Сделай Сам Свою Работу на 5

Направление перемещения колеса при определении люфта)





Если свободное перемещение обода не превышает 1 мм, колесо можно считать еще

пригодным к эксплуатации. При перемещении обода свыше 1 мм в подшипниках появляется

стук; в этом случае их нужно заменить. Трение ступицы колеса у нового мотоцикла также

является сигналом об износе подшипников. Затрудненное вращение колес у нового мотоцикла

происходит из-за трения фетрового сальника о распорную втулку и исчезает после пробега

мотоциклом 1500-2000 км.

У мотоцикла с большим пробегом плохое вращение колес происходит при недостатке

смазки в подшипниках или если смазка старая (загрязненная и загустевшая).

Износ посадочного гнезда подшипника в ступице вызывает проворачивание наружной

обоймы подшипника в ступице. Это происходит особенно у колес старой модели после

многократной выпрессовки и запрессовки подшипников. Не устраненное своевременно

незначительное проворачивание подшипника в гнезде ступицы приводит к большому износу

гнезда.

Небольшое увеличение диаметра посадочного гнезда можно компенсировать

хромировкой наружной обоймы подшипника. Если этого сделать не удается, ступицу следует



заменить.

 

 

Седло и прочие детали ходовой части

 

Устройство седла. Основание седла стальное, штампованное. В передней его части

припаены две шпильки (М6) для крепления вилки, при помощи которой передняя часть седла

фиксируется на раме мотоцикла. Сзади к основанию седла приварены два крючка, которым

осуществляется соединение задней части седла с подседельным основанием мотоцикла.

Подушка седла сделана из пористой резины и обтянута чехлом из кожзаменителя. Чехол

фиксируется на основании седла специальными стальными зажимами.

Грязевые щитки, детали облицовки рамы, ящики для аккумуляторной батареи и

инструмента, подножки водителя и пассажира. Эти детали просты по своей конструкции и

специального пояснения не требуют.

В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за состоянием крепежных

узлов и деталей, иначе они будут дребезжать на ходу, что неприятно само по себе и ни в коей

мере не способствует их долговечности, кроме того, мешает прослушивать работ более важных



агрегатов (двигателя, подвески) мотоцикла.

Петли ящиков следует периодически, но не менее одного раза в сезон, смазывать

несколькими каплями масла, применяемого для двигателя.


 


 

 



Механизмы управления

 

Рулевой механизм

 

Устройство. К рулевому механизму относятся руль и детали передней вилки, при помощи

которых осуществляется связь передней вилки с рулевой головкой рамы мотоцикла.

Основными деталями рулевого механизма (рис. 72) следует считать трубу 7 руля, рулевую

головку 15 рамы с подшипниками, верхний мостик 5 и нижний мостик 3, соединенный сваркой

со стержнем 10 рулевой колонки передней пилки. Гайки 11 и 13, стопорная шайб 12 фиксируют

стержень 10 в рулевой головке рамы.

 

 

Рис. 72. Разрез рулевой колонки:

1 - кожух пера вилки; 2 - резиновая прокладка; 3 и 5 - нижний и верхний мостик; 4 -

воздушный клапан; 6 - хомут крепления трубы руля; 7 – трубы руля; 8 - болты крепления; 9 -

чашка подшипника; 10 - стержень рулевой колонки; 11 - гайка; 12 - стопорная шайба; 13 -

гайка чашки подшипника; 14 - чашка подшипника; 15 - рулевая головка рамы; 16 - рама

мотоцикла; 17 – упор демпфера руля; 18 и 19 - чашки подшипника; 20 - стяжной болт.

 

Обычно этот узел называют рулевой колонкой. Руль крепится к верхнему мостику пилки

двумя разъемными хомутами 6 при помощи четырех болтов 8. У мотоциклов с коляской

"Велорекс" имеется демпфер руля. Он монтируется на нижнем мостике передней вилки. Детали

демпфера изображены на рис. 73.

Профилактическое обслуживание. В процессе эксплуатации необходимо следить за



состоянием узлов крепления рулевого механизма и немедленно подтягивать ослабевшие

соединения. Особенно это относится к болтам 8 (см. рис. 72), крепящим руль в верхнем мосте.

Руль должен плавно поворачиваться от упора до упора без заедания, а в рулевой колонке

не должно быть стуков. Если появляются стуки в подшипниках колонки, то необходимо

специальным ключом (см, рис. 79) затянуть гайку 13 чашки подшипника (см. рис. 72) рулевой

колонки. При этом следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки может вызывать увеличение

усилия для поворота руля, что весьма неблагоприятно отразится на управляемости мотоцикла-

одиночки. О том, как затягивать подшипники рулевой колонки, см. далее.


 

 


 



 

Рис. 73. Детали демпфера рулевой колонки:

1 - стальные пластины; 2 - стальная пластина с упором; 3 и 7 – фрикционные диски; 4 -

болт крепления; 5 - пружинная шайба; 6 - корпус (основание) демпфера; 8 - резиновый диск; 9 -

шплинт; 10 - регулировочный болт.

 

Предварительно надо ключом 41 мм отвернуть гайку оси рулевой колонки и обязательно

ослабить затяжку болтов, фиксирующих перья вилки в нижнем мостике.

После окончания регулировки подшипников рулевой колонки затягивать гайки стяжных

болтов нижнего мостика следует и порядке, описанном далее. Замена смазки и подшипниках

рулевой колонки через 8000 км пробега, как рекомендует завод-изготовитель, вряд ли

технически оправдана. Коли сравнить условия работы подшипников рулевой колонки и

подшипников колеса (замена смазки в которых предусмотрена тоже через 8000 км), то станет

ясно, что замена смазки в рулевой колонке требуется через значительно больший срок. На

практике рулевую колонку разбирают для смазки один раз в два-три сезона независимо от

пробега мотоцикла. Смазка подшипников рулевой колонки производится консистентной

смазкой после снятия верхнею мостика с рулем и ослабления гайки верхней чашки подшипника.

Полная разборка рулевой колонки описана далее.

Неисправности рулевого механизма. К числу наиболее распространенных

неисправностей рулевого механизма относятся следующие:


1.

 

2.

 

3.


Ослабление затяжки болтов, крепящих руль к верхнему мостику. При езде по

пересеченной местности или по плохой дороге, когда к концам руля

прикладываются большие усилия, руль может внезапно "провалиться" вниз если

он плохо скреплен. Когда мотоцикл стоит, ослабление крепления руля: можно

определить, если энергично подергать за руль вверх-вниз. Изменение положения

руля будет свидетельствовать об ослаблении затяжки крепежа на верхнем

мостике вилки. Этот дефект устраняется после снятия верхнего кож ха фары

затяжкой четырех болтов, крепящих хомуты руля.

Плохая работа рулевого демпфера у мотоцикла с коляской, вызванная

загрязнением фрикционных шайб. Рулевой демпфер должен даже при слабой

затяжке уменьшать произвольные колебания руля при езде по плохой дороге.

Если нормальная затяжка не обеспечивает нужной устойчивости руля, демпфер

нужно разобрать и очистить от грязи его диски, промыв их в бензине.

Люфт и стук в подшипниках рулевой колонки. Этот дефект, как правило,

появляется только после довольно длительной эксплуатации мотоцикла. Люфт в

подшипниках рулевой колонки можно определить следующим образом.

Мотоцикл установить на подставку так, чтобы переднее колесо висело в

воздухе. Затем, держась руками за руль, резко покачать ось руленой колонки.

Если в подшипниках рулевой колонки имеется люфт, то при этом будет слышен

 



 

Тормоза


 

стук. Люфт обнаруживается легче если сняты перья вилки. Иногда в

подшипниках рулевой колонки при поворачивании прослушивается хруст или

поворот руля происходит с еле заметной фиксацией в лунках, появившихся на

обоймах подшипников от износа. В этом случае следует разобрать рулевую

колонку и заменить подшипники.


 

Устройство. Мотоциклы "Ява" снабжены колодочными тормозами с механическим

приводом. Детали и узлы тормозных устройств обоих колес мотоцикла и колеса коляски

одинаковы.

Диаметр тормозного барабана 160 мм, ширина фрикционных накладок 35 мм. Тормоз

переднего колеса приводится действием рычагом, расположенным на правой стороне руля, а

тормоз заднего колеса - педалью, расположенной около правой подножки водителя.

Тормозные колодки 9 (рис. 74) поворачиваются на осях, укрепленных на тормозном диске

6. К тормозным колодкам приклеены или приклепаны алюминиевыми заклепками фрикционные

накладки. Колодки приводятся в действие кулачком 8, ось которого проходит через отверстие в

тормозном диске. После торможения тормозные колодки возвращаются в нормальное

положение цилиндрической пружиной 10, работающей на растяжение.

 

 

Рис. 74. Тормозной диск и его детали:

1 - гайка; 2 - пружинная шайба; 3 - рычаг; 4 - резиновая прокладка; 5 - дополнительная

возвратная пружина; 6 - тормозной диск; 7 - шайба; 8 - кулачок; 9 - тормозные колодки; 10 -

возвратная пружина; 11 - стопор; 12 - тормозной диск в сборе.

 

На оси кулачка с наружной стороны тормозного диска на шлицах установлен рычаг 3. С

внутренней стороны на оси кулачка между кулачком и тормозным диском находится стальная

шайба 7, а с наружной стороны между диском и рычагом установлена резиновая уплотняющая

прокладка 4. Рычаг приводится в действие тросом, оболочка которого имеет упор на тормозном

диске. Рычаг тормоза заднего колеса имеет дополнительную возвратную пружину 5,

установленную с наружной стороны тормозного диска.

Если работа основной возвратной пружины неудовлетворительна (колодки не очень четко

возвращаются в нормальное положение), то на рычаг тормоза переднего колеса можно

установить дополнительную возвратную пружину, аналогичную установленной на тормозе за

него колеса.

Регулировка. Регулировку тормозов можно условно подразделить на предварительную и

окончательную: сначала тормоза регулируют на месте, а затем необходимые поправки и

регулировка вносятся после опробования действия тормозов в движении.

Для предварительной регулировки тормозов заднего колеса и колеса коляски мотоцикл

необходимо установить на подставку так, чтобы заднее колесо свободно вращалось, а колесо

коляски поднять над грунтом, подложив под раму коляски какой-нибудь упор. Вращая колесо

рукой, одновременно нужно заворачивать гайку-барашек на конце троса до тех пор, пока

накладки тормозных колодок не будут слегка задевать за барабан. Определив момент начала

затормаживания, нужно отвинтить гайку-барашек троса на пол-оборота или оборот, после чего

колесо должно вращаться, не касаясь поверхностью тормозного барабана фрикционных


 


 

 



 

накладок. Предварительная регулировка тормоза переднего колеса производится таким образом,

чтобы обеспечить максимальный свободный ход рычага без ущерба для эффективности

действия тормоза переднего колеса. Свободный ход рычага выбирается вращением гайки-

барашки, при этом упор оболочки троса на руле должен находиться примерно в среднем

положении.

Окончательная регулировка тормозов производится после опробования мотоцикла в

движении и оценки эффективности действия тормоза каждого колеса в отдельности. Тормозной

путь на сухом асфальте при торможении обоими тормозами со скорости 40 км/ч до полно

остановки не должен быть более 13 м. После этого каждое колесо мотоцикла вновь

вывешивается для проверки отсутствия касания тормозных колодок о рабочую поверхность

тормозного барабана.

Касание фрикционных накладок в тормозных барабанах переднего колеса и колеса коляски

определяется легко. Проверку тормоза заднего колеса указанным выше способом производить

трудно. Чтобы проверить, не трутся ли тормозные колодки о барабан заднего колеса, нужно,

проехав несколько километров без торможения, сбросить газ и замедлить движение до 30-35

км/ч, а затем остановить мотоцикл, пользуясь одним тормозом переднего колеса. Сразу же

после остановки нужно проверить (рукой) температуру ступицы заднего колеса. Ступица

должна быть холодная или чуть теплая у колес старой модели из-за работы задней передачи.

Если нагрев ступицы заднего колеса довольно ощутим, нужно увеличить свободный ход

привода тормоза.

При регулировках особое внимание следует уделить тормозу переднею колеса. При

регулировке тормозов колеса коляски и заднего колеса нужно добиться одновременного начала

торможения обоих колес. Одновременно с регулировкой тормоза заднего колеса нужно

проверить момент включения лампочки стоп-сигнала и при необходимости отрегулировать его.

Неисправности тормозов. К основным неисправностям тормозных механизмов мотоциклов

"Ява" следует отнести: слабое действие тормозов (тормоза "не держат"); заедание тормозов

(нерастормаживание).

Разберем, отчего это происходит.

Слабое действие тормозов наблюдается по следующим причинам.


1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.


У необкатанного мотоцикла фрикционные накладки еще не успели притереться

к барабану и поэтому тормозной путь нового мотоцикла всегда длиннее, чем у

обкатанного мотоцикла. То же самое будет после замены старых фрикционных

накладок новыми. Во время обкатки мотоцикла фрикционные накладки

прирабатываются к барабану и тормозной путь уменьшается.

При переезде через брод или после мытья мотоцикла в тормозные барабаны

может попасть вода. Тормозной путь при торможении мокрыми тормозами

значительно увеличивается. Практически можно сказать, что мокрые тормоза

совсем "не держат".

Тормоза плохо "держат", если произойдет замасливание накладок смазкой,

вытекающей из подшипников колеса из-за изношенного сальника. Тормоза

плохо "держат" не только тогда, когда накладки замаслены смазкой из ступицы

колеса, но и тогда, когда они запачканы маслеными руками или тряпками.

Поэтому нельзя браться масляными руками за фрикционные накладки при

монтаже колес.

Тормозной путь мотоцикла увеличивается, если фрикционные накладки

стерлись до заклепок. В этом случае при торможении слышен характерный

металлический визг. Изношенные до заклепок накладки заменяют новыми или

временно реставрируют.

Нарушение действия тормозов (увеличение тормозного пути) происходит

после длительной эксплуатации по пыльным дорогам. Попадающая в тормоза

пыль, смешиваясь со сдираемым с тормозного барабана металлом,

спрессовывается на поверхности накладок, образ я слой, имеющий намного

меньший коэффициент трения, чем материал фрикционных накладок.

 



 

Устраняется этот слой шлифовкой накладок грубозернистой шлифовальной

бумагой. Заедание тормозов (нерастормаживание) происходит чаще всего из-за

неполадок в приводе тормозов.

 

В механизме привода тормозов могут наблюдаться следующие неисправности:


1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.


Плохое движение троса из-за недостатка смазки или в случае попадания в

оболочку грязи. Происходит попадание грязи в оболочку троса тормоза заднего

колеса в месте, где оболочка касается сливной пробки картера двигателя,

деталей рамы или облицовки мотоцикла. Сначала происходит перетирание

наружной защитной оболочки, зачем металлической оболочки. Образовавшееся

отверстие нарушает нормальную работу троса, так как в него попадает грязь,

вызывающая заедание троса или его перетирание.

Заедание рычага ручного тормоза при чрезмерной затяжке его оси или при

недостатке смазки, а также при наличии песка и грязи, попавших между рычагом

и кронштейном, например при падении мотоцикла.

Тугое движение тормозной педали могут вызвать грязь и ржавчина,

скопившиеся на оси педали тормоза заднего колеса.

Заедание кулачка вызывает ржавчина на оси кулачка тормозного диска.

Повреждение (перержавела) пружины, стягивающей тормозные колодки, будет

вызывать нерастормаживание.


 

В заключение следует отметить, что исправная работа тормозов - первое и необходимое

условие, безаварийной эксплуатации мотоцикла. Тормоза всегда должны находиться и

безупречном порядке. Все обнаруженные неисправности в работе тормозов следует немедленно

устранять.

 

 

Органы управления

 

Общая характеристика. К органам управления относятся устройства, при помощи

которых водитель управляет механизмами мотоцикла и приборами электрооборудования.

К органам управления мотоциклов "Ява" описываемых моделей относятся: рычаг

сцепления на левой стороне руля, рычаг тормоза переднего колеса на правой стороне руля,

вращающаяся рукоятка газа ползункового типа на правой стороне руля и вращающаяся втулка

управления пусковым карбюратором у мотоциклов "Ява-250" модели 559, рычаг тормоза

заднего колеса около правой подножки водителя, педаль переключения передач (одновременно

выполняющая функцию рычага пускового механизма) на левой подножке картера силового

агрегата около левой подножки водителя, замок зажигания, смонтированный совместно с

центральным переключателем в корпусе фары, переключатель дальнего и ближнего света,

объединенный общим корпусом с кнопкой звукового сигнала на левой стороне руля.

Устройство замка зажигания с центральным переключателем и переключателя света с кнопкой

сигнала рассмотрено ранее.

Для передачи усилий, создаваемых рычагами тормозов, сцепления и вращающейся

рукоятки газа, служат тросы, заключенные в гибкую оболочку. Устройство. Рычаги тормоза

переднего колеса и сцепления аналогичны по конструкции и по способам крепления к рулю, но

имеют различие в расположении отверстий для закрепления наконечников троса. Иными

словами говоря, один рычаг правый, а другой левый. При отсутствии нужного рычага можно

использовать другой, но тогда отверстие для крепления наконечника троса будет расположено

сверху. Рычаг изготовлен из алюминиевого сплава, в отверстие, служащее для крепления его к

рулю, запрессована стальная втулка. Ось, вокруг которой поворачивается рычаг, представляет

собой стальную трубку, внутри которой проходит крепящий болт. Крепятся рычаги на

кронштейнах, приваренных к трубке руля.


 

 


 



Вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником карбюратора мотоциклов

"Ява-350" всех описываемых моделей и мотоциклов "Ява-250" с карбюратором серии СБД

ползункового типа состоит из корпуса 5 (рис. 75), ползунка 3, вращающейся рукоятки и грибка

13. Корпус 5 фиксируется на трубе руля стопорным винтом 8. В корпусе находится плоская

фрикционная пружина 9, притормаживающая вращающуюся рукоятку. Сила давления пружины

на рукоятку и момент трения регулируются винтом в корпусе. В корпусе имеется гнездо, в

которое вставляется наконечник оболочки 6 троса 7 газа. Стальная шайба 4 предохраняет

корпус от износа вращающейся рукояткой.

 

Рис. 75. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюраторов серии СБД (вид спереди):

1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка; 3 - ползунок; 4 - шайба; 5 - корпус; 6 - оболочка

троса газа; 7 - трос газа; 8 - стопорный винт; 9 - пружина; 10 - спиральная лента; 11 -

резиновый чехол; 12 - стопорный винт грибка; 13 - грибок-пробка.

 

Грибок 13 является реактивным упором вращающейся рукоятки и фиксируется на трубе

руля 1 винтом 12. Грибок центрирует вращающуюся рукоятку и предотвращает попадание грязи

в трубу руля. На внутреннюю поверхность вращающейся рукоятки приварена винтовая спираль

(лента) 10, а снаружи надет резиновый чехол 11.

Направляющая ползунка 3 выполнена в виде осевой прорези в трубе руля. Ползунок имеет

ответный паз для зацепления со спиралью рукоятки газа и бобышку для закрепления

наконечника троса газа.

Разрез вращающейся рукоятки управления дросселем карбюраторов серии СД и втулки

управления дросселем их обогатительного устройства устанавливаемых на мотоциклах "Ява-

250", изображен на рис. 76.

 

 

Рис. 76. Разрез вращающейся рукоятки газа карбюратора серии СД (вид спереди):

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.