Сделай Сам Свою Работу на 5

Л) повышение уверенности в себе, подкрепление веры в себя позитивными убеждениями





Задание: напишите список ваших ценных качеств на листе бумаги и постарайтесь запомнить. Например:

- Я забочусь о своей семье

- Я хороший товарищ

- Я достиг кое-чего в жизни

- Я помогаю людям

- Я хочу добиться успеха

- Я признаю свои ошибки

- Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде

- Я довольно привлекателен

- Я стал лучше понимать себя и др.

Когда вы почувствуете себя подавленно, сосредоточьте внимание на мысленном воспроизведении своих сильных сторон.

м) формирование уверенности в себе в напряженной си­туации

Задание: перечислите 6 ситуаций, когда вам что-то удалось. Сформулируйте похвалу себе за хорошо выполненную работу. Назовите свое позитивное качество, которое способствовало этому успеху. Одобрите себя за это качество.

 

Тема 6. Психология организационно-управленческой деятельности эксперта –2часа.

Вопросы:

1. Понятие и структура организационно-управленческой деятельности эксперта.

2. Психологические основы организационно-управленческой деятельности эксперта.

Литература

основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [6,7,8].

 

Технические средства обучения (ТСО) :



1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.

2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.

3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).

4. Презентации Microsoft PowerPoint.

5. Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.

 

Задания по теме 6. Психология организационно-управленческой деятельности эксперта.

а) Следователь Лариков таким образом организовал свой рабочий день и время отдыха: Подъем в 8 час. 30 мин. (ложился спать он после часа ночи); 9 час. — чашка черного кофе; 9 час. 15 мин.— 9 час. 40 мин.— прибытие в следственный отдел. На работу он опазды­вал на 30 — 40 минут почти всегда, и это вызывало у него осложнения с руководством, а иногда и с колле­гами по работе. До обеда он вел разговоры по телефо­ну, встречался с оперативными работниками, посещал архив и т.п. Примерно в 13 часов Лариков начинал ра­ботать более продуктивно: допрашивал обвиняемых в следственном изоляторе, проводил очные ставки с по­терпевшими и т.д. Закончив работу, он печатал на машинке обвинительные заключения и задерживался на работе примерно до 20 часов. Плотно ел он только один раз дома около 21 часа, остатки вечера проводил у телевизора и чтением газет. Лариков считался хорошим следователем, но слыл волокитчиком, так как часто нарушал процессуальные сроки предъявления обвинения, окончания расследования и др. Отпуск, как правило, он проводил в своем районе, читая детективнуюлмитературу. (Васильев В.Л. Деловые игры (для начальников следственных подразделений и прокуроров). Л., 1987. С. 9–10).



Какие недостатки имеются и организации труда сле­дователя Ларикова? Сказываются ли они на результа­тах его работы? Как правильно следует организовать труд и отдых следователя? (В обсуждении принимают участие несколько учащихся, которые заранее готовят свои сообщения.Остальные студенты группы участвуют в дискуссии в качестве экспертов).

б) В 1782 г. Екатерина II утвердила «Устав благочиния или полицейский». В этом уставе в разделе «Наказ управе благочиния» сформулированы правила добронравия, т.е. нравственные принципы, которыми должна была руководствоваться полиция. Вот основные из этих правил (применительно к действиям чинов полиции):

I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.

II. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.

III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении или в добром звании, а удовлетворит по возможности.



IV. В добром помогите друг другу, веди слепаго, дай кровлю неимущему, напой жаждущего.

V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее.

VII. С пути сошедшему указывай путь...

XIII. Правой и равной суд всякому состоянию.

XIV. Дать покровительство невинному и скорбящему.

XV. Воздержание от взяток: ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, ус­ам же налагают узду.

Представляется, что сформулированные в уставе принципы поведения работников органов правопорядка не потеряли своей актуальности и в наши дни.

1. Проанализируйте правила добронравия, сформулированные в «Уставе благочи­ния или полицейском». Каково значение этих принципов поведения работников органов правопорядка в современных условиях?

2. В каких действующих нормативно–правовых актах содержатся подобные профес­сионально–этические принципы поведения сотрудников правоохранительных органов?

3. Продумайте, какова степень связи указанных этических принципов со стилем ру­ководства персоналом органов правопорядка.

в) При вступлении в должность начальника УВД Н–ской области полковника милиции Белова А.И. его предшественник только с положительной стороны охарактеризовал подполковника милиции Жукова И.И., работавшего ранее на различных руководящих должностях в аппарате УВД. По инициативе предыдущего начальника УВД Жуков назначался начальником отстающего РОВД г. Знаменска, а через некоторое время – начальником другого «запущенного» РОВД. По мнению бывшего начальника УВД, Жуков «вытянул» оба этих РОВД из провала. Какими средствами он при этом пользовался, никого не интересовало.

Внешне Жуков И.И. «смотрелся»: энергичный, подтянутый, исполнительный, общи­тельный. Несколько развязан, но до панибратства не доходит, дело знает, указания по­нимает с полуслова. Правда, среди коллег – начальников ГРОВД и некоторых работников аппарата УВД – особым уважением не пользуется: заносчив, высокомерен. Допускал Жуков и некоторые нарушения, злоупотреблял служебным положением. Негативная инфор–мация о Жукове дошла и до нового начальника УВД, но он, доверяя мнению своего предшественника, считал в целом Жукова деловым руководителем. Поэтому, когда у Жукова подошел предельный срок выслуги в звании подполковника, Белов А.И. настоял, чтобы его назначили начальником крупного ГОВД области, где предельное звание у начальника по штатному расписанию было «полковник милиции». Через какое–то время, несмотря на возражения некоторых членов коллегии УВД, Белов А.И. направил в МВД РФ представление о присвоении Жукову И.И. очередного специального звания. В это же время среди руководящих работников аппарата УВД и горрайорганов области стали циркулировать слухи, будто Жуков И.И. является родственником нового начальника УВД и поэтому делает быструю карьеру. Слухи дошли до Белова. Он пригласил к себе Жукова и спросил о причине слухов. На этот вопрос Жуков И.И. пояснил изумленному Белову А.И., что слухи распустил он сам, Жуков, чтобы повысить свой авторитет среди руководителей органов внутренних дел области.

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. Дайте обобщенную психологическую характеристику личности Жукова И.И.

3. Выделите основные мотивы действий Жукова И.И.

г) Прочитайте отрывок из рассказа «По мосту» немецкого писателя Генриха Белля.

«История этого дома не давала мне покоя. Я стал задумчив, небрежен в работе. Да: в самом деле небрежен. Я слишком много размышлял. Однажды я даже забыл взять пап­ку «Спорные дела», чем навлек на себя гнев начальника окружного управления. Он вы­звал меня к себе, он дрожал от возмущения.

– Грабовски, – сказал он мне, – я слышал, Вы забыли папку «Спорные дела». Служ­ба превыше всего, Грабовски!

Так как я упорно молчал, начальник продолжал еще более строгим голосом:

– Курьер Грабовски, я Вас предупреждаю: растяпам не место во Всегерманском об­ществе охотничьего собаководства. Мы можем обеспечить себя квалифицированными служащими...

Он грозно посмотрел на меня, но вдруг его взгляд смягчился.

– Может быть, у Вас какие–нибудь личные неприятности? Я тихо сказал:

– Да.

– Что случилось? – спросил он уже другим тоном. В ответ я только покачал головой.

– Могу ли я Вам помочь? Скажите, чем?

– Дайте мне один свободный день, господин начальник. Больше мне ничего не надо Он великодушно кивнул.

– И не принимайте этот разнос близко к сердцу. В конце концов забыть папку может каждый. А в остальном мы Вами довольны...

Я ликовал. Сцена эта произошла в среду, и назавтра, в четверг, я был свободен».

1. Какая часть разговора начальника с подчиненным является характерной для бюрократической личности»?

2. Каким образом и каким психологическим приемом курьеру Грабовски удалось изменить содержание, характер и тональность монолога начальника окружного управления?

3. Дайте характеристику стиля управленческой деятельности руководителя окружного управления Всегерманского общества охотничьего собаководства.

4. Дайте оценку поведению в этой ситуации курьера Грабовски.

д) В книге А. Моля «Социодинамика культуры» (М., 1973) приводится случай из военной службы подан­ный с юмором, но весьма поучительный:

«Полковник – майору:

– Завтра в 9.00 состоится солнечное затмение, т.е. явление, которое бывает не ка­ждый день. Распорядитесь построить личный состав на плацу. Форма одежды повсе­дневная. При наблюдении за этим интересным явлением буду давать пояснения лично я. В случае осадков и плохой видимости наблюдать будет нечего, поэтому направить лич­ный состав в спортивный зал.

Майор – капитану:

– По приказу господина полковника завтра в 9.00 состоится солнечное затмение. В случае дождя на плацу в повседневной форме предполагается плохая видимость. Тогда – проводить исчезновение солнца в спортивном зале. Такое бывает не каждый день.

Капитан – лейтенанту:

– По приказу господина полковника завтра в 9.00 в спортивном зале будем отраба­тывать исчезновение солнца. Форма одежды – повседневная. Идти дождю или нет – рас­порядится господин полковник. Такое бывает не каждый день.

Лейтенант – сержанту:

– Когда в гимнастическом зале пойдет дождь, а такое бывает не каждый день, наш полковник в 9.00 исчезнет в своей повседневной форме.

Дневальный:

– Солдаты, завтра должен исчезнуть наш полковник. Такое бывает не каждый день. А жаль!»

1. Какие психологические закономерности привели, на ваш взгляд, к искажениям формации при ее передаче сверху вниз?

2. Почему искажения носили именно такой характер, который дан в описании? Влияние каких групп психологических факторов сказалось на этом?

е) Требовательность руководителя и его дисциплинарная практика связаны с понима­ем того обстоятельства, что подчиненный может совершать ошибки, но не обязательно это следует его наказывать. В теории психологии управления персоналом распростра­ню суждение о праве подчиненного на совершение ошибки. В частности, это выражается в следующих мнениях:

«Право подчиненного совершить ошибку является одним из важнейших элементов хорошей атмосферы совместной деятельности в учреждении, и оно основывается на том, что пока совершаемые подчиненным ошибки (разумеется, без злого умысла) в вопросах, порученных ему для самостоятельного решения, не переходят «нормальной» границы, непосредственный начальник (не отказываясь даже от резкого, но высказываемого без свидетелей, выговора) обязан перед вышестоящим начальником брать на себя ошибку подчиненного» (Я. Зеленевский).

«Начальник должен вникнуть в то, какой риск ошибки имеется в деятельности подчиненного. Он должен поставить перед собой вопрос: какой процент ошибок в рассматриваемой категории дел может допустить работник, вполне справедливо считающийся хорошим специалистом? Он должен найти на это ответ и сообщить подчиненному, что если процент ошибок, совершенных им при любых обстоятельствах, не превысит установленного предела, то он вообще об этих ошибках не будет говорить с подчиненным, рассматривая это как нормальное явление» (Э. Шлех).

«Рассматривая вопрос передачи заданий, правомочий и ответственности подчиненного, следует иметь в виду, что это должно быть чем–то реальным, а не фиктивным. Очень важным составным элементом этого делегирования обязанностей является право подчиненного на ошибки в определенных пределах» (И. Стайджер).

«Если мы хотим от кого–либо инициативы и творчества, то должны давать этому лицу большее право на ошибку, нежели даем другим. Если мы этого делать не будем, то опасение перед неудачными попытками будет сковывать инициативу» (М. Фейнберг).

1. Сформулируйте свою позицию в отношении высказанных суждений о праве подчиненного на ошибку.

2. По какому психологическому критерию (мотив, цель, опыт и др.) можно определить возможный предел таких ошибок подчиненных?

ж)На оперативном совещании в одном из РОВД до офицерского состава была доведена информация, что в подразделении вводится должность психолога. Реакция сотрудников была разной. Один сказал: «Что мы, психи?», второй: «Лучше бы добавили опера», третий: «Давайте пригласим на эту должность Кашпировского», четвертый: «Теперь у нас самоубийств больше не будет».

1. С какими ошибочными представлениями о себе и своей работе может столкнуться практический психолог в правоохранительных органах?

2. Как бы вы отреагировали на реплики сотрудников, как объяснили бы причины их ошибочных мнений?

з) Выпускник юридического факультета обратился в УВД одного из округов города Москвы с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел, в уголовный розыск. При первичном знакомстве с кандидатом на службу психолог обнаружил у него выраженную повышенную агрессивность, в связи с чем возникли сомнения в профессиональной пригодности кандидата.

По результатам психологического тестирования кандидата в Центре психодиагно­стики при ГУВД г. Москвы у него был диагностирован гиперстенический профиль лично­сти и вынесено заключение: «Рекомендуется условно».

Однако к практическому психологу УВД зашел заместитель начальника отдела уго­ловного розыска и стал просить принять «парня на работу». Он сказал, что это его сосед, что он знает его с детства, что у него порядочные родители, которые работают в правоохранительных органах, что он лично готов оформить поручительство за кандидата и выступить в роли его наставника.

1. Как бы вы поступили на месте старшего психолога в этой ситуации?

2. Что значит гиперстенический тип личности (профиль), какой тип поведения от не­го можно ожидать при службе в правоохранительных органах? Можно ли отнести данный тип личности к так называемой группе риска?

3. Если бы вы приняли решение поддержать ходатайство о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел, то какой бы следовало наметить план мероприятий по управлению процессом его адаптации?

и) Начальник поручил практическому психологу обследовать двух достаточно опытных сотрудников и дать им психологическую характеристику. О целях психологического тести­рования начальник не сообщил.

После того как психолог обследовал сотрудников и представил характеристики на­чальнику, выяснилось, что решается вопрос о назначении одного из них на вакантную руководящую должность. Ознакомившись с характеристикой, начальник упрекнул психо­лога, что он не указал уровень развития организаторских способностей, способность к руководству людьми. Психологическое обследование пришлось повторить.

Впоследствии один из сотрудников, тот, которого не назначили на новую должность, перестал здороваться с психологом, полагая, что по его вине он не получил продвижение по службе.

1. Правильно ли была поставлена задача психологу? Если нет, то как надо было ее сформулировать?

2. Какие профессионально–этические правила надо соблюдать, чтобы у психолога не возникали конфликты с сотрудниками и руководством?

Тема 7. Психология удостоверительной деятельности эксперта –

4 часа.

Вопросы:

1. Понятие и структура удостоверительной деятельности эксперта.

2. Психологические основы удостоверительной деятельности эксперта.

Литература

основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [6,7,8].

 

Технические средства обучения (ТСО) :

1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.

2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.

3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).

4. Презентации Microsoft PowerPoint.

5.Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.

 

Задания по теме 7. Психология удостоверительной деятельности эксперта.

а)Подберите к перечисленным ниже уже устаревшим словам и оборотам современные аналоги в деловой письменной речи:

означенный, вышепоименованный, сего года, настоящим сообщаем, незамедлительно, уведомлять, на предмет рассмотрения, каковой.

б)Среди перечисленных ниже словосочетаний выделите те, которые имеют нарушения нормы современного русского языка. Внесите необходимые исправления.

1) … были удовлетворены все запросы заказчиков.

2) Высылаем ответ на Ваш запрос от …

3) Допустить нарушение, ошибку, просчет.

4) Допустить дефект, брак, поломку, хищение.

5) Удешевить товары и продукты.

6) Удешевить себестоимость.

7) Прописать в квартире.

8) Прописать в документе.

в)Определите, какое слово или словосочетание целесообразнее употребить в устной разговорной речи, и какое – в письменной деловой:

помочь или оказать помощь, реконструировать или произвести (осуществить) реконструкцию, расследовать или провести расследование, проконтролировать или обеспечить контроль, содействовать или оказать содействие, ошибиться или допустить ошибку.

г) Известно, что языковые клише пронизывают в деловой корреспонденции, как и в другой документации, весь текст. В официальных письмах с помощью определенных языковых формул выражаются самые разные аспекты содержания: извинение, благодарность, просьба, разрешение и т. д. Эти языковые формулы являются нормой современного русского этикета, а потому нет необходимости «изобретать» собственные этикетные фразы.

Используя нижеперечисленные формулы, подготовьте образцы деловых писем (документов).

Формулы, подтверждающие получение письма или документа.

Мы получили Ваше письмо от (дата)...

Ваше письмо от (дата) получено нами...

Сообщаем Вам, что мы (своевременно) получили (такой-то документ) от (дата)...

Формулы благодарности.

Благодарим Вас за...

Мы Вам очень благодарны за...

Заранее благодарим за...

Мы были бы Вам очень признательны, если бы Вы...

Формулы, объясняющие мотивы поведения.

В связи с... (тяжелым положением, проведением совместных работ и др.)...

В соответствии с (таким-то письмом, документом, протоколом и др.)...

В порядке оказания (помощи, поддержки и др.)...

В целях (усиления контроля, расширения возможностей и др.)...

В ответ на (Вашу просьбу, Ваш запрос и др.)...

В подтверждение (нашей договоренности, нашего телефонного разговора и др.)...

На основании (подписанного соглашения, принятого обязательства и др.)...

Формулы, выражающие просьбу.

Просим (проверить, выслать, принять меры и др.)...

Убедительно просим (дать ответ..., не задерживать решение... и др.)...

Прошу (обеспечить, проконтролировать, сообщить и др.)...

Формулы, употребляемые при отправке документов.

Направляем…

Высылаем (договор, документацию, проект Устава и др.)...

Посылаем…

Формулы, выражающие подтверждение.

Подтверждаем получение...

С благодарностью подтверждаем получение...

Министерство... подтверждает (необходимость создания..., необходимость сотрудничества..., необходимость развития...и др.)...

Формулы, выражающие напоминание.

Напоминаем, что (в соответствии с договоренностью, по совместному плану и др.)...

Напоминаем Вам, что (срок представления проекта, задолженность по оплате и др.)...

Формулы, выражающие извещение.

Сообщаем, что (...к сожалению, не можем выслать и др.)...

Ставим Вас в известность, что (Ваши рекомендации утверждены, Ваше предложение принято и др.)...

Формулы, выражающие предложение.

Предлагаем Вам (приобрести, рассмотреть, утвердить и др.)...

Мы можем, предложить Вам...

Мы можем рекомендовать Вам...

Формулы, выражающие приглашение.

Приглашаем Вас (представителя Вашего ведомства) принять участие в... (посетить...)...

Просим принять участие в (обсуждении проекта, рассмотрении вопроса о... и др.)...

Формулы, выражающие отказ или отклонение предложения.

Ваше предложение отклонено по следующим причинам:...

Присланный Вами проект не может быть утвержден по следующим причинам:...

Возможно ли использование в деловой переписке таких фраз как: Не откажите в любезности...; Если Вас не затруднит...; Категорически требуем...; Рассмотрите и утвердите наш проект (план). Свой ответ обоснуйте. (См.: Иванова А., Панова М. Культура письменной деловой речи государственного служащего. № 2 (12), 2001.С. 1–13).

д) Изучите методические рекомендации по составлению юридических документов. Какими из них следует руководствоваться эксперту?

Семь ступеней подготовки юридических документов

1) понять, кому адресован документ;

2) собрать фактический материал;

3) знать закон;

4) систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру;

5) тщательно изложить;

6) предусмотреть возможные последствия;

7) отредактировать и переписать.

Следуя этим правилам, вы сможете подготовить хорошо ор­ганизованный, всеохватывающий, краткий и точный документ.

Предварительные инструкции в отношении соблюдения ука­занных правил

Хотя перечисленные ступени подготовки документа прону­мерованы от первой до седьмой, процесс подготовки не обязательно должен быть хронологическим. Возможно, вам придется поменять последовательность ступеней. Ваше решение в этом отношении зависит от степени знакомства с предметом документа и от вашего опыта. Но при этом вы должны тщательно пройти через все семь ступеней и без колебаний, возвратиться к любой из них и повторить работу, если возникнет такая не­обходимость.

Пояснения в отношении каждой ступени

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.