Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование Аж. Адамса и коллег (1984)

...-.--: . ......... ■■■■:■ :■ .:. , ... . . . ■ . : ■ .

Испытуемые: 1418 курсантов обоего пола (женщины составляли 10% выборки) оценивали мужчину, а 182 — женщину в роли лидера (командира взвода или отделения) во время летнего шестинедельного обучающего курса. Метолики:

1) 7-балльная шкала аттитюдов по отношению к женщине в армии Вулфела и коллег;

2) шкала оценки лидерского успеха по пяти критериям: воспринимаемая эффективность командира подразделения, воспринимаемая эффективность подразделения, удовлетворенность командиром, удовлетворенность партнерами и коллегами и удовлетворенность летней командировкой.

Результаты. Женщины имели более эгалитарные взгляды на женщину в армии, чем мужчины (почти все женщины были отнесены к эгалитарной группе). Мужчины с традиционными взглядами имели большее сходство между собой по суждениям о женщинах в армии и больше были склонны приписывать им несуществующие свойства, чем мужчины с эгалитарными взглядами. Испытуемые примерно одинаково оценили достижения лидеров разного пола (независимо от взглядов — традиционных или эгалитарных). Курсанты, которые работали с командиром-мужчиной, были больше удовлетворены своими партнерами по обучению и командировкой в целом (по сравнению с теми, кто работал с командиром-женщиной).

Выволы. Предубеждения против женщин, присутствовавшие в аналогичном лабораторном исследовании Р. Раиса и коллег, в полевых условиях исчезли, так как в полевых условиях оцениваются реальные, а не приписываемые достижения лидеров.

Испытуемые примерно одинаково оценили достижения лидеров разного пола, независимо даже от своих взглядов на роль женщины в обществе и в армии, традиционных или эгалитарных. Разница в этих взглядах была связана с полом йспыту-


260Глава 8. Социальное поведение

емых. Почти все женщины были отнесены к эгалитарной группе. Они приветствовали появление женщины в армии и часто ей отдавали предпочтение перед мужчинами в роли командира. Мужчины с традиционной точкой зрения имели большее сходство между собой по суждениям о женщине в армии и больше были склонны приписывать ей несуществующие свойства (феномен атрибуции), чем мужчины из эгалитарной группы. Как видим, результаты получились иными, чем в лабораторном эксперименте (см. выше). Авторы объясняют результаты тем, что в полевых условиях идет оценка реальных достижений лидеров, а не приписываемых (как в лабораторных). Важными факторами являются также качественное обучение женщин-командиров и политика, проводимая против сексизма Военной академией США. За пределами академии возможны предубеждения против женщин.



Таким образом, влияние гендерных стереотипов на оценку успешности женщин может быть нивелировано с помощью специальной программы мероприятий. Поскольку во многих организациях и в обществе в целом начинает осознаваться необходимость привлекать к лидерству женщин, стала проводиться специальная политика (иногда в рамках целой страны, как в Финляндии и государствах Скандинавии), названная политикой равных возможностей.Однако не всегда эта политика приносит свои реальные плоды — порой эти равные возможности просто декларируются (см. материал главы 9 о гендерных взаимоотношениях в деловом мире).

Несмотря на то что по объективным критериям женщины часто не уступают мужчинам по успешности деятельности, все же целый ряд субъективных показателей свидетельствует не в пользу женщин. Когда речь идет о воспринимаемой эффективности, особенно женщин-лидеров,на первый план выступают обычные механизмы социальной перцепции: стереотипы (в данном случае — гендерные) и атрибуция (приписывание индивидам несуществующих качеств и мотивов и искажение истинных причин событий).

Так, в 1973 и 1975 гг. В. Шейн провела 2 исследования американских менеджеров (мужская и женская выборки соответственно) и обнаружила, что имидж успешного менеджера среднего звена больше похож на имидж мужчины, чем женщины, по ряду качеств (лидерские способности, уверенность в себе, честолюбие и др.). Спустя 14 лет она повторила свое исследование на выборке с аналогичными первоначальными демографическими показателями. Мужчины-испытуемые продемонстрировали те же результаты, что и раньше, но женщины изменили свои стереотипы. Теперь они связывали представление об успешном менеджере с характеристиками в равной степени как мужчин, так и женщин — лидеров. Таким образом, за 15 лет изменений во взглядах на мужчин-лидеров не произошло, а взгляды на женщин-лидеров изменились, но только у женской части выборки. Был сделан вывод о том, что именно стереотипы мужчин-менеджеров мешают продвижению женщин по служебной лестнице, ведь решение о назначении женщин на управленческие должности (в том числе и высшие) принимают мужчины (цит. по: Brenner et al., 1989).

Исследование стереотипов В. Шейн

Испытуемые: американские менеджеры обоего пола (420 мужчин и 1 73 женщины), работающие в 9 фирмах обрабатывающей промышленности и сервиса. Возраст мужчин 23-64 года (средний возраст 42 года), женщин 23-63 года (средний возраст 40,5 лет). Средний стаж в должности менеджера у мужчин 9 лет, у женщин — 8 лет.


Успешность деятельности 261

Метолика: испытуемым предлагались качества личности, ассоциирующиеся с понятиями «успешный менеджер среднего звена», «мужчина вообше» и «женщина вообще». Понятия соотносились друг с другом по характеристикам личности, с кото-■рыми они ассоциировались.

Результаты. Характеристики, которые испытуемые связывали с понятиями «успешный менеджер среднего звена» и «мужчина вообше» оказались схожими (так, в обоих случаях назывались лидерские способности, уверенность в себе, объективность, убедительность, честолюбие и др.). В то же время характеристики, связывавшиеся с понятием «женщина вообше», были специфическими. Через 14 лет исследование было повторено на выборке, аналогичной по демографическим показателям, и выяснилось, что результаты мужчин-испытуемых не изменились, но женщины изменили свои стереотипы: они стали связывать свои представления об успешном лидерстве как с мужскими, так и с женскими чертами.

Выволы: стабильность мужских стереотипов по отношению к женщине-менедже-ру — одна из причин того, что женщины не поднимаются до высшего уровня управления.

Выводы В. Шейн произвели огромное впечатление на специалистов и имели широкий общественный резонанс. М. Хейлман провела аналогичное исследование американских мужчин-менеджеров и обнаружила, что успешному мужчине-менеджеру приписываются большие лидерские способности и меньший интерес к внешности, а женщине в этой роли — жесткость, вспыльчивость, эгоистичность, независимость, сильное стремление к власти и достижениям и в целом неспособность к лидерству (Heilman et al., 1989). Таким образом, мужчины-испытуемые нарисовали позитивный портрет менеджера-мужчины и негативный — менеджера-женщины. Здесь также прослеживается гендерный стереотип по отношению к женщинам-лидерам, причем мужчины приписывают им даже не просто маскулинные, а агрессивно-маскулинные черты. Вполне возможно, что подсознательно это связано с боязнью конкуренции.

К. Дьюис и Т. Эмсвиллер обнаружили тенденцию приписывать причины достижений женщин случаю и простоте задачи, в то время как достижения мужчин объясняются их способностями и усилиями. Эта тенденция усиливалась, когда эксперты (и особенно мужчины) имели негативную установку по отношению к женщинам в менеджменте.

Заканчивая рассмотрение половых различий в эффективности лидерства, обратимся к метаанализу Э. Игли и коллег (Eagly et al., 1995). Он включает 88 лабораторных и полевых исследования. В целом не было обнаружено статистически значимых половых различий по эффективности лидеров, но были определены условия, при которых эти различия проявлялись:

1) подобие гендерной и лидерской ролей — мужчины более эффективны, если роль лидера требует способности к решению задачи, а женщины — в ситуациях, где необходимо проявить межличностные способности;

2) пол подчиненных — мужчины-лидеры особенно продуктивны, когда управляют мужчинами;

3) сфера деятельности и тип организации — значительное превосходство мужчин по лидерской эффективности наблюдается в военных организациях и в роли спортивных тренеров, а небольшое преимущество женщин — в сферах образования, бизнеса, на государственной и социальной службе;


262Глава 8. Социальное поведение

4) уровень управления — на низшем, или линейном, уровне, требующем, по мнению экспертов, технических способностей, лучше работают менеджеры-мужчины, а на среднем уровне, где руководителю необходимо проявлять межличностные умения, преимущество на стороне женщин. Вопрос же о высшем уровне менеджмента остается открытым из-за почти полного отсутствия исследовательских данных о гендерных различиях;

5) предубеждения — именно в военных организациях, где была зафиксирована наивысшая эффективность мужчин-лидеров, наблюдались сексизм и враждебные настроения по отношению к женщинам-офицерам и курсантам, возможно, повлиявшие на оценку эффективности последних.

В моих собственных исследованиях, в которых принимали участие лидеры и руководители различных групп (стихийные, студенческие лидеры, лидеры общественных организаций, руководители вузов), русские и казахи, не было обнаружено значимых половых различий по шкале успешности. В этом мнении были единодушны и сами испытуемые, и эксперты (начальники, подчиненные, коллеги, женщины, мужчины, русские, казахи). Результат созвучен многим другим, полученным на Западе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.