Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 12. АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА

 

Личность П.А.Столыпина, идеология реформы

 

П.А.Столыпин (1862-1911) – выдающийся государственный деятель России начала ХХ в., выходец из старинного дворянского рода. Свою карьеру он начинал как предводитель дворянства (в г. Ковно) и гродненский губернатор, поскольку имел большие имения в Литве и Польше. К началу революционных действий в 1905 г. он находился на посту губернатора Саратовской губернии. В своих поездках по деревням он видел, что крестьянские волнения – результат неустроенной жизни, главной причиной которой он считал крйне низкую эффективность общинного хозяйства.

В апреле 1906 г. он был назначен министром внутренних дел, а в июле – Председателем совмина (в возрасте 44 лет). Будучи сторонником сильной государственной власти, он зарекомендовал себя как последовательный реформатор социально-экономической структуры общества. Он ставил задачу вывести Россию в число наиболее развитых мировых держав. Столыпин возглавил правительство в сложное время крестьянских бунтов, рабочих стачек и террора. Очередная попытка в начале ХХ в. царского правительства уйти от реформ посредством «маленькой победоносной войны» с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. В результате терактов и перестрелок только за 1905-1907 гг. было убито и ранено около 2,7 тыс. представителей власти. Сам Столыпин испытал 10 покушений, погибли его дети.

В августе 1906 г. царь подписал указ о военно-полевых судах, в которых рассматривались дела о терроре и вооруженных грабежах, приговор вступал в силу немедленно (эти суды занимались только делами, где преступление было очевидным). За период 1906 – 1908 гг. было казнено около 2,4 тыс. бандитов и террористов. С 1908 г. количество дел по фактам убийств и вооруженных грабежей пошло на убыль.

Столыпинские реформы по главным задачам продолжали реформы С.Ю. Витте. Этим реформам (как и, например, современным китайским), характерна активная позиция государства в процессе управления структурными преобразованиями. Однако, реформы Витте не учитывали объективно необходимой последовательности социально-экономических преобразований.



Общая идея столыпинского курса – "вначале захватить впавшую в анархическо-хаотическое состояние Россию "в кулак", а затем, проведя земельную реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России партию социал-революционеров, начать постепенно разжимать кулак" наращивая заложенный в Манифесте 1905 года потенциал гражданского и политического либерализма. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России !

Государство должно ориентироваться не на тунеядцев-общинников, а на свободного от тисков общины, трудолюбивого крестьянина – «соль земли русской». Столыпин подчеркивал, что руководящей идеей правительства является «не беспорядочная раздача земель, не успокоения бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

 

ЦЕЛИ и направления реформы:

1. Укрепление устоев государства путем устранения социальной почвы революционеров-радикалов. Столыпин считал, что создание хуторов и отрубов – лучшее противоядие против революционных настроений.

2. Повышение уровня образованности бедных слоев населения. III Дума по предложению Столыпина одобрила рост ассигнований на нужды образования на 20 млн. руб. ежегодно. В дальнейшем планировалось введение всеобщего (бесплатного) начального образования.

3. Расширение социальной и бесплатной медицинской помощи рабочим за счет работодателей, ограничение продолжительности рабочего дня для малолетних и т.д.

4. Усиление основ правового государства: предоставление больших прав земствам, расширение прав верующих других конфессий, в т.ч. старообрядцев, разрешение еврейского вопроса, реорганизация жандармского корпуса, создание министерства национальностей, министерства труда и социального обеспечения и т.п.

Все указанные и другие преобразования намечалось осуществить только в рамках самодержавия и сильной государственной власти. Их осуществление было бы значительным шагом в сторону конституционной монархии и спасением от разрушительных революционных потрясений (смутного времени).

 

Необходимость крестьянской реформы. Теория

Устойчивости крестьянского хозяйства

Хозяйственную реформу в стране Столыпин решил начать с аграрного сектора. Вопрос о замене общинного (мирского) землепользования индивидуальным землевладением был поставлен еще С.Ю.Витте в 1902 г. Крестьяне и после отмены крепостного права не имели возможности свободно хозяйствовать на земле, они по–прежнему были закабалены выкупными платежами, круговой порукой, налогами и черными переделами земли.

По мнению Столыпина, модернизация страны требовала соблюдения двух равноправных условий:

1. Сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы «крепкие хозяева» обошли «убогих и пьяных».

2. Расширение внутреннего рынка как стимул роста промышленности через использование с/хозяйства в виде «локомотива», а не за счет его разорения.

Как мы уже знаем, эффективность (издержки производства) хозяйства в долгосрочном периоде регулируется эффектами масштаба. Они проявляются по разному в различных отраслях – в сельском хозяйстве преобладает «J» образный эффект масштаба. Это значит, что в этой отрасли количественно должны преобладать мелкие частные хозяйства.

Данная закономерность легла в основу теории устойчивости крестьянского хозяйства, видными представителями которой были российские экономисты Н.Д.Кондратьев и А.В.Чаянов (последним из крупных современных реформаторов эту концепцию успешно применил Дэн Сяопин в Китае в 1980-е гг.).

Акцентируя преимущества семейно-трудового крестьянского хозяйства, Чаянов видел и его недостатки, средством нейтрализации которых считал широкое распространение производственной, торговой и кредитной кооперации. По мнению Чаянова, в кооперации сочетаются преимущества самостоятельности, гибкости крестьянского хозяйства с преимуществами крупного "обобществленного" хозяйства; но в отличие от госхозов, кооперация лишена отрицательных проявлений бюрократизма.

 

Правовые основы реформ

В ноябре 1905 г. Николай II издал Манифест, по которому сначала уменьшались выкупные платежи крестьян за землю, а с 1.01.1907 г.- они полностью отменялись. Таким образом закончилась процедура выкупов, установленная еще в 1861 г. В мае 1906 г. представители дворян на своем съезде предложили Столыпину разрешить крестьянам выходить из общины, продавать свои наделы и поощрять переселение на свободные земли в окраинах России.

Указ 9 ноября 1906 г. («О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования») разрешил крестьянам выходить из общины вместе с землей. Этим указом отменялся закон 1893 года о неприкосновенности общины. Крестьяне беспередельных общин сразу объявлялись собственниками земли, независимо от их желания. Для передельных общин (их было 75 % от общего количества) ликвидация происходила только при согласии 2/3 крестьянских дворов. К этому времени в стране насчитывалось примерно 12,3 млн. крестьянских дворов. Из них уже к началу реформ 3,6 млн. находились в подворном владении.

Указ от 9 ноября 1906 г. надо было проводить через Госдуму, но II Дума в силу ее левацкого состава, отказалась даже обсуждать проект реформы. Там Столыпин сказал знаменитые слова: «Им(противникам государственности, радикалам) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия !». Реформа была одобрена лишь в III Думе и в дальнейшем получила оформление как закон от 14 июня 1910 г.

 

Методы реформ

 

Приверженцы общинного землепользования считают, что Столыпин был сторонником насильственного ее разрушения. На самом деле он выступал за сочетание частного и общинного землепользования там, где это нужно (леса, луга, пастбища, водоемы и др.). Насильственные меры принимались лишь там, где община выступала против выхода крестьян, подавших заявления. А таких случаев было очень много.

Важную роль в проведении реформы сыграл Крестьянский поземельный банк. Он скупал земли, прежде всего у помещиков, и продавал их крестьянам. За период реформ помещиками было продано около 11 млн. десятин земли (выставлено – 15 млн. дес.). Таким образом, шел активный процесс становления крестьянского хозяйства не только за счет общины, но и за счет помещичьего землевладения. К концу реформы Крестьянский банк располагал собственным земельным фондом свыше 6 млн. десятин.

 

_______________________________________________Таблица_1__________ Распределение земли до реформы

Владельцы Площадь (млн. дес.) % от всей площади

___________________________________________________________

1. Крестьяне 138,8 35,1

2. Помещики 101,7 25,8

3. Церковь и государство 154,7 39,1

_________________________________________________________

Всего: 395,2 100,0

-------------------------------------------------------------------------------------

 

В 1905 г. в Европейской России насчитывалось 12,3 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. В общине находилось 9,5 млн. хозяйств, или 77 %. К 1916 г. вышло из общины 2,5 млн. крестьянских хозяйств; свободными хозяевами стали, таким образом, 43 % крестьян. Выделенные участки земли стали называться отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу – хуторами.

Из общины в основном выходили зажиточные крестьяне и бедняки. Почему большинство не хотели выходить ? Общинный надел гарантировал минимальные доходы, а частная земля – нет, предполагая полную ответственность и риск. На этой основе сложилась уравнительная психология (менталитет), к хуторянам общинники относились с завистью, перерастающей в злобу и ненависть («отнять и поделить !»). Имели место порча скота, инвентаря, уничтожение посевов, поджоги.

Выходили также те люди, которые имели постоянный заработок на стороне (городе). Полученную в собственность землю они продавали либо сдавали. В целом было продано свыше 3,4 млн. десятин земли. Эти земли скупали кулаки, по несколько десятков участков, которые закон позволял объединять в одном месте. Земли разорившихся помещиков также продавались через Крестьянский банк. Земля продавалась в кредит, в рассрочку, предоставлялся денежный кредит для развития данного хозяйства.

Однако, большинство крестьян в силу традиционного менталитета и привычек не стремились выделяться из общины и стать собственниками земли.

 

Переселение в Сибирь

Однако, вышеуказанные меры были недостаточны для ликвидации «земельного голода». Правительство вело пропаганду переселенчества в Сибирь, выделяло транспорт и проводило землеустроительные работы. За период реформ было переселено 3,8 млн. крестьян в неосвоенные районы Алтая, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Переселенцы получили более 31 млн. десятин земли.

Правительство предоставило льготы:

а) погашение всех недоимок;

б) низкие цены на ж/д билеты или бесплатный проезд;

в) освобождение от налогов на 5 лет;

г) беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 руб. на подъем хозяйства.

За годы реформ капитальные вложения государства в переселенческие регионы выросли с 4,5 до 26,3 млн. руб.

Тем не менее, переселенцы сталкивались с огромными трудностями. В дороге нередко погибал скот, а без лошади и коровы в новых необжитых местах выживать было очень трудно. Возникали конфликты с местным населением, не все выдерживали лютые морозы. От 0,5 до 1,0 (по разным источникам) млн. человек вернулись обратно и пополнили ряды городского пролетариата.

Однако те переселенцы, которые преодолели все трудности, в большинстве стали зажиточными. В Сибири преобладающими стали крупные крестьянские хозяйства, работавшие на рынок. Если в европейской части с десятины посева собирали в среднем 45 пудов зерна, то в Сибири – 60-150 пудов. Хозяйства, державшие много коров, объединялись в кооперативы и строили маслодельные заводы, организовали сбыт масла (в Сибири было создано около 1,5 тысяч кооперативов). Эти кооперативы получали кредиты и технику из Англии, куда экспортировали готовую продукцию. Доходы от экспорта масла вдвое превышали доходы от добычи золота.

Ленин считал, что реформа Столыпина – это прусский путь развития капитализма (опора на юнкера), выгодный помещикам. По существу же реформа Столыпина была ближе к американскому варианту, так как он открыл путь крестьянам в Сибирь, на освоение новых земель без государственной бюрократии, помещиков и общины. Конечно, русским крестьянам, в отличии от американских фермеров, достались гораздо более суровые природные условия.

 

Итоги реформ

 

Столыпин говорил, что на капиталистическое переустройство России ему потребуется 20 лет, однако, в 1911 г. он был убит. Но и за 5 лет удалось много сделать. Значительно выросло применение с/х машин и техники (импорт и собственное производство). К 1913 году в России было 8 млн. сох и 9 млн. плугов, т.е. именно в это время плуг начал побеждать соху. Повысилась урожайность и поголовье скота. Только в Сибири ежегодно производили до 800 тыс. тонн зерна. Как отмечал сам Столыпин, «экспорт сибирского масла дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Валовые сборы зерна к 1913 г. по сравнению с началом века возросли на 40 % и составили 5 млрд. пудов, из которых 88 % были произведены в крестьянских хозяйствах (что полностью подтверждает теорию устойчивости крестьянского хозяйства).

В деревне происходили разительные перемены. При поддержке Госбанка и земств начался бурный рост кредитных, производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, которых к 1913 году насчитывалось около 30 тыс. Крестьянам государством оказывалась методическая и агротехническая помощь.

 

Характер и результаты реформы Столыпина до сих пор остаются объектами острых дискуссий. Однако, все авторы отмечают рост производства зерновых, поголовья скота и свиней, экспорта сельхозпродукции. Кроме этого, хотелось бы обратить внимание на значительный рост применения орудий труда по мере отхода от полунатурального общинного хозяйства, а также рост платежеспособности крестьянских хозяйств, т.е. расширение внутреннего рынка для продукции индустриальных отраслей. Первый аспект характеризуют данные о росте импорта и производства сельскохозяйственных орудий и машин в период столыпинских реформ (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Ввоз и производство сельскохозяйственных орудий и машин

в 1906-1912 гг. (тыс.руб.)

 

  Годы
 
1. Ввоз
  2. Производство              
Всего:
% к 1906 г. 100,0 114,9 141,5 189,5 208,8 311,7 342,4

(Дубровский С.М. Столыпинская реформа. М. 1963. С. 7).

Таким образом, за шесть лет реформы использование сельскохозяйственных машин возросло почти в 3,5 раза, в той же пропорции увеличилось и внутреннее производство орудий сельского хозяйства: в основном производились плуги, сеялки, жнеи-лобогрейки, жнеи-самосброски, молотилки с приводами и т.д. Импортировались паровые плуги, сеялки, косилки, молотилки, локомобили. В 1913 г. начался ввоз тракторов – после облегчения условий их пропуска через границу. Значительно увеличилось применение минеральных удобрений – фосфоритов, суперфосфатов, томас-шлаков, кости толченой и молотой и др., примерно в той же пропорции, как и сельскохозяйственных орудий (для сравнения: в 90-е гг. все эти показатели неуклонно снижались, см. приложения). Соответственно росла урожайность зерновых культур, поголовье скота. Например, средняя урожайность пшеницы в пудах с десятины за период с 1907 по 1913 гг. выросла с 33,3 до 58,2; ржи – с 44,0 до 55,2; овса – с 45,5 до 62,3; ячменя – с 47,2 до 63,8 и т.д. [76, с. 419].

Экспорт зерновых, муки и отруби с 1908 по 1913 гг. вырос с 562 до 725 млн. пудов, в стоимостном выражении – с 470 до 673 млн. руб. [там же, с.444].

Сдвиги в развитии сельского хозяйства способствовали накоплению денежных средств у крестьянства. Правительство уделяло большое внимание развитию государственных сберегательных касс и других кредитно-сберегательных учреждений (см. табл. 6). Столыпин считал развитие мелкого кредита для нужд сельских жителей "делом первостепенной важности". На земских начальников был возложен надзор над сельскими и волостными ссудо-сберегательными кассами, производство ревизий всех их дел, счетов и др.

 

Таблица 3

Рост вкладов в деревне в 1912-1916 гг. (на 01.01.1916 г., в млн.руб.)

 

  Годы
1. Государственные сберкассы 1631,1 1729,8 1826,9 1999,8 2793,9
2. Ссудно-сберегательные товарищества 154,8 173,2 224,7 224,3 227,4
3. Кредитные товарищества 37,9 135,0 199,2 240,3 303,1
Всего 1823,8 2038,0 2250,8 2464,4 3324,4

[Дубровский С.М. Столыпинская реформа. М. 1963. с. 446].

В таких же темпах росли выдаваемые ссуды. Почти половина всех ссуд в период реформы были долгосрочными, т.е. представляли собой не пополнение оборотных средств, а инвестиции в расширение производства. Правда, значительные суммы – около 25% от всей суммы ссуд – тратились на покупку и аренду земли, т.е. являлись рентными платежами государству и помещикам. Остальные суммы расходовались на приобретение живого и неживого инвентаря, жилищное и хозяйственное строительство и т.д.

Общий подъем сельского хозяйства дал толчок быстрому развитию кооперации в соответствии с рекомендациями М. Туган-Барановского и других. Если в 1901 г. существовали 286 сельскохозяйственных обществ, то к концу 1915 г. их насчитывалось около 10350 (кооперативы, товарищества и артели, не считая кредитных товариществ). Департамент земледелия издал примерный устав сельскохозяйственного товарищества, принятие которого значительно облегчало процедуру регистрации. Министерство земледелия предоставляло "мелиоративный" кредит для работ по осушению, орошению, укреплению почв, лесоразведению, а также для приобретения племенного скота, организации кооперативных маслодельных заводов и др. В 1913 г. было выдано кредитов на сумму 2090,9 тыс. руб., получателями которых были: частные домохозяйства – 46,2%; крестьянские общества – 7,2%; земства – 33,1%; маслодельные товарищества – 7,2% [там же].

 

В 1909-1913 гг. начался новый экономический подъем. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Общий среднегодовой прирост промышленной продукции за этот период составил 9 %. Производство чугуна выросло на 64 %, стали – на 82 %. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса.

Это значит, что российская экономика в этот период максимально приблизилась к индустриальной стадии, а в результате войн и революционных потрясений была отброшена назад. В индустриальную стадию окончательно перешли только в 1930-е гг.,

но в основном за счет разорения с/хозяйства.

 

Аграрная реформа ускорила развитие рынка:

1. Быстрый рост товарности сельского хозяйства.

2. Рост спроса на с/х технику и удобрения.

3. Быстрый рост спроса на товары широкого потребления в деревне.

4. Развитие производственной, закупочной, сбытовой и потребительской кооперации.

5. Рост денежных сбережений у жителей села.

6. Стремительное развитие кредитных кооперативов в аграрном секторе.

7. Формирование зажиточного слоя крестьян-собственников.

 

Однако, с десятины в России собирали в среднем 45 пудов зерна (2 раза меньше, чем во Франциии в 3 раза – чем в Германии).

 

7. ПРИЧИНЫ НЕЗАВЕРШЕННОСТИ РЕФОРМ

 

Объективные:

1. Царь в условиях ожесточенного сопротивления радикальных традиционалистов, реформу поддержал лишь формально. Таким образом, сопротивление реформам шло не только «с низу», но и «с верху», и «с права», и «с лева».

2. Социальной политике сильно мешала крупная буржуазия.

 

Субъективные:

1. Карательные меры правительства «без суда и следствия», участия юристов, вызывали сильное негодование в обществе.

2. Правительством были закрыты профсоюзы.

 

В результате действия этих и др. факторов подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) остались нереализованными. После убийства Столыпина им созданный политический режим стал быстро разлагаться, в результате чего, по словам С.П. Мансырова, эпоха IV Государственной Думы явилась "подготовительным периодом к …смутному времени в России".

По мнению С.Е. Крыжановского,"П.А. Столыпин первым сумел найти опору не только в силе власти, но и во мнении страны, увидевшей в нем устроителя жизни и защитника от смуты. В лице его впервые предстал перед обществом вместо привычного типа министра-бюрократа, плывущего по течению в погоне за собственным благополучием, новый героический образ вождя, двигающего жизнь и увлекающего за собою…"

П.А.Столыпин: «Им(противникам государственности, радикалам) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия !».

Материалы для самоконтроля

П.А.СТОЛЫПИН (1862-1911) – ВЫДАЮЩИЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ РОССИИ

Должности П.А.Столыпина:

- Предводитель дворянства в г. Ковно (Каунас);

- Губернатор гродненской губернии;

- Губернатор саратовской губернии;

- Министр внутренних дел

- Председатель Совета министров (при сохранении должности министра внутренних дел) – с апреля 1906 г.

ИДЕОЛОГИЯ РЕФОРМ

 

1. Основнаязадача - вывести Россию в число наиболее развитых мировых держав.

2. Активная позиция государства в процессе управления структурными преобразованиями.

3. Общая идея столыпинского курса – "вначале захватить впавшую в анархическо-хаотическое состояние Россию "в кулак", а затем, проведя земельную реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России партию социал-революционеров, начать постепенно разжимать кулак" наращивая заложенный в Манифесте 1905 года потенциал гражданского и политического либерализма.

4. Восстановление политической стабильности: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России !

5. Превращение крестьян в полновластных собственников, чтобы «крепкие хозяева» обошли «убогих и пьяных».

6. Расширение внутреннего рынка как стимул роста промышленности через использование сельского хозяйства в качестве «локомотива», а не за счет его разорения.

 

 

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ

 

1. Укрепление устоев государства путем устранения социальной почвы революционеров-радикалов. Столыпин считал, что создание хуторов и отрубов – лучшее противоядие против революционных настроений.

2. Повышение уровня образованности бедных слоев населения. 111 Дума по предложению Столыпина одобрила рост ассигнований на нужды образования на 20 млн. руб. ежегодно. В дальнейшем планировалось введение всеобщего (бесплатного) начального образования.

3. Расширение социальной и бесплатной медицинской помощи рабочим за счет работодателей, ограничение продолжительности рабочего дня для малолетних и т.д.

4. Создание правового государства: предоставление больших прав земствам, расширение прав верующих других конфессий, в т.ч. старообрядцев, разрешение еврейского вопроса, реорганизация жандармского корпуса, создание министерства национальностей, министерства труда и социального обеспечения и т.п.

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ

 

Плюсы: 1. Простор и широта полей, доступные для всех членов

общины.

2. Общее решение всех проблем, помощь в беде.

3. Гарантированный минимум средств существования.

 

Минусы: 1. Высокие налоги.

2. Круговая порука.

3. Черные переделы.

4. Низкая мотивация труда

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ

 

1) В сельском хозяйстве преобладает «J» образный эффект масштаба. Это значит, что в этой отрасли количественно должны преобладать мелкие частные хозяйства.

2) Теория устойчивости крестьянского хозяйства, видными представителями которой были российские экономисты Н.Д.Кондратьев и А.В.Чаянов («условия сельского хозяйства требуют повседневного учета особенностей каждого клочка земли»).

3) Недостатки и ограниченность мелкого хозяйства призвана уравновесить кооперация (производственная, торговая и кредитная), которая дает возможность сочетать гибкость крестьянского хозяйства с преимуществами крупномасштабной организации.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМ

 

1. Ноябрьский Манифест 1905 г., по которому сначала уменьшались выкупные платежи крестьян за землю, а с 1.01.1907 г.- они полностью отменялись.

2. Указ 9 ноября 1906 г. («О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»).

3. Закон от 14 июня 1910 года, юридически закрепивший право выхода из общины.

 

МЕТОДЫ РЕФОРМ

 

1. Сочетание частного и общинного землепользования там, где это необходимо (леса, луга, пастбища, водоемы и др. оставалось в общинном владении).

2. Там, где община выступала против выхода крестьян, подавших заявления, принимались насильственные меры.

3. Купля – продажа земли через Крестьянский поземельный банк. Он скупал земли, прежде всего у помещиков, и продавал их крестьянам.

4. Скупка земельных участков у бедноты и перепродажа их зажиточным крестьянам.

5. Решение «земельного голода» путем освоения новых районов в Сибири, Алтае и Средней Азии.

 

В 1905 г. в Европейской России насчитывалось 12,3 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. В общине находилось 9,5 млн. хозяйств, или 77 %. К 1916 г. вышло из общины 2,5 млн. крестьянских хозяйств; свободными хозяевами (ОТРУБОВ И ХУТОРОВ) стали, таким образом, 43 % крестьян.

 

ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ

 

а) погашение всех недоимок;

б) низкие цены на ж/д билеты или бесплатный проезд;

в) освобождение от налогов на 5 лет;

г) беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 руб. на подъем хозяйства.

- за годы реформ капитальные вложения государства в

переселенческие регионы выросли с 4,5 до 26,3 млн. руб.;

- было переселено 3,8 млн. крестьян в неосвоенные районы Алтая, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии;

- переселенцы получили более 31 млн. десятин земли;

- содействие развитию всех форм кооперации в новых районах.

 

МАСЛО ИЛИ ЗОЛОТО ?

 

П.А.Столыпин:

«ЭКСПОРТ СИБИРСКОГО МАСЛА ДАЕТ ЗОЛОТА ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЯ СИБИРСКАЯ

ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ».

 

ИТОГИ РЕФОРМЫ

 

Аграрная реформа ускорила развитие рынка:

1. Быстрый рост товарности сельского хозяйства.

2. Рост спроса на с/х технику и удобрения.

3. Быстрый рост спроса на товары широкого потребления в деревне.

4. Развитие производственной, закупочной, сбытовой и потребительской кооперации.

5. Рост денежных сбережений у жителей села.

6. Стремительное развитие кредитных кооперативов в аграрном секторе.

7. Формирование зажиточного слоя крестьян-собственников.

 

14. П.А.СТОЛЫПИН – ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ

РЕФОРМАТОРОВ РОССИИ

 

"П.А. Столыпин первым сумел найти опору не только в силе власти, но и во мнении страны, увидевшей в нем устроителя жизни и защитника от смуты. В лице его впервые предстал перед обществом вместо привычного типа министра-бюрократа, плывущего по течению в погоне за собственным благополучием, новый героический образ вождя, двигающего жизнь и увлекающего за собою…" (С.Е. Крыжановский).

 

ЧТО НУЖНО ИМ, И ЧТО НУЖНО НАМ

 

П.А.Столыпин: «Им(радикалам всех мастей) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия !».

 

(к сожалению, период времени с убийства Столыпина и до первой мировой войны стал "подготовительным периодом к смутному времени в России").

 

 

Тема 13. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДИТИКА (НЭП) 1920-х гг.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.