Сделай Сам Свою Работу на 5

Градостроительство Беларуси второй половины XVIII - первой половины XIX в. (период классицизма)

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась широкими градостроительными мероприятиями, проводившимися государственной властью. Однако эта деятельность отличалась на территориях, вошедших в состав Российской империи после 1772 г. и оставшиеся в составе Речи Посполитой. Для западной части Беларуси королевская градостроительная деятельность началась с проектов комплексов мануфактур на Городнице и в Лососне под Гродно, а также местечка Крынкидр., которые были созданы Д.Сакко под влиянием французского классицистического градостроительства. Эти проекты использовали радиальное направление дорог и улиц от центральной площади. Использование в планах лучевых направлений улиц существенно отличалось от проектов регулярной перепланировки белорусских городов, проводимой в это же время на территории, включённой в состав Российской империи, где в основном применялась прямоугольная разбивка кварталов. Также нужно отметить, что любые градостроительные мероприятия были большой редкостью для Речи Посполитой, учитывая сложное экономическое положение и слабость королевской власти.

На территориях Восточной Беларуси, вошедших в состав Российской империи, стал активно осуществляться указ Екатерины II от 1763 г. "О делании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии отдельно". В соответствии с ним проходило практически полное обновление городов, перестраивавшихся на регулярной основе, с прямыми улицами, геометрическими очертаниями площадей, ясно выраженными границами, исходящими из идеальной схемы построения, а не из существующих особенностей местности. Примеров сохранения старой планировочной структуры городов при незначительной коррекции направлений улиц не много - Могилев, Полоцк и некоторые другие, имевшие значительный процент капитальных каменных сооружений, В большинстве же случаев планировочная структура городов претерпела кардинальные изменения - независимо от существующих направлений улиц, деревянной застройки и особенностей рельефа на план города накладывалась прямоугольная сетка улиц, прерываемых прямоугольными площадями. Такие планы получили города Климовичи, Городок, Мстиславль, в значительной мере Полоцк и Кричев.



Совершенно иным был план г.Чечерска, принадлежавший могилёвскому генерал-губернатору графу Захару Чернышёву. Он имел идеальную построенность, излишний геометризм и в определённой степени - символичность чисто геометрического осевого построения. Композиция Чечерска характерна для построек, созданных под влиянием масонских идей, которые, как известно, запрещалось передавать напрямую, через тексты. Поэтому свои идеи масоны воплощали в символических изображениях, идеальным средством которого считалась архитектура. Кроме того, массоны стремились, чтобы символы напоминали людям о том, какими они должны быть, к чему стремиться.

В центре огромной чечерской площади, способной вместить всё население города, расположена ратуша с готическими формами (тип средневекового здания - эпохи, наиболее любимой масонами, "обществом вольных каменщиков"). В стороны от площади отходят улицы и квадратные кварталы, на главной оси города, на некотором отдалении над рекой стоит замок владельца, попасть в который можно было через подъёмный мост. По периметру площади на пересечении улиц расположены 4 храма-ротонды - 3 православных и 1 костёл. Имя автора проекта неизвестно, но учитывая тот факт, что З.Чернышёв был одним из главных руководителей масонства в России, можно допустить, что он и был главным составителем этого плана.

Регулярные планы дали мощный толчок к дальнейшему переходу белорусской архитектуры к классицизму. Эти планы отличаются гармонией, идеалистичностью, рациональным построением, создают основу для возведения построек в стиле классицизм. По сравнению с градостроительными планами архитекторов Речи Посполитой, планы Российской империи более демократичны, т.к. направлены не только на обслуживание привилегированных классов, но и обращены ко всем жителям города. Это стало возможно благодаря сильной государственной власти и централизации в Российской империи.

В начале XIX в. с целью обустроить площади белорусских городов, сформированных ещё в эпоху барокко, задачей новой администрации стало стремление дополнить их постройками в новом, официальном стиле. Сделать это можно было лишь путём строительства в центре площадей классических зданий, предназначавшихся для новой администрации. Такими постройками являлись, например, ратуши в Минске(ок. 1800 г., арх. Ф.Крамер)и Гродно (1800, П.Лукин).

В градостроительстве этого времени губернскими архитекторами были учтены реальные условия каждого города, и идеальные схемы екатерининского времени подвергались значительной корректировке (например, Новая Белица).

Наиболее значительным явлением в развитии градостроительных работ в александровскую эпоху явилось создание нового Гомеля, которое было начато в 1800 г. и в основном закончено в 1826 г. Такое строительство было уникальным не только для Беларуси, но и для всей Европы: новый Гомель - последний в истории европейского зодчества город, созданный крупным феодалом - графом Н.П. Румянцевым на своей собственной земле, на собственные средства и по собственному усмотрению. Здесь были реализованы мечты европейских просветителей о создании идеальных условий для жизни людей.

Город был построен на месте старого местечка с деревянной застройкой, сочетал в себе регулярно распланированный город и усадьбу владельца. Основой планировки города стала лучевая система улиц. Два луча, идущие от дворца, дополнялись лучевой композицией идущих от площади улиц. В архитектуре города было использовано всё лучшее в мировой градостроительной практике. Ансамбль центральной площади напоминал Луврско-Тюильрийский ансамбль в центре Парижа и площадь Людовика 15. От Петербурга в планировку Гомеля привнесены черты незавершённости и неограниченности композиции. Гомельский костёл напоминал Пантеон в Риме, Петропавловский собор - церковь св. Женевьевы в Париже, гостиный двор - петербургские Серебряные ряды, дом Н.П. Румянцева - дом в Бедфордшире в Англии, синагога - один из проектов французского архитектора Клода Николя Леду. В этих заимствованиях явно чувствуется влияние идей Просвещения с их требованиями назидательности и дидактичности. Центральная площадь обрамлялась не дворцовыми постройками, а общественными зданиями - ратушей, торговыми рядами и доходным училищем, и представляла собой как бы городской форум. В размещении культовых сооружений соблюдалась иерархия по отношению к дворцу владельца: православный собор - костёл - синагога и на некотором отдалении — старообрядческий храм. С целью закрепить основные направления улиц для дальнейшего развития города, в узловых местах были поставлены каменные здания.

С целью обустроить площади белорусских городов, сформированных ещё в эпоху барокко, задачей новой администрации стало стремление дополнить их постройками в новом, официальном стиле. Сделать это можно было лишь путём строительства в центре площадей классических зданий, предназначавшихся для новой администрации. Такими постройками являлись, например, ратуши в Минске (ок. 1800 г., арх. Ф.Крамер) и Гродно (1800, П.Лукин).

В 1830-1850-е гг., в николаевское время кардинальных изменений в градостроительстве Беларуси не произошло - созданная в предыдущий период уличная сеть насыщалась застройкой. В этой застройке проявилась новая для стиля тенденция - строительство крупных, занимающих целый квартал комплексов построек, композиционно замкнутых и под-час оторванных от общей композиции города.

Крупнейшими градостроительными комплексами николаевского времени стали комплекс земледельческого института и местечка в Горках (1830-1840-гг., арх. Кампиони) и Брестская крепость на месте старого Бреста (1833 - конец 1840-х) и Бобруйская крепость на месте старого Бобруйска. Особым явлением в белорусской архитектуре этого периода был Гомель, который, несмотря на статус частновладельческого города, по размаху застройки был равен губернскому. Здесь стал распоряжаться новый владелец города - И.Ф. Паскевич, который перестроил дворец в представительный дворцово-парковый комплекс, во многом изменивший характер центра города. Это внесло изменения в задуманную еще Н.П. Румянцевым композицию центральной части Гомеля и положило начало распаду его художественного единства, построенного по законам классицизма.

 

Градостроительство Беларуси середины XIX - начала XX в.

В 1870-1880-е гг. на территории Беларуси сформировалась густая сеть железных дорог, что содействовало активному включению Беларуси в общероссийский и европейский рынки, накоплению капиталов и ускорило урбанизацию. Эти процессы значительно изменили исторически сформированную структуру поселений. Активное развитие получили города, находящиеся на пересечении транспортных магистралей с крупной водной артерией (Бобруйск, Борисов, Пинск, Рогачёв, Жлобин и др.). Наибольшие темпы роста были у Гомеля - с 1880 по 1914 г. его население увеличилось в пять раз и достигло 104,5 тыс. человек. Вместе с тем, древние исторически сформированные города, которые остались в стороне от транспортных артерий, заметно снизили темпы своего развития и постепенно угасли (Мир, Чечерск, Крево, Глуск, Несвиж и др.).

Со становлением капитализма происходит процесс преобразования белорусских городов из дворянских в буржуазные. Если до середины XIX в. различие между городами было в основном в численности их населения, то во второй половине XIX в. возникает противопоставление городских поселений: с одной стороны - губернские и некоторые уездные города промышленного типа и соответствующей структурной организацией, ставшие уже типичными буржуазными городами, а с другой стороны - большинство уездных городов и местечки патриархального торгово-ремесленного и аграрного характера.

В результате промышленной революции город приобретал два противоположных района: центральный, где концентрировалась каменная многоэтажная застройка и проживала буржуазия, чиновничество и обедневшее дворянство, а также периферийный район, где размещались жильё рабочих, в основном в виде деревянной усадебной застройки, а также производственные и складские помещения на ранее незастроенных территориях. Производственные территории чаще всего располагались вдоль транспортных осей или на их пересечении. Интенсивное развитие промышленности вызвало ухудшение экологического состояния городской среды. Вместе с тем, разрастающиеся города своей застройкой поглощали отдельные поселения, которые ранее находились на окраинах, а теперь вошли в городскую черту.

Ещё с конца XVIII в. в Российской империи вводится обязательная регулярная планировка городских поселений. Запроектированная в генеральных планах правильная сеть улиц в середине-второй половине XIX века закрепляется каменной застройкой. В это время происходит активная перестройка центральных кварталов - выравниваются и перепланируются отдельные улицы, увеличивается этажность зданий, в городах появляются новые площади (привокзальные, театральные, административные), а также парки и скверы. Общегородской центр является местом концентрации административных, деловых, торговых и культурно-просветительных учреждений. Центр представлял собой компактную зону, которая состоит из главной площади и непосредственно граничащей с ней улицы. Но со второй половины XIX в. в функционально-планировочной организации и градостроительной композиции центра городов снизилась роль площадей и возросло значение магистралей как мест сосредоточения разнообразных общественных функций и крупномасштабной репрезентативной застройки - именно главные городские улицы выполняют ведущую роль в организации городского центра.

Новые железнодорожные магистрали прошли, как правило, в 2-3 км от существующих границ городов, и за сравнительно короткий период территории между старыми частями города и вокзалами были застроены. Привокзальные площади становится важными акцентами в застройке и планировке городов, общественным и транспортным центром города. С конца 1880-х гг. улица, которая связывала центральную часть города с железнодорожным вокзалом, постепенно приобретает новые функции, становится городским общественным центром. В некоторых городах было два вокзала (Гомель, Минск).

Во многих городах проводились работы по окончательной ликвидации средневековых фортификационных сооружений, которые сдерживали градостроительные преобразования. Например, в 1870-х гг. в Витебске на месте срытых городских валов возвели общественные здания - окружной суд, мужскую гимназию.

Коренным образом увеличились масштаб, плотность и капитальность застройки в городских центрах, изменились её архитектурно-художественные характеристики. Этому в значительной мере способствовали новые типы общественных и жилых зданий: театры, а в начале XX в. и кинотеатры, банковские и конторские постройки, вокзалы, гостиницы и многоэтажные доходные дома. В сложных градостроительных условиях жилые здания ставились более тесно, их фасады повторяли контуры улиц, образовывая единую «красную линию», уходя своими объёмами в глубину узких городских участков - «плацев».

В самом конце XIX в. постепенно формируются новые принципы градостроительства, которые предусматривали развитие внутригородского транспорта, инженерных коммуникаций, благоустройство, озеленение. В конце XIX в. в городах появляются первые внутригородские транспортные маршруты: в 1890 г. - конная железная дорога в Минске, в 1898 - трамвай в Витебске.

Постепенно в городах распространяется озеленение - линейные посадки вдоль тротуаров. Ещё в первой половине XIX в. во многих городах на главных площадях были заложены скверы, в дальнейшем эта тенденция широко распространяется и на многие другие города. Важное значение приобрело возникновение парковых территорий с использованием речных акваторий.

Важную композиционно-пространственную роль в застройке белорусских городов стали отыгрывать памятники монументального искусства. И если во второй половине XIX в. они в основном ставились на площадях (напр. в Полоцке - памятник героям 1812 г.), то в начале 20 в. все чаще их стали ставить на широких улицах, бульварах - в местах концентрации общественной жизни (напр. памятник героям 1812 года в Кобрине - на улице, в Витебске памятник героям 1812 г. замыкал перспективу Дворцовой улицы и т.д.). Вместе с установкой памятников в городах прослеживается закономерность в размещении памятников непосредственно на местах исторических событий - мемориальный комплекс у д.Лесная (Славгородский район Могилёвсой обл., на месте битвы в 1708 г. войск Петра I и шведов).

Высокими темпами градостроительного развития во второй половине XIX в. отличался Гомель, не смотря на статус уездного города. Основой плана города оставалась трёхлучевая структура улиц, заложенная ещё в эпоху классицизма. Основная застройка во второй половине XIX в. складывалась вдоль ул. Румянцевской (сейчас - Советская), которая переходила в загородное шоссе Киев - Петербург. Здесь сосредоточивалась многопрофильная торговая, административная и деловая жизнь города. Границы территории Гомеля в этом направлении очерчиваются новыми городским кладбищами - еврейским и православным (у современного костёла и университета им. Ф.Скорины).

После прокладки линий Либаво-Роменской железной дороги (1873) и Полесских железных дорог (1888) город получил огромные возможности экономического роста, сопровождавшийся и ростом количества населения: 1858 г. - 14 тыс., 1880 - 23,6 тыс., 1897 - 36,8 тыс, 1913 - 104,5 тыс. (третий город по количеству населения в Беларуси). С этого времени город получает и новое направление территориального роста - северо-западное. К концу XIX века была застроена вся территория между ул. Румянцевской и линией железной дороги, но ещё до этого, уже где-то около 1880 г. велась застройка индивидуальными домами железнодорожников на территории за линией железной дороги.

Доминирующим в композиционном отношении элементом города оставался ансамбль главной площади с дворцом Паскевичей, собором св.Петра и Павла, костёлом Вознесения Девы Марии, огромным гостиным двором и торговыми рядами, зданием пожарной службы с высокой каланчей.

Улица Замковая (сейчас - Ленина), ещё в середине XIX в. упиравшаяся в Горелое болото около 2 кладбищ, в конце века достигла здания вокзала и привокзальной площади. Размеры территории Гомеля XVIII века угадываются по расположению старых кладбищ по его периметру, которые в конце XIX в. уже размещались в его центральной оживлённой части, постепенно закрывались и упразднялись, а на их территория использовалась в городских нуждах (на территории православного кладбища по ул.Замковой разместились храм, Преображенское женское училище, фруктовый сад; кладбище на ул. Боярской (сейчас ул. Баумана) было застроено жилыми домами и т.д.

Город делился на районы, имевшие свои местные названия, и располагавшиеся по периметру его Центральной части: Спасова слобода, Кагальный ров, Свисток, Кавказ, Горелое болото (Полесский переезд), Америка, Залиния, Монастырёк. Новобелица входила в состав Гомеля как предместье. Кроме того, город окружали многочисленные деревни, постепенно официально входившие в его состав: Любны, (1931), Прудок, (1957), фольварок Богуславский, Титенки (1948), Болотова, (1974), Лещинец, Давыдовка, и др.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.