Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVIII в.





Глава XVI

 

АКТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Законодательные акты

 

Архивы XVIII в. дошли до нас не полностью, но все-таки сохранились гораздо лучше, чем архивы более раннего времени. Кроме центральных хранилищ, архивные материалы XVIII в. имеются во многих провинциальных городах, особенно в тех, где в этот период находились различные ведомства и правления. Многие из архивов погибли уже в XVIII в., другие находились в небрежении. Ценные архивные материалы нередко погибали от невнимания к ним, и только в советское время положение с хранением старых документов значительно улучшилось, а материалы XVIII в. больше стали привлекать к себе внимание историков.

Правительственная деятельность в XVIII в. осуществлялась при посредстве крупных центральных и областных учреждений, ведавших различными отраслями политической и хозяйственной жизни империи. При каждом из таких учреждений создавался свой архив.

Для историка большое значение имеют законодательные акты XVIII в., связанные с преобразованием учреждений. Таков прежде всего «генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, тако ж и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданейше поступать имеют». Генеральный регламент 1720 г. состоит из 56 небольших глав, устанавливавших внутренний распорядок действия коллегий и их сношений с другими учреждениями и царем. Впрочем, генеральный регламент дает материал, главным образом, для суждения о ходе производства дел в коллегиях, а не о содержании самих дел. Такой же характер имеет «регламент или устав главного магистрата» 1721 г., определявший управление городами и купечеством; это управление Петр I на своем образном языке назы –



 

[204]

 

вал «рассыпанной храминой», вновь собранной после создания Главного магистрата. Крупное историческое значение имеют военный и морской уставы и регламент адмиралтейства и верфи.

Характер важного политического документа носит духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем и посвященный организации духовного коллегиума, т. е. Синода, так как именно в области церковного управления Петр I вынужден был особенно резко порвать с традициями прошлого, упразднив патриаршество. Духовный регламент не только устанавливает распорядок работы Синода, но и поясняет выгоды духовного коллегиального управления: «известнее взыскуется истина соборным сословием, нежели единым лицем». По указанию регламента, «в таковом правительстве Соборном, будет аки некая школа правления духовного».



Из других важнейших законодательных актов царствования Пегра I следует отметить табель о рангах и таможенный тариф 1724 г. Табель о рангах 1722 г. определяет положение морских и сухопутных чинов, «кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земле сухопутному над морским». Табель устанавливает 14 параллельных рангов для морского, сухопутного (военного) и гражданского ведомств, начиная от коллежского регистратора в гражданском и прапорщика или корнета в военном — вплоть до канцлера и фельдмаршала. Табель о рангах надолго определила бюрократическую лестницу гражданских и военных чинов, в основном продержавшись вплоть до отмены чинов Октябрьской революцией.

Таможенный тариф 1724 г. устанавливает пошлины на разные товары, ввозимые в Россию. Он очень интересен для характеристики как внешней торговли, так и промышленности России в начале XVIII в., показывая направление правительственной политики на развитие отечественных мануфактур («на парусные (полотна) положить 377г для того, что оные делаются в России с довольством, которые оные за море посылаются немало» и т. д.).



Важнейшими законодательными актами второй половины XVIII в. являются «Учреждение для управления губерний» и Жалованные грамоты дворянству и городам. Учреждение о губерниях 1779 г. состоит из 31 главы, разделенной на 491 статью.

 

В главе I устанавливается примерный штат губернии, причем в первой же статье указывается, что, «дабы губерния могла быть управляема, полагается во оной от трех до четырех сот тысяч душ». Главы II—IV говорят о губернских чинах и порядке определения в должности. Следующие за этим главы устанавливают основные учреждения и должности в губернии и уездах: губернское правление (глава V), палату уголовного суда (глава VI—VII), палату гражданского суда (глава VIII) и казенную палату (глава IX), причем дополнительная X глава определяет общие права палат, вводя порядок гласного оповещения об их по –

 

[205]

 

становлениях («палатские решения не инако объявляю гея, как прочтением при открытых дверях решительного определения той палаты»). В главах XI—XIII говорится о должности уездного казначея, о сборе и хранении казенных сумм. Следующие за этим главы рассматривают компетенцию судов: верхнего земского (глава XIV), уездного суда (глава XV), дворянской опеки (глава XVI), нижнего земского суда (глава XVII). Главы XVIII—XIX говорят о губернской и уездной администрации: земском исправнике, или капитане, и городничем. Главы XX—XXII трактуют о городских учреждениях и их компетенции (городовые магистраты, или ратуши, городовые сиротские суды и губернские магистраты). В главах XXIII и XXIV говорится о судах для государственных крестьян (нижняя и верхняя расправа). Остальные главы рассматривают компетенции приказа общественного призрения (глава XXV), совестного суда (глава XXVI), прокурорской и стряпческой должности (глава XXVII) и устанавливают некоторые общие правила распорядка: о пребывании учреждений (глава XXVIII), о взаимоотношении учреждений между собой (глава XXIX), о верхнем надворном суде (глава XXX) и о нижнем надворном суде (глава XXXI).

«Учреждение для управления губерний» заключает материал, главным образом, относительно губернских учреждений. Но этот памятник крайне интересен и для характеристики порядков Российской империи XVIII в. и классового значения губернской реформы при Екатерине П. Внимание законодателя обращено на охрану интересов дворянства и купечества. Целые главы отведены вопросу о дворянской опеке, в которой «председает уездный дворянский предводитель по выбору дворянскому через всякие три года», и городовому сиротскому суду, под председательством городского головы. Наоборот, основная масса населения России XVIII в. — владельческие крестьяне — как будто отсутствует. Впрочем, в главе о Приказе общественного призрения упоминаются «рабы непотребные, которых никто в службу не принимает, рабы ленивые и гуляки». Помещик мог отсылать таких людей в смирительный дом, оплачивая их содержание. Самые же смирительные дома учреждаются якобы по той причине, что «доброучрежденный смирительный дом ограждает от многих продерзостей, добронравие повреждающих». Учреждению о губерниях предпослано введение, в котором в кратких, но напыщенных выражениях объясняется значение нового закона.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. делится на 4 раздела. В первом говорится «о личных преимуществах дворян», которые основаны якобы на том, что «дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное». В разделе II устанавливается «дворянское общество», выборные дворянские должности и учреждения, в III—IV дается инструкция к составлению родословных книг и требованию доказательств дворянства.

Жалованная грамота городам 1785 г. устанавливает городовое положение, т. е. права городов и их жителей,

 

[206]

 

после чего говорит о городских выборных учреждениях, книгах для записи городских обывателей, о купеческих гильдиях и цехах для ремесленников.

Обе жалованные грамоты являются памятниками классовой политики царизма в XVIII в., направленной в пользу дворянства и купечества. В Жалованной грамоте городам устанавливаются права купцов трех гильдий. Купцы первой гильдии получают преимущества: «первой гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри и вне Империи торги, товары выписывать и отпускать за море, оные продавать, выменивать и покупать оптом или подробно, на основании законов». Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы и морские всякие суда. Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парой. Первая гильдия освобождается от телесного наказания.

Особая глава устанавливает выгоды именитых граждан, а инструкция о выборах в городскую Шестигласную думу составлена с таким расчетом, чтобы всегда давать перевес богатейшей верхушке городского общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.