Сделай Сам Свою Работу на 5

Неисправности перьев передней вилки.

 

Стуки и шумы. Для того чтобы легче понимать причины, вызывающие стуки и шумы в

перьях передней вилки, стуки и шумы следует разделить на две группы. Первая группа стуков -

это стуки, возникающие от перемещения деталей вилки в продольной плоскости мотоцикла и в

стороны от нее.

Эти стуки возникают, например, при езде по ровной булыжной дороге. Следует

подчеркнуть, что езда по булыжной дороге является лучшим способом для определения

дребезжащих и плохо закрепленных или работающих с ненормальными зазорами деталей.

Стук кожухов вилки является самым первым посторонним звуком, возникающим в

передней вилке. Он обнаруживается еще в период обкатки мотоцикла. Этот звук возникает из-за

того, что кожухи касаются кронштейнов грязевого щитка переднего колеса. Звук трения

сопровождается дребезжанием кожухов, особенно при езде по булыжнику. Для устранения

трения (касания) кожухов с кронштейнами необходимо подпилить ребра кронштейнов в местах,

где их касаются кожухи. Эти места легко обнаруживаются по потертостям. Подпиленные места

следует окрасить.

Скрип пружин под кожухами происходит, в результате попадания песка под кожух и на

пружины и при недостатке смазки на пружинах и на внутренних поверхностях кожухов.

Устраняется этот скрип после снятия пера вилки смазкой пружин и внутренних поверхностей

кожухов консистентной смазкой 1-13.

Трение и скрип гайки-сальника наконечника о внутреннюю поверхность кожуха

происходит при износе направляющего кольца на гайке наконечника, а также при недостатке

смазки на внутренней поверхности кожуха. Устраняются трение и скрип смазкой внутренней

поверхности кожуха консистентной смазкой 1 - 13, а при износе кольца - установкой нового

кольца.

Стук подвижного наконечника пера вилки возникает при чрезмерном износе

направляющих втулок пера вилки. Причем характерно, что при износе втулок учащаются стуки

при полном сжатии вилки и на ее обратном ходе. Это происходит потому, что конструктивно

втулки совместно с амортизаторным маслом играют роль дополнительных буферов,



срабатывающих в конце хода наконечника и на его обратном ходе.

Износ направляющих втулок перьев вилки определяется при поднятом колесе мотоцикла.

После установки мотоцикла на подставку перья раскачивают руками в плоскости движения

мотоцикла. При значительном износе втулок будет заметный люфт подвижных наконечников на

основных трубах, а также будет слышен стук в перьях. Не следует путать этот люфт и стук с

люфтом и стуком в подшипниках рулевой колонки. Изношенные втулки следует заменить.

Вторая группа стуков - это стуки, возникающие в конце обратного или прямого хода

вилки. Эти стуки возникают при езде по ухабистой дороге или по пересеченной местности,

когда переднее колесо то полностью сжимает вилку, то повисает в воздухе.

Стуки вилки при срабатывании ее до упора и на обратном ходе трудно спутать с другими

стуками в вилке, так как они возникают в соответствующей обстановке (плохая дорога) и

отдаются резкими ударами в руки водителя.

Стуки в вилке при срабатывании ее до упора (верхнего или нижнего) возникают по

различным причинам. Когда они появляются при езде по ухабистой дороге, то бывают вызваны

или неумелым вождением или большой скоростью мотоцикла, не соответствующей состоянии)

дороги. Если водитель хорошо владеет техникой езды по разбитой дороге, то стуки могут,

появляться в результате недостаточной вязкости амортизаторного масла, залитого в вилку или и

из-за недостаточного количества амортизаторного масла.

В обоих случаях масло необходимо сменить. Если после замены масла стуки не

прекращаются, то можно залить более вязкую смесь. Вязкость масла должна соответствовать

температуре окружающего воздуха. Если последовательная замена амортизационного масла (в


 


 

 



 

пределах вязкости, обеспечивающей нормальную амортизацию) не прекращает стуков,

особенно возникающих при обратном ходе вилки, то стуки могут быть в результате одной или

сочетания нескольких ниже перечисленных причин:

1. Износ втулок неподвижной трубы и втулки подвижного наконечника. Определение

степени износа втулок описано выше.

2. Дефекты в гидравлическом амортизаторе.

 

В гидравлическом амортизаторе могут быть следующие неполадки:

1. Соскакивание поршня со штока в результате отвинчивания гайки поршня.

2. Вывинчивание штока из конусного наконечника.

 

Неполадки из-за износа деталей гидравлического амортизатора практически не возникают,

так как поршень работает в цилиндре с большим зазором и очень долго не изнашивается (если

своевременно меняются направляющие втулки подвижного наконечника и неподвижной

трубы), а пластинчатый клапан служит еще дольше.

Работа гидравлического амортизатора проверяется после извлечения пера из мостиков.

При проверке надо сжать перо до конца, держа его вертикально, затем потянуть подвижный

наконечник вниз. Если подвижный наконечник двигается вверх свободно вниз с заметным

сопротивлением, особенно при резком его перемещении, то детали гидравлическое

амортизатора находятся в хорошем состоянии.

Если подвижный наконечник опускается вниз без заметного сопротивления, значит надо

разбирать перо для ремонта гидравлического амортизатора.

Проверить работу гидравлического амортизатора у мотоцикла моделей 353/04 и

354/04 можно следующим образом:

а) вынув предохранитель электрической цепи и снять верхний кожух фары, отвернуть

верхнюю резьбовую пробку 6 и вытащить резиновую пробку;

б) сжав перо вилки, поднять пробки 6 и зафиксировать шток за лыски ключом 5 мм;

в) вывернуть контргайку 8 штока 11 и отвернуть резьбовую пробку 6 от штока;

г) навернуть на шток приспособление (см. рис. 99, а) и, удерживая его в руке, перемещая

шток вверх и вниз.

 

При правильной работе амортизатора шток должен легко опускаться вниз, а вверх идти со

значительным сопротивлением, создаваемым работой поршня. Особенно сопротивление должно

ощущаться при резком движении штока вверх (рывком).

Шток будет двигаться вверх без заметного сопротивления, если детали амортизатора

сильно износились или мала вязкость амортизаторного масла. В случае если залито масло

соответствующей вязкости, а шток перемещается вверх без заметного сопротивления,

амортизатор следует разобрать для ремонта.

Утечка амортизаторного масла из перьев вилки. Масло из перьев вилки может

вытекать из-под болта-пробки, закрывающего сливное отверстие, и около гайки-сальника

подвижного наконечника.

Причины утечки амортизаторного масла у болта-пробки могут быть следующие:

1) слабая затяжка болта-пробки;

2) повреждение прокладки под ними;

3) неровные поверхности соприкосновения у наконечника или у шайбы.


 


 

 



 

Рис. 65. Приспособление для затяжки гайки-сальника пера передней вилки без его

разборки:

а - размеры приспособления; б - установка приспособления на перо; 1 - вороток; 2 -

приспособление; 3 - прокладка; 4 - подвижный наконечник пера.

 

У гайки-сальника могут вызвать утечку масла нижеперечисленные причины:

1. Слабая затяжка гайки на наконечнике. В этом случае гайку нужно затянуть при помощи

ключа, изображенного на рис. 65. Затягивая гайку-сальник, следует помнить, что она

навинчивается на подвижный наконечник. Затягивание гайки на подвижном наконечнике

производится поворачиванием ее по ходу часовой стрелки, если смотреть на перо сверху, и

наоборот, если смотреть на гайку снизу (под кожух пера).

2. Повреждение фибрового уплотнения в гайке. Фибровое уплощение может быть

повреждено неровной плоскостью торца наконечника.

3. Неровная верхняя плоскость в торце наконечника вилки. Плоскость торца может быть

испорчена при небрежной разборке или хранении наконечника.

4. Изношен резиновый сальник гайки. Изношенный сальник заменяется новым. Обычно

одновременно с износом резинового сальника изнашиваются и другие детали гайки. Поэтому,

если обнаружен износ сальника, следует заменить гайку с сальником в сборе.

5. Продольные глубокие риски на неподвижных трубах. Даже новый резиновый сальник не

может удержать масло, просачивающееся вдоль рисок. Трубу с глубокими продольными

рисками надо отшлифовать и отполировать или заменить новой.

6. Может происходить выбрасывание масла через воздушный клапан, если масло налито в

вилку больше 150 см3 у мотоциклов моделей 353/04 и 354/04.

 

 

Колеса и шины

 

Устройство. Переднее и заднее колеса мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350", а также колесо

коляски "Велорекс" модели 560/01 имеют одинаковую конструкцию и являются

взаимозаменяемыми.

При установке заднею колеса в переднюю вилку или на коляску следует рассоединить его

со звездочкой задней ценной передачи, которая остается в задней вилке, и закрыть

образовавшуюся в ступице полость с перегородками легкосъемным защитным кожухом (диск

м), имеющимся у переднего колеса. В случае установки переднего колеса или колеса коляски в

заднюю вилку мотоцикла надо снять упомянутый выше защитный декоративный диск и

установить колесо в заднюю вилку, соединив его там со звездочкой задней цепной передачи и

реактивным рычагом тормозного диска.

Колесо состоит из обода, спиц и ступицы.


 


 

 



Ступица 9 (рис. 66) отлита из алюминиевого сплава совместно со стальным тормозным

барабаном и стальной втулкой в центре для установки подшипников.

 

 

Рис. 66. Поперечный разрез ступицы колеса и ведомой звездочки задней цепной

передачи:

1 - гайка; 2 - пружинящая шайба; 3, 4 и 17 - распорные втулки; 5 и 25 - сальники; 6 и 26 -

стальные шайбы; 7 - реактивный рычаг; 8 - тормозной диск; 9 - ступица; 10 - резиновый

амортизатор; 11 - корпус звездочки: 12 - зубчатый венец; 13 - резиновая прокладка; 14 -

защитный диск; 15 – фасонная шайба; 16 и 32 -- подшипники ступицы; 18 -- гайка полой оси;

19 - полая ось; 20 и 24 - сальники; 21, 23 и 27 - стопорные кольца; 22 – подшипник звездочки; 28

- тормозной рычаг; 29 - возвратная пружина; 30 - ось тормозного кулачка; 31 - внутренняя

распорная втулка подшипников; 33 - ось колеса

 

Внутри тормозного барабана размешаются тормозные колодки с деталями привода,

установленные на тормозном диске 8.

Снаружи ступицы имеются ребра, служащие для охлаждения тормозного барабана, а

внутри с обеих сторон - ребра жесткости. Причем, если колесо установлено в переднюю вилку

или на коляску, эти ребра служат только как ребра жесткости, а при установке колеса в заднюю

вилку гнезда, имеющиеся между ребрами, одной стороны используются для соединения

ступицы колеса с задней цен ой звездочкой. Ребра в этом случае служат для передачи тягового

усилия с задней цепной передачи к заднему колесу. Ведомая звездочка задней цепной передачи

имеет для этого шесть пальцев с установленными на них резцовыми блоками-амортизаторами

10.

В стальную втулку ступицы запрессованы два шариковых подшипника 6302. Подшипник

16 расположенный на стороне, противоположной тормозному барабану, фиксируется от осевого

перемещения наружу стопорным кольцом 27. вставленным в кольцевую проточку, и от осевого

перемещения внутрь шайбой 15, которая упирается в буртик втулки. Эта шайба, кроме того,

является центрирующей для распорной втулки 31, вставленной между подшипниками.

Другой подшипник 32 запрессован во втулке без фиксации наружной обоймы от осевого

перемещения. Рабочее положение упругого подшипника во втулке определяется фиксацией его

внутренней обоймы, которая зажимается между распорной втулкой, расположенной меж у

подшипниками, и втулкой, залитой в тормозном диске. В свою очередь, втулка тормозного

диска (а с ней и диск) зажимается на оси колеса соответствующими (в зависимости оттого

спереди или сзади установлено колесо) деталями, обеспечивающими нормальную работу колеса

и тормоза.

Со стороны, противоположной тормозному барабану, к внутренней обойме подшипника

примыкает распорная втулка 17 с буртиком. Эта втулка контактирует с разрезной распорной


 


 

 



втулкой левого подвижного наконечника передней вилки или с полой осью задней цепной

звездочки в зависимости от того, где установлено колесо.

Подшипники закрыты стальными шайбами 6 и 26 и фетровыми сальниками 5 и 25,

установленными в стальные чашки. Сальники удерживают смазку в подшипниках, а также

предохраняют подшипники от попадания в них пыли и воды.

По краям ступицы просверлены отверстия для спиц. Спицы изготовлены из специальной

стальной проволоки диаметром 3,5 мм. Один конец спицы имеет накатанную резьбу М4, а

другой - утолщение, называемое головкой. Своей головкой спица фиксируется в отверстии

ступицы, а на резьбу навинчивается ниппель, соединяющий спицу с ободом. В колесе имеется

36 спиц.

Обод колеса изготовлен из стали. Он имеет поперечный профиль, обеспечивающий ему

жесткость, см. рис. 67. В ободе сделаны углубления с отверстиями для ниппелей спиц. Ободья

мотоциклов "Ява" хромированы и имеют с двух сторон бронзовые декоративные полоски.

Размер обода переднего колеса у всех моделей 1,85х161. Некоторые партии мотоциклов

выпускались с задними колесами имеющими уширенные ободья размером 2,15х161.

На ободе смонтирована шина (см. рис. 67), состоящая из прямобортной покрышки 1,

камеры 2 и ободной лепты 4. Размер передней шипы 3,25х161, задней - 3,50х161.

 

Рис. 67. Поперечный разрез переднего колеса:

1 - покрышка; 2 - камера; 3 - обод; 4 - ободная лента; 5 - ниппель; 6 - спицы; 7 - ступица;

8 - защитный, диск; 9 - подшипник; 10 и 26 – шайбы сальников; 11 и 22 - фетровые сальники; 12

и 13 - наружные распорные втулки; 14 - ось колеса; 15 - стопорные кольца; 16 - пружина

тормозных колодок; 17 - разжимной кулачок; 18 - тормозной барабан ступицы; 19 -

тормозной рычаг; 20 - дополнительная возвратная пружина; 21 - распорная втулка; 23 -


 


 

 



шайба; 24 - гайка си; 25 - стальная чашка сальника; 27 -тормозной диск; 28 – ось тормозной

колодки; 29 - тормозная прокладка.

У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 на обоих колесах устанавливались одинаковые

шины размером 3,25х161.

Колеса устанавливаются в передней и задней вилках на осях. имеющих на одном конце

резьбу, на другом - головку с отверстием под короток. Взаиморасположение установочных

деталей колес видно на рис. 66 и 67. Все детали, расположенные на осях, стягиваются гайками,

имеющими пружинящие шайбы.

Переднее и заднее легкосъемные колеса мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 аналогичны

по конструкции, по они невзаимосвязаны. От колес более поздних моделей они отличаются

только конструкцией спицы.

В ступицу (рис. 67) запрессованы дна шариковых подшипника (6302), между которыми

находится распорная втулка 21. Один подшипник, расположенный на стороне, закрытой

защитным диском 8, зафиксирован в ступице с двух сторон стальными; стопорными кольцами 5.

Подшипники закрыты шайбами 10 и 26 и фетровыми сальниками 11 и 22 со стальными чашками

25 (сальник подшипника переднего колеса, находящийся под защитным алюминиевым

кожухом, стальной чашки не имеет).

Ступица заднего колеса (рис. 68) в отличие от переднего имеет приклепанный шлицевой

барабан 25 для соединения со шлицевой ступицей 24 задней звездочки 22.

 

 

Рис. 68. Поперечный разрез ступицы заднего колеса в ведомой звездочке задней цепной

передачи:

1 - центрирующая фасонная втулка; 2 и 16 - распорные втулки; 3 – реактивный рычаг; 4 -

защитный диск; 5 - резиновое уплотнение; 6 и 11 – чашки сальников; 7 и 10 - шайбы сальников;

8 и 9 - стопорные кольца; 12 и 27 - перья задней вилки; 13 - оттяжка; 4 - ось звездочки; 15 -

гайка; 17 и 23 - фетровые сальники; 19 - диск кожуха цепи; 20 - отражательный диск; 21 -

резиновая прокладка; 22 - звездочка; 24 - шлицевая ступица звездочки; 25 - шлицевый барабан

ступицы; 18 и 26 - подшипник; 28 - шайба; 29 гайка; 30 - ось колеса.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.