Раздел 2. Психология основных направлений профессиональной деятельности эксперта
Тема 3. Психология поисковой деятельности –4 часа.
Вопросы:
1. Понятие и структура поисковой деятельности эксперта.
2. Психологические основы поисковой деятельности эксперта.
Литература
основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [6,7,8].
Технические средства обучения (ТСО) :
1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.
2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.
3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).
4. Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.
5. Презентации Microsoft PowerPoint.
Задания по теме 3. Психология поисковой деятельности эксперта.
А) определение абсолютного порога зрительного ощущения
Чертятся кольца Ландольдта (см. рис 1.). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв в кольце 1,5 мм. Необходимо иметь 6—8 плакатов с разрывами в разные стороны. Плакат помещается на стену. Для измерения расстояния от испытуемого до плаката делается разметка от стены по полу.
Испытуемый становится на расстоянии 6 м. от стены, спиной к плакату. Затем поворачивается и медленно идет к стене, пока не увидит разрыв в кольце. Испытание повторяется трижды. Затем вычисляется среднее арифметическое. Чем больше расстояние, с которого испытуемый увидел разрыв, тем лучше его абсолютный порог зрительного ощущения.
Если разрыв определен с расстояния 5 м., это говорит, что угол различения равен 1 градусу и зрение испытуемого нормальное. Оценка зрительного ощущения производится в баллах (табл.).
Оценка
в баллах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв
|
| 620—640
| 590–620
| 550–590
| 500—550
| 430—500
| 330—430
| 200—330
|
|
Б) сравнительное определение абсолютного порога слухового ощущения
С помощью магнитофона или другого источника с постоянной силой звука определяется порог слуховых ощущений. Для этого подбирается звук, который большинством испытуемых улавливается с 5 м. Испытуемый становится спиной к источнику звука, который медленно приближается к нему, пока не будет услышан, а потом удаляется (пока не перестает ощущаться). Расстояние от источника звука фиксируется и может сопоставляться с другими испытуемыми или с тем, что было раньше (например, до физической нагрузки).
В) определение разностного порога тактильного ощущения
Испытуемому на глаза надевается повязка. Экспериментатор прикасается к кожной поверхности испытуемого на тыльной стороне ладони ножками циркуля–измерителя, разведенными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводятся на 1,5 мм, на 2,0 мм, на 2,5 мм и т. д. (через 0,5 мм), до тех пор пока испытуемый не почувствует два прикосновения. Затем ножки циркуля сближаются до ощущения одного прикосновения. Эксперимент повторяется три раза. За основу берется средний результат (в мм) всех измерений при разведении и сведении ножек циркуля.
Оценка тонкости тактильного ощущения производится по табл.
Оценка
в баллах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Порог тактильного ощущения в мм
|
| 1,5
| 1,5
| 2,0
| 2,5
| 3,0
| 3,5
| 4,5
| 5,0
| Инструкция: участники должны определить промежуток времени (в секундах) между первым и вторым ударами, который наносит карандашом по столу руководитель занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (например: 7,15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 сек.). Часами пользуется только руководитель занятия. Результаты заносятся в таблицу.
Номер серии опытов
| Настоящая продолжительность временных отрезков
(А)
| Продолжительность временных отрезков по оценке
испытуемых
(В)
| Разность в оценке
временных отрезков
|
|
|
|
| Методические рекомендации: упражнение можно усложнить, если ввести звуковые или световые помехи. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио, миганием света и др.
Г) развитие слухового восприятия
Порядок проведения: участникам последовательно предлагаются разные звуки и шумы (10—20) из различных точек помещения и с разных расстояний.
Источником звука может быть удар ладонью (палкой, металлическим стержнем и пр.) о какой–либо предмет, разрыв бумаги или ткани и др. Возможно использование магнитофонных записей и шумов из замаскированных мест помещения.
Задание: на слух, закрыв глаза, определить источник, направление и расстояние до источника звука.
Д) развитие навыков ориентировки в пространстве
Инструкция: сначала закрепите в памяти вид четырех сторон аудитории (условно — юг, север, восток, запад). Встаньте в центр комнаты, закройте глаза. Вспомните южную часть комнаты: стену, два окна, подоконники. Это юг. Теперь вспомните северную часть комнаты: желтую стену, стенды, выключатель. Это север. Откройте глаза. Проверьте себя.
Установим временные связи слов «юг», «север», «восток», «запад» с видом четырех стен комнаты. Потренируемся в быстром переключении внутренних видений — с запада на север, с юга — на восток и т.д.
Методические рекомендации: сначала паузы между переключениями могут быть большими, чтобы обучаемые волевыми усилиями успели «притянуть» видения. Затем паузы могут быть сокращены.
Е) развитие глазомера
Задание: посмотрите на спинку своего стула. Закройте глаза, не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.
Посмотрите на тетрадь или на книгу, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стула и ширину тетради и книги. Сделайте то же самое с открытыми глазами, А потом с закрытыми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|