Сделай Сам Свою Работу на 5

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного из­менения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают воз­никающая в этом возрасте потребность говорить правиль­но, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, ис­кать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правиль­но сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических яв­лений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обу­чение употреблению форм родительного падежа единствен­ного и множественного числа существительных, согласо­ванию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формиро­вание умения правильно спрягать глаголы по лицам и чис­лам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навы­ков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматическо­го строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рас­сказыванию.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль про­должает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда — необходимость использования на­глядности. Если в младших группах преимущественно ис­пользуются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако об­разец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с це­лью предупреждения ошибок.



Программное содержание и методика организации за­нятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций {Де­вочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчи­цу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а несколь­ких).

Повышаются требования к детям. Воспитатель добива­ется от детей четкости и внятности произнесения оконча­ний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая рас­тущее у детей осознание особенностей речи, педагог при­влекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных по множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, ра­бота по закреплению представлений о родовой принадлеж­ности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсаль­на для упражнения детей всех возрастных групп в упот­реблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе под­бирают более трудные слова: туфли — туфель, сапоги — сапог, тапочки тапочек, валенки — валенок, сандалии — сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения катего­рии винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изме­няются по-разному.

— На столе что? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

— На столе кто? — Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

— Кого вы видите? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).

— Что вы видите? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).

— Кого не стало? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).

— Чего не стало? — Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

Упражнение для усвоения категории винительного па­дежа можно включить в игру-драматизацию «День рожде­ния куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

— Что они подарили Кате?

— Миша подарил мячик, Коля — маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рас­сматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согла­суй его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?

Более сложное задание — подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать крас­ный?

— Голубое небо. Про что еще можно сказать голубой! (Платье, блюдце, ведро.)

Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ори­ентировки на окончания слов при согласовании существи­тельных с прилагательными в роде и числе проводятся уп­ражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

— Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

— Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круг­лое, большое.)

— Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шер­шавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

— Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

— Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

— Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять несклоняемые име­на существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

— Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)

— А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

— Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висят пальто. Много пальто. (Образец.) '

— Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А здесь сколько паль­то? (Три пальто) и т. д.

А. М. Бородич предлагает прием отраженной речи с фор­мулировкой вопроса, с которым можно обратиться к пер­сонажу игры:

— Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

— Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

— Попроси Машу: «Расскажи о споем пальто».

Становлению грамматической стороны речи способству­ет художественная литература, содержащая образцы кон­струкций предложений, употребления прямой и косвен­ной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» мож­но увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

— не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

— плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выго­ню, не выгонишь;

— лиса — дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпроси­ла; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

— заяц — плачет, горюет, лапками слезы вытирает;

— стали жить да поживать.

Использование прямой речи: Идет старый медведь.

— О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведюшка, не плакать.

— Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая или переска­зывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изме­нения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматичес­ки правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет ка­кую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

Требует специальных упражнений разноспрягаемый гла­гол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» — «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» — «Хочу». — «Мы хотим плясать» и т. д.), игр вые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» — «Хотим». — «Оля, ты хочешь?» — «Хочу»).

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посу­ду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рису­нок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.