Сделай Сам Свою Работу на 5

Архивная деятельность в советский и постсоветский периоды

Прежде чем начать знакомство с историей архивного дела в РСФСР и затем СССР, кратко коснемся истории становления и развития нового государства на территории России — РСФСР и затем СССР.

Становление советской государственности. Двадцатый век в ис­тории нашей страны в целом и в истории отечественного архив­ного дела как ее составной части оказался наиболее насыщенным событиями, коренным образом повлиявшими на все стороны го­сударственной, политической, общественной, экономической и культурной жизни. Войны, революции, смены политического строя, распад, восстановление и вновь распад единой страны — так началось и так закончилось двадцатое столетие.

В первые два десятилетия XX в. в России произошли сразу три революции (1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская в 1917 г.), результатом каждой из которых были значительные изменения не только государственного аппарата, но и государственного строя страны.

И если революция 1905-1907 гг. не привела к свержению су­ществующего государственного строя, то результатом февраль­ской буржуазно-демократической революции было свержение мо­нархии, а результатом Октябрьской революции — провозглаше­ние социалистического государства — РСФСР, а затем СССР.

Итак, 25 октября (по старому стилю) 1917 г. в истории России начался новый, советский, период истории.

Насыщенная событиями история советского периода остается за рамками главы. Основное внимание будет уделено государст­венному строительству, и особенно высшим и центральным орга­нам власти, в документах которых отразилось все многообразие этого периода. Это связано с тем, что основным предметом наше­го изучения является складывание в советский период государст­венной архивной службы, которая, собственно, и сосредоточила в своих архивохранилищах в основном «государственную» часть истории.

За пределами главы остается история ведомственных архивов, включая систему партийных архивов, так как они требуют от­дельного изучения.

До начала 1918 г. государственное строительство связывалось с подготовкой Учредительного собрания России. Однако отрицание руководством РСДРП(б) и его лидером В.И. Лениным буржуаз­ного парламентаризма как формы правления привело к разгону 7января 1918 г. Учредительного собрания. Началось ускоренное становление новой, советской государственности.



Наряду с созданием «карающих мечей революции» — мили­ции, народных судов, революционных трибуналов, чрезвычай­ных комиссий — шел процесс создания единой системы Советов, ставших с октября 1917 г. основой государственной власти.

Напомним, что по ленинской концепции государственно­сти коммунистическая партия являлась ведущей политической основой общества, играла руководящую роль в политической си­стеме страны. Ее влияние от десятилетия к десятилетию все более возрастало, и, по сути, партийные органы, формально являясь общественными организациями, влияли на все стороны жиз­ни государства и общества. Решения партии были обязатель­ными к исполнению всеми ветвями советского государствен­ного аппарата.

Государственные учреждения и общественные организации более семи десятилетий составляли основу политической систе­мы СССР, служили инструментом управления обществом.

В своем развитии советский государственный аппарат прошел несколько этапов, каждому из которых была свойственна своя система высших, центральных и местных органов власти и управ­ления.

Высшими органами с 1917 по 1922 г. являлись: Всероссийский съезд Советов — верховный орган государственной власти; Всерос­сийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — ис­полнительный орган съезда и носитель высшей власти в период между съездами; Совет Народных Комиссаров (СНК) — прави­тельство, исполнительно-распорядительный орган управления; на­родные комиссариаты — центральные органы управления отдель­ными отраслями государственной жизни; Советы на местах — мест­ные органы государственной власти и управления.

После образования в декабре 1922 г. единого союзного государ­ства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР) — были созданы общесоюзные органы власти: всесоюзные съезды Советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти явились республиканские съезды Советов и ЦИК. Такая система государственного управления существовала до принятия Консти­туции СССР 1936 г.

Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систе­му общесоюзных и республиканских органов власти. Прекратили свое существование Всесоюзные съезды Советов. С 1936 г. выс­шим общесоюзным органом государственной власти стал Вер­ховный Совет СССР (просуществовал до 1991 г.), состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Националь­ностей.

В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства, а СНК СССР - в Совет Министров СССР.

Характерной особенностью государственного аппарата совет­ского периода в 20 —40-е гг., а также в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. было создание чрезвычайных (не предусмотренных Консти­туцией) органов, наделенных особыми полномочиями.

В конце 80-х гг. XX в. произошли важные изменения в государ­ственном управлении СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основно­го закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. — закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». На основании этих законов была установлена но­вая структура высших органов власти: Президент СССР — Съезд народных депутатов СССР — Верховный Совет СССР — Совет Федерации — Комитет конституционного надзора.

Таким образом, была проведена реформа политической систе­мы СССР, остававшаяся практически неизменной с 30-х гг. XX в., однако просуществовала она недолго.

8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входивших в состав СССР, тайно собрались в Беловеж­ской пуще и заявили, что СССР прекращает свое существова­ние; соответственно была прекращена деятельность органов СССР.

Так прекратил свое существование Союз Советских Социали­стических Республик и началась история Российской Федерации, становление государственности которой в последнее десятилетие XX в. протекало весьма бурно, порой драматично.

Архивное дело в РСФСР. Все эти изменения в государствен­ной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. Рассмот­рим, как это было.

После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидиро­ванных учреждений царского и временного правительств.

Историческим ведомственным архивам в Москве и Петрограде были выданы специальные документы, сохранявшие за ними по­мещения. Из наркоматов в соответствующие по подчиненности ведомства в губерниях были направлены распоряжения, в кото­рых предлагалось взять под охрану архивы местных учреждений, ликвидированных после установления советской власти.

2 апреля 1918 г. был создан Центральный комитет по управ­лению архивами. На него была возложена функция по времен­ному управлению архивами, а также поставлена задача по раз­работке нормативного документа о реорганизации архивного дела в стране.

Буквально через несколько месяцев, 1 июня 1918 г., Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической федеративной Советской Республике, который многие десятиле­тия был основополагающим законодательным актом в организа­ции архивного дела в СССР.

В декрете были заложены принципиальные изменения в орга­низации архивного дела в стране, которые заключались в следу­ющем: все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы должны были войти в Единый государ­ственный архивный фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлага­лось на Главное управление архивным делом, или Главархив.

Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране.

Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведе­нию учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспече­ние их сохранности и перевозка в государственные архивы; орга­низация использования документов; контроль за сохранностью до­кументов в учреждениях; первичная научно-техническая обработ­ка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой рабо­ты в Главархиве была создана инспекторская группа, в губерн­ских городах организацией архивного дела в этот период занима­лись отделы народного образования.

Декрет от 1 июня 1918 г. установил составные части ЕГАФ: национализированные бывшие ведомственные исторические ар­хивы; дела ликвидированных учреждений царского и Временного правительств; в перспективе — дела вновь организованных совет­ских учреждений, оконченные делопроизводством и утратившие оперативное значение.

Кроме документов государственных учреждений на учет бра­лись также материалы организаций, ликвидированных первыми декретами советского правительства.

31 марта 1919 г. СНК РСФСР издал Декрет о губернских архив­ных фондах (положение), юридически оформивший их создание.

Состав ЕГАФ в 1917—1918 гг. постоянно расширялся за счет национализации предприятий и отраслей промышленности, част­ных и акционерных банков.

По Декрету о земле (1917) и Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918) в собственность государст­ва перешли церковные и монастырские архивы. Среди этих доку­ментов были летописи, старопечатные книги, сборники древних сочинений и сказаний — все, что представляет исключительную культурную ценность.

27 марта 1919 г. СНК РСФСР утвердил декрет «Об архивах и делах расформированной прежней армии», а 29 июля того же года — декрет «Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, храня­щихся в библиотеках и музеях». В соответствии со вторым декре­том все архивы и дела расформированных частей, штабов и уп­равлений армии, относящиеся к периоду Первой мировой войны (1914- 1918), должны были быть немедленно приняты на местах военными комиссарами под свою охрану.

Все вышеперечисленные документы касались истории Россий­ской империи и Временного правительства.

Столь же серьезное внимание правительство РСФСР уделяло поступлению в ЕГАФ документов новой эпохи. В этой связи 22 апреля 1919 г. СНК РСФСР принял Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел», в котором предусматривалось ограничение хране­ния оконченных дел в учреждениях, профессиональных и коопе­ративных организациях сроком до пяти лет. По истечении этого срока оконченные дела должны были поступать в соответствующее государственное хранилище. Из комплекса дел, подлежащих пере­даче в государственные архивы, предусматривалось выделение для уничтожения групп дел, не имевших научной или иной ценности. Однако на практике ситуация была сложнее и не всегда вписывалась в рамки закона. (Подробнее об этом — в соответствующем разделе по комплектованию и экспертизе ценности документов.)

Важное место в деятельности Главархива было уделено сбору материалов по истории Октябрьской революции. В 1919—1920 гг. в этой работе активно участвовали губернские архивные фонды, губернские исполнительные комитеты Российской Коммунисти­ческой партии большевиков (РКП (б)). Специально для хранения этих материалов в 1920 г. был создан Архив Октябрьской револю­ции (АОР), в который стали поступать документы съездов Сове­тов, сессий ВЦИК, Совета Народных Комиссаров и других ор­ганизаций, содержащие сведения о первых годах советской вла­сти. В АОР были также переданы материалы по истории Октябрь­ской революции и Гражданской войны (1918 — 1920).

Постепенно происходило расширение и усложнение задач, сто­явших перед архивным ведомством, что требовало реорганизации его управления. Поэтому 30 января 1922 г. декретом ВЦИК было утверждено Положение о Центральном архиве РСФСР. В соответ­ствии с Положением все архивные учреждения были объединены в Центральный архив РСФСР (Центрархив), находившийся в ве­дении ВЦИК.

На Центрархив РСФСР возлагалось общее руководство по ор­ганизации архивной части и текущего делопроизводства в прави­тельственных учреждениях РСФСР. Специальный раздел Поло­жения был посвящен составу Единого государственного архивно­го фонда, который соответственно содержанию входящих в его состав архивных материалов разделялся на секции: политическую, экономическую, юридическую, историко-культурную, военно-морскую.

Создание государственных архивов и особого органа управ­ления архивным делом (Центрархива) подчеркивало общего­сударственную значимость архивов и должно было ограничить ведомственный произвол в уничтожении документов. Такому положению в архивном деле способствовал также изданный ВЦИК в 1926 г. Декрет о приведении в порядок и сдаче в Еди­ный государственный архивный фонд архивных материалов за 1917 — 1921 гг. Дополнением к нему послужил Декрет СНК РСФСР от 13 марта 1926 г. «О сдаче центральному архиву РСФСР архивных материалов». В нем указывалось, что помимо докумен­тов учреждений и общественных организаций дореволюцион­ного и советского периодов, перечисленных в ранее принятых декретах, передаче в Центрархив подлежат следующие матери­алы: всех национализированных и муниципализированных про­мышленных, кредитных и торговых учреждений и предприятий за время, предшествующее национализации или муниципализации; всех учреждений Временного правительства и всех контрреволюционных правительств и организаций, претендовавших на государственную власть на территории бывшей Российской империи; церквей, монастырей, дворцов, бывшей царской фа­милии и национализированных усадеб; бесхозные архивные ма­териалы. Все учреждения и лица, фактически владевшие пере­численными в декрете материалами, обязаны были сдать их ар­хивным органам. Значение этого документа в истории станов­ления архивного дела в советский период и формирования го­сударственного архивного фонда страны заключается в том, что в нем были указаны материалы (документы) всех категорий уч­реждений, организаций, предприятий и частных лиц, подле­жащие концентрации в ЕГАФ.

Декреты Совнаркома РСФСР и ВЦИК по архивному делу имели силу только на территории Российской Федерации. Однако союз­ные республики в некоторых вопросах организации архивной сферы следовали опыту РСФСР. Представители органов управления ар­хивным делом РСФСР приезжали в республики и непосредствен­но на месте оказывали методическую помощь.

Архивное дело в СССР в довоенный период. 10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР) для общего направления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведо­ванию архивными фондами общесоюзного значения.

Архивными фондами общесоюзного значения были признаны:

- документы съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, народных комиссариатов Союза ССР и прочих общесоюзных учреждений и организаций;

- архивные материалы, относившиеся к Февральской револю­ции 1917 г., по установлению Советской власти на территории Союза ССР, по истории Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Гражданской войны;

- архивы центральных правительственных учреждений и обще­ственных организаций, действовавших до 1917 г. В дальнейшем состав общесоюзных фондов должен был увеличиваться. Подоб­ные решения должны были утверждаться специальными поста­новлениями ЦИК СССР.

Первоначально компетенция общесоюзного архивного органа была ограничена несколькими направлениями деятельности: учет фондов общесоюзного значения; руководство постановкой архив­ного дела в центральных органах СССР; согласование мероприя­тий республиканских ЦАУ по постановке архивной части дело­производства в местных органах. Однако постепенно ЦАУ СССР стало развивать одно из важнейших направлений, входивших в его компетенцию, — создание архивов общесоюзного значения.

Начало этому процессу было положено 7 декабря 1932 г., ког­да по постановлению ЦИК СССР при ЦАУ СССР был создан Центральный государственный архив звуковых записей.

Вскоре к нему был присоединен существовавший с 1926 г. Фотокиноархив. Так появился Центральный фотофонокиноархив СССР.

В 1933 г. из ведения ЦАУ РСФСР в ведение ЦАУ СССР были переданы Архив Красной Армии и Военно-исторический архив. С этого момента он стал называться Центральным архивом. В пер­вую очередь перевод из статуса республиканских в статус общесо­юзных (центральных) коснулся архивов РСФСР.

Для выполнения архивной работы, требующей специальных профессиональных знаний, необходимы были подготовленные спе­циалисты, поэтому 3 сентября 1930 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР был создан Институт архивоведения. К работе инсти­тут приступил с апреля 1931 г. в здании Центрархива СССР на улице 25 Октября, 15 (ныне Никольская, 15). В 1933 г. он был пере­именован в Историко-архивный институт, позже — в Москов­ский государственный историко-архивный институт (МГИАИ), а в 1991 г. вошел в состав Российского государственного гуманитар­ного университета (РГГУ). За многие десятилетия своего сущест­вования институт подготовил квалифицированные кадры специ­алистов, а также внес значительный вклад в разработку научных и методических проблем истории, архивоведения, источникове­дения, археографии и других дисциплин.

Помимо организации сети центральных архивов в 1930-е гг. уде­лялось внимание созданию сети местных архивов и ведомствен­ному хранению документов. Так, 5 февраля 1936 г. вступило в силу Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «Об упорядочении ар­хивного дела в народных комиссариатах и центральных учрежде­ниях Союза ССР». Важно отметить, что постановление содержало перечень документов и материалов, подлежащих обязательному отбору для архивного хранения.

Таким образом, в основу организации архивного дела в СССР были положены принципы централизации и недробимости архив­ных фондов (к сожалению, на практике принцип недробимости часто нарушался).

По Конституции 1936 г. произошли изменения в государст­венном аппарате СССР. Были упразднены ЦИК СССР, ЦИК союзных и автономных республик, их местные органы, в веде­нии которых находились архивные учреждения. С 1938 г. по по­становлению Президиума Верховного Совета СССР Централь­ное архивное управление СССР было передано в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР.

После передачи архивного дела в ведение НКВД СССР Цент­ральное архивное управление СССР было преобразовано в Глав­ное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

В 1939 г. центральные архивные управления союзных и авто­номных республик были преобразованы в архивные отделы на­родных комиссариатов внутренних дел этих республик, а архив­ные управления краев и областей — в архивные отделы управле­ний внутренний дел. Лишь в РСФСР не было создано республи­канского архивного отдела, его функции были переданы Главно­му архивному управлению, что нарушало права республики.

Передача ГАУ НКВД СССР руководства всеми направлени­ями архивного дела создала условия для жестко централизован­ного управления архивной сферой через отделы НКВД союз­ных республик, так как архивные управления являлись их струк­турными подразделениями, а ГАФ РСФСР находился вместе с общесоюзными архивами в непосредственном ведении ГАУ НКВД СССР.

В марте 1941 г. Совнаркомом СССР было утверждено Положе­ние о Государственном архивном фонде (ГАФ) СССР и сети го­сударственных архивов СССР. В состав ГАФ СССР были включе­ны все документы, имеющие научное, политическое и практи­ческое значение независимо от времени их происхождения, со­держания, оформления, техники и способа воспроизведения.

По положению изменилась сеть государственных архивов. До­кументы высших и центральных учреждений дореволюционной России и СССР подлежали хранению в центральных архивах СССР.

Одновременно с изменениями в организации центральных ар­хивов происходила реорганизация сети местных архивов: на базе ранее самостоятельных краевых и областных исторических архи­вов и архивов Октябрьской революции были созданы единые ар­хивы — государственные архивы областей (краев).

Таким образом, в 30-е гг. XX в. были приняты правительствен­ные постановления об упорядочении архивного строительства в низовом звене, о создании специализированных государственных архивов, сети партархивов (история которых нами не рассматри­вается), а самое главное — о еще большей централизации управ­ления архивной отраслью, особенно после передачи ранее само­стоятельного архивного ведомства в систему НКВД СССР.

Однако в этом акте были как положительные, так и резко от­рицательные моменты. К первым можно отнести увеличение ма­териального обеспечения, строительство и ремонт архивохрани­лищ, организованное проведение частичной эвакуации архивных документов в восточные районы страны в начале 1941 г. и реэва­куации их в 1945 г.; ко вторым относятся: ликвидация самостоя­тельности архивной отрасли; потеря права вхождения с предложениями непосредственно в правительство; назначение на руководящие посты работников, зачастую не являвшихся специали­стами, далеких от понимания проблем архивоведения; сущест­венное ограничение допуска исследователей к документам, что сказывалось на уменьшении объема и тематики научных иссле­дований.

Архивное дело в СССР в послевоенный период. Развитие архив­ного дела СССР в 1940-е гг. было предопределено Великой Отече­ственной войной 1941 —1945 гг. На первый план вышли проблемы физического сохранения документального наследия страны: эва­куация, реэвакуация и последующая за этим первичная научно-техническая обработка, розыск и возвращение документов, выве­зенных оккупантами.

С конца 1940-х - начала 1950-х гг. XX в. начинается активное выявление документов для использования их в народнохозяйствен­ных целях: при восстановлении разрушенных предприятий, шахт, коммуникаций, электростанций, памятников архитектуры, при поиске полезных ископаемых и т. п. (Подробнее об использовании архивных документов см. в соответствующем разделе.)

После XX съезда партии в 1956 г. изменилась внутриполитиче­ская ситуация в стране. Произошли преобразования и в управле­нии архивным делом. Важной вехой стало принятие в 1958 г. по­становления Совета Министров СССР «Об утверждении положе­ния о Государственном архивном фонде СССР и сети централь­ных государственных архивов СССР». В состав ГАФ были включе­ны новые категории материалов (документы учреждений и пред­приятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны на временно захваченной территории СССР), а также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объедине­ний, существовавших на территории СССР до установления со­ветской власти (в Прибалтике, Западной Украине, Западной Бе­лоруссии, Северной Буковине и др.).

Положение установило юридические основы деятельности ведомственных архивов, их взаимоотношения с органами уп­равления архивным делом, ответственность руководителей уч­реждений за сохранность, упорядочение и использование до­кументов и зафиксировало сроки хранения документов в архи­вах учреждений.

В 1960 г. изменились подведомственность и правовое положе­ние Главного архивного управления: оно было передано в непо­средственное подчинение Совету Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее — Главархив СССР). Это способство­вало либерализации доступа к архивным документам.

В течение 1960—1962 гг. во всех союзных республиках архивные органы были переданы из ведения министерств внутренних дел в ведение советов министров республик.

28 июля 1961 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных ар­хивов СССР».

В числе основных задач Главархива СССР было названо обес­печение сохранности документов ГАФ СССР; научное и органи­зационно-методическое руководство государственными и ведом­ственными архивами и контроль за обеспечением сохранности документов, находящихся в архивах министерств и ведомств.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР утверждалась следующая сеть центральных государственных архи­вов СССР: Центральный государственный архив Октябрьской ре­волюции, высших органов государственной власти и органов го­сударственного управления СССР; Центральный государственный архив (ЦГА) народного хозяйства СССР; ЦГА Советской Армии; ЦГА Военно-Морского Флота СССР; ЦГА литературы и искусст­ва СССР; ЦГА древних актов; ЦГА кинофотофонодокументов; Центральный государственный исторический архив СССР; Цент­ральный государственный военно-исторический архив СССР.

5 марта 1967 г. постановлением Совета Министров СССР был создан Центральный государственный архив звукозаписей СССР.

В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всесоюз­ный научно-исследовательский институт документоведения и ар­хивного дела (ВНИИДАД).

В 1976 г. в СССР был принят закон «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры», согласно которому архив­ные документы были отнесены к историческим памятникам, а на Главархив СССР возлагались обязанности использования этой категории памятников.

В развитие закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Совет Министров СССР принял ряд поста­новлений. В 1978 г. было обнародовано Постановление «Об улуч­шении организации архивного дела в центральных государствен­ных архивах СССР». В нем особое внимание было уделено про­блемам комплектования центральных архивов материалами об­щесоюзных министерств и ведомств.

4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял Постановле­ние «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете Мини­стров СССР».

Это положение действовало более 10 лет — до момента распада СССР и принятия архивного законодательства Российской Феде­рации.

В введении к положению было дано новое толкование доку­ментальных памятников, а именно то, что они являются достоя­нием всего народа и, следовательно, строгое соблюдение правил охраны и использования — задача не только государства и обще­ственных организаций, но и каждого гражданина. Цель создания Государственного архивного фонда (ГАФ) — централизованный учет, хранение и исследование документов.

Упор, сделанный на возможности использования документов, несмотря на некоторую декларативность и реальные ограничения на практике, имел огромное значение для развития архивного дела. Смещался акцент с чисто «охранительных» тенденций к все­стороннему использованию документального наследия народов СССР.

В этом правительственном акте содержалось несколько новых положений, которые еще не вошли в практику работы архивных учреждений и не имели юридического подтверждения в норматив­ных документах, однако важен был сам факт постановки пробле­мы: о создании страховых фондов на особо ценные документы не только в государственных, но и в ведомственных архивах; о при­влечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении, незаконном уничтожении и купле-продаже документов; о расширении состава ГАФ СССР за счет механографических документов; об изменении сроков ведом­ственного хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы.

К положению были составлены два приложения.

В приложении № 1 закреплялась сеть центральных государ­ственных архивов СССР, находившихся в непосредственном ве­дении Главного архивного управления (Главархива) при Совете Министров СССР: Центральный государственный архив Октябрь­ской революции, высших органов государственной власти и ор­ганов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР); Цен­тральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР); Центральный государственный архив Совет­ской Армии СССР (ЦГАСА СССР); Центральный государствен­ный архив Военно-Морского Флота СССР (ЦГАВМФ СССР); Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР); Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА СССР); Центральный государственный ис­торический архив СССР (ЦГИА СССР); Центральный государ­ственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР); Цен­тральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФД СССР); Центральный государственный архив звукоза­писи СССР (ЦГАЗ СССР).

В приложении № 2 давался перечень отраслевых государствен­ных фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, осу­ществлявших государственное хранение документов ГАФ СССР. К ним были отнесены: объединение «Всесоюзный геологический фонд»; Государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды; Центральный картографо-геодезический фонд Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР; Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий Госкомитета СССР по стандартам; Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного Комитета СССР по кинематографии; музеи и библиотеки Министерства культуры СССР и Академии наук СССР и союзных республик; Министерство иностранных дел СССР.

В положении были отражены новые функции государственной архивной службы: выполнять на договорных началах по заявкам учреждений ряд работ по обеспечению сохранности, упорядочению и использованию документов, созданию страхового фонда копий; осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и делопроизводством учреждений, организаций и предприятий.

Таким образом, деятельность государственной архивной службы получила правовое закрепление.

Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных учреждений.

К органам управления относилось Главное архивное управление при Совете Министров СССР, которое возглавляло государственную архивную службу СССР. Главархив СССР непо­средственно и через архивные органы союзных республик ведал организацией архивного дела в стране. Общий объем документов только в государственных архивах с постоянным составом доку­ментов составлял около 173 млн дел на бумажной основе и по­чти 6,5 млн кинофотофонодокументов. Кроме того, существовал Архивный фонд КПСС, в состав которого входили документы партии и комсомола. Они хранились в партийных архивах, и све­дения о них не поступали в органы государственной архивной службы. Позже стало известно, что Архивный фонд КПСС на­считывает около 74 млн дел и 220 тыс. кинофотофонодокументов. Руководство архивным делом в союзных республиках осуществля­ли главные архивные управления при советах министров союзных республик; в автономных республиках — архивные управления при советах министров этих республик; в краях, областях и городах республиканского подчинения (Москва и Ленинград) — архив­ные отделы соответствующих исполкомов Советов народных де­путатов.

Государственные архивы разделялись на две группы — госархивы с постоянным составом документов и госархивы с пе­ременным составом документов (хранившие документы до пере­дачи их в госархивы постоянного хранения).

Архивы с постоянным составом документов подразделялись на несколько категорий:

центральные государственные архивы СССР;

центральные государственные архивы союзных республик и их филиалы;

центральные государственные архивы автономных республик;

государственные архивы краев, областей (в том числе авто­номных) и их филиалы в ряде городов республиканского подчи­нения.

Архивы с переменным составом документов (райгорархив) соз­давались в районах, республиках, краях, областях, городах, имев­ших развитую промышленность.

Разработку теоретических проблем и методических пособий по вопросам архивоведения и делопроизводства осуществляли такие научные учреждения, как ВНИИДАД и НИЦТД, а также вспомогательные центральные лаборатории по микрофильмиро­ванию и реставрации документов в Москве и Ленинграде.

Подобная система существовала практически неизменной бо­лее 10 лет, когда в конце 1991 г. Главархив СССР был ликвидиро­ван как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

Архивная деятельность в Российской Федерации. После распа­да СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о право­преемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостнос­ти и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятель­ности высших государственных структур и хранящихся в государ­ственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами доку­ментов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответ­ствии с их национальным законодательством переход под юрис­дикцию государственных и других архивов союзного уровня, вклю­чая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР.

В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдик­цию Российской Федерации в ведение Государственной (Феде­ральной) архивной службы России.

В табл. 1 приводится перечень федеральных архивов, а также центральных архивов КПСС и ВЛКСМ на территории Россий­ской Федерации, оставшихся в наследство от СССР.

Таблица 1



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.