Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Метод источниковедения (анализ и синтез). Лекция 3

II. Эвристика (принципы и методы)

Эвристика(от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников.

— определяет существование источника,

— определяет место хранения источника,

— определяет возможность и условия доступа к источнику,

определяет условия доступа к источнику,

выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.

(библиографические указатели, летописи статей, книг, газет, путеводители по архивам, каталоги, описи)

Билет № 2


I. Источник как объект культуры

 

Наука – систематизированное и достоверное знание о действительности. Ее объект познается научными средствами.

Требования к объекту в науке:

1.Доступность наблюдению;

2.Стабильность т.е. возможность многократного обращения (опыт биохимика);

3. Независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на свойства объекта).

В естественных науках путь познания – в совершенствовании методов и техники исследования.

В науках о человеке все сложнее. Несоответствие гуманитарных наук требованиям естественных наук: непосредственного наблюдения за событием нет, как и возможности повторения, зависимость от исследователя велика, но еще больше – от автора источника.

Но есть путь познания через культуру. Объект научного познания гуманитара – источник, отразивший историческую действительность, отвечает условиям научного познания:

1. Доступен для наблюдения

2. Стабилен

3. Суверенен

4. В своей совокупности они отражают взаимоотношения людей с людьми, природой, обществом, государством.

5. Источник есть продукт целенаправленной человеческой деятельности, явление культуры.

Что есть культура в широком смысле слова? Это все, созданное людьми, в отличие от созданного природой без участия людей. Культура – материальные, предметные результаты деятельности людей (орудия, сооружения, произведения искусства), т.е. предметный, вещный мир, формируемый людьми в процессе целенаправленной, осмысленной деятельности. Все это может быть объектом исследования как целое.



Источник как явление культуры (создан в определенном месте, эпохе, среде, соотнесены между собой как в момент его создания, так и в момент последующего фиксирования. Эти соотношения позволяют восполнить недостатки самого источника в смысле передачи полноты информации.

5. Исторический источник отражает систему отношений: человек-произведение-человек, опосредованного (с помощью произведений) взаимоотношения человека с человеком.

ГЛАВНОЕ: Исторический источник – целостный, системный, внутренне взаимосвязанный объект, созданный людьми целенаправленно, как совокупность с присущими данной культуре типологическими, видовыми свойствами, способами функционирования.

6. Необходимость системного изучения источников, с учетом всего объема произведений культуры.

А. Необходимость междисциплинарного подхода к источникам, целостного, системного изучения специальных проблем исторической и других наук (экономики, демографии, социальной психологии).

Б. Идея фундаментального единства, присущее объекту – все, созданное людьми есть продукт целенаправленного и осознанного единства цели, творчества.

В. Глобальность подхода к проблемам культуры, сравнительное изучение разнообразных, взаимодействующих между собой типов и ареалов культуры, комплексный подход к изучению человека. Суть глобализма в истории:

1. Пространственное, географическое расширение(по горизонтали), сравнительное изучение различных культур, взаимодействие их, конец европоцентризма.

2. Расширение по вертикали:

отказ от исключительного изучения европейской античности, средних веков и нового времени, интерес к истории глубокой древности и современности (английская археология).

новые объекты исследования (новые языки, специфические тексты, необычные типы поведения, менталитета, особые методики осмысления знаний) (антропологи, архитекторы)

II. Лингвистические источники

Лингвистические источники — это нормы языка, зафиксированные чаще всего в каких-то письменных сочинениях. Таким образом, лингвистические источники во много совпадают с письменными источниками в соответствии с лингвистическими нормами своего времени.

Под лингвистическими источниками понимают памятники языка, которые содержат ценные сведения по истории его развития и способствуют изучению этнической истории, истории культуры, науки и т.д.

Лингвистические и источники рассматриваются как древнейшая группа источников.

Лингвистические источники, по сути, возникли задолго до появления письменности и отражают формирование этносов, их общие и отличительные черты, историю взаимодействия и отношений народов в разные исторические эпохи.

Таким образом, за исключением определенной специфики, лингвистические источники можно рассматривать как более обширную категорию, объединяющую под собой источники, касающиеся языка, его изменений и анализа этих факторов.

Соответственно, изучением таких источников занимается лингвистика, которая не является ВИД. Более специализированными вопросами, касающимися конкретной специфики отдельных источников, занимаются ВИД, специализирующиеся на изучении языковых источников.

 

Билет № 3

 

I. Метод источниковедения (анализ и синтез). Лекция 3

1.Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников.

— определяет существование источника,
— определяет место хранения источника,
— определяет возможность и условия доступа к источнику
2. Анализ источника

А.Внешняя критика источника:

- внешний вид источника (размеры, кол-во страниц, вид бумаги, водяные знаки, наличие (отсутствие) пагинации)

- анализ видов чернил и почерков

- определение сохранности источника (полностью или частично, есть ли дефекты и повреждения, их характер (механические, авторские, характер изломов, замятостей, обрывов, потертости, «репрезентативность мышей»)

— определение подлинности источника (не фальшивка ли позднейшая)

— определение первичности источника (подлинник или копия (список), может быть авторская копия),

— определение авторства источника (если нет указания автора, то предположения относительно его происхождения, профессии, поиск «личного запаха» в тексте)

— определение места и времени создания источника (по внешним данным, водяных знакам)

- определение типа источника (письмо, послание, акт, записка)

— определение цели создания источника

- выявление вариантов, редакций или изданий источника (всех известных списков- копий, как опубликованных, так и архивных)

— изучение «конвоя» - окружения (с какими документами хранился, с какими бумагами был подшит, опубликован)

Итог - составление «внешней истории» источника, «паспорта»

б.Внутренняя критика источника:
— сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и причин различий (Шахматов),
— оценка информативности (новизна, полнота исторической информации, содержащейся в источнике, «комплекс открывателя»)
- источники источника (прямые и косвенные, типы - священные тексты, законы, мифы)
— определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации (гл. обр. через сопоставление с другими источниками и пр.)
- определение степени тенденциозности
Совпадения не являются доказательством искренности автора источника.

Понятие сходства подтверждающего и сходства опровергающего. Первое – свидетельство проверяемо другими документами, второе – имеем дело с заимствованием, нужно искать источник и нашего источника и того, чем проверяли.

-«факторы, разоблачающие ложь»: язык источника, адекватность (неадекватность) описываемому времени и месту, упоминание в тексте персон и институтов (новгородские раскопки).
- при разоблачении лжи нужно мотивировать обман. Для чего он врал? Определение причин тенденциозности в изображении событий.
- психология свидетельств (умышленна или случайна ошибка), иначе можно пойти за источником, поддаться ошибке
- есть пределы рационализму, критика д.б. основана на инстинкте, интуиции в изучении метафизики единичного и множественного
— место в системе известных источников по конкретной теме
- фиксация косвенной информации источника, касаемой других явлений
- определение значимости исторической информации источника в хронологическом и синхронном ряду.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.