|
Западноевропейские источники
Переходя к обзору западноевропейских источников, необходимо отметить, что они, за исключением трудов Иордана, имеют значение только для относительно позднего периода — IX—XI вв.
Одним из важнейших сочинений по истории Восточной Европы является труд Иордана, заполняющий значительный пробел в наших источниках. Иордан (по другому написанию — Иорнанд) был секретарем при дворе готских королей в Италии VI в. Он был по происхождению аланом, а выдавал себя за гота.
Иордан написал ряд трудов, из которых наибольшее значение имеет сочинение «О происхождении и деяниях готов». В нем Иордан останавливается на истории готов, рассказывает об их странствованиях по Восточней Европе и о громадном готском государстве IV в., существовавшем в пределах Восточной Европы. Иордан перечисляет народы, жившие к северу от Черного моря, — славян (склавин, антов), гуннов и др.
Государство готов отличалось значительными размерами, но существовало очень недолго, будучи разрушено гуннами. Остатки готов долгое время жили в Крыму, часть которого в византийские времена (даже в IX—X вв.) носила название Готфии и имела особого готского епископа. В связи с историей готов Иордан говорит о народах, подвластных им во времена Эрманариха, в том числе о славянах: «Славяне обитают от города Новетунского и озера, называемого Мурсианским, по самый Днестр, а на север по Вислу; у них болота и леса заменяют города. Анты же считаются славнейшими между ними, живут в окрестностях Понта от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути».
Однако труд Иордана является не всегда достоверным источником, так как он писал с определенной тенденцией, желая возвеличить готов. Во многих случаях он преувеличивает могущество готского государства Эрманариха. Так, он сообщает, что это государство занимало будто бы пространство от Черного до Балтийского моря. Нельзя забывать и того, что Иордан писал о государстве Эрманариха полтора - два века спустя и пользовался разными легендами и преданиями. Впрочем, он пользовался историей готов, написанной Кассиодором.
В IX—XII вв. между Русью и некоторыми странами Западной Европы происходили оживленные сношения. Киевская Русь была хорошо известна в Западной Европе, и в западноевропейских источниках этого времени мы находим о ней ряд известий.
[25]
Прежде всего необходимо отметить так называемые Вертинские летописи (или анналы), относящиеся к IX в. Под 839 г. в них говорится о руссах, или народе «рос», правитель которого («хакаи») отправил послов к византийскому императору Феофилу. В свою очередь Феофил, отправляя посольство к императору Людовику I, «послал с ним также неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос, и которых, как они говорили, царь их, по имени хакан, отправил к нему [Феофилу] ради дружбы». Это известие, вызывавшее большие споры, несомненно, имеет важное значение как самый ранний источник, упоминающий о Руси. Титул хакана, как мы знаем, был официальным титулом великих князей киевских. Позже он был вытеснен из обращения славянским термином «князь».
Такой же характер имеют известия о Руси у Лиутпрандта Кремонского, который в своем отчете о посольствах (949 и 968 гг.) в Византию дает такое, несколько неясное, определение руссов: «греки по телесным признакам называют их Руссами, мы же по месту их поселения норманнами». Слово «норманны» в данном случае могло обозначать не только жителей Скандинавии, но северные народы вообще, в том числе и славян.
Из источников более поздней эпохи наиболее интересны сочинения Титмара Мерзебургского и архиепископа Бруно.
Титмар (род. в Германии в 976 г., епископ Мерзебурга) написал большое сочинение под названием «8 книг хроники». Последние две книги написаны им перед смертью (ум. в 1018 г.). Особенное значение хроника Титмара имеет для истории конца X — начала XI в., когда он писал как очевидец. В хронике описана борьба немецких феодалов с соседней Польшей, а также войны польского короля Болеслава, который в 1015—1019 гг. вторгайся в Киевскую Русь в качестве союзника Святополка Окаянного. В сочинениях Титмара помещено интересное описание Киева начала XI в. как громадного города, населенного различными народами, со множеством церквей и несколькими рынками.
Титмар оставил любопытную характеристику Владимира Святого. В отличие от наших летописей он рисует Владимира человеком жестоким и хитрым: «Теперь я намерен итти в своем рассказе далее и осудить короля руссов Владимира за его несправедливый образ действий. Он взял себе жену из Греции, по имени Елену, которая была обещана прежде Оттону III и коварно отнята у него; по ее убеждению Владимир принял христианскую веру, которую он, однако, не украсил добрыми делами, ибо был безмерно чувствен и кровожаден, и причинил в особенности изнеженным грекам много вреда». Искать у Титмара исторической беспристрастности мы не можем. Тем не менее его хроника как свидетельство современника представляет крупный интерес.
К началу XI в. относится письмо архиепископа Бруно. Бруно был типичным воинствующим монахом - миссионером. С полумиссионерской, полуполитической целью Бруно в 1008 г. ездил в степь к печенегам через Киев. Эта поездка описана им в письме к германскому императору. Большой интерес имеет указание Бруно на близость печенегов к Киеву. Князь Владимир сам провожал Бруно до границы, находившейся на расстоянии двух дней пути от Киева и укрепленной валами и
[26]
засеками. Не менее любопытны известия Бруно о печенегах, их старейшинах и родах.
К истории Киевской Руси имеют известное отношение и сочинения западноевропейских писателей о западных славянах.
Адам Бременский в «Деяниях Гамбургской церкви» (XI в.) дает много сведений по географии Скандинавии, Германии и прилегающих к Балтийскому морю славянских стран. В его сочинении, впрочем, встречается немало известий, основанных на чужих рассказах и требующих большой проверки и критики. Наибольший интерес имеет третья часть труда Адама Бременского, в которой он говорит о правлении бременского архиепископа Адальберта (1043—1072).
«Хроника славян», написанная на латинском языке Гельмольдом (XII в.), имеет большое значение для истории XII в.
Особый характер как исторический источник имеют скандинавские саги (сказания). В них мы встречаем известия о русских князьях, о стране Гардарик (под которой понимается Новгородская земля или Русь вообще), о походах скандинавов на восток, в частности в Финляндию и Карелию.
Скандинавские саги представляют большой интерес, но наряду с этим являются очень ненадежным историческим источником, так как записаны значительно позже рассказываемых событий, по различного рода устным преданиям. Составители стремились дать не столько рассказ о действительных событиях, сколько занимательное повествование, вследствие чего в сагах имеется множество сказочных подробностей.
Восточные источники (арабские, среднеазиатские,
Персидские, китайские)
Громадное значение для истории СССР имеет большая группа восточных источников. Восточные писатели IX—XIII вв. оставили целый ряд произведений, имеющих в особенности важное значение для истории Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Поволжья. Среди них первое место занимают труды авторов, писавших в пределах Арабского халифата, в состав которого в VIII—IX вв. входило почти все Закавказье и значительная часть Средней Азии. Влияние арабской культуры проникало далеко на север и восток — в страны Кавказа, Средней Азии, а также в пределы Хазарского и Булгарского царств в Поволжье. Интерес к географии и истории был высоко развит среди арабов - ученых. Известен целый ряд арабских сочинений по истории и географии, дошедших до нас либо полностью, либо в отдельных отрывках.
Сочинения арабских писателей отличаются рядом особенностей, B некоторых случаях затрудняющих использование их сведений. Прежде всего текст арабских рукописей не всегда поддается точной расшифровке. В арабском языке гласные буквы почти не применялись, и это создавало целый ряд недоразумений. Кроме того, вследствие свойственных арабскому письму различных сокращений многие написания искажались
[27]
переписчиками, и не всегда легко добраться до их точного смысла. Специфика арабских рукописей создает особенно большие трудности, когда дело касается иностранных названий, произношение которых было неясно для арабских писателей. Отрывки больших сочинений нередко сохранились только в работах позднейших авторов, куда они были переписаны часто с большими сокращениями, вследствие чего наиболее интересные места могли быть выброшены.
Советские специалисты - востоковеды дают такую характеристику основным материалам, которые могут быть извлечены из арабских и персидских источников IX—XV вв. Источники повествовательного характера могут быть разделены в основном на следующие группы. «Обширные своды по истории типа Табари (IX—X вв.) и Рашид - ад - дина (XIII— XIV вв.); отдельные монографии вроде истории «Завоевателя мира» т. е. Чингис - хана, Джувейни (XIII в.) и «Книги побед» Низам - ад - дина Шами (XV в.), посвященной царствованию Тимура; арабские географические сочинения в основном вошедшие в «Bibliotheca geographorum arabicorum», наконец, сочинения типа мемуаров Бейхаки (XI в.) и путевых записок Ибн - Фадлана (X в.). Исторические сочинения носят характер придворно-феодальных хроник с изложением событий в походной записи. Хроники эти заполнены подробным изложением войн, феодальных междоусобиц, придворной жизни, реже — внутренних событий и еще реже — упоминаниями фактов, характеризующих социальные отношения. На более высоком уровне находится арабская географическая литература. Общеизвестно, что она дает весьма точные описания городов, селений, расстояний между ними, торговых маршрутов, разных видов ремесленного производства, вывозимых и ввозимых товаров.
Еще более важными являются сочинения типа исторических мемуаров (Абу - л Фазля Бейхаки и ан - Несеви) или типа путевых записок Ибн - Фадлана, проделавшего с караваном в 922 г. долгий путь из Багдада в Булгар» (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. I, стр. 9).
Арабские географические сочинения возникли в прямой связи с завоеваниями и административным устройством халифата. «Государственные задачи, особенно в области финансового хозяйства, требовали точных сведений о распределении податей и налогов: в связи с этим появляются специальные «книги о налоге» с перечислением провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и промышленности, с указанием размера обложений как в натуре, так и деньгами. Централизованная сильная власть, стягивавшая все нити управления в Багдад, требовала хороших путей сообщения и отчетливого представления о маршрутах: удовлетворяя этой потребности, появляются так называемые «книги дорог» с перечислением почтовых станций, расстояний, условий сообщения» (Крачковский). Развитие арабской географии с привлечением греческих трактатов для ее разработки началось не позже начала IX в. Уже в X в. был составлен «Атлас ислама», который содержит карты мусульманского мира, в том числе Ирана.
Очень ценным арабским географическим сочинением является труд Ибн - Хордадбеха (перса по происхождению). Отец его занимал должность наместника в Табаристане (область в Иране, прилегавшая к Каспийскому морю). Сам Ибн - Хордадбех был начальником почты в провинции на северо - западе Ирана. Почта была важным учреждением в Арабском халифате, так как областной начальник почты выполнял также обязанности начальника полиции и сообщал правительству о деятельности правителя области. Кроме того, на его обязан -
[28]
ности лежало составление карты маршрутов на случай войны. Ибн - Хордадбех написал сочинение под названием «Книга путей и провинций», в которой имеется интересный материал по истории Кавказа и Средней Азии. Есть предположение, что первоначально эта «Книга» была написана около 846 г. Позднее, переселившись в Багдад, Ибн - Хордадбех подверг ее переделке. В сочинении указываются названия провинций и городов, дорожные маршруты и данные о налоговых поступлениях из областей и округов. При всей краткости этих сведений они очень важны для историка как основанные на официальных данных должностных лиц Арабского халифата.
К важнейшим арабским географическим сочинениям IX в. относится труд ал - Якуби. «Книга стран» ал - Якуби (ум. в 897 г.) сохранилась неполностью, но до нас дошли описания Ирака, Ирана, Средней Азии и Афганистана. Ал - Якуби сообщает о расстояниях между городами, дает краткие сведения о городах и их достопримечательностях и занятиях жителей. О городе Джурджане говорится, что «там делаются лучшие березовые и другие доски и разные сорта шелковых одежд; там водятся большие двугорбые верблюды; в Джурджанской земле много пальм». О жителях провинции Туркестан сказано: «у каждого племени тюрок отдельное государство, и одни из них воюют с другими» и т. д.
В сочинении Кудама Ибн - Джафара (ум. в первой половине X в.) — «Книга земельного налога» — содержатся ценнейшие сведения по экономике халифата.
В X в. в государстве Саманидов писал ал - Балхи, составивший собрание карт с кратким пояснительным текстом. Это сочинение, по - видимому, целиком было использовано в труде арабского географа того же века ал - Истахри — «Книге путей стран». Несколько позже, но в X в., сочинение ал - Истахри было переработано Ибн - Хаукалем. В конце X в. новое географическое сочинение на арабском языке было написано ал - Мукаддаси (или ал - Макдиси). Арабские географические сочинения очень важны для экономической истории Кавказа и Средней Азии. Некоторые из географов дают ценнейшие сведения по истории экономики в странах халифата. Говоря о городе Нишапуре в Средней Азии, Ибн - Хаукаль сообщает следующее: «На каждый рынок привозят то, что соответствует ему; каждый караван - сарай походит на рынок какого - нибудь другого города. В одном из этих караван - сараев [находятся] богатейшие из тех, кто [торгует] на этих больших рынках. А у небогатых в других [местах] рынок и караван - сараи. Там находят себе приют владельцы мастерских, располагаясь по своим ремеслам в лавках, населенных ремесленниками, и мастерских, набитых работниками. Так, у выделывающих калансувы [колпаки] среди их рынка караван - сарай с многочисленными лавками, и также у сапожников, починяющих обувь, веревочников и других работников и ремесленников». Так рисуется перед нами своеобразное устройство ремесла в феодальном городе Средней Азии.
Ценные сведения по истории СССР имеются в арабском труде а л - Масуди (X в.), который в течение многих лет путешествовал, побывав в Иране, Армении, у берегов Каспийского моря и т. д. Масуди написал ряд сочинений, в том числе
[29]
«Золотые луга» («Промывальни золота») — настоящую историко-географическую энциклопедию.
В «Золотых лугах» много сведений, относящихся к Средней Азии, Кавказу, а также Поволжью и славянским землям, которые, по достоверному предположению, ал - Масуди посетил лично. Берега Каспийского моря он описывает как очевидец. У Масуди мы находим рассказ о походе Руси в Азербайджан в 912 г. Он так говорит о руссах: «В верховьях Хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас [Азовское море], которое есть Русское море, никто кроме них не плавает по нему и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону». В 912 г. руссы разорили южные берега Каспийского моря, но на обратном пути были разгромлены. Другой поход руссов в 943—944 гг., когда они взяли важнейший город Азербайджана — Бердаа, описан в сочинении Ибн - Мискавейха, арабского писателя XI в.
К X в. относятся сочинения на арабском языке Ибн - Русте. Имя этого писателя было прочитано Хвольсоном как Ибн - Дасте (или Ибн - Дост). «Книга драгоценных ожерелий» написана им, по - видимому, после 920 г. В ней описаны Черное и Каспийское моря, а также 26 рек, в том числе Араке, Кура, Аму - Дарья и их притоки. Ибн - Русте дает описание и Хорасана (в Средней Азии), и Армении, и Азербайджана. У него же находим известия о славянах, хазарах, буртасах. Ибн - Русте дает представление о славянах, как о земледельцах, указывая, что наиболее часто ими возделывается просо. По - видимому, Ибн - Русте был хорошо осведомлен о славянах. Так, он приводит славянское слово «улилз», обозначающее улей для пчел. В другом месте он называет главное лицо у славян словом «су - паяеч» (жупан) и т. д.
В половине XII в. было составлено сочинение ал - Идриси, который учился в Кордове, но большую часть жизни провел при дворе сицилийского короля в Палермо. Он дает много ценных сведений о Западной Европе, в том числе о берегах Северного и Балтийского морей. Его описание приноровлено к 70 отдельным картам.
В начале X в. написал свою записку на арабском языке Ибн - Фадлан (или Ибн - Фоцлан). Сочинение это только недавно найдено в относительно полном виде в Иране. «Книга Ибн - Фадлана, посла ал - Муктадира к царю славян», возникла таким образом. Булгарокий князь направил к халифу Муктадиру в Багдад посольство с просьбой прислать людей для укрепления в Булгарии только что принятого там ислама. Для этого Муктадир и отправил Ибн - Фадлана на далекую Волгу, в Булгарию. Посольство выехало из Багдада в июне 920 г. и вернулось обратно только через год; следовательно, рассказ Ибн - Фадлана относится примерно к 922 г. Выехав из Багдада, Ибн - Фадлан через Среднюю Азию и Башкирию добрался до Булгарского царства. Он описывает руссов, которых встретил на Волге
[30]
(«реке Атиль»), их наружность («подобны пальмам, румяны, красны» и т. д.), одежду, вооружение, украшения, корабли, пищу, их обычаи поклоняться и приносить жертвы деревянным идолам. У Ибн - Фадлана находим рассказ о погребении знатного русского воина, послуживший сюжетом известной картины Семирадского.
Чрезвычайно интересно описание пребывания посольства в столице Булгарии. Ибн - Фадлан рассказывает множество «удивительных» вещей, - свидетелем которых он был. Так, он пишет о поразившем его случае видения в воздухе, — по - видимому, о северном сиянии. Ибн - Фадлан был поражен непродолжительностью летней ночи на севере: «Царь [Булгарии] рассказал мне, что за его страной, на расстоянии трех месяцев пути, есть люди, которых называют Вису. Ночь у них меньше часа». Ибн - Фадлан рисует камских болгар как земледельцев: «их пища просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень [у них] в большом количестве».
Географические сочинения, составленные арабскими писателями, были объединены в словаре Якута в начале XIII в.
Весьма многочисленны исторические труды восточных писателей (арабских и персидских), относящиеся к истории Кавказа и Средней Азии. Таковы прежде всего большие сочинения по всемирной истории.
Для истории первых трех веков ислама важнейшим является сочинение Табари, перса по происхождению (род. в 839 г., ум. в 923 г.), писавшего на арабском языке. Сочинение Табари («История пророков и царей») сохранилось в сокращенной редакции и представляет собой всемирную историю (историю народов, которые были известны арабам). Начиная с возникновения ислама, изложение становится особенно подробным, ведется по годам и приобретает) летописный характер. Табари пользовался многочисленными источниками, в том числе сочинениями по истории Средней Азии, из которых самым важным был труд ал - Мадаини (IX в.).
Для истории завоевания арабами Средней Азии крупное значение имеет «Книга завоеваний стран» ал - Белазури, написанная в IX в. на арабском языке. Наиболее интересна для истории Средней Азии та часть «Книги завоеваний», в которой рассказывается о военных походах арабов. В одной из последних глав говорится о покорении Средней Азии арабами. Материал у Белазури изложен таким образом, что каждой области отведена особая глава. Источники рассказа о событиях указываются очень редко, но в большинстве случаев Белазури пользуется достоверными показаниями.
В X в. Нершахи (ум. в 959 г.) написал на арабском языке «Историю Бухары». В ней имеется множество исторических сведений, сообщается о состояний Бухары, ее «достоинствах, прелестях» и т. д. Сочинение Наршахи было переведено в XII в. на персидский язык и дополнено некоторыми сведениями по
[31]
истории древней Бухары, в том числе рассказом о восстании Муканны («закрытого покрывалом») в VIII в.
Труд Гардизи, написанный на персидском языке в половине XI в., является основным источником для изучения истории Хорасана (в Средней Азии). Гардизи рассказывает об истории древнеиранских царей, истории халифов (до 1032 г.) и истории Хорасана до 1041 г. Он пользовался рядом источников, в том числе некоторыми, впоследствии утерянными.
В XI в. на персидском языке была написана «История» Бей - хаки. Автор ее занимал должность при султанском дворе в Газне, являясь составителем официальных, главным образом дипломатических, документов. Весь труд состоял из 30 томов, но из них сохранились лишь некоторые. «История» Бейхаки по своему характеру напоминает записки очевидца. «Несмотря на то, что подлинные документы, находившиеся у Бейхакй на руках, были у него отняты, вероятно, при отставке, его описание исторической эпохи по полноте событий и богатству деталей остается непревзойденным в иранской историографии, и надо отдать справедливость писателю — он изображает придворную жизнь, политические события и участие в них самого султана Масуди, его отношение к туркменам, его промахи и дурные поступки весьма откровенно» (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. I, стр. 43).
В 1340 г. было написано на персидском языке сочинение Хамдаллах Казвини, носящее название «Услада сердец» и состоящее из введения, трех рассуждений и заключения. Оно было основано на более древних источниках. В третьем рассуждении даются географические сведения об Азербайджане и других прикаспийских странах. Дорожные маршруты, приводимые в сочинении Казвини, отличаются большой точностью.
Мало известными, но очень важными памятниками по истории Средней Азии являются сочинения китайских историков. К I в. н. э. относятся «Исторические записки» («Шы - цзи»), написанные историком Сы - ма - цянь и содержащие материалы с древнейших времен до 99 г. до н. э. Уже к I в. н. э. относится «История старшего дома Хань», на которую в VII в. были составлены пояснения. Некоторые исторические сочинения, написанные в Китае, имеют целью рассказать историю отдельных династий. Таковы истории четырех династий, называемых четырьмя южными дворами: Сун (420—479), Ци (479—502), Лян (502—557) и Чень (557—581). Историки этих династий жили в VI в. Свод исторических сведений о народах Средней Азии по китайским источникам составлен Иакинфом.
Китайские источники имеют исключительно большое значение для древнейшей истории Средней Азии, с которой Китай поддерживал оживленные сношения. Первоначальная история гуннов, сянь - би, жужаней с наибольшей полнотой отражена в
[31]
китайских исторических сочинениях, восполняющих пробелы в наших сведениях по истории Средней Азии.
Ценным дополнением к указанным сочинениям по истории Средней Азии являются согдийские документы, найденные недавно советскими археологами при раскопках древнего замка на горе Муг, в 120 кмк востоку от Самарканда. Документы (рукописи на бумаге и на коже), числом 80, относятся к началу VIII в. и в большинстве случаев написаны на согдийском языке (т. е. на языке жителей древней Согдианы). Они являются остатками архива крупного местного феодала. Среди документов имеются письма, адресованные к согдийскому царю Дивастичу, деловые записи и отчеты, письма от Дивастича к феодалу, владевшему горой Муг, и т. д.
Сохранились сборники документов и более позднего времени, составленные для руководства канцелярий. Один из таких сборников («Инша»), дошедший в персидской рукописи XIV в., но заключающий документы более раннего времени (XII в.), является важным источником по истории державы хорезмшахов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|