Во всех случаях вызова формообразующих факто-
ров мышления процесс состоит из двух шагов:
1. Осознать наличие формообразующего фактора и
уточнить его характер.
2. Подвергнуть этот фактор вызову — даже в том
случае, если он кажется в высшей степени разум-
ным и полностью оправданным.
Альтернативы
Поиск альтернатив — одно из важнейших творчес-
ких действий.
Есть ли другой способ?
Каковы альтернативы?
Можно ли сделать это иначе?
В определенном смысле творчество есть поиск аль-
тернатив. Это верно, когда мы пытаемся применить
творческий подход к чему-то, что уже существует.
ОСТАНОВИТЬСЯ, ЧТОБЫ НАЙТИ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Очень трудно остановиться и осмотреться в поисках
альтернатив, когда нет никаких препятствий и ника-
кой очевидной необходимости в других вариантах.
Я говорил об этом в различном контексте уже много
раз.
Простое фокусирование: готовность сфокусировать
внимание на чем-то, что не представляет пробле-
мы, чтобы найти альтернативные идеи.
Творческая пауза: короткая остановка для того, что-
бы осмотреться в поисках альтернатив, даже тог-
да, когда в этом нет необходимости.
Вызов: готовность усомниться в том, что предлагае-
мое решение — единственно правильное. Стрем-
ление найти другие варианты.
Традиционность пренебрежения: процесс продолжает
выполняться по-старому, потому что ничто не при-
нуждает к поиску альтернатив.
ИМЕЮЩИЕСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Альтернативы не так очевидны, как галстуки на полке
или блюда в меню. Для того чтобы найти какие-нибудь
указания, нужно обратиться к опыту. Это более или
менее обычная процедура поиска альтернатив — мы
исследуем накопленный опыт.
ПОИСК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ
Итак, рассматривая альтернативы, можно поступать
следующим образом:
1. Я не вижу здесь других альтернатив, поэтому могу
выбирать лишь из того, что у меня есть.
2. В данный момент я вижу только эти альтернати-
вы, но предлагаю потратить определенное время
и попытаться найти другие варианты.
Мы должны постоянно искать дополнительные
Возможности.
ПОИСК И СОЗДАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ
Я бы хотел подчеркнуть значение целенаправленно-
го создания новых альтернатив. Кто-то может сказать,
что «создание» — всего лишь другая форма «поиска».
Так и должно казаться, потому что присущая любой
приемлемой альтернативе рациональность наводит на
мысль, что ее можно было найти методом чистого «по-
иска». Эти софизмы не имеют для нас никакой ценно-
сти. После того как вы уяснили для себя все доступные
варианты, вам нужно совершить сознательное усилие,
для того чтобы определить другие, не столь очевидные.
Как правило, в этом усилии присутствует как элемент
поиска, так и элемент «дизайна».
ФИКСИРОВАННАЯ ТОЧКА
Что можно предложить вместо рулевого колеса?
Что, если использовать для этой цели спагетти?
Точный перевод слова «альтернатива» означает «дру-
гой выбор» (из двух возможных). Но здесь я употреб-
ляю это слово исключительно в его обыденном значе-
нии — разнообразие возможностей, вариантов.
Цель
Это самый очевидный и обычный тип фиксированной
точки.
Какие альтернативные действия могут привести нас
к намеченной цели?
Как можно по-другому выполнить те же функции?
Группы
Что является альтернативой для апельсина? Можно
сказать, что это яблоко, груша, банан и т. д. В этом
случае мы предлагаем другие фрукты из тех, которые
обычно подают к столу. Вы можете отнести апельсин к
группе цитрусовых. В этом случае альтернативами бу-
дут лимон, грейпфрут и мандарин. Вот почему так важ-
но очень точно определить фиксированную точку. Вы
можете определить группу под названием «освежаю-
щие напитки». В этом случае к апельсину (в виде сока)
добавится пиво. В этом последнем случае фиксирован-
ная точка группы пересекается по значению с фикси-
рованной точкой цели.
Есть ли в меню другие устрицы?
Какие еще четырехколесные машины у вас есть?
Какие квартиры из трех спальных комнат с видом на
море вы можете предложить?
Сходство
Какие листья похожи на этот?
Какие художники имеют сходный стиль?
Какие еще болезни вызывают сыпь по всему телу?
Фактически, «сходство» — это частный случай опре-
деления «группы», но физическое сходство и сходство
восприятия заслуживают того, чтобы быть выделенны-
ми в особые фиксированные точки. Хороший повар все-
гда ищет альтернативные способы достижения опреде-
ленного вкуса.
Концепции
Независимо от того, к какому типу относятся фиксиро-
ванные точки, все они могут быть определены одним
общим понятием — «концепция». Это может быть кон-
цепция цели или концепция группы.Мы переходим от текущей идеи к концепции, лежа-
щей в ее основании, а затем ищем другие способы ее
осуществления. Мы словно переходим от ребенка к его
родителям, чтобы затем с их помощью найти братьев и
сестер этого ребенка.
Я предлагаю в качестве фиксированной точки концеп-
цию вознаграждения: мы должны придумать систему по-
ощрения наших продавцов.
Я думаю, что фиксированной точкой должна быть «мо-
тивация», а это не совсем то же самое, что «вознаграж-
дение».
Для меня фиксированной точкой является «предостав-
ление комиссии» продавцам. Каковы альтернативные ва-
рианты комиссионных выплат?
Идея — это практический способ осуществления чего-
Либо. Концепция — это общий метод, лежащий в осно-
Ве наших действий. Вы можете выбрать дорогу, по ко-
Торой отправитесь в путь. Это концепция. Но затем вам
Нужно выбрать конкретный способ передвижения: пеш-
Ком, на мотоцикле, автомобиле или автобусе. Конкрет-
Ный способ передвижения — это идея.
Важно очень ясно и точно определить концепцию,
принятую в качестве фиксированной точки, и дать ей
точное словесное выражение.
Задача поиска альтернатив состоит не в том, чтобы
найти «правильную» фиксированную точку, а в том,
чтобы испробовать различные варианты.
Веер концепций
На одном конце этого «веера» находится цель или
задача мышления. Веер концепций — это метод дости-
жения этой цели. Как решить проблему? Как достичь
цели? Как попасть туда, куда мы хотим?
Двигаясь в обратном направлении от цели мышле-
ния, мы приходим к «наиболее общим концепциям»,
подходам или «направлениям», ведущим к этой цели.
Так, если главная цель — «устранить проблемы, свя-
занные с нехваткой воды», подходы или направления
могут быть следующими:
• сократить потребление;
• увеличить поставку;
• обойтись без воды.
Каждое из этих направлений (концепций высокого
уровня) затем становится фиксированной точкой для
альтернативных концепций. Мы можем двигаться вле-
во создавая уровень концепций. Каждая концепция направлена
на достижение одного из более общих направлений.
Если мы выберем направление «сокращения потреб-
ления воды», то можем получить следующие кон-
цепции:
• сократить потери;
• заинтересовать потребителя в экономии воды;
• повысить культуру потребления путем образо-
Вания.
Направление «увеличить поставку» может привести
к следующим вариантам:
• новые источники воды;
• повторное использование воды;
• снижение утечки.
«Обойтись без воды» может означать следующее:
• ликвидировать водоемкие процессы;
• заменить воду другими веществами;
• найти способ вообще обходиться без воды.
В итоге мы получили десять альтернатив на уровне
концепций. Каждая из них может теперь стать фикси-
рованной точкой для следующего уровня. Далее мы
ищем способы исполнения этих концепций — альтер-
нативные идеи.
Например, для концепции «заинтересовать потреби-
теля в экономии воды» мы можем предложить следую-
щие альтернативные идеи:
• установить счетчики воды;
• установить оплату за воду;
• повысить оплату за воду;
• установить источники воды только в нескольких
местах (общественные колодцы);
• отпускать воду только в определенные часы;
• добавлять в воду безвредное вещество с неприят-
ным запахом;
• запретить использовать воду для поливки, запол-
нения бассейнов и т. д.;
• публично осуждать расточительных потребителей
воды;
• угрожать введением жесткого нормирования по-
Требления воды.
Итак, мы можем выделить три уровня веера кон-
цепций.
Направления
Это концепции высокого уровня, наиболее общие под-
ходы к проблеме из тех, какие вы в состоянии полу-
чить.
Концепции
Общие методы или способы действий.
Идеи
Специфические конкретные способы реализации кон-
цепции. Конкретность — характерный признак идеи.
Идею можно непосредственно применить на практике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|