Обслуживание контактно-масляного фильтра.
Рекомендуется почаще вынимать сетку воздухофильтра, промывать ее в бензине и
пропитывать вязким маслом, например МС, МК или нигролом. Периодичность этой работы
определяется водителем в зависимости от условий эксплуатации мотоцикла. При эксплуатации
мотоцикла только по асфальтированным дорогам достаточно промывать и смазывать сетку
фильтра один - два раза и неделю. При езде по очень пыльным дорогам это надо производить
ежедневно.
Следует помнить о том, что сильно загрязненный контактно-масляный воздухофильтр и
особенно бумажный микрофильтр нарушают регулировку карбюратора, смесь становится
переобогащенной, двигатель дымит и плохо "тянет", расход горючего возрастает. Воздушная
заслонка. Воздушная заслонка (см. рис.4) изготовлена из стальной пластинки с приваренной к
ней осью, которая является одновременно и рукояткой управления воздушной заслонкой.
В центре воздушной заслонки имеется небольшое отверстие для прохода воздуха.
Воздушная заслонка 1 вместе с соединительной резиновой муфтой 2 объединены в один узел.
Муфта всегда должна плотно сидеть на корпусе глушителя 4 шума впуска и на впускном
патрубке карбюратора, в противном случае в карбюратор через щели будет подсасываться
воздух, минуя воздушный фильтр.
Рис. 4. Разрез воздухофильтра с глушителем шума впуска мотоциклов моделей 353/04
и 354/0:
1 - воздушная заслонка; 2 - резиновая муфта; 3 - хомут; 4 – корпус глушителя; 5 -
воронка; 6 - контактно-масляный фильтр; 7 - съемная крышка корпуса; 8 - запорный крючок; 9
- винт крепления запорного крючка.
Карбюратор. Двигатели мотоциклов "Ява-250" моделей 559/02 и 559/04 имеют
карбюраторы "Йиков" 2926СД с так называемым пусковым устройством. Двигатель мотоцикла
"Ява-250" модели 559/07 имеет карбюратор "Йиков" 2926СБД с утолителем поплавка; такой же
карбюратор имеют двигатели мотоциклов "Ява-250" модели 353/04 и мотоциклов "Ява-350"
моделей 354/06 и 360/00. На двигателе мотоцикла "Ява-350 модели 354/04 устанавливается
карбюратор "Ииков" 2924СБД.
Первые две цифры шифра обозначают, что карбюратор с дроссельным золотником. Дне
последние цифры в обозначении всех карбюраторов соответствуют диаметрам (в мм) главных
воздушных каналов (смесительных камер) каждого из карбюраторов.
Карбюраторы "Йиков" 2926СБД и "Йиков" 2924СБД совершенно одинаковы по
конструкции и отличаются лишь диаметрами смесительных камер и производительностью
топливных жиклеров.
Карбюратор "Йиков" 2926СД отличается от карбюратора 2926СБД только наличием
дополнительного специального обогатительного устройства (пускового карбюратора) и поэтому
отсутствием утолителя поплавка в поплавковой камере.
Пусковой карбюратор (рис. 5) расположен с левой стороны дроссельного колодца
основного карбюратора и устроен следующим образом. Смесительная камера, объединенная с
дроссельным колодцем, выполнена в одной отливке с основным карбюратором. В этой камере
перемешается дроссельный золотник 3, изготовленный в виде поршня, с ввинчивающимся в
него фиксатором 6 наконечника троса управления. В крайнем нижнем положении дроссель
удерживается спиральной пружиной 10. Сверху дроссельный колодец закрывается винтовой
крышкой 9, имеющей регулируемый упор 7 оболочки троса управления. Упор фиксируется в
крышке контргайкой 8. Снизу в смесительную камеру ввинчивается топливный жиклер 1 с
уплотняющей прокладкой 2, являющийся одновременно пробкой в дне смесительной камеры.
Топливо поступает в пусковой карбюратор по специальному каналу 14 из поплавковой
камеры основного карбюратора, из нее же по каналу 12 поступает и воздух. Отверстие 4 для
выхода топливной смеси из смесительной камеры пускового карбюратора расположено в левом
боку впускного патрубка 5 основного карбюратора.
Рис. 5. Разрез обогатительного устройства карбюратора "Йиков" 2926СД:
1 - топливный жиклер-пробка; 2 - прокладка; 3 - дроссельный золотник; 4 - отверстие для
выхода топливной смеси; 5 - впускной патрубок основного карбюратора; 6 - фиксатор; 7 -
упор оболочки троса; 8 - контргайка; 9 - крышка; 10 - пружина; 11 - корпус 12-воздушный
канал; 13 – поплавок основного карбюратора; 14 - топливный канал.
Если условно отбросить пусковой карбюратор, функционирующий автономно и
включаемый в работу только при запуске холодного двигателя и выключаемый из работы после
прогревания двигателя, то можно рассматривать карбюраторы "Йиков" 2426СД, 2926СБД и
2924СБД как совершенно одинаковые по конструкции и работе.
Устройство карбюратора "Йиков" 2924СБД показано на рис. 6. Поплавковая камера с
дроссельным колодцем, смесительная камера и фланец крепления карбюратора к двигателю
выполнены в одной отливке. У карбюратора "Йиков" 2926СД кроме этого имеется с левой
стороны дополнительный прилив, в котором расположен пусковой карбюратор. Внутри
поплавковой камеры находится поплавок 23 с запорной иглой (поплавковый механизм).
Поплавковая камера закрывается крышкой 22, на которой находится приемный штуцер 20,
седло запорной иглы и утопитель 21 поплавка с пружиной. Крышка крепится к поплавковой
камере двумя винтами. Дроссельный золотник 16 (или просто дроссель) цилиндрической формы
помещается и передвигается в дроссельном колодце. С правой стороны (по ходу мотоцикла)
дроссель имеет вертикальный паз, а в корпусе карбюратора имеется направляющий штифт 1,
предотвращающий проворачивание дросселя в колодце. В дросселе при помощи пружинной
защелки 15 подвешена дозирующая игла 17, положение которой относительно дросселя можно
менять, устанавливая защелку в одну из пяти кольцевых канавок иглы. Сверху дроссельный
колодец закрыт резьбовой крышкой 13 с регулируемым упором 11 оболочки троса газа.
Положение упора фиксируется контргайкой 12. Возвратно-поступательное перемещение
дросселя в колодце осуществляется при помощи гибкого троса и пружины 14, которая
одновременно фиксирует пружинную защелку с дозирующей иглой относительно дросселя.
Дозирующая игла нижней конусной частью входит в распылитель 18, в нижней части
которого расположен главный жиклер 19. Доступ к главному жиклеру открывается после
отвинчивания резьбовой пробки 8. Главный жиклер, распылитель и дозирующая игла образуют
главную дозирующую систему карбюратора.
Воздух, поступающий к распылителю через компенсационный канал 2, способствует
стабилизации процессов распыливания топлива и смесеобразования. С правой стороны в корпус
карбюратора ввернуты: жиклер холостого хода 4, винт качества 5, регулирующий количество
воздуха, поступающего в систему холостого хода через воздушный канал 3, и наклонный винт
количества 6, являющийся упором дросселя в нижнем его положении. Винты качества 5 и
количества 6 снабжены пружинами, предотвращающими их самоотвинчивание вследствие
вибрации двигателя. Жиклер холостого хода совместно с элементами регулировки и
соответствующими каналами образует дозирующую систему холостого хода.
Рис. 6. Разрез карбюратора "Йиков" 2924СБД:
1 - направляющий штифт; 2 - компенсационный вал; 3 - воздушный канал системы
холостого хода; 4 - жиклер холостого хода; 5 - винт качества; 6 – винт количества; 7 -
топливный канал; 8 - резьбовая пробка; 9 - главный воздушный канал; 10 - выходное отверстие
системы холостого хода; 11 – регулируемый упор оболочки троса газа; 12 - контргайка; 13 -
крышка дроссельного колодца; 14 - пружина; 15 - защелка; 16 - дроссельный золотник; 17 -
дотирующая игла; 18 - распылитель; 19 - главный жиклер; 20 - штуцер ; 21 - утопитель; 22 -
крышка поплавковой камеры; 23 - поплавок; 24 - топливный канал; 25 - переходное отверстие.
Геометрические параметры главного жиклера, установленного в карбюраторе заводом-
изготовителем, обеспечивают так называемую экономичную регулировку карбюратора, при
которой удается получить оптимальное сочетание расходных и динамических характеристик
двигателя. Как правило, эта регулировка у мотоциклов "Ява" несколько смещена в сторону
обеднения смеси, так что в процессе эксплуатации мотоцикла не следует увлекаться ездой "на
полном дросселе, иначе может произойти перегрев двигателя и заклинивание поршня, тем
более, что на последней четверти хода дросселя прирост скорости движения малоощутим.
Регулировка карбюратора.
Рассмотрим регулировку карбюратора без подбора и замены жиклеров.
Установленные заводом-изготовителем жиклеры обеспечивают в повседневной
эксплуатации хорошую приемистость мотоцикла и возможность кратковременного движения с
максимальной скоростью, например, при обгоне на шоссе.
Регулировкой карбюратора определяются такие качества, как легкость и быстрота запуска
двигателя, устойчивость его работы на холостом ходу и под нагрузкой, отсутствие "провалов"
при переходе с одного режима работы на другой, приемистость и максимальна скорость
мотоцикла и, наконец, экономичность. Сложность регулировки карбюратора заключается не в
самом процессе, а в трудности более или менее объективной оценки получаемых результатов,
так как в условиях индивидуальной эксплуатации возможность использования для этой цели
каких-либо средств контроля, конечно, исключена.
Здесь приходится целиком полагаться на техническую грамотность мотоциклиста и
наличие у него достаточного опыта эксплуатации, в процессе которого вырабатываются
определенные навыки обращения с техникой и, как иногда говорят, появляется "чувство
машины". Однако эти качества приобретаются не сразу, поэтому мотоциклисту-новичку не
следует проявлять излишнюю самостоятельность и при регулировках карбюратора, на первых
порах лучше руководствоваться соответствующими рекомендациями завода-изготовителя
(табл.1), которые рассчитаны на потребителя со средним уровнем подготовки. Выполнение
рекомендаций завода-изготовителя обеспечивает нормальную работу карбюратора.
Индивидуальная регулировка карбюратора имеет своей целью обеспечение оптимального
состава горючей смеси для любого эксплутационного режима. Строго говоря, каждому
конкретному двигателю и карбюратору присущи свои особенности регулирования. Так,
например, два одинаковых по конструкции карбюратора с одинаковыми параметрами
дозирующих устройств и с одинаковыми положениями элементов регулировки при
последовательной их смене на одном и том же двигателе могут показать различные результаты.
Аналогичную картину можно получить при установке одного и того же карбюратора на
различные двигатели одной конструкции.
Прежде чем приступить к регулировке карбюратора, необходимо выполнить следующие
предварительные операции:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В бак мотоцикла залить смесь бензина с маслом тех сортов, на которых
предполагается дальнейшая эксплуатация.
Снять крышку 22 (см. рис.6) поплавковой камеры, убедиться в отсутствии грязи
на дне камеры. В случае необходимости карбюратор снять с двигателя, разобрать,
промыть и установить на место.
Установить регулировочный винт качества 5 и дозирующую иглу 17 в положения,
указанные в табл. 1. Отрегулировать упор 11 оболочки троса газа, обеспечив
люфт оболочки в 2-3 мм.
Проверить правильность установки момента зажигания, см. гл. 4.
Проверить состояние воздухофильтра. Забитый бумажный микрофильтр следует
заменить, а загрязненный сетчатый контактно-масляный - промыть и пропитать
маслом.
Запустить двигатель; наклонным винтом количества 6 упора дросселя
отрегулировать минимально устойчивые обороты холостого хода.
Непосредственно перед началом регулировки прогреть двигатель, проехав на
мотоцикле 5-10 км.
Таблица 1
Параметры жиклеров, установленных в карбюраторах "Йиков", и регулировочные данные
карбюраторов, рекомендованные заводом-изготовителем для различных периодов
эксплуатации мотоциклов "Ява"
Модель
карбюратора
2924СБД
2926СБД
2926СД
Модель
мотоцикла
"Ява-350"
354/04
"Ява-350"
354/06
"Ява-350"
360/00
"Ява-250"
353/04
"Ява-250"
559/07
"Ява-250"
559/02
"Ява-250"
559/04
Маркировка
жиклеров
Гл. Хол.
хода хода
98 40
98 50
96 50
92 45
92 50
96 50
96 50
Период
эксплуатации
мотоцикла
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
при обкатке
после обк.
Положение
дозирующей
иглы в канавке
(отсчет сверху)
Кол-во
оборотов
винта качества
от положения
упора
1/4
1/2
1/2
3/4-1
1/4
1/2
1/4
1/2
1/4
1/2
1/2
3/4-1
1/2
3/4-1
Выполнение перечисленных ниже операций и последовательность регулировок
карбюратора рекомендуется производить в соответствии с порядком их изложения.
Так как главная дозирующая система и система холостого хода функционально не связаны,
потому что топливо из поплавковой камеры поступает к ним независимо друг от друга, то
система холостого хода на всех режимах работы двигателя находится под воздействием
разрежения и вследствие своей автономности продолжает участвовать в смесеобразовании.
Особенно при частичном подъеме дросселя и в переходном режиме. Поэтому регулировку
карбюратора всегда следует начинать с регулировки системы холостого хода.
Регулировку карбюратора на режиме холостого хода нужно производить
следующим образом.
1. Установить мотоцикл на подставку (на ровной площадке); ввинтить новые свечи марки
ПАЛ-8К2 или ПАЛ-9К2.
2. Запустить двигатель.
3. Вращая винт количества 6, отрегулировать минимально устойчивые обороты
двигателя.
4. Медленно вращая винт качества 5 против или по часовой стрелке, добиться
максимального увеличения оборотов двигателя; винт оставить в этом положении.
5. Винтом количества 6 опустить дроссель до получения минимально
устойчивых оборотов.
6. Винтом качества 5 снова установить максимальные обороты двигателя.
7. Винт количества 6 установить в положение минимально устойчивых оборотов, после
чего повернуть винт качества 5 по часовой стрелке на 1/4- 1/2 оборота и оставить в
этом положении.
8. Проверить устойчивость работы двигателя на холостом ходу, для чего резко прибавить
и сбросить газ; двигатель при этом не должен глохнуть, в противном случае винтом
количества 6 подъема дросселя следует несколько увеличить обороты холостого хода.
Для того чтобы двигатель не глох при переключении передач, например, на перекрестках,
что конечно, очень неприятно для мотоциклиста и других водителей, рекомендуется
устанавливать несколько повышенные обороты холостого хода. Или, иначе говоря, двигатель
должен устойчиво работать на холостом ходу при выжатом сцеплении с включенной передачей,
конечно, при исправном сцеплении и правильной его регулировке.
После смены воздухофильтра и после его очистки, а также после очистки двигателя и
глушителя шума выпуска от нагара требуется регулировка малых оборотов холостого хода.
Иногда оптимальная регулировка карбюратора для режима холостого хода не обеспечивает
достаточно хорошего запуска холодного двигателя. В этом случае смесь следует несколько
обогатить, уменьшив винтом качества 5 поступление воздуха в систему холостого хода.
Некоторое переобогащение смеси на малых оборотах холостого хода обеспечит надежный
запуск двигателя.
От регулировки системы холостого хода существенным образом зависят пусковые
качества двигателя и устойчивость его работы на малых оборотах скоростей до 50 км/ч.
Регулировка карбюратора на оптимальный состав горючей смеси для режимов средних
нагрузок производится изменением взаимного расположения дозирующей иглы и дросселя, при
этом изменяется соотношение проходных сечений распылителя и главного воздушного канала:
для обогащения смеси иглу поднимают, для обеднения - опускают, устанавливая пружинную
защелку 15 в соответствующую выбранному положению иглы канавку.
Для проведения регулировки карбюратора на режиме средних нагрузок рекомендуется
выбрать горизонтальный участок асфальтированного шоссе длиной 1-2 км. Контролировать
результат регулировки карбюратора нужно при движении мотоцикла на прямой передаче в
диапазоне скоростей от 40 км/ч и выше (последнее условие не относится к периоду обкатки).
Крайне желательно регулировку проводить в безветренную нежаркую погоду.
Регулировку следует производить следующим образом.
1. Проверить работу двигателя при движении мотоцикла со скоростью 60-70 км/ч при
строго неизменном положении рукоятки газа (дросселя). При неустойчивой работе
двигателя (двигатель срывается на работу "через такт", что является признаком богатой
смеси) нужно обеднить смесь, последовательно опуская дозирующую иглу 17 и
опробуя мотоцикл на ходу после каждой перестановки иглы, и добиться устойчивой
работы двигателя. При устойчивой работе двигателя надо обогатить смесь,
последовательно поднимая дозирующую иглу 17 и опробуя мотоцикл на ходу, добиться
неустойчивой работы двигателя, после чего опустить иглу, переставив пружинную
защелку на одну канавку. Иногда не удается переобогатить смесь даже при установке
иглы в крайнее верхнее положение. В этом случае последнюю регулировку следует
принять как оптимальную.
2. Проверить работу двигателя при переменных режимах движения с различными
темпами набора скорости (на прямой передаче). Для этого сначала, медленно и
равномерно прибавляя газ на участке дороги протяженностью 500-700 м, произвести
разгон мотоцикла от 40 до 75-85 км/ч, внимательно следя за характером работы
двигателя, который должен плавно, без резких переходов развивать обороты. Звук
выхлопа должен быть резким и четким. Затем не очень
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|