Сделай Сам Свою Работу на 5

Градостроительное искусство Австрии и Германии XVIII - первой половины XIX века

Начало XVIII в. совпало с укреплением абсолютизма в Австрии. Императоры Священной Римской империи из династии Габсбургов считая себя «наследниками» древнеримской империи и одновременно папского Рима, они способствовали возникновению соответствующего архитектурного стиля в дворцовом и церковном строительстве. В это же время австрийские зодчие, и прежде всего Фишер фон Эрлах, интересовались не только архитектурой барокко, но и архитектурными сооруже­ниями эпохи античности и Возрождения, а также регулярным садово-парковым искусством Франции. Все это нашло свое отражение в проектах и постройках Фишера фон Эрлаха, а также в его книге, посвященной «исторической архитектуре» (1721), в которой он, любуясь памятниками разных эпох и разных стилей, делал существенный вывод: немеркнущая ценность произведений архитектурного искусства заключается не в книжных правилах и канонах, а в творческом развитии тектонического замысла. В этих словах заключалось целое направление в понимании городских ансамблей, открывалась возможность объединения зданий различных эпох (или различных стилей) посредством гармонизации их пропорций. Подтверждением этого теоретического принципа являлись проекты и постройки самого Фишера фон Эрлаха.

Став придворным архитектором австрийских императоров, он начал украшать Вену парадными ансамблями: построил несколько триумфальных арок и мемориальных колонн-обелисков, многочисленные городские дворцы и среди них - дворцы принца Евгения Савойского, графа Манфельда-Фонди и многое другое.

Дворцовый комплекс в Шёнбрунне в его первоначальном грандиозном проектном варианте свидетельствовал о значительном влиянии на Фишера фон Эрлаха французского садово-паркового искусства и в первую очередь Версаля. Обширная осевая композиция Шёнбрунна, расположенная на террасообразном рельефе и послужившая объектом подражания для многих загородных резиденций венских вельмож, окруживших кольцом старую Вену, представляла грандиозное зрелище. Огромный дворец с центральным полукружием, протяженными боковыми крыльями и отдельно стоящими боко­выми павильонами занимал доминирующее положение. Система пандусов и подпорных стен с балюстрадами позволила спуститься на нижний уровень, где находился парадный въезд со стороны реки, фиксированный двумя триумфальными колоннами. Большое внимание уделялось архитектором водным сооружениям. Бассейны, гроты, каскады, фонтаны вошли составными элементами в симметричную композицию парка. Их дополняли партеры и стриженые деревья. Однако, этот проект не получил осуществления, и Шёнбрунн построен был Фишером фон Эрлахом в более скромном варианте.



Но наиболее ярким «программным» произведением был мемориальный ансамбль, построенный за пределами городских стен Вены в память избавления от чумы 1713 г. Ансамбль строился долго (1716 - 1737) и был завершен после смерти зодчего. Он представлял собой крупный католический храм, перекрытый овальным в плане куполом, напоминавшим купола барочных храмов Рима. Центральный вход украшал шестиколонный портик с фронтоном, подобный портику Пантеона в Риме. Парные триумфальные колонны, напоминавшие колонны Траяна в Риме, служили одновременно и колокольнями. Они были покрыты барельефами, повествовавшими о различных эпизодах жизни святого Карла Борромея, и пространственно соединялись с нартексом храма, имевшего по концам две симметричные трехъярусные башни с проездами в нижнем уровне.

Ансамбль церкви Карла Борромея располагался на открытой местности, возле главной дороги, соединявшей Вену с Римом. Своей осью ансамбль был ориентирован на городской дворец Габсбургов - Хофбург, точнее - на придворную готическую церковь Августинцев, где происходили брачные церемонии членов императорской фамилии.

Произведения другого венского архитектора Хильдебрандта более последовательно развивали традиции римского барокко XVII в. Наиболее значительным ансамблем, построенным этим мастером в Вене, была загородная резиденция принца Евгения Савойского, известная под названием «Бельведер» (1716-1723). Эта усадьба располагалась на склоне холма и состояла из двух дворцов - Верхнего Бельведера и Нижнего. Между ними находился террасообразно спускавшийся к городу регулярный сад, откуда открывалась прекрасная панорама на старую Вену, в которой островерхие готические постройки чередовались с куполами вновь возведенных зданий, легко вписавшихся в средневековую иерархию архитектурных вертикалей австрийской столицы. Однако, на протяжении первой половины XVIII в. строились не только дворцовые, монастырские и мемориальные ансамбли, но и многочисленные оборонительные сооружения.

Так, например, в период войны за Австрийское наследство основным театром военных действий были Чехия, Моравия, Силезия, а также Бавария и Саксония, где города укреплялись особенно тщательно. В районе военных действий оказался и Дрезден, старые укрепления которого (XVI в.) были подновлены, а на правом берегу Эльбы были построены новые бастионы. Были укреплены и силезские города. Объектом раздоров явилась также и Прага, оснащенная к этому времени бастионами. Одно полукольцо бастионов окружило левобережный район Градчан и Малой страны, а другое - Старе и Нове място, тогда как Вышеград был превращен в мощную цитадель. При этом пригороды Праги Смихов, Каролиненталь, Жижков и др превратились в форштадты.

Германия состояла из многочисленных разрозненных государств, графств, епископств, аббатств, герцогств, курфюршеств, баронств и т. д., из которых многие едва достигали площади 15 -20 км (например, в одной только Вестфалии находились 52 государства^ Яркими сооружениями в этих государствах являются многочисленные резиденции различных мелких местных монархов.

Резиденция маркграфов Баденских Карлсруэ была спланирована в 1715 - 1719 гг. архит. Бетцендорфом при участии итальянских зодчих Багиетти и Ретти. Для строительства города была выбрана лесистая местность, прилегавшая к правому берегу Рейна. Близость французских владений и политические взаимосвязи с французским двором оказали сильное влияние на архитектурно-планировочное решение нового города, которое было своеобразным развитием композиции Версаля. 32 радиальные дороги сходились в одной точке, где была построена полигональная в плане башня дворца высотой 42 м. Из них девять лучей были улицами, формировавшими план города, а остальные представляли собой парковые аллеи и просеки. Главная улица города совпадала с композиционной осью дворца, построенного в 1750 - 1776 гг. Улица поперечного направления, игравшая роль транзитной дороги, проходила параллельно дворцу. На пересечении этиих дорог находилась главная городская площадь - Рыночная, созданная по проекту Вейнбриннера. Несмотря на незначительность Карлсруэ в социальном и экономическом отношении, планировка этого города сыграла существенную роль в развитии композиционной идеи небольшого поселения «открытого типа», связанного с окружающей природой посредством радиальных дорог. Ансамбли резиденций стали центрами градостроительной композиции ряда других поселений Германии.

Ярким примером развития города в XVIII в. Является столица княжества Гессен-Кассельского город Кассель, расположенный на сложном рельефе на левом берегу реки Фульды.

В начале XVIII в. Кассель состоял из нескольких последовательно возникших районов: главного средневекового города Альтштадта, известного с X в.; выросшего на противоположном берегу реки в XIII в. Нижнего Нойштадта; возникшего в XIV в. к северо-западу от Альтштадта регулярного бюргерского поселения Фрайхайта и спланированного в виде идеальной регулярной композиции Верхнего Нойштадта, расположенного к западу от исторического ядра. В XVIII в. в городе появляются новые дворцовые, церковные, театральные и музейные здания, строятся об­ширные площади - огромная прямоугольная площадь Фридрихплац (15IX 324 м), а также круглая Королевская площадь (диаметр 185 м). Определяется и главная прямолинейная улица города - Обере Кенигштрассе, которая в виде аллеи соединила Кассель с загородной резиденцией местных ландграфов - парком Вильгельмсхеэ, спланированным итальянским архитектором Гверниеро в первой половине XVIII в. Огромный пейзажный парк, созданный на склонах лесного массива Габишвальда, включил в себя элементы регулярных композиций, из которых главная сложилась по оси, соединявшей летний дворец с самой высокой точкой рельефа (450 м над уровнем реки Фульды), на которой располагался восьмиугольный в плане павильон-резервуар, решенный в монументальных архитектурных формах и увечанный 10-метровой скульптурой Геркулеса. От резервуара вода посредством архитектурно оформленных каскадов спускалась вниз. К этому же времени относится возникновение нового обширного регулярного сада в самом Касселе на берегу Фульды.

План Касселя XVIII в. показывает сочетание разновременных планировочных образований. Его создавали три поколения архитекторов - отец, сын и внук из семьи дю Рой, которые стремились достичь пространственного воссоединения разрозненных городских районов. Однако это получалось у них не всегда, и результат скорее напоминал коллаж из живописных и регулярных планировочных композиций, чем целостную объёмно-пространственную структуру.

На рубеже XVII и XVIII ст. Саксония была одним из наиболее развитых в экономическом отношении немецких государств. Текстильные и фарфоровые мануфактуры, горное дело, интенсив­ная торговая деятельность способствовали быстрому росту саксонских городов и прежде всего столичного города Дрездена, который в начале XVIII в. пополнился новым дворцовым ансамблем - Цвингером. Тщеславное желание саксонского курфюрста Августа создать свой двор, не уступавший Версалю и Вене, и побудило его приступить к перестройке дворца и строительству Цвингера.

Работы по реконструкции дворца, представлявшего собой сложный конгломерат средневековых зданий и внутренних дворцовых пространств, были поручены архитектору Матеушу Даниелю Пёппельману. В поисках архитектурной идеи он отправился через Вену в Рим, где изучил руины античных ансамблей и новые барочные композиции. На основании изученного римского наследия Пёппельман сумел создать совершенно новую разновидность городского ансамбля, представлявшего собой парадную площадь-двор, контуры которого отдаленно напоминали очертания римских форумов. Так как средневековая компактная структура Дрездена не позволяла развить двор­цовый комплекс внутри городской застройки, то были использованы территории, примыкавшие к старому дворцу с юго-западной стороны и выходившие непосредственно к Эльбе. Здесь в 1711 - 1722 гг. и был построен Пёппельманом дворцовый ансамбль Цвингер. Рядом с дворцом создавалось обширное пространство, окруженное одноэтажными галереями с плоскими кровлями, предназначенными для прогулок, соединенными шестью двухъярусными павильонами. Этот ансамбль получил название Цвингера. Один из павильонов играл роль главных входных ворот (Кронентор) и был увенчан красивым декоративным куполом. Два противолежащих павильона, расположенных в центрах полукружий, служили почетными ложами для гостей (северо-западный павильон) и для короля (юго-восточный) во время праздничных зрелищ, проходивших в Цвингере.

Созданный Пёппельманом праздничный архитектурный стиль был продолжен в Дрездене архитекторами следующего поколения. Так, архит. Кьяверри построил в 1737 - 1756 гг. по соседству с Цвингером и старым дворцом католическую придворную церковь, в результате чего на берегах Эльбы у главного моста, соединявшего левобережные и правобережные районы города, возник живописный ансамбль, который состоял из средневекового замка с островерхими венчаниями и башней высотой 101 м, обильно украшенной скульптурой новой придворной католической церкви и Цвингера. Живописная расстановка этих сооружений в пространстве как нельзя более удачно связала их с историческим средневековым ядром города, где на площади Нового Рынка в 1726 - 1738 гг. была построена архит. Г. Бэром крупная церковь - Фрауэнкирхе, завершившая своим пластическим контуром силуэт Дрездена XVIII в. Таким образом, Дрезден превратился в удивительный сплав местных средневековых архитектурных традиций с их напряженным ритмом городских пространств и значительностью бюргерских построек, насыщенных скульптурными украшениями и особой саксонской разновидности стиля барокко с ее чётким, «лёгким» метрическим строем организации пространств, обилием заимствованных из античной мифологии, но по-барочному интерпретированных декоративных элементов и праздничным характером.

После Семилетней войны 1756 - 1763 гг. началось быстрое возвышение Пруссии, которая к началу XIX в. превратилась в крупнейшее государство Германии.

Градостроительная история Берлина достаточно сложна. Еще в эпоху средневековья в области Бранденбург на реке Шпрее, там, где она разделяется на два русла, образуя остров, возникли поселения Берлин и Кёльн. Они объединились в XIV в. но сохранили вплоть до XIX ст. своеобразие. На острове располагался центр города - стоял дворец курфюрстов Бранденбургских и придворные церкви. На правом берегу Шпрее находилась основная жилая часть города, средневековая по своей структуре. В конце XVII в. к западу от острова были основаны два небольших регулярных предместья Доротеенштадт и Фридрихсверде, и возведён мост через Шпрее, соединивший их с основной частью города. От моста провели длинную аллею из четырех рядов лип, которая впослед­ствии стала одной из главных композиционных осей разросшегося Берлина - знаменитой Унтер-ден-Линден («Под липами»). Возможно, что замысел этого проспекта, обсаженного деревьями, был связан с прообразом Елисейских полей в Париже или дороги, соединявшей французскую столицу с Версалем. Во всяком случае возникла идея развития поселения на запад, вдоль того пути, что вел к королевским охотничьим угодьям (Тиргартен) и к загородным резиденциям.

В XVIII ст. прусские короли обращали особое внимание на увеличение, укрепление и украшение Берлина. Центральная часть города была заключена в кольцо бастионов и окружена широ­кими рвами. Еще два предместья - Шпандау на севере и Кенигсштадт на востоке - были присоединены к Берлину. Они обладали радиально-кольцевой структурой. Улицы в них шли нерегулярно, но большинство начиналось у границы города и продолжалось вплоть до линии укреплений, защищавших центр. На юго-западе в первой половине XVIII в. был построен крупный новый район Фридрихштадт. Он развивался от Унтер-ден-Линден системой параллельных улиц. Наиболее протяженная из них Фридрихштрассе (2 км), проходившая через всю западную часть города, выводила на круглую площадь. Сюда же сходились еще две улицы, ограничивавшие весь район. Формировалось трехлучие: Фридрихштрассе служила одной из главных осей этого нового района; другая ось, перпендикулярная ей, Ляйпцигерштрассе, завершалась восьмиугольной площадью. Обе площади располагались у въездов в Берлин и первоначально предназначались для рынков. Все эти части города были объединены в середине XVIII в. Весь Берлин обнесли невысоким ралом и рвом, служившими не оборонительным целям, но представлявшими собой таможенную границу. Она охватила и часть незастроенных территорий, предназначавшихся для дальнейшего развития города. Так возникла структура Берлина с укрепленной частью в центре, радиально-кольцевой планировкой на правом берегу Шпрее и регулярной прямоугольной сеткой улиц и трехлучием в западной части города, на левом берегу реки.

Застройка Берлина в течение XVIII в. формировалась как в результате частной инициативы горожан, так и под влиянием государства. Прусское правительство стремилось как можно быстрее превратить Берлин в крупный и благоустроенный город. Те, кто хотел возводить дома, получали от государства участок, иногда денежную дотацию или строительные материалы. В 1721 г. была образо­вана комиссия, следившая за возведением всех зданий в городе. Она ввела регламентирующие правила, действовавшие на протяжении всего XVIII в. Они касались ширины и высоты фасадов, числа окон, этажей и стоимости постройки (поскольку частично за нее платило государство),

В начале XVIII в., сразу же после провозглашения Пруссии королевством, началось проектирование и создание в Берлине крупных архитектурных комплексов. А.Шлюггер реконструировал королевский дворец и предложил расчистить перед ним площадь наподобие королевских площадей французских городов. Он же построил в 1706 г. Арсенал в начале Унтер-ден-Линден. Этим закладывался важный элемент в развитии архитектурного ансамбля проспекта. В 1730-х гг. здесь были возведены дворцы в стиле сдержанного барокко, в 1741 - 1743 гг. возведено здание Оперы с монументальным шестиколонным портиком. В 1780-е гг. несколько отступая от проспекта, была поставлена огромная ротонда собора св. Ядвиги, увенчанная гигантским куполом. Рядом с собором была создана библиотека в подражание стилю венских сооружений. В 1788-1791 гг. К Лангханс завершил ансамбль Унтер-ден-Линден возведением в конце бульвара триумфальных ворот в виде крупномасштабного дорического портика с широко расставленными колоннами и двумя более низкими кордегардиями по бокам. Ворота создали мощный классицистический акцент в ансамбле района Унтер-ден-Линден. В целом архитектурная среда Берлина XVIII ст. отличалась сочетанием сдержанности и скромности подавляющего числа жилых домов и монументальных акцентов дворцов, церквей, колоколен, театров, построенных в стиле барокко или классицизма.

К западу от Берлина в течение XVIII первой половины XIX в. развивался Потсдам, характерный для Германии город-резиденция. Здесь находился крупнейший дворцовый комплекс Пруссии. По размерам парк в своем законченном виде значительно превышал территорию самого поселения. Город и дворцово-парковый ансамбль развивались в тесной связи, но в общей композиции, безусловно, дворцовая часть преобладала. Потсдам был регулярно спланирован. Все улицы его сделаны прямыми, придав правильность старинной структуре города. Самая широкая главная улица была застроена почти одинаковыми двухэтажными домами одной и той же ширины и с обязательными мезонинами наверху.

На холме к западу от Потсдама стоял небольшой дворец, который в 1740-х гг. был перестроен архит. Кноббельсдорфом и получил название Сан-Суси. Подъезжающего встречала полукруглая колоннада, образовывавшая площадь перед низким и длинным одноэтажным зданием с ротондой в центре. От него вниз спускался шестью террасами регулярный парк. У подножия холма параллельно фасаду дворца проходила аллея, вдоль которой развивался ансамбль. Она образовывала ось, на которую были нанизаны регулярные боскеты парка. Позже, дальше на этой оси, опираясь на нее, как на основной ориентир, сформировали другую, пейзажную часть парка. В конце этой длинной аллеи в 1755 - 1768 гг. И.Бюлинг и Г.Мангер построили тяжелое по пропорциям здание Нового дворца, увенчанное пышным куполом. За ним на той же оси была устроена площадь. Ее фланкировали служебные корпуса, решенные не менее парадно, чем сам дворец, и полукруглая колоннада. В целом возникал разнообразный, очень крупный ансамбль, весь подчиненный движению вдоль главной оси.

В 1833 г. в Пруссии был опубликован П.Кульнеем специальный трактат, где приводился проект под названием «Идеал городской планировки», предназначенной для «строительных чиновников, городской администрации и земледельцев, которые могут и хотят основать город». План предлагаемого поселения имел форму, квадрата (со стороной 607 м), в центре предполагалась квадратная же площадь (со стороной 132 м) - с церковью посредине. Далее город делился на четыре одинаковых квартала. Вокруг поселения должно было возникнуть кольцо фабрик. Все улицы должны были иметь одинаковую ширину (26,4 м), и их предполагалось обсаживать деревьями. Возникала сугубо механическая картина города, далекая от художественности. В ней отразился кризис регуляр­ного градостроительства Германии эпохи позднего классицизма. На смену ему должно было прийти новое понимание функционального построения городских пространств.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.