|
Проективная методика изучения мотиваиии достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас
Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Сейчас я задам вам два вопроса. Постарайтесь искренне на них ответить. Отвечайте первое, что вам приходит в голову, в свободной форме — в виде рассказа, состоящего из нескольких предложений. Ваш ответ будет записан на магнитофон, и если захотите, мы его вместе потом прослушаем. Можно отвечать последовательно: сначала на один вопрос, потом — на другой, а можно объединить два вопроса. Итак, вопросы: «Что делает вас счастливым?» и «Что делает вас несчастным?».
По окончании эксперимента прослушайте запись и выставьте оценку по следующей схеме: один балл за присутствие темы достижений (успех или неудача) во всем рассказе; по одному баллу за каждое предложение, в котором присутствует эта тема, и по одному баллу за каждое слово, непосредственно связанное с этой темой. Если позволяет материал, отдельно подсчитайте баллы для мотивации успеха и мотивации неудачи.
Проведите эксперимент с испытуемыми разного пола. Проанализируйте, различаются ли их результаты (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер(Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас
Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложен рассказ. Прочитайте его и напишите продолжение, отвечая на следующие вопросы:
1. О чем думает главный герой (героиня)?
2. Какие чувства он (она) испытывает?
3. Какое решение примет герой (героиня)?
4. Как к этому решению отнесутся окружающие?
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 41Т
5. Какие события ожидают его (ее) в профессиональной сфере?
6. Какие события ожидают его (ее) в личной жизни?
7. Какие личностные качества присущи герою (героине)?»
Рассказ1. Саша учился на психологическом факультете престижного российского вуза. Его успехи были замечены преподавателями и студентами. Он принимал участие в научных конференциях, его диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику он проходил вместе с однокурсницей Наташей в хорошей фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Сашаи Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (членыкомиссии) предложили самим ребятам решить вопрос, кто из них примет предложение фирмы. Сашу пригласили на собеседование первым. В настоящее время он сидит перед членами комиссии, которые ожидают его решения. Наташа ждет в коридоре...
Рассказ2. Наташа училась на психологическом факультете престижного российского вуза. Ее успехи были замечены преподавателями и студентами. Она принимала участие в научных конференциях, ее диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику она проходила вместе с однокурсником СашсгЧ в xopouieii фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Саша и Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (члены комиссии) предложили самим ребятам решить вопрос о том, кто из них примет предложение фирмы. Наташу пригласили на собеседование первой. В настоящее время она сидит перед членами комиссии, которые ожидают ее решения. Саша ждет в коридоре...
Эксперимент проводится в двух вариантах.
Вариант 1. Для исследования приглашаются двое студентов: юноша и девушка. Ему предлагается первый, а ей — второй рассказ.
Вариант 2. Испытуемые те же, но обоим испытуемым предлагаются оба рассказа (начиная с того, в котором пол главного героя совпадает с полом испытуемого).
Методика демонстрирует наличие или отсутствие боязни успеха у испытуемого. О наличии боязни успеха свидетельствуют следующие аспекты ответов на вопросы: а) в них преобладают негативные эмоции; б) герой (героиня) принимает решение отказаться от предложения фирмы в пользу любимого (любимой); в) испытуемый полагает, что профессиональная карьера героя (героини) не состоится;
г) испытуемый полагает, что личная жизнь героя (героини) не будет удачной;
д) среди характеристик личности присутствуют неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, боязнь утраты женственности и т. п.; е) в ответах присутствует суждение о том, что его (ее) будут осуждать окружающие.
I Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V
Эта шкала создана американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом (Christie, Geis, 1970). Она представляет собой 60 тщательно подобранных суждений, сгруппированных по «тройкам». Здесь приводится пятый вариант методики, носящий название «Мак-V».
412 Приложение к главе 7
В каждом изнижеследующих «троек» одно из суждений отражает макиавелли-стские взгляды, адва других служат для маскировки и нивелируют стремление испытуемогодавать социально желательные ответы.
Испытуемомудается следующая инструкция: «Вам будут предложены 60 суждений, сгруппированных в 20 "троек". В каждом случае вначале прочитайте все 3 суждения и выберите одно, с которым вы наиболее согласны (поставьте плюс) и одно — с которым вы наименее согласны (поставьте минус). При этом одно из суждений, относительно нейтральное, должно оставаться непомеченным: более одного плюса илиминуса в одной тройке ставить нельзя».
| А. Длятого, чтобы быть успешным преступником, нужно больше фантазии, чемдля того, чтобы быть успешным бизнесменом.
|
|
Б. Утверждение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» в чем-то справедливо.
|
|
В. Большинство людей легче забывают о смерти отца, чем о потере кошелька.
|
|
| А. Мужчины больше интересуются машинами, которые они водят, чем одеждой, которую носят их жены.
|
|
Б. Очень важно развивать у детей воображение и творчество.
|
|
В. Людям, страдающим неизлечимыми болезнями, необходимо предоставить выбор умереть безболезненно.
|
|
| А. Люди говорят правду о том, почему вы должны что-либо сделать, только тогда, когда им это выгодно.
|
|
Б. Счастье человека состоит прежде всего в том, чтобы добиться своей цели.
|
|
В. Так как большинство людей не знают, чего хотят, естественно, что кто-то должен им говорить, что надо делать.
|
|
| А. Несчастье нашей страны состоит в том, что люди слишком ленивы и снисходительны к себе.
|
|
| Б. Лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они хотят слышать.
|
|
В. Было бы хорошо, если бы люди были добрее к тем, кто менее удачлив, чем они сами.
|
| о
| А. Большинство людей по существу — хорошие и добрые.
|
|
Б. Совместимость — наилучший критерий для жены или мужа, остальные характеристики хороши, но несущественны.
|
|
В. Только после того, как человек получил то, чего хотел от жизни, стоит проявить интерес к несправедливостям, существующим в мире.
|
|
| А. Большинство людей, добившихся успеха, ведут чистую и нравственную жизнь.
|
| Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 411
| Б. Нельзя винить достойного человека за то, что карьера для него важнее, чем семья.
|
|
В. Было бы лучше, если бы люди меньше интересовались тем. какчто-то делать, и больше — тем, что надо делать.
|
|
| А. Хороший учитель скорее обращает внимание на вопросы, оставшиеся без ответа, чем дает подробные объяснения.
|
|
Б. Когда вы просите кого-то что-то сделать, лучше всего сообщить ему освоих истинных намерениях, чем давать объяснения, которые будут болееубедительными.
|
|
В. Работа человека (то, чем он занимается) — лучший способ определить, что он собой представляет как личность.
|
|
| А. Египетские пирамиды были воздвигнуты за счет порабощения рабочих-строителей.
|
|
Б. Лучший способ справиться с проблемой — решать ее, а не терпеть.
|
|
В. Человек должен делать что-то только тогда, когда он уверен в своем моральном праве на это.
|
|
| А. В мире жилось бы лучше, если бы люди предоставили будущему самому заботиться о себе, а сами наслаждались бы настоящим.
|
|
Б. Льстить важным людям — значит поступать благоразумно.
|
|
В. Если решение принято, лучше всего не менять его, даже если обстоятельства изменились.
|
| . 10
| А. Лучший способ действовать — это поступать так, как будто у вас нет другого выхода.
|
|
Б. Преступники отличаются от обычных людей тем, что они так глупы, что их ловят.
|
|
В. Даже самый закоренелый преступник в чем-то внутренне порядочен.
|
|
| А. Лучше быть скромным и честным, чем знаменитым и нечестным.
|
|
Б. Человек, который способен и хочет усердно трудиться, имеет хорошие шансы добиться успеха в своих начинаниях.
|
|
В. То, что не помогает нам в повседневной жизни, не слишком важно.
|
|
| А. Человека не следует наказывать за нарушение того закона, который он считает неразумным.
|
|
Б. Слишком многие преступники не получают наказания за свои злодеяния.
|
|
В. Ложь — самая непростительная вещь.
|
|
| А. Люди не хотят усердно работать, пока их не заставят.
|
|
Приложение к главе 7
Окончание тзблииы
| Б. Человеку надо дать шанс исправить ошибку, даже если она была серьезной.
|
|
В. Не стоит волноваться о людях, которые сами не способны принять решение.
|
|
| А. Мужчина прежде всего ответствен за свою жену, а не за свою мать.
|
|
Б. Люди в большинстве своем смелы.
|
|
В. Лучше выбирать умных друзей, чем просто удобных.
|
|
| А. Немногие люди в мире заслуживают интереса к себе.
|
|
Б. Трудно добиться успеха без того, чтобы не нарушить закон.
|
|
В. Способный человек, действующий ради собственной выгоды, более полезен для общества, чем добропорядочный, но неуспешный.
|
|
| А. Лучший способ произвести впечатление на других — дать им понять, что вы свободно можете менять свои взгляды.
|
|
Б. Самое лучшее — быть в хороших отношениях со всеми.
|
|
В. В любой ситуации честность — лучшая линия поведения.
|
|
| А. Можно быть хорошим во всех отношениях.
|
|
Б. Хорошо помогать себе, а другим — еще лучше.
|
|
В. Война и ее угроза постоянно сопровождают человеческую жизнь.
|
|
| А. Барнум был, вероятно, прав, когда говорил, что каждую минуту в мире рождается по крайней мере один простак.
|
|
Б. Жизнь достаточно скучна до тех пор, пока ее кто-то умышленно не взбудоражит.
|
|
В. Большинству людей было бы полезно контролировать свои эмоции.
|
|
| А. В обществе больше ценится чувствительность к эмоциям других людей, чем уравновешенность.
|
|
Б. Идеальное общество — то, где каждый занимает свое место и согласен с этим.
|
|
В. Наиболее разумно исходить из того, что все люди имеют дурные черты характера, которые проявляются при первой возможности.
|
|
| А. Люди, рассуждающие об абстрактных проблемах, обычно не знают того, о чем говорят.
|
|
Б. Полностью правдивый человек напрашивается на неприятности.
|
|
В. Для осуществления демократии надо, чтобы каждый имел право голоса.
|
| Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 415
Подсчет баллов осуществляется в соответствии со следующей таблицей.
Номер вопроса
| 1 балл
| 3 балла
| 5 баллов
| 7 баллов
|
| А+ В-
| Б+ В-А+ Б-
| А- Б+ Б- В+
| А- В+
|
| А+ В-
•
| Б+ В-
А+ Б-
| А- Б+ Б- В+
| А- В+
|
| А- В+
| А- Б+ Б- В+
| Б+ В-А+ Б-
| А+ В-
|
| А+ Б-
| Б- В+ А+ В-
| А- В+ Б+ В-
| А- Б+
|
| А+ Б-
| Б- В+ А+ В-
| А- В+ Б+ В-
| А- Б+
|
| А+В-
| Б+ В-А+ Б-
| А- Б+ Б- В+
| А- В+
|
| А-Б+
| А- В+ Б+ В-
| Б- В+ А+ В-
| А+ Б-
|
| Б- В+
| А+ Б-А- В+
| А+ В-А- Б+
| Б+ В-
|
| Б- В+
| А+ Б-А- В+
| А+ В-Л- Б+
| Б+ В-
|
| А+ Б-
| Б- В+ А+ В-
| А- В+ Б+ В-
| А- Б+
|
| А+ Б-
| Б- В+ А+ В-
| А- В+ Б+ В-
| А- Б+
|
| Б-В+
| А+ Б-А- В+
| А+ В-А- Б+
| Б+ В-
|
| А- В+
| А- Б+ Б- В+
| Б+ В-
А+ Б-
| А+ В-
|
| Б+ В-
| А+ В-А- Б+
| А+ Б-А-В+
| Б- В+
|
| Б- В+
| А+ Б-А- В+
| А+ В-А- Б+
| Б+ В-
|
Приложение к главе 7
Окончание таблииы
I Номер вопроса
| 1 балл
| 3 балла
| 5 баллов
| 7 баллов
|
| Б-В+
| А+Б-А-В+
| А+В-А- Б+
| _ Б+В-
|
| А+ В-
| Б+В-А+Б-
| А-Б+ я Б- В+
| А-В+
|
| А-В+
| А- Б+ Б-В+
| Б+ В А+ Б-
| А+ В-
|
| Б+В-
| А+В-А- Б+
| А+Б-А-В+
| Б- В+
|
| А+ Б-
| Б-В+ А+ В-
| А-В+ Б+В-
| А-Б+
| К полученной сумме баллов прибавляются 20 баллов, что дает Мак-показатель (который варьируется от 40 до 160 баллов). 100 баллов принимаются за медиану. Если Мак-показатель меньше медианы, делается вывод о низком макиавеллизме, если больше — о высоком, и индивид классифицируется как макиавелл.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|