Сделай Сам Свою Работу на 5

Беседа как метод обучения диалогической речи





Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружающим и одновре­менно как метод развития связной речи. Е. И. Радина в сво­ем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жиз­ни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недоста­точно им осознается. В результате знания ребенка становят­ся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую сту­пень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок дол­жен припоминать, анализировать, сравнивать, высказы­вать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диа­логические и монологические формы связной речи, и преж­де всего речи разговорной: умения слушать и понимать со­беседника, давать понятные ответы на поставленные воп­росы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспита­нием навыков культуры поведения: ребенок должен на учиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвле­каться, не перебивать собеседника, сдерживать свое не­посредственное желание сразу отвечать на вопрос, не по­дождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.



Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспи­тателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дис­куссию». Словарный запас детей активизируется, уточня­ется и дополняется.



Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким.

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья). Содержание должно быть педагоги­чески обосновано, способствовать решению задач все­стороннего воспитания, доступно, психологически близ­ко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринуж­денно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

В прошлом веке при отборе содержания бесед важней­шим был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержа­ние бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ре­бенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.



В наше время проблема содержания бесед с дошкольни­ками исследовалась многими учеными (А. П. Усова, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культу­ры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные про­граммы расширяют круг детских представлений и поня­тий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно бе­седовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рас­сказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые но­вые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ре­бенку, но требующие дополнительных пояснений, подни­мающие сознание ребенка на более высокую ступень зна­ния.

Тематика бесед определяется конкретными зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением.

Приведем примерную тематику бесед.

Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш детский сад», «Москва — столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, труд по­чтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы — дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школь­ных и умывальных принадлежностях.

Беседы о природе: «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».

Беседы на морально-этические темы: о культуре поседения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплекснос­ти (увязки всех занятий между собой) привело к непра­вильному определению места беседы. В результате она пре­вратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие виды работы в детском саду. Между тем беседа — лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы озна­комления с окружающим (экскурсии, наблюдения, про­гулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упо­рядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид дея­тельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и рас­ширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеоб­разна по целевой установке и методу. В основу этой класси­фикации положено взаимодействие между детским опы­том и выражением его в речи.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен мате­риал (картина, книга), в связи с которым проводится бе­седа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном го­роде) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Остановимся на характеристике и особенностях прове­дения этих бесед.

Вводная беседа,или беседа, предваряющая получе­ние новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом итем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее— выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоя­щей деятельности. На практике часто предварительная ра­бота либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лиша­ется возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоцио­нальны, проводятся в непринужденной обстановке, невыходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов оста­ется неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим ...»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта,является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесооб­разное накопление опыта. Задача воспитателя — обеспе­чить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюде­ния. Что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педа­гога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддер­живает интерес к наблюдению.

В чем особенности методики проведения таких бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осоз­навать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных ана­лизаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следу­ет одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гиб­кость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рас­сказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на ос­нове уже имеющихся представлений и знаний.

Основной в детском саду является беседа заключи­тельная, ее принято называть обобщающей. Цель обоб­щающей беседы — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способ­ствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.

Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важ­ные для руководства беседой вопросы; отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, ис­пользование наглядного материала и индивидуальный под­ход к детям.

Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает со­ответствующее содержание1. С учетом опыта и представле­ний детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания — о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навы­ков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.

Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).

Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и про­фессиями тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е. И. Радина вы­делила такие структурные компоненты беседы, как:

вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наи­более существенных частностей, подводящих к выводам;

элементарное обобщение, уточняющее представле­ния детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на опреде­ленное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональ­ным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явле­ний, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному — с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, за­гадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.

Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» — тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблем­ное™: «О каком человеке можно сказать, что он культур­ный, вежливый?» Для беседы о Москве удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображени­ем Кремля и Красной площади. Беседу о зиме можно на­чать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мыш­ление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добав­ления, поправки. Цель этих приемов — уточнить мысль ре­бенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или уг­лубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее про­ведения, использование стихов, загадок, наглядного мате­риала, участие и активность всех детей группы.

В основной части беседы может быть несколько логи­чески законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога.

В беседе «О маме», например, можно выделить три смыс­ловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное зда­ние и класс, учение и учителя, школьные принадлежнос­ти, 1 сентября в школу.

Окончание беседы характеризуется определенной завер­шенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими вы­водами по всей беседе. Концовка беседы может быть раз­личной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или вос­питатель делают обобщение (заключительный рассказ).

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Веж­ливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением сти­хотворения, пословицей, слушанием магнитофонной за­писи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, зада­ния, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слу­шать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведе­ния являются вопросы.Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, .что правильно поставленный вопрос вклю­чает в себя половину ответа. Поставить вопрос — значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть по­сильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы на­целивают на выводы, обобщения, классификацию, уста­новление причинно-следственных связей. Методика исполь­зования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу со­держит вопрос, можно выделить две группы вопросов.

1. Вопросы, требующие простой констатации — называ­ния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? ка­кой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулиро­ваны так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бы­вает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

2. Другая группа вопросов —поисковые— направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, уме­ния сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, де­лать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (по­чему? отчего? зачем?).

В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось вприроде в феврале? Почему вы любите зиму?

Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен са­мостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать сужде­ние лишь в том случае, если еще до беседы получил доста­точный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, вы­водов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной фор­мулировке.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогатель­ные вопросы.Основные вопросы — это стержень беседы. Важнейшее требование к ним — логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выя­вить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.

Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный воп­рос — наводящий или подсказывающий. Ребенок не улав­ливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкрет­ной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а

иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как на­зывается должность у тети Кати?). Наводящие вопросы по­могают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыс­кать правильный ответ. Они активизируют мысль, помога­ют ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений.

В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очеред­ной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша.)

Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.

Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спра­шивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» — «Да! Да! — восклицают дети, — кро­вельщик!»

Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независи­мо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесо­образно самому ответить на него.

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитатель­но-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения бесе­ды, дисциплинирующую детей. Указания определяют по­рядок и правила высказывания, привлекают внимание де­тей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, преж­де чем ответить»). Указания относятся и к уточнению детс­кой речи.

Существенную роль в уточнении и систематизации зна­ний играют обобщения,которые делает педагог, его рас­сказ.

В ходе беседы о зиме, обобщая детские ответы, воспи­татель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели».

В этой же беседе он рассказывает, за что любит зиму. «Я люблю зиму, потому что зимой весело и интересно,

потому что зимой полезно гулять; воздух чистый, прозрач­ный, свежий, здоровый. Зимой бывает очень красиво. Снег блестит на солнце, небо бывает голубым, а когда солнце заходит, оно становится розовым. О зиме нарисованы кар­тины, написаны стихи. Я прочитаю вам фрагмент из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Мороз—Красный Нос».

В обобщающей беседе в целях активизации мыслитель­ной и речевой деятельности используется наглядный мате­риал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить пред­ставления детей, поддержать интерес к беседе, можно по­казать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстратив­ный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цве­тов, предметные картинки), другие показывают всем де­тям (картина, животное, предметы посуды, одежды).

Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы пока­зывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рас­сматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежнос­тях. Использование наглядного материала должно быть крат­ковременным. Не следует превращать все в самостоятель­ное занятие.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступа­ют в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной са­мооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчи­вым вниманием, с ограниченным кругозором.

При проведении беседы задача педагога — добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стес­нительным ребятам следует помогать, задавая простой воп­рос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей мож­но подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В свя­зи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спо­койное, доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальные особенности детей заставляют по-раз­ному ставить один и тот же вопрос: кому-то — в формули­ровке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то — в подсказывающей форме.

Речевая активность детей в беседе — один из показате­лей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли уча­стие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям сле­дует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, упот­реблять формулы вежливости. Воспитатель должен коррек­тно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обу­чать детей умению вести разговор.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные отве­ты, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. По­добное требование ведет к искажению языка.

Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое сейчас время года?» — «Сейчас время года весна». В данном случае для полного ответа дос­таточно одного слова «весна».

Важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок инту­итивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос од­ним словом, а когда — целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого.

Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к раз­вернутым целенаправленным высказываниям. Этому спо­собствуют поисковые вопросы, которые активизируют ло­гическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отве­чать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесо­образно предусмотреть наиболее оптимальное соотноше­ние репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению.

Одобрение воспитателя, подтверждение детских отве­тов, его указания также стимулируют детей на высказыва­ния. Особого внимания заслуживают детские вопросы, воз­никающие в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосно­вывать свое мнение, доказывать его. Эффективными при­емами, вызывающими детей на спор, на обсуждение слож­ных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая за­дача — это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы1.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто рече­вая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности со­средоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начи­ная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экс­курсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слу­шать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у де­тей ценой значительных усилий правильных ответов. Эф­фективность беседы в значительной степени зависит от уме­ния педагога целенаправленно вести за собой детей, направ­лять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах про­водятся занятия-беседы. В отношении младшего дошколь­ного возраста используется беседа-разговор в процессе по­лучения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно ис­пользуются беседы, которые сопровождают получение но­вых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

1 Интересные логические задачи на природоведческую тематику со­держатся в книге Н. Ф. Виноградовой «Умственное развитие детей в про­цессе ознакомления с природой», М., 1978.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.