Сделай Сам Свою Работу на 5

Градостроительные эксперименты английских теоретиков начала XX в.





Первое десятилетие XX в. ознаменовалось не только поисками выхода из транспортного кризиса, но и попытками выдвинуть новые формы городского расселения. Если первую из этих проблем пытался решить Э. Энар посредством ревизии и усовершенствования османовской планировки, то вторую настойчиво разрабатывал Э. Говард (1850-1928).

Говард считал, что города нужно было лечить не планировочными средствами, а прежде всего путем перманентного сокращения числа жителей, выводимых в иные населенные пункты. На этой почве и зародилась идея Говарда о создании «третьего магнита» для расселения человечества, который, возникнув на лоне природы, вне городов и сел, сочетал бы в себе все преимущества городской и сельской жизни. «Третьим магнитом» (в противоположность «первому» и «второму», т. е. городу и деревне), по мысли Говарда, должны были стать экономически автономные города-сады. Умножаясь со временем в числе, они должны были рассосать «большие мыльные пузыри», как называл города-гиганты Говард.

Идея Говарда о городах-садах имела три основных аспекта: социальный, экономико-географический и градостроительный. Социальная сторона его учения не представляла собой ничего принципиально нового по сравнению с утопическими идеями минувшего века. Попытка объединения и «примирения» представителей двух антагонистических классов капиталистического общества на территории города-сада была одной из самых слабых сторон учения Говарда. Что же касается общей схемы географического расположения городов-садов, то она напоминала планетную систему, цент­ром которой являлся крупный город с многочисленным населением. Вокруг Лондона Говард предполагал основать несколько десятков таких городов, дабы, размещая в них выводимые из Лондона мелкие предприятия промышленного и торгового назначения, можно было существенно снизить численность жителей в самой столице. Однако в оторванности городов-садов от крупного центра заключались свои недостатки, поскольку целый ряд общественных учреждений (включая и высшие школы) становились уже недоступными им. Поэтому Говард предложил группировку населенных пунктов подобного рода в виде федерации из шести городов-садов (по 32 тыс. жителей в каждом), окружающих местный культурный и общественный центр с населением 58 тыс. жителей. Тем самым население каждой федерации повышалось до 250 тыс., и города-сады, сохраняя преимущества сельской природы, выигрывали в культурно-просветительном обслуживании и вместе с тем приобретали гораздо большую притягательную силу. Такой была экономико-географическая сторона учения Говарда.





Планировочная схема отдельно взятого города-сада мыслилась Говардом в виде кругообразной городской территории, которую окружали не подлежащие застройке сельскохозяй­ственные угодья, находящиеся под контролем города-сада. Пояс сельско-хозяйственных земель подлежал озеленению в интересах города, но на свободных территориях разрешалось селиться фермерам, число которых также лимитировалось (2-2,5 тыс. жителей); соотношение же между городской и сельской территориями устанавливалось в размерах 1:2.

Исходя из строго ограниченной цифры городского населения и низкой плотности застройки «домами коттеджного типа (один-два этажа), Говард определил территориальные размеры города-сада, которые не превышали 2 км в диаметре. При таком положении становился доступным для пешеходов весь внешний зеленый пояс, куда могли совершать ежедневные прогулки и дети, и старики. Помимо внешнего лесопаркового пояса самый город обильно насыщался зеленью: центральный сквер, окруженный общественными зданиями, далее кольцо широкого бульвара со спортивными площадками и школами и, наконец, индивидуальные палисадники, огороды и аллеи вдоль радиальных улиц - все это превращало задуманные Говардом города-сады в цветущие рощи, в которых человеку представлялись бы все блага искусно культивированной природы. Близость распо­ложенных у периферии города-сада безвредных производственных предприятий (например, швейных и картонных фабрик, мебельных мастерских и т. д.) давала свои удобства, тогда как железная дорога связывала город-сад с другими населенными пунктами и с центральным городом, осуществлявшим верховное руководство в федерации. Такой была система расселения Говарда в ее обобщенном теоретическом выражении.



В 1898 г. вышла в свет книга Говарда «Завтра». В ней, как и во втором издании 1903 г., носившем название «Города-сады будущего», автор изложил свои теоретические положения по децентрализации населения в масштабе целых стран, а также и по устройству городов-садов.

В 1903 г. основанная Говардом Компания по строительству городов-садов приобрела в 55 км к северу от Лондона 1545 га земли для строительства первого экспериментального города-сада. По имени деревеньки, находящейся на этом месте, город получил название Лечуорта.

Генеральный план Лечуорта был составлен Б.Паркером и Р.Энвином в 1904 г. В целом он не разошелся с теоретической схемой Говарда. Как и в отвлеченной схеме Говарда, центром города стал партерный сквер, обрамленный деревьями по границам. От сквера во всех направлениях было проложено 12 радиальных улиц. Одна из них (Бродвей) получила значительную ширину (30 м) и превратилась в главную магистраль города-сада, удобно соединившую вылетное шоссе на Хитчин с вокзалом Лондон-Кембриджской железной дороги. Вокруг центрального района Лечуорта, как и в идеальной говардовской схеме, была проложена кольцевая магистраль, внутри которой оказались разнообразные общественные и торговые здания, а именно: зал для собраний, театр, музей, библиотека, лекторий и целый ряд удобно расположенных магазинов. Промышленные предприятия также образовали свое кольцо на внешних границах города, однако с таким расчетом, чтобы полностью не отрезать жилые районы от загородных лугов и рощ. Особенно удачной получилась у авторов проекта планировка и застройка больших жилых комплексов. В этом отношении решающую роль сыграло планировочное мастерство Р.Энвина, которому принадлежат установление плотности застройки города-сада (12 домов на 1 акр) и целый ряд артистически исполненных группировок жилых домов по сторонам проездов и лужаек. Несмотря на высокое качество строительства, Лечуорт заселялся крайне медленно. За первые 5 лет туда переселились только 5250 чел., а после 1908 г. темп роста города-сада значительно снизился. Основными причинами этого были трудность достижения экономической автономии городов-садов, с одной стороны, и недоступность благоустроенных коттеджей широким трудящимся массам - с другой. Лишь в редких случаях удавалось уговорить владельцев фабрик и торговых предприятий навсегда покинуть насиженные места в Лондоне. И в равной мере только очень немногие из столичных жителей соглашались сменить свои городские дома и квартиры на далеко расположенные загородные, несмотря на привлекательность сельской природы.

Но помимо упомянутых причин была еще одна весьма существенная, которая заключалась в разработке Р.Энвином идеи пригорода-сада. Энвин первым из градостроителей XX в. поднял вопрос о необходимости реконструкции окраин больших городов. Эти идеи он высказал в книге «Планировка городов на практике». Исследуя крупный промышленный центр, Энвин пришел к выводу, что решение проблемы его децентрализации посредством строительства только городов-садов недостаточно. Он обращал внимание на периферийные районы промышленных городов и приводил в качестве отрицательного примера Лондон, «пригороды которого находятся в гнетущем состоянии». Поэтому Энвин в качестве первоочередной задачи поставил реконструкцию приго­родной зоны большого города. С этого времени все его теоретические и проектные поиски были направлены на разработку планировки пригородного жилого района. Согласно замыслу Энвина, расположенный на «кромке» города населенный пункт небольших размеров, в котором сочетались бы сельские преимущества с комфортом городской жизни, имел планировочные принципы города-сада, но терял характер независимого города и отдаленно напоминал по своей социально-эконо­мической структуре будущий городской микрорайон.

Первый пригород-сад Хемпстед был построен по проекту Р.Энвина на северной окраине Лондона в 1907 г. на средства некоей богатой предпринимательницы, которая приобрела через посредство организованной ею компании территорию 120 га. Холмы, с которых открываются далекие горизонты и обширная пустошь, заросшая вереском, делали эту местность весьма привлекательной, тогда как линия метрополитена, ведущая к самому центру столицы, а дополнительно и трамвай обеспечивали удобство сообщения жителям. Этим, в конечном счете, и объяснялся сравнительно быстрый рост населения Хемпстеда в довоенные годы. Через 8 лет после окончания планировочных работ (т. е. в 1915 г), в Хемпстеде было построено 1550 домов, в которых поселились свыше 5 тыс. жителей. Генеральные планы Хемпстеда и Лечуорта имеют ряд общих черт. И там, и здесь общественные центры представляют собой обширные лужайки, к которым сходятся радиальные улицы-аллеи; и там, и здесь сочетаются элементы регулярной и живописной планировки; и там, и здесь почти повсеместно встречаются жилые ансамбли, обнимающие с трех сторон широкие курдонеры с партерами, как и отростки улиц в виде глубоких тупиков. Однако, несмотря на планировочное сходство, различия между Хемпстедом и Лечуортом весьма велики. Прежде всего, их разобщает основное функциональное назначение. Если Лечуорт является самостоятельно существую­щим городом (поскольку он имеет производство и торговлю), то Хемпстед - только придаток Лондона, хорошо благоустроенное предместье. В отличие от Лечуорта Хемпстед ничего не производил, а только потреблял, являясь типичным поселком-спальней. При тщательном изучении выявляются также и композиционные различия между тем и другим. В Лечуорте, за исключением центра, все жилые ансамбли спланированы непринужденно; асимметричность лужаек, проездов и способов постановки домов - характерный признак Лечуорта. И в то же время в Хемпстеде почти всюду господствует рассудочная симметрия. Неизменно прямоугольный курдонёр, шестиугольная площадь-перекресток и, наконец, сплошная периметральная застройка типичны для Хемпстеда.

Одновременно с Р. Энвином к разработке проблем теории градостроительства приступил П. Геддес (1854- 1932) - профессор Эдинбургского университета, публицист-социолог. Его занятия историей городской планировки положили начало региональному исследованию городов и сельской местности.

В 1903 г. Геддес участвовал в конкурсе на проект реконструкции небольшого шотландского городка Данфермплайна, но вместо проекта планировки представил литературный труд, иллюстрированный многочисленными фотографиями, диаграммами и схемами, где с научных позиций подробно проанализировал все элементы городской планировки, необходимые для обновления Данфермлайна. В этом труде Геддес выдвинул идею создания в центре города просторного парка с площадками для отдыха и спорта, оранжереями, музеями и общественными зданиями. Особое внимание Геддес обратил на размещение жилищ рабочих Данфермлайна. Он считал совершенно необходимым строить жилые дома для рабочих в непосредственной близости от центрального парка с тем, чтобы рабочие могли пользоваться всеми преимуществами этого крупного зеленого массива. Геддес так излагал свои планировочные замыслы по переустройству города: «Парк, однако, является центром, из которого должны исходить во все более увеличивающихся размерах очертания социальных улучшений, и не только распространение города в сельскую местность, но и полное рассеивание сельской местности в городе». Для практики градостроительства Геддес разработал и предложил метод составления схемы городского обследования, который был по­ложен в основу методики городской планировки.Отказываясь придерживаться общепризнанных представлений о городской территории, заключенной только в ее административных границах, Гедцес в своем труде попытался перейти к изучению обширных географических районов, окружающих индустриальные центры. Обращая внимание на быстрый рост городов и урбанизацию окружающей их сельской местности он ввел термин «конурбация», для обозначения новой формы группировки населения.

Теоретическая и практическая деятельность Э.Говарда, Р.Энвина и П.Гсддеса оказала решающее влияние на дальнейшее развитие градостроительства Великобритании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.