Раздел 1. Введение в психологию профессиональной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВКАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»
КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология в профессиональной
Деятельности»
Направление подготовки: 031003 Судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Москва 2013
Авторы учебной программы и методических рекомендаций
д.п.н., профессор Н.А. Давыдов,
к.п.н., к.ю.н., доцент И.И. Аминов
Ответственный редактор
д.ю.н., заслуженный юрист России,
профессор В.Е. Эминов
МГЮУ имени О.Е. Кутафина, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Цели изучения учебной дисциплины
|
| Место учебной дисциплины в структуре ООП
|
| 3. Структура и содержание учебной дисциплины:
|
| 3.1. Тематический план учебной дисциплины
|
| 3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
|
| 3.3. Лекции
|
| 3.4. Практические занятия
|
| 3.5. Самостоятельная работа студентов
|
| 4. Образовательные технологии
|
| 5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов:
|
| 5.1. Тематика контрольных работ.
|
| 5.2. Перечень вопросов, включенных в экзаменационные билеты.
|
| 5.3. Задания для самоконтроля знаний студентов (практикум).
|
| 6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
|
| 7. Учебно-методическое обеспечение:
|
| 7.1 Основная литература
|
| 7.2. Дополнительная литература
|
| 8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
|
| 1. Цели освоения учебной дисциплины.
1. Целиосвоения учебной дисциплины– овладение студентами понятийным аппаратом, познание ими объективных закономерностей психологии профессиональной деятельности, приобретение общих психологических установок и навыков правильного ориентирования в системе отечественной психологии труда, умений соотносить их психологическое содержание с реальными событиями общественной жизни. Современные задачи, решаемые экспертами, обусловливают актуальность овладения ими знаниями о природе, механизмах и функциях человеческой психики, условиях и возможностях активного влияния на ее процессы, свойства, состояния и образования. Формированию такой компетентности на этапе обучения призвана дисциплина «Психология в профессиональной деятельности», нацеленная не только на вооружение студентов продуктивными психологическими моделями, алгоритмами и технологиями решения профессиональных задач, но и развитие профессионально важных качеств, к важнейшим из которых следует отнести:
• профессиональную наблюдательность, внимательность, память (повышенную способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.);
• развитое профессиональное мышление (социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и др.);
• развитое самообладание – умение управлять своим психическим состоянием и поведением, устойчивость к экстремальным ситуациям профессиональной деятельности.
Выпускник,изучив учебную дисциплину«Психология в профессиональной деятельности»должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК - 5);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК -8);
-
- способностью анализировать свои возможности, совершенствоваться адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК -11).
В процессе освоения данной учебной дисциплины у студента формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Психология в профессиональной деятельности» относится к учебным дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла, базовая часть ООП.
Подготовка высококвалифицированных судебных экспертов требует изучения психологических вопросов правовой регуляции – следственной и судебной деятельности, судебно-психологической экспертизы.
Психология профессиональной деятельности является одной из важнейших учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов по специальности «судебная экспертиза». Данная дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для изучения различных прикладных отраслей юридических наук. Содержание дисциплины «Психология в профессиональной деятельности» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к рассмотрению психологических аспектов в психологии труда и ее раздела – психологии профессиональной деятельности, представленных в работах И.И. Аминова, В.Д. Васильева, Н.А. Давыдова, А.В. Карпова, В.В. Романова, А.М. Столяренко и других ученых. Психология профессиональной деятельности как прикладная наука тесно связана с другими учебными дисциплинами. В ходе изучения психологии профессиональной деятельности необходимо устанавливать межпредметные связи с юридической психологией, с судебной экспертизой, уголовным правом и уголовно-процессуальным правом, с криминалистикой и криминологией. В ходе изучения психологии гражданско-правового регулирования устанавливаются связи с дисциплинами гражданско-правового цикла: гражданским правом, с гражданско-процессуальным правом, с семейным правом и другими дисциплинами.
Для достижения цели изучения дисциплины используются активные (лекции, практикумы) и интерактивные (деловые, ролевые игры, осуществление научных проектов, диспуты, дискуссии) формы проведения занятий. Подготовка обучаемых предусматривает проведение их психологической диагностики, а также психологического тренинга для лучшего усвоения теоретического курса и привития практических навыков. Необходимыми условиями успешного усвоения учебного материала является организация самостоятельной работы студентов и действенный контроль преподавателей за качественным выполнением заданий. При этом усвоение дисциплины возможно лишь на базе приобретенных ранее общепсихологических знаний и, прежде всего таких фундаментальных понятий, как психика, ее структура и функции, закономерности познавательной, эмоциональной, волевой регуляции деятельности, особенности поведения человека в социальной среде и др.
Овладение курсом «Психология в профессиональной деятельности» требует систематической межсессионной работы. Студентам дневного отделения читается лекционный курс по основным проблемам психологии профессиональной деятельности, проводятся практические занятия, в результате которых студенты должны получить зачет.
3. Структура и содержание учебной дисциплины.
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Психология профессиональной деятельности» составляет 2 зачетной единицы - 72 часа.
Тематический план для студентов очной формы обучения
№
п/п
|
Раздел (тема)
Учебной дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
|
Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
|
| Раздел 1. Введение в психологию профессиональной деятельности
| 1.
| Тема 1. Объект, предмет и содержание психологии профессиональной деятельности.
|
|
|
|
| Проблемная лекция, круглый стол
| Опрос
| 2.
| Тема 2. Психологические основы профессиональной деятельности специалиста
|
|
|
|
| Лекция - исследование, круглый стол, индивидуальные задания
| Тестирование
| Раздел 2. Психология основных направлений профессиональной деятельности эксперта
| 3.
| Тема 3. Психология поисковой деятельности.
|
|
|
|
| Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания,
| опрос
| 4.
| Тема 4. Психология реконструктивной деятельности.
|
|
|
|
| Анализ конкретных ситуаций, дискуссии
| Тестирование
| 5.
| Тема 5. Психология коммуникативная деятельности.
|
|
|
|
| Профессионально-ролевая игра
| Опрос
| 6.
| Тема 6. Психология организационно-управленческой деятельности
|
| -
|
|
| Анализ конкретных ситуаций
| Опрос
|
7.
|
Тема 7. Психология удостоверительной деятельности
|
|
|
|
|
Презентация проектов
|
Тестирование
|
| Всего: 72 часа
|
|
|
|
|
|
| 3.1. содержание ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)
Раздел 1. Введение в психологию профессиональной деятельности
Тема 1. Объект, предмет и содержание психологии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|