Ние — всего лишь один из возможных случаев, кото-
Мозг может видеть только то, что он готов видеть.
Метод
шести мыслительных шляп
БЕЛАЯ ШЛЯПА
Представьте себе чистый лист бумаги. Он нейтрален и
содержит информацию.
Белая шляпа имеет дело с данными и информацией.
Какой информацией мы располагаем?
Какая информация отсутствует?
Какую информацию мы хотели бы получить?
Как мы собираемся это сделать?
Когда вы предлагаете участникам совещания надеть
белую шляпу, это означает, что вы просите их отло-
жить в сторону предложения, аргументы и сфокусиро-
вать внимание непосредственно на информации. В те-
чение некоторого времени каждый участник оценива-
ет доступную информацию, думает о том, что нужно
узнать и как это можно сделать.
КРАСНАЯ ШЛЯПА
Представьте себе красный цвет, огонь, тепло.
Красная шляпа относится к чувствам, интуиции,
прозрениям, эмоциям.
Трудно ожидать, что на серьезном совещании эмо-
ции могут выдвигаться в качестве весомого аргумента.
Но все же мы поступаем именно так, только для этого
нам приходится рядить чувства в одежду логики.
Красная шляпа дает свободу выражения чувств и
интуитивных догадок безо всяких ограничений, объяс-
нений и обоснований.
Надев мою красную шляпу, вот что я чувствую от-
носительно этого проекта.
Я нутром чувствую, что это не сработает.
Мне не нравится этот способ действий.
Интуиция подсказывает мне, что цены скоро упадут.Красная шляпа обозначает чувства как таковые,
поэтому они могут присутствовать в дискуссии не пре-
тендуя на особую важность. Интуиция может исходить
из многолетнего опыта, и ценность ее ничуть не умень-
шается от того, что трудно найти разумное обоснова-
ние этого сложного чувства. Необходимо также отме-
тить, что интуиция не всегда бывает верной, она мо-
жет ошибаться.
Иногда полезно дать выход чувствам.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
Представьте себе сурового судью в черной мантии, об-
личающего преступников.
Черная шляпа — предостережение.
Черная шляпа предохраняет нас от совершения оши-
бок, глупостей и нарушения законов.
Черная шляпа предназначена для критической
оценки.
Черная шляпа говорит о том, почему это не может
быть сделано.
Черная шляпа указывает на то, почему это не мо-
жет быть выгодным.
Это противоречит существующим нормам и пра-
вилам.
Нам не хватит для этого производственных мощ-
ностей.
Если мы повысим цену, уровень продажи упадет.
У него нет опыта в управлении экспортом.
Ошибки могут быть опасны. Никто не хочет оши-
биться или совершить глупость. Поэтому черная шля-
па очень важна. Возможно, она самая полезная изо всех
шляп, и к ней прибегают чаще всего.
В то же время ею очень просто злоупотребить. Неко-
торые считают, что достаточно быть осторожным и скеп-
тически настроенным, чтобы исключить возможность
ошибки. Нет ошибок — нет проблем. Негативизм на
ранней стадии проекта может убить творческую мысль
в зародыше. Вино прекрасно, но злоупотребление ал-
коголем может привести к болезни. То же относится и
к черной шляпе. Это очень ценная шляпа, но злоупо-
треблять ею не следует.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
Представьте солнечный свет.
Желтая шляпа предназначена для оптимизма и ло-
гически обоснованного позитивного взгляда на вещи.
Желтая шляпа заботится о том, как исполнить заду-
манное.
Желтая шляпа думает о преимуществах — но эти
преимущества должны быть логически обоснованы.
Это возможно, если разместить производство побли-
же к потребителю.
Прибыль возрастет благодаря возросшему товарообо-
роту.
Высокая стоимость энергии заставит каждого быть
более экономным.
Черная шляпа более естественна, чем желтая. Уме-
ние избегать ошибок и опасностей жизненно важно.
Мышление под знаком желтой шляпы часто требует
определенных усилий. Преимущества не всегда очевид-
ны с первого взгляда. Иногда для того, чтобы заметить
их, нужно хорошенько присмотреться. Но все же любая
творческая идея заслуживает внимания этой шляпы.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
Представьте себе пышную молодую растительность.
Зеленая шляпа — шляпа творческого мышления.
Зеленая шляпа предназначена для новых людей.
Зеленая шляпа занимается поиском дополнительных
альтернатив.
Зеленая шляпа выдвигает возможности и гипотезы.
Из зеленой шляпы достают «провокационные идеи»
и «переходы» (о них речь пойдет позже).
Зеленая шляпа требует творческого усилия.
Для того чтобы решить эту проблему, нам нужны
новые идеи.
Есть ли дополнительные варианты?Нельзя ли сделать это иначе?
Нет ли другого объяснения?
Зеленая шляпа позволяет обратиться непосредствен-
но к творческому усилию. Зеленая шляпа предостав-
ляет время и пространство для творческого мышления.
Усилие ценно само по себе, даже в том случае, если
нужные идеи не находятся.
СИНЯЯ ШЛЯПА
Представьте себе небо и взгляд с высоты на окрестности.
Синяя шляпа предназначена для управления про-
цессом. Она занимается самим процессом мышления.
Синяя шляпа думает о программе поиска решения.
Синяя шляпа определяет, каким должен быть сле-
дующий шаг в мышлении.
Синяя шляпа обращается ко всем остальным шля-
пам.
Синяя шляпа просит обобщить, сделать выводы и
принять решение.
Синяя шляпа комментирует процесс поиска решения.
Мы потратили слишком много времени на поиски
виновного.
Можете ли вы обобщить сказанное и сделать выводы?
Мне кажется, нам пора определить приоритеты.
Я предлагаю надеть зеленые шляпы и поискать све-
жие решения.
Синяя шляпа обычно надевается председателем или
организатором встречи, но остальные участники также
могут высказывать свои суждения. Синяя шляпа пред-
назначена для организации и управления процессом
мышления; она делает его более продуктивным. Синяя
шляпа — это мышление о мышлении.
Творческая пауза
Творческая пауза — простейший из всех методов
творческого мышления, но он часто приводит к хоро-
шим результатам.
«Где-то здесь должна быть новая идея».
«Где-то здесь может быть новая идея».
«Я хочу сделать паузу и подумать об этом».
Творческая пауза — это прерывание
плавного течения обыденных мыслей, позволяющее
обратить целенаправленное внимание на определенный
предмет.
лучших результатов часто достигают те люди, которые
умеют останавливаться и думать о таких вещах, на
которые никто, кроме них, не обратит внимания.
Пауза не должна быть долгой. Она может длиться
всего 20—30 секунд для одинокого мыслителя, и 2 ми-
нуты — для группы.
Вы просто останавливаете ход своих рассужде-
ний и с любопытством мысленно оглядываетесь по сто-
ронам, затем продолжаете движение.
«Я хочу рассмотреть это поближе».
«Я хочу обратить на это внимание».
«Об этом стоит подумать».
«Есть ли тут другие возможности?»
«Неужели это можно сделать только так, и никак
иначе?
Фокусирование
Простое фокусирование — это сознательное уси-
лие, направленное на выбор новой фокусной точки. Он
не связан с прерыванием текущей мысли. Но оба мето-
да объединяет готовность думать о вещах необязатель-
ных, посторонних, вызванных в сознании целенаправ-
ленным усилием.
Как только это усилие сделано, простое фокусирова-
ние можно трактовать различным образом:
1. Просто отметить про себя фокусную точку, чтобы
вернуться к ней позже. Составление списка воз-
можных фокусных точек — прикладная часть
творческого мышления. Она будет описана в тре-
тьей части книги.
2. Пробная попытка придумать несколько альтерна-
тив и идей. Это своего рода предварительное ис-
следование. Если нам удается нащупать интерес-
ную идею, ее можно разрабатывать более основа-
тельно. Это предварительное исследование может
длиться очень недолго — от трех до пяти минут.
3. Серьезное усилие создать идеи в определенной
фокусной области. Эта серьезная попытка требу-
ет применения формальных методов нестандарт-
ного мышления.
1. Повседневное (случайное) творчество. Оно пред-
полагает творческое отношение, мотивацию и при-
вычку. В этом случае творчество становится час-
тью мыслительных навыков человека.
2. Преднамеренное творчество. Случай, когда фоку-
сирование внимания направлено на конкретную
область.
1. Фокусирование на области действия.
2. Фокусирование на цели.
ФОКУСИРОВАНИЕ НА ЦЕЛИ
Это наиболее близкий каждому тип фокусирования. В
чем заключается цель нашего мышления? Чего мы хо-
тим достигнуть? К чему стремимся?
Усовершенствование
Мы можем определить творческое фокусирование как
попытку внести усовершенствование в определенном
направлении.
Решение проблем
Нам нужно решить проблему или преодолеть препят-
ствие.
Как сократить потери от воровства в магазинах?
Мы хотим найти способ предотвращения конденса-
ции влаги в ванной комнате.
Как справиться с уличным хулиганством?
Как уменьшить шум в трансмиссии?
Задача
Этот вид преднамеренного фокусирования связан не с
решением проблемы, а с достижением определенной
цели.
Я хочу спроектировать плоский холодильник.
Я хочу найти способ общаться с пятью тысячами
моих учеников, не сходя с этого места.
Возможность
В данном случае главная роль отводится сильному ощу-
щению потенциальной выгоды. «Возможности» легко
переопределить как фокусирование на области действия:
«Нам нужны новые идеи в этой многообещающей и
привлекательной сфере».
Где можно найти применение этому клею, который
так плохо сохнет?
СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ
ФОКУСИРОВАНИЯ
1. Ясно определенная потребность или цель.
2. Пересмотр привычных операций.
3. Чувствительная к идеям точка.
4. Наитие.
ПРОСТОЕ ФОКУСИРОВАНИЕ
Вы наклеиваете марку на конверт и сознательно
фокусируетесь на этой операции. Какие новые идеи
можно из нее извлечь? Может быть, на том месте, куда
будет наклеена марка, разместить рекламу или призыв
к здоровому образу жизни? Может быть, есть совер-
шенно иной способ прикрепления марки к конверту?
Хотя творческая пауза и фокусирование — это не
одно и то же, они имеют много общего. Творческая пау-
за — это готовность приостановить ход размышления
или беседы, чтобы обратить внимание на нечто инте-
ресное. Простое фокусирование — это сознательное уси-
лие, направленное на выбор новой фокусной точки. Он
не связан с прерыванием текущей мысли. Но оба мето-
да объединяет готовность думать о вещах необязатель-
ных, посторонних, вызванных в сознании целенаправ-
ленным усилием.
Вызов
В приеме «творческого вызова» есть что-то замечатель-
ное, особенное.
Почему это делается именно так?
Почему нельзя сделать это как-нибудь иначе?
Творческий вызов не критикует, не осуждает и не
ищет недостатки. Он действует вне какого-либо осуж-
дения. Творческий вызов относится скорее к поиску
« уникальности ».
Как бы совершенна ни была операция, нельзя ли
сделать это как-нибудь иначе?
Творческий вызов просто отказывается признавать,
что общепринятое — непременно самое лучшее. Твор-
ческий вызов заключает, что существующее положе-
ние — всего лишь один из возможных случаев, кото-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|