Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание воздушных замков





Фабрика, которая находится «вниз по течению от са-

мой себя», — это пример провокационной идеи «воздуш-

ных замков».

Хорошо бы, если бы...

Мы создаем воздушный замок, заранее зная, что

построить его невозможно. Важно, чтобы провокаци-

онная идея такого рода являлась чистой фантазией.

Нормальные стремления, цели или задачи в данном

случае не годятся.

Мне бы хотелось, чтобы изготовление этого каран-

даша стоило вдвое дешевле.

Это цель или задача, над которой вы можете рабо-

тать даже в том случае, если она кажется очень труд-

ной. Но это не провокационная идея.

ПРО, карандаш должен писать сам.

Эта идея достаточно фантастическая и поэтому мо-

жет быть использована в качестве провокационной.

Как-то мне предложили разработать для маленького

города новую систему парковки в центральной части.

Дело в том, что все центральные автостоянки были весь

день заняты машинами приезжающих на работу из при-

города.

ПРО, машины должны сами ограничивать время

своей парковки.

(Хорошо бы, если бы машины сами ограничивали

время парковки.)

Мы приходим к простой идее о том, что вы можете



парковаться в центре, но при этом обязаны оставлять

фары включенными. В этом случае при длительной

стоянке сядет аккумулятор. Та же идея может быть

применена в тех городах, где оплата идет за площадь.

Если вы оставляете задние огни включенными, то мо-

жете не платить за метраж. Таким образом можно до-

биться более эффективного использования автостоянок

в центральных зонах.

Три предыдущих «двухшаговых способа» отталки-

ваются от чего-то уже существующего (выворачивая его

наизнанку, преувеличивая или искажая). В последнем

случае мы вынуждены создавать провокационную идею

«из воздуха». Это менее механическая операция, по-

этому некоторым людям она кажется затруднительной.

 

Чем фантастичнее провокационная идея, тем она

действеннее.

ПРО, вы заходите в самолет сразу после прибытия в

аэропорт.

ПРО, у каждого пассажира свой собственный само-

лет и пилот.

ПРО, самолет доставит вас туда, куда вы захотите,

и в удобное для вас время.

ПРО, одна из стюардесс приставлена специально к



вам.

ПРО, вы всегда спите в самолете.

ПРО, в самолете вы всегда сидите рядом с самым

интересным собеседником.

ПРО, авиалиния предоставляет вам весь необходи-

мый багаж.

ПРО, вместе с билетом вы покупаете акции авиа-

компании.

ПРО, задержка рейса — событие радостное и прино-

сящее выгоду.

ПРО, каждый раз, когда вы собираетесь отправить-

ся в полет, цены самые низкие.

ПРО, самолет ждет вас до тех пор, пока вы не выбе-

ретесь из автомобильной пробки.

 

Случайный вход

 

Это простейший прием творческого мышления. В на-

стоящее время он используется коллективами, разра-

батывающими новые продукты, рекламными агентства-

ми, рок-группами, драматургами и многими другими.

Я разработал этот способ в 1968 году.

 

Мы намечаем для себя творческое фокусирование и

хотим найти относящиеся к нему новые идеи. Мы вы-

бираем слово, не имеющее ни малейшего отношения к

ситуации, и соединяем его с фокусом.

Копировальный аппарат ПРО нос

 

Мозг так хорошо справляется с задачей установле-

ния взаимосвязей, что даже в том случае, когда слу-чайное слово (или вход) кажется очень удаленным, мозг

найдет обратный путь от слова к фокусированию. В

моей практике случайное слово ни разу не оказалось

настолько удаленным, что от него нельзя было вернуться

к фокусированию. Напротив, часто оказывается, что

случайное слово так близко отстоит от фокусирования,

что почти не имеет провокационного эффекта.

 

Выбор новой начальной точки — давно проверен-

ный и испытанный прием творческого мышления. Во

время теннисного матча наше внимание порой пере-



ключается от победителя к побежденному. Полицей-

ский может думать о преступниках, которых он пой-

мал, а может вспоминать о тех, кому удалось уйти.

Писатель может заинтересоваться не поклонниками

своего пера, а теми, кто читает его произведения со

скукой. Часто возможные точки входа определены за-

ранее. Метод случайного входа гораздо шире приведен-

ных примеров. Он охватывает не только очевидные

начальные точки, но и те, которые нельзя вычислить

заранее.

 

Случайную точку входа невозможно действительно

"выбрать", потому что сознательный выбор неминуемо

связан с нашим установившимся мышлением. Он ли-

шен провокационного эффекта. Для того чтобы полу-

чить этот эффект, нам необходимо воспользоваться слу-

чайным выбором. Сделать это можно по-разному.

1. Составьте список из шестидесяти слов (огонь, стол,

ботинки, нос, собака, самолет, гамбургер, тигр и

т. д.). Всякий раз, когда вам нужно найти слу-

чайное слово, посмотрите на часы и заметьте по-

ложение секундной стрелки. Используйте это зна-

чение для выбора слова. Если на ваших часах сто

секундных делений, составьте список из ста слов.

Меняйте его примерно раз в полгода, чтобы обес-

печить приток новых слов.

2. Воспользуйтесь словарем. Загадайте страницу и

положение слова (например, страница 82, восьмое

слово снизу). Откройте словарь в нужном месте.Если выбранное слово не является существитель-

ным, ищите ближайшее к нему существительное.

3. Закройте глаза и поместите палец на газетный

лист или страницу книги. Выберите ближайшее

к вашему пальцу существительное.

 

Копировальный аппарат ПРО нос

Она наводит нас на мысль о запахе. Как можно ис-

пользовать запах? Может быть, можно спроектировать

несложный «ароматический картридж-приставку».

Любой сбой в работе аппарата будет сопровождаться

соответствующим запахом. Если аппарат не работает,

вы просто принюхиваетесь. Запах лаванды означает,

что в лотке отсутствует бумага. Запах камфары гово-

рит о том, что пора сменить картридж с порошком или

чернилами. Технология такого приспособления может

быть очень простой. Преимущество заключается в том,

что можно не стоять возле аппарата. Если вы, сидя за

столом в другом конце комнаты, почувствовали аромат

лаванды, то встаете и добавляете в лоток бумагу. Кон-

цепция использования запаха в сложной аппаратуре

сама по себе очень действенна. Ее можно применять в

самых различных типах приборов.

Метод случайного входа прекрасно подходит для

создания новых направлений мышления и идей, прий-

ти к которым обычными методами логики и анализа

практически невозможно. Он особенно полезен в сле-

дующих ситуациях.

 

Застой

Вы чувствуете, что ваша фантазия совершенно иссяк-

ла. Вы не можете выдавить из себя больше ни одной

идеи. Вы вновь и вновь пытаетесь найти новое реше-

ние и каждый раз скатываетесь обратно. Тогда вы уста-

навливаете случайное слово, и ваши мысли немедлен-

но обретают новое направление.

 

Ситуации «чистого листа»

Вы получили задание, для исполнения которого вам

нужны новые идеи. Вы не знаете, с чего начать. У вас

нет ни одной идеи, нет отправной точки, от которой

можно было бы оттолкнуться. В таких случаях метод

случайного входа может быть особенно полезен, пото-

му что он предоставляет вам такую отправную точку.

 

Дополнительные идеи

Вы уже имеете ряд идей, но вас не покидает чувство,

что существует совершенно иной подход к данному воп-

росу. В таких случаях полезно применить метод слу-

чайного входа, чтобы проверить, нельзя ли взглянуть

на задачу совершенно иначе.

 

Блокирование

Если вы действительно попали в тупик и не можете

найти ни малейшей лазейки, чтобы двигаться дальше,

стоит испытать метод случайного слова. Нет никакой

гарантии, что он выведет вас из тупика, но попытка

уже сама по себе имеет ценность.

 

Нет никакой пользы в демонстрации того, насколь-

Ко искусно вы пристегиваете случайный вход к

Уже созревшей у вас идее. Это не более чем лов-

Кий трюк. Цель метода — найти новые идеи, а не

Дать нам оправдания для выдвижения старых.

Используйте слово как есть. Не искажайте его,

Переставляя буквы или отбрасывая часть. Посту-

Пая так, вы просто пытаетесь найти слово, кото-

Рое наилучшим образом подходит к уже сложив-

Шимся у вас идеям. Провокационный эффект при

Этом теряется.

Не делайте слишком много шагов: «это означает

что... из чего следует... это наводит на мысль о

том...» и так далее. В конце концов вы добере-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.