Сделай Сам Свою Работу на 5

Источниковедческий синтез.

НАЙДЕНО В ИНТЕРНЕТЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ВАШ СТРАХ И РИСК. Тем не менее, все нижеизложенное в общем виде было в лекциях.

Источниковедческий синтез выступает как заключительная стадия исследования, на которой происходит не просто обобщение и суммирование материала, а воспроизведение сложного социокультурного объекта как системы внутренне обусловленных связей и взаимозависимостей, воспроизведение «живой плоти» социальной действительности. Он подразумевает решение следующих задач:

- выяснение генеалогической связи (последовательности возникновения) источников;

- сопоставление источников по степени их достоверности и точности;

- сопоставление источников с точки зрения полноты освещения в них событий;

- установление всей суммы фактов, относящихся к теме исследования;

- определение недостающих звеньев в цепи установленных фактов.

 

Также нужно помнить, что источник является таковым только в руках специалиста!

 

II. Устные и этнографические источники

Устные источники содержат информацию в виде устной традиции, передаваемой из поколения в поколение, из уст в уста и сохраняется в памяти народа. Они являются памятниками устной словесного творчества, одним из к классов словесных (вербальных) источников. В устные источники включаются песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова и т. п. Под устными источниками часто понимаются фольклорные и этнографические записи традиционных культур. Следует помнить, что язык не существует вне предметной сферы(конвой). В современном мире устными источниками могут являться записи интервью на диктофон. Таким образом, нарративная устная история может дополнить и даже заменить ненарративную письменную. Устные источники могут исчезать довольно быстро, но могут и сохраняться столетиями.

 

Как пример устных источников:
-идея «устных летописей семи поколений новгородских посадников» в составе ПВЛ (ставится под сомнение).

- первые письменные памятники Киевской Руси зафиксировали высокоразвитую мифологическую традицию.



- "огурчики-помидорчики» советского времени

 

Этнографическим источником, характеризующим прошлую культуру и быт, социальную и семейную организации, являются свидетельства исторических памятников, музейных коллекций, фольклорные записи, археологические комплексы и т.д. Для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д.

В качестве личного и субъективного примера этнографических источников:

- японские палочки, которые нам показывал Е.В.

 

 

Билет № 4

 

I. История развития источниковедения как науки (лекция2)

 

С чего начинается интерес к литературе как к источникам: изучение античных произведений, толкования текстов Священного писания - исток понятия об источнике и его критике.

Время: Возрождения, 17-18 вв. Время развития как научной дисциплины – начало 19 века.

Открытие метода исторической критики

Понятие «критика источника»:

- искусство понимать произведение древности (герменевтика),

- умение различать произведения подлинные от неподлинных,

- выявление ошибок источника и их характера (механические – описка; авторские, ставящие цель изменить представление);

- отделение фактов от интерпретаций, мифов от реальных событий с помощью сопоставления мифов с памятниками.

 

Основные персоналии:

· Б.Г.Нибур (1766-1831) как основателя критического метода в истории. Не доверяй! «Римская история».

· Л.фон Ранке (1795-1886) и его критический метод:

- стремление написать историю «как она в действительности происходила (wie es eigentlich gewessen)»».

- критическое отношение к источникам: увеличение субъективного момента при изложении события со слов другого человека

- чтобы уменьшить влияние субъективного момента, надо субъективные факторы (характер и т.д.)

- прошлое видно, как через стекло, нужно вообразить, рассчитать степень преломления

- историку нужно обладать творческой фантазией, он – ученый и художник

- истина там, где соединяется строгая методика работы с источником, философские воззрения и художественное воспроизведение.

 

Собрание и публикация национальных источников. Институции источниковедения

· Г. Ф. фон Штейн, создание Общества по изучению древней германской истории, начало публикации «Памятников германской истории» (Monumenta Germaniae Historicae, 1826), развитие критики источников в рамках публикации источников.

Появление термина Quellenkunde – источниковедение. (1830 г.)

Россия. Начало 19 века.

Начало издания источников (МАМИД – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел, 1229-1696 гг.)

· Н. П. Румянцев (1734-1826), канцлер. Создание археографической комиссии при МНП, издание источников с 1834 г. По единому плану и правилам стали издавать ПСРЛ (Полное собрание русских летописей), а также ПСЗ РИ (Полное собрание законов Российской империи). Инициатива М.М.Сперанского (1772-1839).

Осознание проблемы архивов

· Француз П. Дону (1761-1840) составил принципы классификации архивных источников. Франция. Необходимость централизации документов учреждений «старого режима», вопрос о доступе к архивам граждан – вопрос о предоставлении архивов в распоряжение ученым.

1821 г. – создание Школы хартий (подготовка архивистов и библиотекарей для работы с комплексом средневековых документов). Преподавание палеографии, дипломатики, других ВИД. До сих пор работает.

Создание таких учреждений в других странах (1854 г. в Вене – Институт австрийских исторических исследований, 1856 г. в Мадриде – Школа дипломатики, 1857 г. в Италии – Флорентийская школа палеографии и дипломатики).

Начало описания фондов, публикации источников. Понятие архивиста, дипломатист-текстолога. Узость специализации и страноведческого подхода.

 

Позитивизм в источниковедении

К началу 20 века наблюдается тенденция обновления менталитета историков. Начало господства позитивизма: научное знание лишь как совокупный результат конкретных специальных наук. Создание социологических конструкций. Изучение отдельного произведения, целостного авторского замысла отошло на второй план. ВИД стали трактоваться как технические приемы, способы преодоления непонятного.

Ш.В.Ланглуа и Ш.Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898 г.)

 

В позитивизме выделяют три основных этапа исторического познания:

1-й этап – сбор предварительных сведений: отыскание и собирание документов. Понятие «эвристики» - поиска. Особое значение справочным изданиям (каталоги, описи архивов, указатели). Тут и все ВИД – как техническая подготовка историка, запас знаний для выяснения сути произведения.

2-й этап – анализ, а именно внешняя (подготовительная) критикаисточника относительно его происхождения, времени, подлинности и авторства и внутренняя критика – истолкование (герменевтика как искусство правильно понимать текст) и критика достоверности через проверку искренности и точности свидетельств для установления точных фактов. Отделение достоверных фактов от недостоверных.

3-й этап – синтез, систематизация, группировка фактов, сравнительный анализ фактов, строительство исторического построения, в итоге дается историческое изложение.

Главное внимание позитивизма – выявление, описание и упорядочивание эмпирических данных. Для историка – позитивиста главное – наличие реального объекта, документа, текста. «Историю изучают при помощи текстов». «История пишется по документам».

 

Школа Анналов, 1930-е гг.

- принцип «тотальной истории», то есть изучение исторических событий с разных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической.

- история – наука, т.е. организованная институция, способная установить логические связи между явлениями вместо бессвязного перечисления событий (камень в огород позитивистов).

- предмет исторического исследования – человек во времени, изменения его во времени, понять человека прошлого

- отрешиться от собственного я, не навязывать прошлому наши взгляды, не приписывать ЕГО сознанию наши черты, не смешивать собственный опыт с опытом прошлого. Нужно сознательно контролируемое наблюдение. Историк и прошлое (субъект и объект) – «встреча людей в веках» (пометы на рукописях, история чувств)

- понятие «исторического времени», исторический феномен не может быть понят вне своего времени

- историческое время не имеет границ, без понимания настоящего не понять прошлого, велико пространство времени, медленны изменения.

- единство сознания прошлого. Противоречиво – только для нас, есть ключи объяснения (царистские настроения крестьян и мятеж против царской администрации)

-регрессивный метод познания прошлого: явления проявляются постепенно, есть стадии накопления, плотность, зрелость. Чтобы изучать происхождение явления, нужно изучить его законченную, зрелую форму (крепостное право)

- прошлое – неизменная данность, его не изменить, но по остаткам, следам (источникам) можно реконструировать его (вещи, тексты, пейзажи (римские лагеря на аэросъемках, язык, кладбище гладиаторов). Междисциплинарность.

- степень доверия к источнику. Источники намеренные (осознанные) и ненамеренные (новгородские берестяные грамоты, проговоры даже в намеренных). Идея вопросника к источнику (проверка достоверности через другие источники)

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.