси заднего колеса (кроме гайки) имеются специальные оттяжки 9 (рис.
59), которые укреплены на вилке в специально приваренных проушинах. Фиксируется
положение оттяжек в проушинах двумя гайками 10.
Для закрепления нижних проушин пружинно-гидравлических амортизаторов к задней
части перьев качающейся вилки приварены втулки. Соединение амортизаторов с вилкой
осуществляется через резино-металлические блоки 8 и 11, вставленные во втулки вилки.
Аналогичные резино-металлические блоки установлены в кронштейнах рамы мотоцикла для
крепления верхних проушин амортизаторов.
Неисправности задней качающейся вилки. Со временем, даже при условии нормальной
эксплуатации, увеличиваются зазоры между осью и втулками задней качающейся вилки. Как
правило, из строя выходят втулки, которые легко заменяются новыми после снятия задней
качающейся вилки с рамы. Одновременно с износом втулок обычно происходит износ
сальников, и в результате - протекание масла из соединения вилки с рамой мотоцикла.
Для определения износа в узле палец - втулка мотоцикл нужно поставить на подставку и
рукой двигать заднюю вилку в горизонтальной плоскости к себе и от себя. Если люфт
(свободный ход) на концах перьев вилки превышает 3 мм, то вилку следует разобрать. осле
разборки необходимо осмотреть ось и втулки. Изношенные детали следует заменить.
Определять износ в узле палец - втулка лучше не снимая заднего колеса, иначе упругую
деформацию пера вилки можно ошибочно принять за люфт. Во время движения мотоцикла
люфт во втулках задней вилки дает о себе знать при езде по булыжной дороге. Создается
впечатление, что произошел прокол шины. Управлять мотоциклом становится трудно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|