Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание.

Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов — простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом мо­гут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстри­руемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действи­ям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над про­стым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа на­правлена на распространение и грамматическое оформле­ние предложений. Развивая у ребенка умение полно и грам­матически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

— Что делает мама? (Читает.)

— Что делает собака? (Лает.)

— Что делают дети? (Поют.)

Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения — подлежащее и сказуемое). Можно исполь­зовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.

— Что девочка делает? — Девочка рисует.

— Что делают ребята? — Ребята слушают радио.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные пред­ложения способствуют задания типа «закончи предложе­ние»:



— Учитель учит кого? (Учеников.)

— Почтальон разносит что? (Письма, газеты.)

— Часовщик чинит что? (Часы.)

— Врач лечит кого? (Больных.)

Рассматривая картинки или игрушку, дети распростра­няют предложение с помощью воспитателя.

— Это кто? — Кошка.

— Какая кошка? Кошка... — говорит воспитатель, понижая голос.

— ...пушистая, — договаривают дети.

— Что делает пушистая кошка?

— Пушистая кошка ... лежит на коврике.

— Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

В младшей группе детей учат распространять предложе­ния за счет однородных членов.

Перед детьми наборы картинок: овощи (.морковь, лук, огурцы, кар­тошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, со­бака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала со­ставляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

— Мама купила в магазине ... морковь, лук ...

— У бабушки в деревне живут,... кошка, собака, корова и теленок. Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом

назвать столы, стулья, шкафчики?» — «Мебель»).

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

— В детский сад привезли новую мебель ... столы, стулья, шкафы.

— В овощном магазине продают вкусные фрукты ... лимоны, яблоки, апельсины.

Дети продолжают предложение, а потом вслед за вос­питателем повторяют его.

Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его К построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его от­вете «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуе­мое и обстоятельство.

Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.

_ А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес.)

— А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес.)

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации:

* «День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет Кукла спела песенку (что сделала?).

* «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал.)

Динамика игрового действия способствует заинтересо­ванности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у де­тей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет од­нородных членов, а затем — употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Все упражнения должны проходить в игровой занима­тельной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).

Оставление предложений на занятиях в младших груп­пах, как отмечают многие практики, вызывает значительные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринуж­денность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос пред­ложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая воспитателям о своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.

Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание комму­никативной ситуации, в которой встречаются игровые пер­сонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказы­ваний детей, для диалога воспитателя и ребенка, исполь­зовать художественную литературу для воспитания правиль­ной литературной речи.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со станов­лением связной речи, и в первую очередь с монологичес­кой ее формой.

В речи ребенка пятого года жизни увеличивается коли­чество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно стро­ят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа имама, они...»), переставляют сло­ва, опускают или заменяют союзы, мало используют опре­делений и обстоятельств.

В содержание обучения входит закрепление умений пра­вильно строить предложения, согласовывать слова в пред­ложении, использовать в речи простейшие виды сложно­сочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформле­нием предложения и его распространением.

Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девоч­ка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1) Мальчик делает лодочку. Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2) Девочка рисует клоуна. Девочка рисует клоуна карандашами. Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существен­ное значение имеет овладение глагольной лекси­кой. В процессе обучения детей составлению словосоче­таний, предложений с глаголами ребенка подводят к по­строению связного высказывании. С этой целью использу­ют упражнения типа «Закончи предложение» или специ­ально созданные бытовые ситуации.

— Маша взяла утюг, она будет ... (гладить белье).

— Дима взял пилу, он будет ... (пилить бревно).

— Юра взял топор, он будет ... (рубить).

— Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет... (кататься на велосипеде).

Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.

— Кого ведут в детский сад?

— Кого учит учитель?

— Что рисует художник?

Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи до­школьников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то—то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в ко­торых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способ­ствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя ... (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что ...

Мы пошли гулять на улицу, когда ...

Дети пошли в школу, чтобы ...

Надя не послушалась маму, поэтому ...

Пошел дождь, но мы ...

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего? развивают у ребенка умение устанавливать причинно -следственные, временные, целевые связи и отношения.

Появление в речи детей сложноподчиненных предло­жений свидетельствует о познании и осмыслении ребен­ком связей и отношений, существующих в реальной жиз­ни. В 5 — 6 лет, как отмечают многие исследователи, на­блюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.

Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуют специально разработан­ные приемы. Благодаря их использованию ребенок ста­вится в такие ситуации, которые побуждают его высказы­ваться в форме сложных предложений. Приведем примеры упражнений.

Составление сложносочиненных предложе­ний по двум картинкам.

Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

— Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.

— Девочка разбирает постель. Девочка спит.

— Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.

— Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

— с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

— со словосочетаниями: мяукающая кощка, лающая со­бака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушис­тый цыпленок;

— с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; маль­чик, собака, санки;

— с союзами если, так как, поэтому {Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег).

Рекомендуемые выше приемы построения и оформле­ния предложений могут быть использованы в средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформи­рованное™ этих навыков у детей. Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершен­ствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конст­рукций в связи с развитием диалогической и монологи­ческой форм речи.

Дети в основном правильно строят простые распрост­раненные предложения с однородными членами, с обо­собленными оборотами; используют в речи сложносочи­ненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и раздели­тельные союзы. Речь детей характеризуется большей связ­ностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т. е. контекстностью.

Продолжается формирование простых и сложных пред­ложений. В связи с этим особое внимание уделяется умени­ям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное пред­ставление о предложении и его структуре, умение пользо­ваться союзами, вводить языковые средства для соедине­ния структурных частей предложения {потому что, ведь, всегда, например).

С целью развития синтаксической стороны речи исполь­зуются дидактические игры, сюжетные картинки, словес­ные упражнения, коммуникативные ситуации, художе­ственные тексты. Рассмотрим содержание образовательно­го материала.

Подбор однородных определений для согласо­вания существительного с прилагательным в роде и числе.

— Какая сегодня погода? (Хорошая.)

. _ Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.) * — Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

— Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

— А когда нет ветра? (Безветренный.) И т. д. Прослушивание предложений и составление

ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.

Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.

Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы

Откуда пришли дети? (Из......) Откуда вышел мальчик? (Из-за.........)

Откуда сбрасывали снег? (С.........) Откуда вылезла кошка? (Из-под.........)

Откуда слетел воробей? (С.........) Откуда вынырнул пловец? (Из-под........)

От чего отходят пароходы? (От.........) Откуда вышел человек? (Из-за.........)

Откуда убрали посуду? (Со.........)

Начиная со средней группы рекомендуется вводить раз­работанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает).

Этот прием активизирует употребление сложных пред­ложений, способствует совершенствованию синтаксичес­кой структуры предложения.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различ­ные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необ­ходимо для характеристики героя или предмета. Повество­вательные рассказы требуют изложения событий в опреде­ленной временной последовательности, поэтому возника­ет необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

Еще более сложные в синтаксическом отношении зада­чи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчине­нием.

При пересказывании литературных текстов дети упот­ребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пе­ресказ с перестройкой текста, когда содержание и спосо­бы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них.

Задание дополнить сложное предложение можно про­вести в интересной форме, используя игру «Размытое пись­мо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик).

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может — дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может дога­даться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель чита­ет зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы ...» и т. д.

Упражнения по составлению сложных пред­ложений путем добавления придаточных пред­ложений1.

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

— Сегодня нужно надеть галоши, потому что ... (на дворе лужи).

— Сережа взял карандаш, чтобы ... (рисовать).

- Сережа не достает до тонки, потому что он... (маленький).

— Дети поливают морковь для того, чтобы ... (она хорошо росла).

«Один начинает — другой продолжает».

Воспитатель предлагает летим продолжить предложение:

— Мама купила Коле ... красный флажок.

— Утром дети идут ... и детский сад.

Воспитатель начинает, У нас на клумбе ... Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите псе сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глагола­ми сослагательного наклонения. «Закончи предложение».

— Мы пойдем гулять, если ... (не будет дождя).

— Цветы засохнут, если ... (их не поливать).

— Если бы я не помог Наташе, она бы ... (могла упасть).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.