центрироваться на той задаче, которую нужно решать
в данный момент. Нет ничего проще, чем переключаться
с одного фокусирования на другое в течение творчес-
кой сессии, потому что одна идея тянет за собой дру-
гую, увлекая человека в более интересном направле-
нии. Важно не поддаваться этому соблазну и постоян-
но возвращаться к тому же фокусированию. Дисцип-
лина фокусирования, возможно, наиболее важная.
Методы
Каждый метод отличают собственные формальные дей-
ствия (шаги), которых нужно придерживаться неукос-
нительно. Если вы избрали метод провокационных идей,
в этом случае вы должны начать с выдвижения самой
провокационной идеи. Затем вы совершаете переход,
формируете и уточняете новую идею. Хотя отдельные
шаги могут пересекаться, каждый из них нужно совер-
шать целенаправленно и формально. Нельзя подменить
метод общим «провокационным» отношением и наде-
яться при этом на получение результата. Творческие
люди часто говорили мне, насколько эффективнее они
работают, когда применяют методы формально и систе-
матически. Новизна и оригинальность полученных при
этом идей часто поражают их самих.
Итог
Любое творческое усилие заканчивается определенным
результатом. Я уже говорил о том, что этот результат
нужно тщательно обобщить и обработать. К нему нуж-
но относиться так же формально и дисциплинирован-
но, как и к самому процессу творческого мышления.
Люди, имеющие богатый опыт коллективного поиска
идей, знают, что в начале сессии идеи с легкостью при-
ходят в голову и легко запоминаются. Но по мере того
как мозг утомляется, идею нужно «зацепить» и фор-
мально выразить на бумаге, иначе она потеряется и
может больше не вернуться. Хотя в момент обсужде-
ния такой формализм может показаться излишним, но
он необходим, если мы хотим не упустить ничего цен-
ного из творческого мышления.
Фокусирование: фокусирование на цели заключает-
ся в том, чтобы разгрузить движение транспорта
в городах.
Концепция: концепция состоит в том, чтобы возна-
граждать тех людей, которые могли бы въехать в
город на автомобиле, но не сделали этого.
Идея: идея состоит в том, чтобы вознаграждать тех
автомобилистов, которые оставляют свои маши-
ны на окраине. Таким владельцам можно было
бы выдавать льготные талоны на бензин. Такие
периферийные стоянки могли бы принадлежать
нефтяным компаниям.
Фокусирование: фокусирование на цели заключает-
ся в том, чтобы повысить потребление пива.
Концепция: концепция заключается в том, чтобы
увеличить число подходящих случаев для того,
чтобы выпить пиво.
Идея: идея состоит в том, чтобы сопоставить пиво
(или его определенные сорта) с определенной пи-
щей, например с жареным цыпленком или рыбой.
Ценность: ценность состоит в том, что пиво начнут
покупать в супермаркетах женщины, совершая
закупки продуктов. Категория потребителей пива
возрастет за счет женщин и подростков. К тому
же, возрастет количество подходящих случаев для
того, чтобы выпить пиво.
Фокусирование: фокусирование на цели заключает-
ся в том, чтобы решить проблему нехватки пат-
рульных полицейских на улицах города.
Концепция: концепция состоит в том, чтобы привлечь
горожан к сотрудничеству с полицейскими.
Идея: идея состоит в том, что горожане сообщают обо
всех подозрительных людях и фактах в полицию.
Ценность: первое достоинство идеи состоит в том,
что многократно улучшается надзор за правопо-
рядком. Второе — бдительность граждан будет
действовать на потенциальных преступников как
сдерживающий фактор.
— Провокационная идея — «автомобиль ПРО песок».
Какие новые идеи могут возникнуть на основании этого
сопоставления?
— Песок замедляет движение машин — возможно, но-
вая идея должна заключаться в этом?
— Песок — это пляж. Люди сами находят себе место
на пляже. Возможно, мы должны найти способ, при кото-
ром владельцы автомобилей сами выбирают место на сто-
янке. Это должен быть стихийный способ хорошей орга-
низации мест на стоянке.
— Для меня песок — это множество мелких частиц,
элементов. Из этого можно предположить «балловую» си-
стему доступа на стоянку, при которой учитываются по-
требность в автомобиле, старшинство, льготы и т. д.
— Автомобиль оставляет на песке следы. Можно пред-
ложить использовать на стоянке глубокие колеи, чтобы
водители двигались предписанным маршрутом и не пыта-
лись сократить путь.— Мне нравится идея доступа по очкам. Если вы неко-
торое время не пользуетесь стоянкой, то получаете допол-
нительные очки. Каждый въезжающий на стоянку впер-
вые получает определенное количество баллов. За каждое
последующее использование стоянки баллы отнимаются.
Благодаря такой системе автомобилисты будут пользовать-
ся стоянками как можно реже и только тогда, когда это
на самом деле необходимо.
— Я не совсем это имел в виду.
— Я знаю. Но это другая идея, которая возникла как
отклик на вашу.
Этап совместной работы характеризуется тремя ас-
пектами:
1. Обратная связь группы с каждым ее членом. Со-
вместная генерация начальных условий поиска.
2. Обсуждение и дальнейшее развитие предложен-
ных каждым идей.
3. Прямое коллективное использование методов не-
стандартного мышления.
МОМЕНТ 1
Значение творческого мышления быстро растет. Скоро
оно будет рассматриваться наравне с другими важней-
шими ресурсами, такими как финансы, сырье и рабо-
чая сила. Как только организация достигает вершин
развития технологии, дальнейшее преимущество может
быть достигнуто только за счет более сильных концеп-
ций. Для того чтобы сварить суп, нужна вода, но все
же суп — это больше, чем вода. Когда конкуренция
переходит с уровня соревнования на уровень над-сорев-
нования, значение и роль концепций резко возраста-
ют. Но новые концепции не возникают из анализа дан-
ных, потому что наше сознание может увидеть только
то, что оно готово увидеть. Новые концепции нужно
научиться создавать самим.
У каждой прочно стоящей на ногах организации име-
ется большой потенциал, но он растрачивается пона-
прасну, если организация не предпринимает ничего для
постоянной реализации новых сильных идей.
МОМЕНТ 2
Сегодня мы знаем, что способность человеческого моз-
га к творческому мышлению обусловлена абсолютной
математической необходимостью. Восприятие действу-
ет как самоорганизующаяся информационная система,
в которой входящая информация сама организуется в
последовательности или шаблоны. Шаблоны асиммет-
ричны (движение в одном направлении не равноценно
движению в обратном), и при определенных условиях
их можно «пересекать». Юмор и вдохновение — при-
меры «естественного» пересечения шаблонов. То же
можно сделать целенаправленно, применяя формаль-
ные методы нестандартного мышления. На том основа-
нии, что мы способны воспринять только те идеи, ко-
торые обладают внутренней логикой, мы делаем оши-
бочное заключение, что любую идею можно получить
исключительно логическими методами. По отношению
к шаблонным системам это заключение совершенно
ошибочно.
Наши концепции и восприятие сформированы «вре-
менной последовательностью» полученного опыта. На-
ши действия определены цепочкой прошлых событий.
Наши общественные структуры и организации опреде-
лены временной последовательностью истории. Для того
чтобы освободить наш потенциал, нужно освободиться
от оков этой временной последовательности.
МОМЕНТ 3
Творчество — это не мистический дар, которым обла-
дают лишь избранные. Нестандартное мышление — вид
творчества, которым может овладеть каждый. Конеч-
но, как и в любом мастерстве, кто-то всегда окажется
впереди. Нестандартное мышление не может превра-
тить обычного человека в гения, но оно обогатит ваше
мышление полезными навыками — навыками генера-
ции новых идей.
Считается, что творческое мышление основано на
освобождении от внутренних запретов и ограничений.
Это устаревшая и неверная точка зрения. «Естествен-
ная» функция мозга — это формирование шаблонов и
следование им, вот почему человеческий мозг столь
совершенно справляется с задачей осмысления мира.
Поэтому освобождение от запретов и ограничений мо-
жет лишь немного повысить творческий потенциал. Для
того чтобы целенаправленно создавать по-настоящему
новые идеи, нам нужно научить мозг делать нечто не-
свойственное для него. Например, мы должны научить-
ся выдвижению провокационных идей и новой мен-
тальной операции — переходу.
В «безумном» подходе к творчеству слишком много
искусственного. Он основан на слабом понимании сути
творчества. Творческое мышление требует серьезнос-
ти. Бесполезно палить дробью наугад в надежде, что
удастся подстрелить удачную идею. Формальные сис-
тематические методы нестандартного мышления по-
зволяют гораздо успешнее подавлять негативное влия-
ние критики и оценки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|