|
Армянские и грузинские источники
Для истории Кавказа особенно ценны труды армянских и грузинских историков. Предполагают, что письменность в Армении существовала еще до принятия христианства (III в. н. э.) и усовершенствования армянского алфавита Месропом (начало V в.). Сочинения армянских историков чрезвычайно ценны для истории не только Кавказа, но и всей Передней Азии. Уже в конце IV в. на греческом языке написал историю Армении (344— 392) Фавст (Павстос) Византийский. В VII в. Себеос написал «Историю императора Ираклия», воевавшего с персами. Но самым известным из древнейших армянских историков является Моисей Xоренский. По преданию, Моисей родился в 370 г. н. э. в селении Хорен, вследствие чего и получил прозвище Хоренского (Хоренаци). Он был хорошо образован и в юности побывал в Эдессе (Сирия), Александрии (Египет) и Афинах. По преданию, один владетельный князь Армении предложил ему написать историю Армении. Смерть Моисея предание относит к 493 г. Историческая критика, однако, относит его сочинение к VII—IX вв. н. э.; но и в этом случае оно не теряет своего значения не только для общей истории Армении, но и для истории армянской литературы и языка, являясь, по словам проф. Халатьянца, первой и блестящей попыткой систематического и художественного изложения истории Армении в национально - армянском духе.
Дошедший до нас текст «Истории Армении» Моисея Хоренского делится на три части. В первой говорится о древнейшей истории армян. Эта часть отличается легендарным характером. Здесь рассказывается о Хайке, родоначальнике армян, и его потомках, о царице Шамирам, прообразе Семирамиды. Моисей
[33]
ссылается на древние предания и на историков, писавших о Шамирам: «Достовернее [многих сказаний] показались нам исследования халдейских книг Map Абасом Катиною, который рассказывает все это последовательно, объясняя и причины войны. К тому же легенды нашего отечества оправдывают многосведущего Сирина» (т. е. сирийца). Еще подробнее Моисей говорит о Тигране, величая его румяным, красивоглазым, плечистым и т. д.
Вторая книга «Истории Армении» начинается от царствования Александра Македонского и доведена до воцарения Тиридата Великого (III в. н. э.). Подробно говорится о войнах армян с римлянами, а также о начале христианства в Армении. Легенды и здесь преобладают. Моисей сообщает о нападении аланов и приводит песню о свадьбе армянского царя и аланской царевны. Историк пользовался рядом письменных источников. Вторая книга кончается повествованием о кончине царя Тиридата и сетованиями по поводу падения Армении.
Особенно подробно говорится об армянской истории в третьей части, доведенной до 440 г. История кончается плачем о прекращении армянской династии царей из рода Аршакуни (Аршакидов) и порицанием армян, способствовавших падению царства. Моисей осуждает «монахов лицемерных, тщеславных»; «епископов, гордых и суесловных»; «народ надменный, дерзкий и празднолюбивый».
Моисей указывает, что он пользовался рядом сирийских, греческих и латинских трудов.
В VIII в. армянский историк Гевонд написал «Историю халифов», охватывающую 150 - летний период в истории Кавказа (с 622 по 788 г.). Разорение Армении и отчаяние ее жителей перед нахлынувшими полчищами арабов - покорителей красочно описаны Гевондом.
В конце X в. Ухтанес из города Урга составил «Историю Армении». В первой ее части говорится о древнейшей истории Армении, главным образом, пo Моисею Хоренскому и другим армянским историкам. Во второй — особенно важной — рассказывается о событиях, более близких по времени к жизни Ухтанеса. По - видимому, сочинение это имело продолжение, но и те его части, которые дошли до нас, представляют значительный интерес.
История Азербайджана также отражена в ряде сочинений. По - видимому, в X в. была написана на армянском языке «История агван» Моисея Каганкатваци, в которой много сведений по истории Закавказья, в особенности Албании (современный Азербайджан). «Благорастворенна и прекрасна страна Агван по всевозможным выгодам, — пишет автор. — Великая река Кур стремительным течением приносит с собой множество огромных и малых рыб... Поля вокруг нее изобилуют хлебом, вином, нефтью, солью, шелком и хлопчатой бумагой; несметное число оливковых деревьев; в горах добывается золото, серебро, медь и желтый ладан. Есть и хищные звери: львы, тигры, барсы, дикие ослы и множество птиц, орлы, соколы и подобные им.
[34]
Главный город Агвании — великий Партов (Бердаа)». «История агван» начинается с древнейшего времени и доведена до конца IX в. Ранняя история агван написана Моисеем на основании многочисленных письменных источников.
Некоторые труды, посвященные истории Азербайджана, до нас не дошли. Замечательными памятниками культуры Азербайджана являются произведения поэтов XII в. — Низами и Хагани. Низами (1141 — 1203) родился и большую часть жизни прожил в Гандже. В поэмах он проявляет себя как носитель передовых идей своего времени. Пять его поэм объединены в сборник «Хамсэ» («Пятерицы»). В поэме «Искандер намэ» («Книга об Александре») он рисует рыцарский образ Александра Македонского, который будто бы воевал с русскими, осаждавшими: Бердаа. Хагани (1120—1190), сын ремесленника, был поэтом при дворе ширваншахов. Он написал громадное количество стихотворных произведений. Низами и Хагани изображали современное им общество и культурно - бытовую среду. В этом отношении их поэмы являются прекрасными памятниками истории Азербайджана. Они написаны на персидском языке.
В первой половине XI в. писал армянский историк Степанос Тарон - ский, родом из города Тарона (современный Муш), по прозвищу Асохик, или Асогик. «Всеобщая история» Асохика состоит из трех книг. Первая из них доведена до 286 г. н. э., но совершенно пропущена древнейшая; история Армении, так как рассказ вначале ведется по библии (с 75 г. жизни Авраама). Вторая книга излагает армянскую историю до 885 г.; третья охватывает время за 885—1004 гг. Для первых двух книг историк пользовался различными источниками, в том числе трудами Моисея Хоренского и Гевонда; третья книга написана им уже как современником.
Моисею Хоренскому приписывается так называемая Армянская география. Однако в его авторстве давно уже возникли сомнения, так как в тексте Географии встречаются указания на более позднее время, чем V век. Правда, они могут быть объяснены и позднейшими интерполяциями.
К. П. Патканов относит Армянскую географию к VII, другие исследователи — к X в. Во всяком случае в ней мы имеем ценный источник по истории Кавказа.
Автор Армянской географии исходит из представлений о так называемых семи климатах земли, или семи областях, на которые, по его мнению, можно разделить весь земной шар.
Об Албании говорится следующее: «Албания, т. е. Ауганк, к востоку от Иверии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается от Каспий- ского моря до пределов армянских на Куре. Она заключает в себе плодоносные поля, города, крепости, села, множество рек и сильные тростники».
Особенно подробно рассказывается о великой Армении, в состав которой входило 15 провинций. «Великая Армения», — говорится в Географии,— к востоку от Каппадокии и Малой Армении на реке Евфрат у Тавра» который отделяет ее от Месопотамии, граничит к югу с Ассирией. В Атрпатикане, по направлению к Индии, границы ее поворачивают на север до впадения Аракса в Каспийское море; к востоку она сопредельна с Албанией, Иверией, Егерем до поворота Евфрата к югу».
[35]
Уже в VIII в. возник армянский историко-юридический сборник — «Книга канонов», на основе которой в XII в. вардапет Мхитар Гош составил «Судебную книгу». Оба сборника содержат записи юридических норм, главным образом, по вопросам семейного и имущественного права.
К древнему времени относятся и некоторые грузинские источники, вошедшие в состав грузинской летописи.
Чрезвычайно интересными памятниками являются так называемые армянские гахнамаки, или разрядные грамоты, — особый вид грамот, определяющий порядок владетельных фамилий (нахараров) при царском дворе: «дабы отныне впредь места дворян и владетелей были определены». По объяснению Эмина, нахарарами назывались в. древней Армении «династы, владетели земли, принадлежавшей известному роду». Другой характер имеют так называемые воинские грамоты, в которых при списке нахарарских фамилий обозначается число конных воинов при выступлении в поход.
Из грузинских источников на первом месте стоят хроники, или летописи. Большинство грузинских летописей — древнего происхождения, списки же их относятся к XVII— XVIII вв. Объясняется это тем, что Грузия терпела «неоднократные разорения, и многочисленные грузинские рукописи погибали. Наибольшее значение имеет сводная грузинская летопись, известная под названием «Картлис - Цховреба», что значит: «Жизнь или история Картлии» (т. е. Грузии). Один из самых полных списков летописи был составлен при дворе Вахтанга VI в начале XVIII в. Но существуют и более ранние списки, например, список царицы Марии, составленный в первой половине XVII в. В самой грузинской хронике упоминается о книге Картли и грузинских царей, написанной в X—XII вв. Грузинская хроника Вахтанга основана на более ранних источниках. Существует перевод грузинской хроники древнего времени на армянский язык. Хроника в, этом переводе охватывает всю грузинскую историю с ее начала до 1125 г. Перевод сделан в 1125 г., а сохранившийся его список относится к XIII или началу XIV в. В армянском переводе хроники надо видеть сокращение древнего грузинского летописного свода.
«Картлис - Цховреба» издана акад. Броссе в двух больших томах на грузинском языке и в переводе на французский. В т. I помещена история Грузии с древнейших времен до 1469 г., в т. II—с 1469 по 1800 г. Джанашвили указывает, что язык «Картлис - Цховреба» в первой части — «в общем древнекнижный, местами архаичный, во второй — литературно - народный».
Первая часть «Картлис - Цховреба» основана на ряде древних источников. В их числе указывают «Обращение Картлии», хронику «Абхазта - Цховреба» («Жизнь абхазцев»), приписываемую царю Баграту III (980—1014), анонимное описание деяний Георгия II (1072—1089) и его сына Давида (1089—1125) и некоторые другие.
[36]
В «Обращении Картлии» рассказ начинается с Александра Македонского, но в основном посвящен распространению христианства в Грузии и устройству церкви (IV в. н. э.). Время Багратидов описано в Хронике Сумбата («Жизнь и известие о Багратядах, царях наших грузинских, откуда они явились в эту страну, или с какого времени владеют они царством грузинским, которое написал Сумбат, сын Давида»). Эта Хроника начинается кратким родословием от Адама до Соломона, после чего следует краткий рассказ об истории Грузии, обрывающийся на царствовании Баграта IV (1028—1072). Особенно ярко описаны в Хронике войны Баграта с византийскими императорами.
В ряде известий грузинских летописей заметно авторство непосредственных свидетелей событий. По мнению Н. Я. Марра, «писались грузинские летописи, приблизительно, в VII веке, если не раньше».
Некоторые из источников большой грузинской летописи сохранились в виде отдельных произведений. Джавахишвили в новой рукописи «Картлис - Цховреба» обнаружил труд историка Басили под названием «Жизнь царицы цариц Тамары». Первая половина рукописи, заключающая сочинение Басили, датируется XVI—XVII вв. Рассказ начинается с повествования о рождении у царя Георгия дочери Тамары, «прекрасного создания, не имевшего никакого недостатка». После этого следует рассказ о жизни и деяниях Тамары, составленный в панегирических выражениях.
Басили хорошо знает внутреннюю жизнь грузинского двора, личную жизнь Тамары. В отличие от описания ее царствования в обычных списках грузинской летописи Басили многое освещает по - новому. Патетически говорит Басили о смерти Тамары: «веселье Грузии сменилось горем». В честь умершей на стенах домов писали оды; ножи и палки и печати украшали ее именем; «франки и греки, корабельщики на море в. благоприятную погоду произносили похвалу Тамаре».
Замечательным памятником Грузии XII—XIII вв. является поэма Шота Руставели «Витязь в барсовой коже» (или «Витязь в тигровой шкуре»). Имя Шота, по - видимому, сокращено из Ашота; прозвище «Руставели» поэт, по некоторым мнениям, получил по своей родине — Рустави, древнему грузинскому городу на Куре, ниже Тбилиси, разоренному в XIII в. монголами. Но было и селение Рустави в районе Ахалциха, откуда обычно выводят родину поэта. Предание рассказывает, что Шота рано остался сиротой, учился в церковной школе и был отправлен для продолжения образования в Грецию, где изучил поэзию, философию и греческий язык. Кроме того, он владел персидским и арабским языками. По тому же преданию, поэт влюбился в царицу Тамару и умер в монастырской келье. Существуют и другие легенды" о жизни Руставели. Во всяком случае Шота Руставели — лицо историческое. Подпись его как казнохранителя царицы Тамары (XII в.) находится на одном акте. Древней -
[37]
ший датированный экземпляр поэмы относится к 1443 г., но существует и более ранний, написанный на пергаменте. Поэма подверглась многочисленным вставкам и исправлениям в более позднее время.
Поэма, написанная на легендарный аллегорический сюжет, является величайшим произведением грузинской поэзии. Но, кроме того, она является историческим источником. В Дареджан некоторые ученые находят черты сходства с царицей Тамарой. В поэме встречается много указаний на Грузию XII в. По этому поводу читаем у историка грузинской литературы (Хаханова) следующее место действия поэмы — Индия; Руставели разделил ее на семь царств, и древнейшие грузинские акты называют владетелей Грузии царями семи царств, о чем свидетельствует грузинский историк царевич Вахушти. Отец Тамары, Георгий III, действительно владел, подобно Парсадану, семью царствами, имена которых сохранились в летописи. Упоминаемая в поэме крепость Каджети Каджетисциха — место заключения Нестан - Дареджаны — находится, по грузинским картам, в западной Грузии. Природа, описанная в поэме, носит все признаки Грузии». Отдельные произведения грузинской словесности восходят уже к VI—VII вв. Обзор их см. в книге Хаханова.
Интересно житие Георгия Святогорца (Мтацминдели), жившего в XI в. В житии встречаются важные указания на исторические события в, Грузии, а также на связи Грузии с двумя византийскими культурными центрами — Константинополем и Афоном. Георгий в 1050 г. был в Константинополе и получил от императора Константина Мономаха деньги на покрытие построенного собора. Интересен монастырский устав XII в., рисующий порядки в большой обители в Грузии с прикрепленными к монастырю земельными имуществами.
Архивы Кавказа за древнее время почти не сохранились, — кавказские города и замки в те времена подвергались постоянным разорениям и пожарам. Но немногие уцелевшие древние грузинские грамоты представляют собой исторические источники высокой достоверности. Древнейшую грузинскую грамоту, сохранившуюся в копии, возводят к X в., хотя трудно судить, насколько правильна эта датировка. К 1178 г. относится гуджар царя Георгия о повинностях в пользу Самптавийской кафедры. Более позднее время (XIV—XV вв.) представлено значительно большим числом грамот. Грузинские грамоты принадлежат к разряду тех, какие принято называть иммунитетными (грамоты на различного рода привилегии земельных владельцев).
Грамоты являются важным дополнением к перечисленным выше историческим сочинениям. В гуджаре Давида Возобновителя (начало XII в.), данном Шиомгвимской обители, имеются такие указания на повинности монастырских крестьян: «Вино пусть доставляют в монастырь крепостные монастырские непосредственно после собирания винограда, соответственно урожаю, каждый по одному сацкави (16 бутылок). Остальные доходы, судебные пошлины, доходы от лавок, мас -
[38]
лобоен и мельниц, пусть делятся между братьею на одежды» и т. д.
В грамоте 1058 г. царя Баграта, написанной на пергаментном свитке, читаем: «пожаловали Мгвимской лавре отца Шио и святым отцам мгвимским в [Манглисском] ущелии Борцвисджвари во всех его границах, с полем, равниною, водою, лесом, скалою, мельницею и со всем потребным и, не потребным (т. е. со всеми землями годными и негодными); и освободили его от всех повинностей в пользу государства». Как и в русских грамотах древнего периода, грамота Баграта заканчивается заклятием и угрозами божественной кары.
Грамота 1193 г. царицы Тамары, данная монастырю в.Гелати, сохранилась в дефектном виде, но известна полностью по позднему списку, сделанному до порчи документа. Тамара жалует монастырю имение «с горой и равниной, лесом, полями, водой, мельницей и со всеми [своими] справедливыми границами и причитающимися ему [землями], годными и негодными». Грузинские грамоты принято делить на две группы, по их принадлежности. «Сигелями» (от латинского sigillium — печать) называют дворянские грамоты; «гуджарами» (слово взято из арабского языка) — акты, жалованные церквам или монастырям. Но в старой грузинской письменности тот и другой термин безразлично обозначает гражданский и церковный акт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|